Технологические карты трёх занятий, посвящённых биографии и творчеству художника Ильи Ефимовича Репина
Оценка 4.8

Технологические карты трёх занятий, посвящённых биографии и творчеству художника Ильи Ефимовича Репина

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
МХК +1
10 кл—11 кл
27.03.2024
Технологические карты трёх занятий, посвящённых биографии и творчеству художника Ильи Ефимовича Репина
Конспекты занятий по теме "Жизнь и творчество И.Е. Репина"
тк по занятиям об И.Е.Репине.docx

 

Технологическая карта занятия 1

Название

«Служители древнейших муз» И.Е.Репин

№ ОУ

 

Тема мероприятия

Биография И.Е.Репина

Возраст, класс

10-11 лет

 

Цель мероприятия

 

Познакомить учащихся с биографией одного из выдающихся художников И.Е.Репиным

Задачи, которые Вы будете решать для достижения цели

 

Обучающие:

1.      Познакомить обучающихся с биографией И.Е. Репина

2.      Обогатить знания о жизни художника

 

Развивающие:

1.      Способствовать развитию художественного восприятия действительности

2.      Побудить к изучению истории российской живописи

 

Воспитательные:

1.      Способствовать воспитанию познавательного интереса к личности художника

2.      Способствовать воспитанию интереса к искусству и расширению кругозора

 

 

Результаты, которые вы планируете получить в ходе проведения мероприятия

Образовательная область: краеведение

Планируемый результат

 

Художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие

 

Предметные:

Развивают чувство прекрасного и эстетический вкус, художественное мышление

 

Метапредметные:

Учатся определять цель, развивают навыки художественного восприятие

 

Личностные:

Проявляют интерес к изучению нового материала, учатся излагать собственное мнение, учатся выступать на публике

Образовательные технологии, которые Вы используете при проектировании мероприятия

Технология ТРИЗ, ТРКМ, ИКТ, здоровьесберегающие

Опишите содержательные этапы мероприятия с указанием используемых приёмов и методов

 

Введение- 5 минут

Основная часть- 25 минут

Заключительная- 15 минут

 

Педагог: здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами начнём очень интересную тему, но чтобы к ней перейти, нужно отгадать загадку.

1. Мир чудесен, полон красок,
Полон света и теней.
Каждый миг его прекрасный
Вдохновенье дарит мне.
Я рисую всё, что вижу -
Листопад и звездопад,
Переулочки Парижа, В вазе спелый виноград, На тропинке подорожник.
Я - талантливый …

Учащиеся: художник!

Педагог: да, совершенно верно. Сегодня и на последующих занятиях мы с вами погрузимся в мир искусства и первое, с чего хотелось бы начать, это цитата.

1 слайд (см. приложение А1)- «Он — воплощение национальной славы русского искусства... В общественном сознании это Русский Художник, с двух заглавных букв». Писал один из самых серьёзных историков русского искусства Анатолий Эфрос об Илье Ефимовиче Репине, о котором и пойдёт речь.

 

 

2.Ознакомление с биографией художника.

Живописец родился в Чугуеве, недалеко от Харьковской области.

2 слайд (см. приложение А1)- Ефим Репин, отец художника, был старшим ребенком в семье. Он занимался продажей лошадей. А мать будущего художника, Татьяна Степановна Бочарова, оказала большое влияние на развитие способностей своего сына. Она также являлась организатором школы для крестьянских детей, учила их арифметике и чистописанию. Рисовать же будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью. Илье Репину было 11 лет, когда его отправили в школу топографов (работа связанная с изображением географических и геометрических элементов местности и в дальнейшем  создание карт на их основе)— в Чугуеве это была востребована эта специальность. Но мальчик проучился там только два года, потом школу закрыли. Далее он устроился в иконописную мастерскую к мастеру Ивану Бунакову. Репин вспоминал о нем: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это был очень талантливый живописец». Вскоре весть о талантливом ученике распространилась и уже в 16 лет Репин покинул родной край и уехал работать с кочевой артелью (объединение людей для совместной работы) иконописцев, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город. Спустя несколько лет молодой художник решил отправиться в Санкт-Петербург — учиться живописи.

