Любая анимационная программа является формой социально – культурной деятельности, соответственно, в процессе её разработки актуально использование такой технологии, как социально – культурное проектирование.
Эта технология достаточно глубоко изучена отечественными учеными, такими как Г.М. Бирженюк, А.П. Марков, В.И. и О.В Курбатовы, Г.М. Кузицын, Г.А Баландина, Т.М. Дридзе, С.Э. Зуев и многие другие, тем не менее, исследования ведутся до настоящего времени. Современные специалисты, в том числе И.Ф. Симонова[1] уже включают туда ультрасовременные подходы, например, компьютерное моделирование и использование электронных баз данных. Однако суть технологического процесса, как системы последовательных действий для достижения целей проекта остается неизменной. Опираясь на работу «Основы социокультурного проектирования» Г.М. Бирженюка и А.П. Маркова, выделим основные этапы разработки и реализации проекта:
- определение аудитории, на которую направлен проект. Аудитория может быть определена по социально – биологическому, психологическому, профессиональному и другим признакам (пол, возраст, ценностные ориентации, уровень социальной адаптации и пр.);
- характеристика социокультурных проблем аудитории. Этот этап очень важен для грамотной постановки целей и задач и включает в себя определение ситуационных и системных противоречий, решение которых лежит в области социально – культурной деятельности;
- постановка целей, как представления идеальной модели решения определенных проблем аудитории, и определение задач, как последовательных этапов достижения поставленной цели;
- определение формы реализации проекта (концерт, конкурс, фестиваль, клуб, ивент, тур, спортивный праздник и т.п.);
- разработка содержания деятельности, которое включает в себя: определение направлений деятельности, её содержания, базы реализации, исполнителей и сроков и пр.;
- расчет бюджета, в том числе затраты на все основные и сопутствующие затраты на проект;
- определение источников финансирования проекта (бюджетные средства, спонсорская помощь, средства, полученные от коммерческой деятельности и т.п.) [2].
Такая последовательность научно обоснована и технологически обусловлена для достижения максимального эффекта от реализации проекта.
Достичь необходимой эффективности такого проекта, как анимационная программа, можно только при соблюдении целого ряда условий, как-то: оригинальность идеи, подбор оптимальных форм, методов и средств донесения ее до целевой аудитории, четко спланированных и согласованных действий всех участников. Системообразующим фактором здесь является цель. Опираясь на теоретические исследования и личный профессиональный опыт, можно представить основные элементы технологической системы управления событийным мероприятием (рисунок 1)
Целеполагание является важнейшей частью процесса подготовки любой анимационной программы и включает в себя определение и постановку конкретной, прогнозируемой и диагностируемой цели или целей, как идеального образа проектируемой (разрабатываемой) программы. Наличие цели обеспечивает возможность постановки основных задач и анализа эффективности программы в целом.
Финансирование программы, включает в себя весь комплекс расходов и их источников на проведение программы, в том числе прямые расходы (оборудование инвентарь, декорации, призы, оплата труда, печатная продукция, фото и видеосъемка и пр.), а также дополнительные организационные расходы (доставка оборудования, переговоры с поставщиками и участниками, организация освещения, информационные письма и пр.). Однако, всегда следует помнить, что затраты не должны превышать желательный эффект от мероприятия.
Планирование определяет процесс подготовки и проведения анимационной программы и её этапов. В частности, план разрабатывается так, чтобы было четкое его соответствие целям и задачам, были исключены все спорные моменты и вопросы в отношении качества и сроков исполнения собственно мероприятия, а также каждого из его подготовительных этапов.
Кадровое обеспечение является крайне важным моментом для достижения целей. Достаточное количество и высокий профессиональный уровень специалистов, зачастую, играют главную роль в успешном проведении мероприятия и превращении его в настоящее событие для аудитории[3].
Не менее важным элементом является и коммуникация, в том числе анонс, реклама, освещение в СМИ и PR планируемой программы, которые должны обеспечить общественный резонанс и необходимый отклик у потенциальной аудитории. По этой причине организация анимационной программы должна включать четкий и регламентированный план коммуникационного, информационного и общественного эффекта от проведения мероприятия[4].
С точки зрения основания к разработке анимационной программы, этот процесс предстает в одном из таких вариантов как:
- специалисты – организаторы и аниматоры разрабатывают свою концепцию и планируют мероприятие, опираясь на собственные творческие идеи. Они прогнозируют предполагаемых участников, изучают целевую аудиторию, ищут спонсоров и т.п.;
- специалистами – организаторами и аниматорами в соответствии с пожеланиями и требованиями заказчика формируется концепция программы. Заказчик лично финансирует мероприятие, поскольку благодаря анимационной программе он получает возможность достичь определенных целей и необходимого эффекта посредством проведения уникального мероприятия;
- сам заказчик разрабатывает концепцию события, а потом выбирает творческую группу (подрядчика) для реализации задуманного.
В любом из этих вариантов технологический процесс подготовки и проведения мероприятия имеет логичную структуру, как систему последовательных действий, ведущих к достижению цели[5].
Управление этим процессом начинается с «постановки целей, которые должно решать предстоящее событие, а завершается не столько даже самим событием, сколько подведением итогов – были ли достигнуты поставленные цели».[6] Когда цели поставлены, в ход идет построение логики, драматургии и сценографии, подбор исполнителей, решаются все организационные, технические, финансовые и иные вопросы.
