Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"
Оценка 4.9

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
18.04.2018
Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"
На занятии «Покой растений», ребята знакомятся с органическими веществами, которые находятся в клетках растений. Учащиеся не знают, как можно обнаружить органические вещества в растениях, поэтому перед лабораторной работой, я показываю демонстрационные опыты, где использую крахмал и сахар. И при выполнении лабораторной работы ребята по изменению окраски уже самостоятельно определяют, какие вещества находятся в органе этого растения. Закрепление их знаний проходит в виде заполнения таблицы, с использованием загадок, ребусов.Технологическая карта занятия
зимний покой растений.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО­БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» г.Колпашево Зимний покой растений Выполнила:  Ковалёва Т.Д. ­ педагог дополнительного образования г. Колпашево 2018 г. Технологическая карта занятия Тема: зимний покой растений. Тип занятия: изучение нового материала. Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная. Цель: формирование понятия «покой» растений. Задачи:  образовательная: углубить знания учащихся об органах растения, питательных веществах, фотосинтезе; развивающая: развивать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием, работать в группах, предметно­речевые навыки, познавательный интерес; воспитательная: воспитывать дружелюбие, доброту, чувства бережного отношения к природе. Оборудование: задания на «зерновках», «семенах» подсолнечника, «клубнях» картофеля и «корнеплодах» моркови. Раздаточный материал: таблицы, листья разного цвета, методички. Оборудование для лабораторной работы указаны в методичках. Планируемые результаты: Предметные: познакомятся  с органическими веществами растений;  получат возможность научиться  понимать  учебную задачу и стремиться  ее выполнять, используя представленную информацию для получения новых знаний; работать по плану, пользуясь методичками; отвечать на вопросы и оценивать свои знания. Задачи этапов занятия Деятельность педагога Деятельность  обучающегося Результаты (в том  числе УУД) Организационный момент создать     условия 1. Задачи:  ­   для возникновения у ребят внутренней потребности включения в учебную деятельность; ­ актуализация требований к  обучающим со стороны учебной  деятельности. 2.Мотивация Задачи: актуализировать знания; создать проблемную ситуацию Создаёт эмоциональный настрой. ­Добрый день, я рада видеть ваши умные и добрые  лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит работа и  я готова начать её, поэтому показываю вам этот  знак (открытые ладошки). ­ Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто  хочет начать работу со мной? (ладошки). ­ Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей! Фронтальная работа Показывают ладошки  ( настрой на работу) Читает стихотворение. Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят: Слушают Личностные: понимание  значения знаний для  человека и принятие его;  иметь желание учиться. Коммуникативные: сотрудничество с  педагогом  и сверстниками. Познавательные: ориентирование в своей  системе знаний. успеха, путем проверки владения  материала прошлых занятий; выявить уровень знаний. «Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол, О лес наш родимый, конец твой пришёл!» Не слышит тревоги их царственный лес Под тёмной лазурью суровых небес. Его спеленали могучие сны, И зреет в нём сила для новой весны. ­ Зима – самое холодное время года и, чтобы его  пережить всё живое готовится к борьбе с холодами. ­ Давайте вспомним, как готовятся животные к  зимним морозам? Дополняет. В теле у чёрных муравьёв и древесных жуков  появляется такое вещество, которое химики обычно добавляют к морозостойким маслам и смесям.  Такое же вещество вырабатывают осенью гусеницы  и другие насекомые. ­ Ну а как же готовятся к зимовке наши деревья? ­ Сообщение о берёзе. (Приложение) ­ Давайте ещё раз назовём приспособления. (листопад и накопление питательных веществ) ­ В каком состоянии находятся растения зимой? ­Вот об этом мы сегодня с вами поговорим на нашем занятии. 