Как вы думаете, куда хотел поступить Илья Репин?

Учащиеся: в художественное училище

3 слайд (см. приложение А1)- Педагог: для того, чтобы узнать название учебного заведения, нужно отгадать ребус.

3. Решение ребуса. На слайде будет представлена картинка с загаданными словами, задача учащихся отгадать.

Учащиеся: Академия Художеств!

Педагог: верно!

4 слайд (см. приложение А1)- Он собрал все заработанные деньги и уехал поступать в Академию художеств. Ребята, как вы думаете, удалось ли поступать талантливому юноше в Академию?

Учащиеся: конечно!

Педагог: удивительно, что на самом деле первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Секретарь, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени, поэтому принят не был. Неудача огорчила Илью Репина, однако в родной город он не вернулся. Начинающий художник стал слушателем подготовительной вечерней школы, а позже вновь пришел на испытания в Академию и поступил. За восемь лет учебы он познакомился со многими творческим личностями Северной столицы. Репин близко общался с художниками, однако одного из них он в мемуарах называл своим учителем. 

5 слайд (см. приложение А1)- Давайте угадаем его фамилию, но для этого нужно почувствовать себя сейчас шпионами и решить шифр.

4.Индивидуальное задание. Решение шифра.
Учащиеся смотрят на слайд, где расположена картинка с цифрами и буквами, а так же шифром ниже.  Горизонтальная строчка означает первую цифру в двузначном числе, а строчка по вертикали вторую цифру в числе (педагог все демонстрирует указкой). Педагог угадывает первую букву вместе с учащимися.

Давайте найдём первую букву вместе.

Учащиеся: К

Педагог: да

Учащиеся: составляют слово

Педагог: вижу, что многие уже готовы. Что получилось?

Учащиеся: Крамской

6 слайд (см. приложение А1)- Педагог: Вы совершенно правы, именно Ивана Николаевича Крамского, Репин считал своим учителем.

7 слайд (см. приложение А1)- Важно отметить, что помимо знакомств, годы учёбы принесли Репину несколько наград, например малую золотую медаль за работу «Иов и его друзья». Об остальных известных и поражающих своей красотой полотнах вы узнаете на следующем занятии. Сегодня мы уже много потрудились и посмотрели достаточное количество изображений, поэтому предлагаю дать немного отдохнуть и сделать физминутку.

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут, (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Медленное моргание глазами)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Давайте теперь продолжим наше занятие. Следующий момент, который мне бы хотелось осветить, это семья художника.

8 слайд (см. приложение А1)- Художника называли очень влюбчивым человеком. У него было два брака, от первой жены Веры осталось четверо детей, сын и три дочери. Супруги прожили вместе 15 лет, Вера Глебова была сестрой товарища Репина по рисовальной школе. Их брак трудно было назвать счастливым, у супругов были разные понятия о семье и образе жизни художника. Мастеру нужен был открытый дом, его часто окружали женщины, желающие заказать портрет. Вера не умела оценить величину таланта художника, не признавала салонный образ жизни. Расставание супругов было болезненным, старшие дети остались жить с Ильей Ефимовичем.
Второй женой Репина стала Наталья Нордман, фотограф и литератор. Ради брака с живописцем. Илья Ефимович познакомился с ней в своей мастерской, а затем приехал к Наталье в ее имение «Пенаты».

9 слайд (см. приложение А1)- Она многое сделала для художника, собирала, систематизировала все материалы из прессы, посвященные Репину. В «Пенатах» вторая супруга организовала «среды», дни, когда можно было посещать дачу, не отвлекая живописца от работы.

Всего художник прожил 86 лет и провел свои последние годы в этой усадьбе.

 

 

10 слайд (см. приложение А1)- Педагог: ребята, давайте почувствуем себя сейчас поэтами и создадим собственное стихотворение об Илье Ефимовиче Репине.

