Технологическая карта занятия «Влияние неблагоприятных факторов среды на здоровье человека».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Влияние неблагоприятных факторов среды на здоровье человека». Данная разработка урока составлена по УМК Пономаревой И.Н. для учащихся 11 класса. Планируемые образовательные результаты Предметные - знать влияние неблагоприятных факторов среды на здоровье человека. Метапредметные - регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, поиск пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - работать с ресурсным материалом. Личностные - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы.
Иконка файла материала технол карта влияние неблагоприят.факторов на здоровье человека.doc
Тема урока Тип урока Цель Задачи Планируемые образовательные результаты Ресурсы Технологии Этап урока, дидактические цели. 1 этап. ОБЩАЯ ЧАСТЬ «Влияние неблагоприятных факторов среды на здоровье человека».                                                                                                       Данная разработка урока составлена по УМК Пономаревой И.Н.  для учащихся 11 класса. урок общеметодологической направленности Показать учащимся в ходе выполнения практических заданий влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье  человека, рассмотреть основные способы защиты от неблагоприятных факторов среды, сохранения и укрепления здоровья. ­ образовательные: на конкретных примерах рассмотреть, как влияют факторы окружающей среды на здоровье человека; проанализировать собственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; сформулировать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению здоровья.  ­ развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно­следственные связи; уметь  организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли. ­ воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели;  воспитывать положительное отношение к совместному труду. Предметные ­ знать влияние неблагоприятных факторов среды на здоровье человека. Метапредметные ­ регулятивные: ­ самостоятельно  определять цель учебной деятельности, поиск пути решения проблемы и средства  достижения цели; ­ участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;  ­ коммуникативные: ­ обсуждать в рабочей группе  информацию;  ­ слушать товарища и обосновывать свое мнение; ­ выражать свои мысли и идеи. ­ познавательные: ­ работать  с ресурсным материалом. Личностные ­ осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; ­ устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы. Мультимедийное оборудование, ресурсный материал (задания и др.) Проблемно­исследовательская технология, ИКТ­ технологии. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА Содержание учебного материала. Деятельность обучающихся. Деятельность учителя. Форма Формирование УУД. организации учебной деятельности Организационный Приветствие  учащихся. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством  Приветствуют учителя.   Настраиваются на урок,  психологически готовятся к  фронтальная Личностные:создания позитивной эмоциональной обстановки. общению. Звенит, заливается школьный звонок,                                               Вас ждёт интересный, полезный урок,                                   Чудесным пусть будет у вас настроение,                                      Легко и прелестно даётся учение. см слайд презентации­1 2 этап. Актуализация знаний « Не секрет, что окружающая среда оказывает влияние на организм  человека, в том числе и каждая оболочка Земли».                                 ­ «Какие оболочки земли вы знаете?»                                           ­  «Где, можно обнаружить жизнь?» Вступают в диалог с учителем,  отвечают на вопросы,  проговаривают и осознают. фронтальная 3 этап. Создание проблемной ситуации ­«План нашего занятия следующий:  определение темы; выполнение  трёх заданий;  подведение итогов». см слайд презентации­2 В   качестве   отправной   точки   нашего   занятия   предлагаю   Вам прослушать и проанализировать одну философскую притчу: Притча «отец и дочь». Принимают участие в диалоге с  учителем, высказывают свою точку  зрения, обмениваются мнениями. фронтальная Оценивают   влияние   факторов среды на  организм, здоровье. Анализируют собственное влияние  на окружающую среду. Приходит дочь к отцу и говорит:  ­  Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать?  Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковые кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо, и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.  ­ Что изменилось? ­ спросил он девушку.  ­ Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде ­ ответила она.  ­   Нет,   дочь   моя,   это   лишь   поверхностный   взгляд   на   вещи. Посмотри ­ твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не   изменились,   они   лишь   изменили   свою   структуру   под воздействием   одинаковых   неблагоприятных   обстоятельств   ­ кипятка. Тоже самое, происходит и с людьми ­ сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми, тогда как хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут.  ­ А кофе? ­ спросила дочь.  проявляют интерес к  изучаемому предмету,  понимают его важность. Коммуникативные:   умение сотрудничать,  высказывают свою точку  зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Познавательные: ориентируются в своей  системе знаний. Личностные:    формирование  мотивационной основы  учебной деятельности Регулятивные:                    в сотрудничестве с  учителем,  выдвигают  проблему.­ О! Это самое интересное! Кофе полностью растворился в новой враждебной   среде   и   изменил   ее   ­   превратил   кипяток   в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не меняются   под   давлением   обстоятельств   ­   они   сами   меняют обстоятельства   и   превращают   их   в   нечто   новое   и   прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации. Вопросы: 1.Как   вы   считаете,   делает   ли   Вас   влияние   окружающей   среды сильнее,   слабее,   или   вы   сами   способны   ее   изменить,   приведите примеры 2.Каково   ваше   влияние   и   влияние   ваших   близких,   друзей, знакомых на окружающую среду. см слайд презентации­3,4 «Итак,   давайте   определим,   чему   будет   посвящено   наше сегодняшнее занятие». см слайд презентации­5,6 4 этап Целеполагания Варианты   ответов   учеников, формулировка   темы,   цели   и задачи урока. фронтальная Регулятивные:   формирование умения  самостоятельно  формулировать учебную  проблему, определять цель учебной деятельности.  Личностные:       проявляют интерес к  изучаемому предмету,  понимают его важность. 5 этап Приступаем к выполнению заданий, к нашим исследованиям. Проявление познавательной  групповая Познавательные: Осмысление (изучение нового материала) Выполнять задания вы будете в группах. На столах лежат карточки с   названием   оболочек   Земли,   выберите   наиболее   понравившуюся Вам оболочку.  Также необходимо выбрать командира группы – его задача следить за работой группы  и выставить оценки  всем  участникам в конце урока. 1 задание для групп  ­ Каждой группе необходимо определить и зафиксировать   в   виде   таблицы   факторы   влияния   выбранной оболочки Земли на организм человека.  Оболочка Земли Положительное Отрицательное  влияние влияние Атмосфера инициативы. Проведение исследований. Обсуждение в группах варианты  решения. Оценка правильности выводов,  решений. При выполнении данного задания  учащиеся будут основываться на  уже имеющихся знаниях и личном  опыте. Им необходимо определить  какие факторы внешней среды  анализировать,  воспринимать,  интерпретировать и  обобщать информацию. Регулятивные: продолжить  формирование умения  участвовать в  коллективном обсуждении проблемы, интересоваться  чужим мнением,оказывают влияние на организм. Выполнение упражнений по  видеофрагменту. Осуществляют  профилактику утомления. Прочитав предложенные ситуации, высказывают мнение о согласие или нет с мнением и поступками героев данных ситуаций, если да или нет, то   в   чем   именно   согласны   ­   не согласны,   ответ   обосновывают. Высказывают   свою   точку   зрения, как   бы   поступили   в   данных ситуациях. Формулируют правила безопасного  поведения в окружающей среде. По окончанию работы  представители от группы  выступают с результатами. Гидросфера Литосфера Биосфера На доске  вы  видите  правила  работы,  которые  необходимо  четко соблюдать: Законы инициативы: ­ не согласен – возражай ­ возражаешь – предлагай ­ предлагаешь – делай см слайд презентации­7,8,9 Музыкальная физкульминутка 2 задание – анализ ситуаций  У   вас   на   столах   лежат   карточки   с   различными   жизненными ситуациями.   Внимательно   прочитайте     и   ответьте   на   следующие вопросы: 1) Согласны вы или нет с мнением и поступками героев данных ситуаций, если да или нет, то в чем именно согласны – не согласны, ответ обоснуйте.  2) Как бы вы поступили в данных ситуациях. Ситуация № 1 – «Интервью с подростками»                                ­  Я всегда пью пиво с друзьями, когда мы идем в кино или просто  тусуемся. А что здесь такого? – с вызовом говорит 15­летний Денис  ­ Без банки коктейля или пива здесь делать нечего, – добавляет его  подружка Соня 14 лет. К нашему разговору присоединяется Данила, ему почти 15.                                         ­ Пьем, чтобы поднять  настроение, расслабиться… Ничего страшного в этом нет, мы же не  алкоголики какие­то… Ситуация № 2 – «Реальная история реальной жизни»                   «В небольшом городе, в одной внешне благополучной семье жил  подросток, которого звали Вася. Он был единственным ребенком в  семье. После 9 класса поступил в колледж, где у него появились  новые друзья. Родители много работали и поэтому приходили  домой поздно вечером. Спрашивали у сына: «Как дела?», а затем  высказывать свое; продолжить  формирование навыков в  диалоге с учителем  совершенствовать  самостоятельно  выработанные критерии  оценки; продолжить  формирование умения  работать по плану, сверять свои действия с целью и  при необходимости  исправлять ошибки  самостоятельно. продолжить обучение  основам самоконтроля,  самооценки и  взаимооценки. Личностные: создание условий  к  саморазвитию и  самообразованию на  основе мотивации к  обучению и самопознанию; осознавать неполноту  знаний, проявлять интерес  к новому содержанию;  устанавливать связь  между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный  вклад в работу группы.