3. Целеполагание Задачи: ­организовать формулирование  темы занятия учащимися; ­ организовать постановку учебной  задачи занятия учащимися и планирование ­ Попробуйте назвать тему нашего занятия. ­ Ребята, давайте сформулируем задачу нашего  занятия. Уточняет понимание поставленных задач. ­ А как вы понимаете слово покой?  ­ Что такое питательные вещества? ­ Где берут их растения? Попробуйте объяснить. Личностные: понимание  значения знаний для  человека и принятие его;  желание учиться;  проявлять интерес к  изучаемому предмету. Регулятивные: принятие  и сохранение учебной  задачи; осознание  недостаточности своих  знаний. Познавательные:   умение делать  самостоятельные выводы Регулятивные:  определение и  формулировка цели  занятия с помощью  педагога. Коммуникативные: оформление своих мыслей Фронтальный опрос. Вступают в диалог с  педагогом, отвечают на  вопросы, проговаривают и  осознают. Фронтальный опрос Дети отвечают. Рассказывает 1 ученик В покое. Фронтальный опрос Высказывают свои  предположения. С помощью педагога  формулируют тему  занятия: «Зимний покой  растений» и ставят  учебную задачу. 4.Открытие нового знания  Задачи: сформировать новые  знания об органических веществах,  используя групповую  практическую работу. Озвучивает ещё раз цель занятия. ­ Сегодня на занятии, вы познакомитесь с  органическими веществами, которые накапливают  растения. ­ Где растения берут питательные вещества? Зачитывает высказывание Тимирязева. УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ + ВОДА =  ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА + КИСЛОРОД ­   В   процессе   фотосинтеза   в   листьях   образуется крахмал,   который   превращается   в   растворимые сахара.   А   сахар   по   проводящим   пучкам перемещается в запасающие органы. ­   Назовите   органы   растений,   в   которых накапливаются питательные вещества? (семена, корнеплоды, клубни, луковицы) ­ Питательные вещества накапливаются в растениях в   виде   органических   веществ:   жиров,   белков   и углеводов. ­   Эти   вещества   можно   обнаружить   при   помощи химических веществ, которые меняют окраску. Демонстрация опытов. ­ обнаружение крахмала с помощью раствора йода. ­ обнаружение сахара с помощью раствора медного купороса и раствора гидроксида натрия. ­ Вы будете работать по группам.  Самостоятельная работа с  самопроверкой. Задачи: ­ уметь  работать, используя  методичку; ­уметь организовать рабочее место. Практическая работа (Приложение) Организует самостоятельную работу 1. Определение сахара в  моркови 2. Определение крахмала в картофеле 3.Определение белка в муке 4. Определение жира в семени подсолнечника в устной форме. Познавательные: умение ориентироваться в своей  системе знаний;  осуществление анализа  объектов, построение  логической цепи  рассуждений. Личностные: проявление интереса к поставленной  проблеме. Регулятивные:  принятие учебной задачи; умение  учиться работать по  предложенному педагогом плану. Коммуникативные:  умение оформлять свои  мысли в устной форме,  слушать и понимать речь  других.  Познавательные: умение извлекать информацию,  представленную в виде  лабораторных заданий;  логические –  анализирование объекта;  выделение главного;  Пытаются ответить Записывают в тетрадях Называют органы (При затруднение –  выясняют с помощью  загадок), (Приложение) Смотрят Разбиваются на группы Групповая работа Распределяют  обязанности в группе,   работают, используя  методичку Напоминает обучающимся о Т.Б. и правилах  работы ­ Напоминаю вам, что работа в группах – это не  соревнование, а прежде всего сотрудничество. ­ Надеюсь, что каждый из вас внесёт посильный  вклад в общее дело. ­  Физкультминутка Говорит и показывает.   Выполняют упражнение. 6. Выполнение учебных Закрепление Задачи: зафиксировать   новое   содержание занятия. действий Заполнение таблицы (Приложение) 1. На семенах подсолнечника загадки, выполнив,  которые, ребята узнают растения с наибольшим  содержания жира. 2. На зерновке загадки о растениях, в которых  больше белка. 