5. Синквейн (рефлексия), (см приложение Б1). Индивидуальное задание.

Педагог рассказывает учащимся о том, что такое синквейн, объясняет его структуру, а также зачитывает собственный пример. Учащиеся после написания пяти строк, делятся полученным результатом/стихотворением с классом.
Пример:
Репин
Талантливый, известный
Пишет, творит, вдохновляет
Репин прекрасный живописец
Художник

Учащиеся: придумывают собственные стихотворения и по желанию зачитывают их своим одноклассникам

Педагог: вы большие молодцы и прекрасно справлялись со всеми заданиями, а наше занятие подошло к концу. До свидания и до новых встреч!

 

 

 

 

Перечислите оборудование, необходимое для проведения мероприятия         

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к занятию, указка

 


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Технологическая карта занятия 2

Название

«Служители древнейших муз» И.Е.Репин

№ ОУ

 

Тема мероприятия

 

Творчество художника

 

 

Возраст, класс

10-11 лет

 

Цель мероприятия

 

 

Познакомить учащихся с несколькими произведениями живописи И.Е.Репина

Задачи, которые Вы будете решать для достижения цели

 

Обучающие:
1.   Познакомить обучающихся с некоторыми полотнами И.Е.Репина
2.   Расширить представление о творческой составляющей художника

Развивающие:
1.   Способствовать развитию художественного восприятия действительности
2.   Способствовать развитию коммуникационных навыков, творческой активности, воображения, памяти

Воспитательные:
1.   Способствовать воспитанию уважения к точке зрения одноклассников
2.   Способствовать воспитанию познавательного интереса к произведениям искусства

 

 

Результаты, которые вы планируете получить в ходе проведения мероприятия

Образовательная область: краеведение

Планируемый результат

 

Художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие

 

Предметные:

Развивают чувство прекрасного и эстетический вкус, художественное мышление,  строить логически обоснование рассуждения

 

Метапредметные:

Учатся определять цель, участвуют в активном диалоге с педагогом, учатся высказывать собственную точку зрения, развивают навыки художественного восприятие

 

Личностные:

Проявляют интерес к изучению нового материала, осознают свои эмоции, учатся излагать собственное мнение, учатся выступать на публике

Образовательные технологии, которые Вы используете при проектировании мероприятия

 

Технология ТРИЗ, ТРКМ, ИКТ, здоровьесберегающие

Опишите содержательные этапы мероприятия с указанием используемых приёмов и методов

 

Введение- 5 минут

Основная часть- 25 минут

Заключительная- 15 минут

 

Педагог: здравствуйте, дети, я рада всех видеть на этом занятии. Давайте вспомним, о ком мы говорили в прошлый раз?

Учащиеся: мы говорили о художнике Илье Ефимовиче Репине, о его жизни

Педагог: да, вы совершенно правы. А как вы думаете, о чем будет сегодняшнее занятие?

Учащиеся: предполагают

Педагог: хорошо, чтобы было проще, я загадаю вам загадку, слушайте внимательно.

1.Загадка
В картинной галерее
Их очень-очень много.
На этой море видим,
А вон на той — дорогу.
Маслом, акварелью
Художников творения.

Учащиеся: картина!

Педагог: правильно. Сегодня мы поговорим с вами о творчестве художника, его картинах.

 

2. Ознакомление с творческой составляющей художника.

Начнем с того, что Репин многообразен. Может быть вы знаете, какие картины писал художник?

Учащиеся: портреты, исторические, религиозные и фольклорные картины.

Педагог: вы совершенно правы! Хочется отметить, что его художественный мир целен, ибо пронизан одной мыслью- любовью к России.
Репин по праву считается крупнейшим русским художником XIX века. Лев Николаевич Толстой как-то заметил, что Репин сумел выразить национальные особенности русской жизни ярче других живописцев. Вообще говоря, Репин и Толстой (с произведениями которого вы познакомитесь в старших классах) в своём творчестве во многом дополняли друг друга. Лучшие творения художника вполне сопоставимы по духовной мощи и  характерами с книгами великого писателя, знатока души человеческой. Сближает их и то, что их произведения получили всеевропейское признание.