Управление процессом подготовки и проведения анимационных программ должно исходить из того факта, что при ограниченных ресурсах и временных рамках, конкуренции, а также современных требованиях к качеству и соблюдению условий необходимо организовать и провести мероприятие в четком соответствии с его целями и задачами.
Здесь важно обратить внимание на то, что, эффективность достижения целей требует большей работы с индивидуальными решениями, субъективными восприятиями и психологическим эффектом, чем на финансовых показателях и технических приемах и средствах. По этой причине в современной социально – культурной анимации расширяется применение методологических форм в процессе организации и управления мероприятиями. Проект является организацией и проведением анимационных программ, как совокупности специализированных задач, обусловленных достижением поставленной цели, имеющей уникальный и вдохновляющий характер. На подготовительном этапе, технология социокультурной анимации эффективна в комбинации с технологиями управления проектами.
На этом основании, подготовка программы, начинается с исследования и разработки проекта, и непременно должна учитывать такие факторы как:
- текущие и перспективные планы учреждений, организаций и частных лиц с которыми осуществляется взаимодействие в процессе разработки программы;
- характеристика планируемой и потенциальной аудитории;
- участники мероприятия, его спонсоры, волонтеры, заказчики и пр.;
- индивидуальные цели участников мероприятия по итогам его проведения (аудитории, заказчиков, спонсоров, партнеров и пр.);
- уникальность и оригинальность замысла, а также творческий подход к его практическому воплощению;
- разграничение как от подобных анимационных мероприятий, а также дистанцирование от концептуальных, художественно - творческих характеристик, форм, методов, средств и технологий других подобных анимационных программ;
- время и место проведения анимационной программы относительно других мероприятий;
- наличие необходимых и достаточных человеческих, материальных, технических, финансовых, организационных и других ресурсов.[7]
Эти факторы необходимо учитывать уже в процессе подготовки анимационной программы.
В процессе планирования и разработки актуальны такие технологии как «мозговой штурм», метод брейнрайтинг «635» и другие приёмы решения задач и генерации творческих идей.
Оценка востребованности планируемой программы проводится посредством анализа социально – культурных проблем аудитории, опросов, фокус-групп и т.п., что способствует получению достоверных сведений об интересах целевой аудитории. М. Сондер в своей работе по организации событийных мероприятий дает совет, который полностью применим для подготовки анимационной программы: «планируя мероприятие, организаторы должны оценить не только ожидаемые действия от пришедшей аудитории, но и то, что эта аудитория в действительности будет делать во время мероприятия».[8]
Здесь речь идет обо всех аспектах, относящихся к проведению анимационной программы. К примеру, организаторам важно сделать так, чтобы каждому из его участников и зрителей нашлось комфортное место, соответствующее его интересам и потребностям, т.е. еще на этапе разработки программы организаторам важна проработка размещения идентификаторов собственно анимации, определенного зонирования пространства на территории проведения, специализированных «артефактов», элементов декораций и прочее, а также конкретную программу запланированных действий. В роли особенно эффективных идентификаторов, включая отдельные этапы программы, могут стать реплики ведущих, символика события, музыка, конкурсы, элементы внутреннего и внешнего оформления, декорации, видеоряд и др.
Таким образом, технологический процесс организации и проведения анимационной программы представляет собой систему последовательных действий по достижению поставленной организаторами целей и включает в себя определение его концептуальной основы, постановки целей и задач, формирование ресурсной базы, определения форм, методов и средств организации и проведения, его маркетинга и PR, процесса управления в процессе проведения, а также последующей аналитической работы, включая определение критериев и показателей эффективности. Такой подход можно считать универсальным, однако каждая аудитория имеет свои отличия, обусловленные их профессиональными, социобиологическими, психофизическими и другими особенностями.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Симонова И. Ф. Социально-культурное проектирование: современные подходы и технологии: учебное пособие. – СПб. Наукоемкие технологии, 2020. – С. 180 - 194
[2] Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования - СПб. 1997. – С.179 - 192
[3] Общие принципы формирования бюджета проекта / Фонд президентских грантов. URL: https://xn--80ahaefyxhn.xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/Article/?id=68
[4] Шишкин Д.П. PR – кампания методология и технология учебное пособие /Д.П. Шишкин, Д.П. Гавра, С.Л. Бровко. – СПб.: Роза мира, 2004. С.105 – 107
[5] Мухина М.В., Совершенствование технологий еvent - маркетинга / М.В. Мухина, О.В. Каткова, Е.С. Мухина, Авдонина Д.С., Бочкарева Ю.В. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №2 (36).
[6] Назимко А.Е. Событийный маркетинг: Руководство для заказчиков и исполнителей / А. Е. Назимко – М., Вершина. - 2010.С.42.
[7] Никитин Д.Н. Анализ культурно – массового мероприятия [Текст] / Д.Н. Никитин https://ch-rdk.rzn.muzkult.ru/media/2019/02/10/1273125081/Analiz_kulturno_-_massovogo_meropriyatiya.pdf (дата обращения 04.01.2021)
[8] Сондер М. Ивент-менеджмент: организация развлекательных мероприятий. Техники, идеи, стратегии, методы / М. Сондер пер. с англ. [Д.В. Скворцова]. – М.: Эксмо, 2010. С.65
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.