3. На клубне картофеля – больше крахмала 4. На корнеплоде моркови – больше сахара. Индивидуальная работа Ответы детей и  заполнение таблицы. дополнение и расширение  имеющихся знаний Регулятивные: действие с учетом выделенных  педагогом ориентиров. Коммуникативные:  умение оформлять свои  мысли в устной форме,  слушать и понимать речь  других. Регулятивные:  осуществление  пошагового контроля  своих действий,  оценивание правильности  выполнения действий. Регулятивные: умение вносить  необходимые коррективы  в действие после его  завершения на основе его  оценки и учёта характера  сделанных ошибок. Познавательные: умение  преобразовывать  информацию из одной  формы в другую:  составлять ответы на  вопросы; Логические­ умение анализировать и  делать выводы; Коммуникативные: с  достаточной полнотой и Рефлексивная деятельность. Подведение итогов. Задачи: ­научить   соотносить   полученный результат с поставленной целью ­организовать рефлексию и  самооценку учениками  собственной учебной деятельности. точностью выражать свои  мысли в соответствии с  задачами. Личностные: понимание  значение знаний для  человека и его принятие;  самооценка на основе  критерия успешности  учебной деятельности. Регулятивные:  прогнозирование  результатов уровня  усвоения изучаемого  материала; оценка  правильности выполнения  действия на уровне  адекватной  ретроспективной оценки. Коммуникативные:  оформление своих мыслей в устной форме. Итог. Главная   функция   белков   —   строительная.   Они входят   в   состав   многих   органоидов   клеток. Различных   видов   белков   существует   огромное множество.  Жиры и углеводы в растениях в основном играют роль   запасных   питательных   веществ.   Они обеспечивают   растение   энергией,   когда   ему   это необходимо. В процессе фотосинтеза в растениях синтезируется простой   углевод   —   глюкоза.   Далее   при   ее накоплении, в растениях из глюкозы синтезируется крахмал.  ­ Какие вещества находятся в растениях, когда они «спят»? Подводит обучающихся к самооценке. ­Вот и подошло к концу наше занятие, ребята, вы можете сейчас украсить наш кабинет цветами. ­   Те   ребята,   кто   работал   активно,   всё   понял   на занятии   и   сможет   объяснить   другим   –   возьмите листья зелёного цвета. ­ Те ребята, кто работал хорошо – возьмите листья жёлтого цвета. ­Те ребята, кто старался, но у них не всё получалось – возьмите листья  красного цвета. Сегодня трудились все на “Отлично”. Молодцы,  ребята! Спасибо вам! Отвечают. Осуществляют  самооценку Определяют свое  эмоциональное состояние  на занятии. Организуют оценку  учебной деятельности 1. Батурицкая Н.В. Удивительные опыты с растениями. Список используемых источников: 2. 3. 4. 5. Дорохина Л.Н.Руководство к лабораторным занятием по ботанике с основами экологии.­ М.: Просвещение, 1980 – 144 с. Генкель П.А. Физиология растений.­ М.: Просвещение, 1985 – 175 с. Карпенко М.Т. Сборник загадок. Рохлов В.С. и др. Занимательная ботаника.­ М.: «АСТ­ПРЕСС», 1999 – 481 с. Приложение. 1. Сообщение о берёзе. Берёзы,   прежде   всего,   сбрасывают   листья,   чтобы   выпавший   снег   не   поломал   веток   и   чтобы предохранить   себя   от   высыхания.   Но,   чтобы   утеплить   дом,   мало   заткнуть   только   щели.   И   они запасают в стволах и ветках крахмал, очень похожий на тот, из которого варят кисель. И к первым холодам клетки деревьев плотно набиты крахмальными зёрнами. Там, где теплее, крахмал так всю зиму и остаётся крахмалом, а весной идёт на питание почек. Но при наших холодах крахмал быстро замёрз бы – ведь в нём содержится и какое­то количество влаги. Поэтому, когда начинаются морозы, деревья перерабатывают крахмал в масло и из крахмальных превращаются в масляные. Масло на морозе   не   замерзает,   поэтому   им   не   страшны   никакие   холода.   Весной   масляные   деревья   снова превращаются в крахмальные. А берёзы масло превращают в сахар, поэтому сок у них такой сладкий. Вот так деревья переносят холода. 2. Высказывание К.А.