Давайте поговорим теперь о самом главном, о картинах.

3. Назови часть картины (игра применяется ко всем разговорам о картинах в данном конспекте).

Педагог бросает мячик одному из учащихся/спрашивает и просит назвать его один из объектов, которые изображены на полотне, после завершения этого этапа педагог спрашивает мнение о картине у учащихся и далее рассказывает историю картины, её смысл и настроение.

1 слайд (см. приложение А2)- Давайте посмотрим на первую картину под названием «Летний пейзаж».

Педагог: Что вы видите на данном полотне?

Учащиеся: молодую девушку в красивом платье со шляпкой на голове, старый деревянный мост, зелень, ручей

Что вы чувствуете при просмотре на эту картину?

Учащиеся: спокойствие, тепло, потому что на картине лето

Педагог: молодцы! А как вы думаете, о чем может быть эта картина?

Учащиеся: о красоте летнего сезона, о восхищении молодой и красивой девушкой

Педагог: отлично! Среди множества известных картин «Летний пейзаж» кажется совсем незначительным и малоизвестным. Однако, если взглянуть на эту работу в общей перспективе жизни и творчества Ильи Ефимовича Репина, то можно сказать, что небольшой пейзаж с фигурой девушки, одна из самых душевных работ Репина. Помните ли вы кем приходилась Вера для художника?
Учащиеся: да! Она была его первой женой
Педагог: верно. На картине изображён именно её образ. Илья Ефимович и Вера к моменту создания картины были женаты уже семь лет. Жизнь Веры посвящена любимому мужу, его творчеству, его идеям и его личности. В перспективе времени можно сказать, что это пейзаж отразил вершину супружеского счастья.
Плотная, густая тенистая зелень заросшего парка, старые выбеленные солнцем и непогодой брёвна маленького старого мостика над ручьём. Фигура женщины в модном платье конца XIX века стоит на этом шатающемся сооружении, как будто она только приостановилась и собирается идти дальше. Аксессуары: белый зонтик, почти неприметный на фоне платья, накидка в левой руке, на минуту отложенная на перила мостика, чёрная шляпка, чёрные ботинки на каблуке, чёрные кружева у горла, белый жакет – в таком наряде дама могла бы спокойно прогуливаться по Невскому проспекту. Но она здесь в тишине и таинственной чаще. Художник передаёт хрупкость и изысканность фигуры в контрасте с природой и ветхостью постройки.
И в то же время мы чувствуем нежность автора в светло-розовом цвете платья, в женственном изяществе фигуры в почти детских контурах полуобернувшегося лица.
Потом, много лет спустя, они расстанутся, и другие женщины будут героинями его картин, но этот пейзаж с фигурой любимой женщины останется в истории живописи, как символ истинно русской пейзажной лирики и спокойствия. Давайте рассмотрим следующую картину.

2 слайд (см. приложение А2)- что вы видите на полотне?

Учащиеся: девочку в лёгком платье и шляпке, которая сидит на ветке, а внизу картины трава, возможно, там полянка

Педагог: молодцы! А что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

Учащиеся: хорошее настроение, тепло солнечного дня, радость

Педагог: как вы думаете, какую мысль хотел донести художник до смотрящих на картину?

Учащиеся: показать беззаботность детства

Педагог: отлично! Среди портретов Ильи Репина в особую группу можно выделить портреты членов семьи живописца. Как вы думаете, какое название носит данная картина?
Учащиеся: "Девочка в шляпе", "Солнечный день"
3 слайд (см. приложение А2)-

Педагог: хорошие предположения, но чтобы узнать подлинное название, нужно решить ребус.