смотрели телевизор, т.к. очень уставали на работе. Бабушка с  дедушкой жили вместе с ними, они нигде не работали, но, к  сожалению, очень много времени проводили в поликлинике и  больнице, т.к. часто болели. Васе было скучно дома, и он искал  понимание и общение во дворе и на улице. Многие ребят а, с  которыми он общался, употребляли спиртные напитки, курили,  некоторые попробовали уже и наркотики. Вася тоже быстро  приобщился к курению сигарет, т.к. боялся, что потеряет этих  друзей и останется один. Он стал хуже учиться, появились  опоздания и пропуски уроков в школе». Ситуация № 3 – «Откуда все пошло и к чему это все привело»    Это началось в 1994 году, когда я в школе попробовал марихуану.  Просто предложили способ поднять настроение, и я согласился, и  так веселились пару лет, периодически принимая «легкий»  наркотик. Потом в городе открыли первый клуб по английскому  проекту. Шикарное  по тем временам заведение. И там появились в  продаже «легкие» наркотики экстази и амфетамин, которые мы  принимали строго по субботам, а в остальное время вроде бы,  я  продолжал заниматься спортом, в то время я был кандидатом в  мастера спорта по силовому троеборью и я заметил, что мои  результаты поначалу восстанавливались к концу недели, но, по сути, я топтался на месте. А потом они начали падать, и я решил не  заниматься спортом и начал принимать амфетамин чаще, когда три  когда четыре раза в неделю и вроде бы ничего, но в какой ­ то  момент я начал чувствовать депрессию и утратил цель в жизни, т.е.  я вдруг осознал что мне некуда стремиться. Однажды после  дискотеки, когда действие амфетамина прошло и началась уже  привычная депрессия при которой ты чувствуешь себя  отвратительно и не можешь заснуть или как то отвлечься, ко мне  подошел знакомый парень и предложил «занюхать» порошок под  названием героин и сказал: «Очень помогает после кислоты!  занюхай и иди домой, ложись спать и проснешься как огурчик». Так  прошло несколько недель когда я понял что героин не плох не  только для того чтобы употреблять его после кислоты но и сам по  себе и тогда я начал употреблять героин на котором «сидел» плотно через месяц. А потом пошли перебои с героином в нашем маленьком городке и мне предложили уколоться «ханкой» (опий­сырец), так я6 этап Закрепление и обобщение. 7 этап Рефлексия (итог урока). подсел на иглу, а когда героин вновь появился, то я его уже не стал  нюхать, ведь по вене лучше! Ну а потом начался полный распад  жизни, с техникума выгнали, осудили (дали условно 1 год), потом  посадили (4,6 г), потом еще раз (2г), в перерывах между сроками  кололся, когда седел кололся реже. Таким образом, это описание  моей жизни длиной в 11 лет из него видно, откуда все пошло и к  чему это все привело. см слайд презентации­10 3   задание  –   формулировка   правил   безопасного   поведения   в окружающей среде  У   вас   на   столах   лежат   листы   формата   А4,   вам   необходимо сформулировать   и   оформить   на   листах   правила   безопасного поведения в окружающей среде. Форма представления может быть любой на ваш выбор:  в виде текста, рисунков, таблицы, схемы и т.д. и  т.п.  Можно   использовать   цветную   пасту,  фломастеры,   цветные карандаши. см слайд презентации­11 Предлагаю подвести итоги нашего занятия, у Вас на столах лежат карточки со смайликами, выберите тот, который отражает ваше настроение в ходе урока.    Также нам необходимо оценить результаты вашей работы в ходе выполнения   заданий.   Поставьте   сами   себе   оценку   за   работу   на уроке  и передайте   командирам   группы.  Командиры   выставляют свои оценки каждому участнику. А затем сдают таблички мне. Я проанализирую   их,   выставлю   свою   оценку   каждому,   а   итоговая оценка   будет   получена   путем   выведения   средней   из   3­х имеющихся.  Фамилия, Моя оценка Оценка Оценка учителя за имя за урок командира группы  урок 8 этап см слайд презентации­12,13 В качестве домашнего задания предлагаю Вам сделать презентацию на обобщенную тему «Я и мое здоровье», не ограничивая Вас по ее Выступление групп с результатами работы групповая Познавательные:   Ориентируются в своей  системе знаний.       Личностные:        Осознают свои  возможности в учении.   Регулятивные:  Осуществляют контроль  учебных действий. Оценивают свою работу. индивидуальная Познавательные:   ориентируются в своей  системе знаний.   Регулятивные:     Проводят рефлексию  учебной деятельности.Домашнее задание. оформлению и содержанию, с единственным ограничением не менее 7 и не более 15 слайдов. В нее могут быть включены стихи, истории из   жизни,   фотографии,   а   также   любые   материалы,   касающиеся вашего здоровья и вашего отношения к своему здоровью.  Спасибо всем за творческую и плодотворную работу. Копия верна. Заместитель по УВР ______________________  Белова В.А.

Посмотрите также