Тимирязева: «Если самому лучшему повару дать сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросить, чтобы он из всего этого приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется   совершенно   фантастическим   человеку,   беспрепятственно   совершается   в   зелёных   листьях растенй». 3. Органы растения, в которых накапливаются питательные вещества. Загадки. Красна – не девица, зелена – не дубрава, с хвостом, а не мышь. (Морковь – корнеплод – в результате  утолщения главного корня) Не казиста, шишковата, а придёт на стол она, Скажут весело ребята: «Ну рассыпчата, вкусна!» (Картофель – клубень – видоизменённый побег) В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке,  Только жёлтые лучи у него не горячи. (Подсолнечник – семена) В поле росла, под жерновом была, Из печки на стол караваем пришла. (Пшеница – зерновка, семя) 4. Методичка. Выявление органических веществ Цель работы: доказать, что в живых организмах содержатся различные органические вещества. Обнаружение белка Оборудование: стакан с водой, пшеничная мука, марля, водный раствор йода, пипетка. Ход выполнения работы: ­ заверните муку в марлю и опустите её в стакан с водой; ­ промойте муку в воде и разверните марлю. ­   Что   вы   обнаружили?   (Клейкое   вещество.  Клейковина   представляет   собой   группу   белков небольшого размера, содержащуюся исключительно в муке сухих зерновых культур, главным образом пшеницы, а также ячменя, ржи и овса) ­ Это органическое вещество – (Белки.) ­ Добавьте в стакан раствор йода; ­ О чем свидетельствует такое окрашивание? (Наличие крахмала) Вывод: значит, в муке содержится (белок и крахмал) Обнаружение крахмала Оборудование: клубень картофеля, водный раствор йода, пипетка, нож. Ход выполнения работы: ­ разрежьте клубень картофеля и капните на него немного водного раствора йода. ­ Что произошло? (Посинение) Вывод: значит, в клубне картофеля содержится (крахмал) Оборудование: семена подсолнечника, лист бумаги. Ход выполнения работы: ­ раздавите на листе бумаги очищенное семя подсолнечника.  Обнаружение жира ­ Что вы наблюдаете? (Осталось жирное пятно) Вывод: значит, в семенах подсолнечника есть (жир). Обнаружение сахара Оборудование:  отвар   корня   моркови,   штатив   с   пробиркой,   раствор   медного   купороса,   раствор гидроксида натрия, пипетка, спиртовка, спички. Ход выполнения работы: ­ в чистую пробирку налить отвар корня моркови; ­ прибавить к нему 1 каплю раствора медного купороса и немного гидроксида натрия; ­ нагреть содержимое в пламени спиртовки. ­ Что произошло? (Кирпично­красный осадок) Вывод: значит, в отваре корня моркови содержится (сахар). Сделайте в тетради вывод, какие органические вещества входят в состав растений. 5. Заполнение таблицы  Жиры Белки Углеводы Крахмал 1. На семенах подсолнечника загадки, выполнив, которые, ребята узнают растения с наибольшим  содержания жира. А) Земляной орех. (арахис – до 69%) Б) Вот чудеса бывают ребята, выросла в поле белая вата! Вату колхозом всем убирали, срочно на фабрику вату послали. Будут обновки у наших ребят: братишкам – штанишки, сестрёнке – халат. (Хлопчатник – до 29%) В) Решите ребус. (Лён – до 48%) , 2. На зерновке загадки о растениях, в которых больше белка. А) Без рук, без ног – ползёт на батог. (Горох – до 43%) Б) Первое – нота, второе – тоже, А в целом на горох. (Фасоль – до 23%) В) Из букв составьте слово: ОЯС. (Соя – до 45%) 3. На клубне картофеля – больше крахмала. А) Главный признак этого растения простой: голова на солнце, ноги под водой. (Рис – до 83%) Б) Хоть чином и не хан, на голове – султан, и с золотом кубышки запрятаны в подмышки. (Кукуруза –  67%) В) Решите ребус. (Ячмень – до 71%) ,    ,, 4. На корнеплоде моркови – больше сахара. А) Берега зелёные, вода красная, рыбки чёрные. (Арбуз – до 10%) Б) Прочитайте слово: В + ДАР + НОГИ. (Виноград – до 30%) В) На лесной поляне красуется Татьяна: алый сарафан, белые крапинки. (Земляника – до 9%) 5. Для рефлексии:

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"

Технологическая карта занятия по биологии "Покой растений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2018