4. Решение ребуса. На слайде будет представлена картинка с загаданными словами, задача учащихся отгадать.
Учащиеся: стрекоза!
(Возвращаем на экран слайд 2 (см. приложение А2))-

Педагог: да, картина называется "Стрекоза". На полотне Репин изобразил свою старшую дочь Веру Репину.
Картина оставляет впечатление бытовой сценки, случайно подсмотренной автором. Мы видим девочку, которая весело покачивая ножками, сидя на высокой перекладине. Она действительно напоминает стрекозу, которая сидит на цветке и помахивает прозрачными крылышками. Поза девочки естественна и свободна, исполнена живости и задора. Вот-вот непоседа и озорница соскользнет вниз и весело убежит прочь.
Шляпка, забавно закрепленная ленточкой под подбородком, серьезно-задорный взгляд темных глаз, солнечные зайчики на лице и шее – все эти детали добавляют облику непосредственности, увлекают нас в мир детских игр и фантазий. Художник откровенно любуется непринужденностью и обаянием юного существа, его беззаботной радостью жизни.
Все пространство на полотне – и сам воздух, и пестрое, в легких складочках, платье девочки — словно пропитано солнцем. За спиной ребенка – ясное летнее небо, чуть подернутое белизной облаков. Внизу на холсте чуть обозначены тонкой кистью высохшие травинки луга. Полотно достаточно активно по колористическому решению, но оттенки цвета – нежные.
Стилистически картина «Стрекоза» отличается от большинства репинских картин. В картине Репину удалось создать образ, в котором много тепла, нежности, любви. Мы сегодня много рассуждал и рассматривали картины, поэтому предлагаю немного отдохнуть и сделать физминутку.

Вот какая стрекоза — как горошины глаза. (Пальцами делают очки)
Влево- вправо, назад- вперед- (Глазами смотрят вправо — влево)
Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко. (Смотрят вверх)
Мы летаем низко. (Смотрят вниз)
Мы летаем далеко. (Смотрят вперед)
Мы летаем близко. (Смотрят вниз)

Молодцы! Теперь давайте двигаться дальше, и у меня уже есть к вам вопрос.

Ребята, вы любите читать?
Учащиеся: да
Педагог: хорошо, тогда попробуйте угадать о каком жанре идёт речь. Это русская песня- поэма, которая повествует о богатырях или других народных героях
Учащиеся: былина!
Педагог: правильно!

4 слайд (см. приложение А2)- Сейчас я покажу вам картину, которая была создана по мотивам былины "Садко".
Итак, что вы видите на картине?
Учащиеся: Садко, молодых девушек, подводный мир, красивые наряды
Педагог: а что вы чувствуете, когда смотрите на полотно?
Учащиеся: волнение от красочности сказочных образов
Педагог: как вы думаете, о чем картина?
Учащиеся: о любви
Педагог: молодцы. Данное полотно, это любопытный пример живописной фантазии Ильи Репина.
Картина посвящена купцу Садко — герою знаменитой русской былины, который так хорошо играл на гуслях, что очаровал даже морского царя, и тот предложил ему в жены собственную дочь. На полотне изображен момент, когда морские невесты появляются из морской пучины и неторопливо шествуют мимо Садко, чтобы он мог выбрать себе одну из них. В этой веренице художник изображает морских красавиц в национальных костюмах разных стран. Но героя привлекает девушка в одежде простой русской крестьянки, стоящая поодаль. Ее имя — Чернавушка — символично, так как после свадебного пира Садко просыпается на берегу Новгородской реки Чернавы.
В картине «Садко» использована богатейшая палитра красок. Чтобы усилить фантазийный эффект, художник изобразил своих героев в окружении мерцающих чешуей фантастических рыб, пестрых морских звёзд, розовых кораллов.
Работа «Садко» стала первым живописным опытом обращения художника к русской былине.

 

 

Педагог: вам понравились картины И.Е.Репина?

Учащиеся: да!

Педагог: думаю, что они вдохновили вас на создание собственных шедевров.

5. Волшебные картинки (индивидуальное задание).

Педагог раздает каждому ребёнку индивидуальный набор материалов (простой карандаш, цветные карандаши/маркеры, лист бумаги). Включается спокойная музыка и учащиеся должны будут закрыть глаза и нарисовать хаотичные линии/узоры, далее открыть глаза по окончании композиции и дополнительной команде педагога, далее найти в своём изображении интересные фигуры/образы, обвести их, раскрасить и рассказать о своей картине другим.

Педагог: выполняет выше описанные действия

Учащиеся: создают собственные картины и по желанию рассказывают о них своим одноклассникам

Педагог: вы большие молодцы и прекрасно справлялись со всеми заданиями, а наше занятие подошло к концу. До свидания и до новых встреч!

 

 

 

Перечислите оборудование, необходимое для проведения мероприятия

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к занятию, указка

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта занятия 3

Название

«Служители древнейших муз» И.Е.Репин

№ ОУ

 

Тема мероприятия

 

Пенаты- жизнь и внутреннее убранство усадьбы И.Е.Репина

Возраст, класс

10-11 лет

 

Цель мероприятия

 

Погрузить учащихся в атмосферу жизни в усадьбе и творческой мастерской

 

Задачи, которые Вы будете решать для достижения цели

 

Обучающие:

1.   Познакомить обучающихся с жизнью художника в Пенатах
2.   Углубить и обобщить знания о жизни художника

Развивающие:
1.   Способствовать развитию художественного восприятия действительности
2.   Способствовать развитию воображения и памяти

 
Воспитательные:
1.   Способствовать воспитанию познавательного интереса к личности художника
2.   Способствовать воспитанию любви к получению знаний и посещению культурных мест, музеев

 

 

Результаты, которые вы планируете получить в ходе проведения мероприятия

Образовательная область: краеведение

Планируемый результат

 

Художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие

 

Предметные:

Развивают чувство прекрасного и эстетический вкус, демонстрируют знания полученные на первых двух занятиях

 

Метапредметные:

Учатся определять цель, развивают навыки художественного восприятия

 

Личностные:

Проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность

Образовательные технологии, которые Вы используете при проектировании мероприятия

 

Технология ТРИЗ, ТРКМ, ИКТ, здоровьесберегающие

Опишите содержательные этапы мероприятия с указанием используемых приёмов и методов

 

Введение- 5 минут

Основная часть- 25 минут

Заключительная- 15 минут

 

Педагог: здравствуйте, дети, я рада всех видеть на этом занятии. Давайте вспомним, о чем мы говорили в прошлый раз?

Учащиеся: мы продолжили говорить о художнике Илье Ефимовиче Репине, о его творчестве

Педагог: да, вы совершенно правы. А как вы думаете, о чем будет сегодняшнее занятие?

Учащиеся: предполагают

Педагог: помните, я рассказывала о месте, где провел свои последние годы художник?

Учащиеся: предполагают

1 слайд (см. приложение А3)- Педагог: давайте решим шифр, чтобы точно узнать место, куда мы с вами отправимся

1. Решение шифра (индивидуальное задание).

Учащиеся смотрят на слайд, где расположена картинка с цифрами и буквами, а так же шифром ниже.  Горизонтальная строчка означает первую цифру в двузначном числе, а строчка по вертикали вторую цифру в числе (педагог все демонстрирует указкой). Педагог угадывает первую букву вместе с учащимися.

Давайте найдём первую букву вместе.

Учащиеся: П

Педагог: да

Учащиеся: составляют слово

Педагог: вижу, что многие уже готовы. Что получилось?

Учащиеся: Пенаты!

Педагог: да, верно. Илья Ефимович Репин был известен не только как живописец, но и как гостеприимный хозяин. И сегодня, речь пойдёт именно об усадьбе, где последние несколько лет проживал живописец.

 

 

2. Ознакомление с новым материалом.

Педагог:

2 слайд (см. приложение А3)- В Куоккале (в переводе с финского — «Рыболовный крючок», ныне поселок Репино) на побережье Финского залива знаменитый художник Илья Ефимович Репин приобрел участок земли. Это место привлекло его своей уединенностью и, одновременно, близостью к столице.
В честь римских богов-покровителей домашнего очага он назвал свою усадьбу «Пенаты». Здесь художник прожил свои последние 30 лет. После того, как Репин отказался от должности профессора в Императорской Академии художеств, он почти не покидал «Пенатов».
3 слайд (см. приложение А3)- Это была запущенная, поросшая кустарником местность, которая стараниями Репина и его семьи превратилась в прекрасный парк с аллеями и прудами, парковыми постройками и большим домом.
4 слайд (см. приложение А3)-Первоначально дом в усадьбе был одноэтажным, малоприспособленным для жизни и работы художника. За несколько лет он оброс многочисленными пристройками и превратился в двухэтажный, с балконами, верандами и остроконечными крышами. Строительство велось по замыслу Репина без плана, исходя из целесообразности помещений. Поэтому дом выглядит несколько причудливо. Внутри него много света и воздуха.
5 слайд (см. приложение А3)- По средам в Пенатах собирались гости. Заправляла репинскими «средами» супруга художника. Ребята, а как вы думаете, кто был частым гостем в усадьбе Репиных?
Учащиеся: предполагают
Педагог: хорошо, я дам вам подсказку. Знаете ли вы, кто написал произведение "Муха- цокотуха"?
Учащиеся: да, Корней Иванович Чуковский!
Педагог: да, верно! Именно он являлся частым гостем и благодаря Корнею Ивановичу вечера получались особенно блистательными и остроумными.
6 слайд (см. приложение А3)- В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. У окна на бамбуковой подставке медный гонг — «Там-Там». Над ним плакат, сделанный от руки, который гласил о том, что самопомощь — это девиз репинского дома. Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Прислуживание считалось недопустимым.
7 слайд (см. приложение А3)- У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». Он был голубой и поднимался по средам над домом. На вешалке рядом — репинская крылатка, шляпа и берет.
8 слайд (см. приложение А3)- Кабинет Репина находится в пристройке, окна которой выходят в сад, благодаря чему он сливается с окружающим пейзажем. Здесь Репин часто работал, в то время как кто-то из близких читал ему вслух книги. На столе и подоконниках стоят фотографии родственников и друзей художника, а также статуи знаменитых людей России — «русских великанов в маленьком виде», как говорил о них Репин. Многих из них он знал лично. Давайте представим, что мы находимся здесь в солнечный день, побудем здесь, дадим отдых нашим глазкам и сделаем физминутку.

Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазками)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись. (Делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду. (Отводят взгляд влево)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо)

Молодцы, теперь можно продолжить наше путешествие. Как вы думаете, какая комната будет следующей?

Учащиеся: мастерская или гостиная

Педагог: да, вы правы, посмотрите на слайд, так выглядит гостиная.

9 слайд (см. приложение А3)- она в «Пенатах» отличается простотой и изысканностью обстановки. Здесь вся семья и гости собирались по средам. На стенах висят картины кисти сына художника Юрия, друзей и учеников Репина. Репин очень любил музыку, у него в гостях бывали почти все известные музыканты того времени. В прошлом в гостиной стоял рояль, который был выбран один из друзей композиторов художника.
10 слайд (см. приложение А3)- Гостиную украшает копия знаменитой скульптуры Венеры Милосской, поэтому это помещение также называли «комнатой Венеры».
11 слайд (см. приложение А3)- Зимняя веранда имеет восьмиугольную форму. Это одна из самых ранних пристроек к дому. Репин в шутку называл её «киоск». Около окна стоит бюст Льва Николаевича Толстого работы Репина и бюст Репина работы Виктора Михайловича Васнецова, который считается единственным скульптурным произведением Васнецова.
12 слайд (см. приложение А3)- Зимняя мастерская была построена по проекту художника и визуально она разделена на три части. Свет проникает сюда через большие окна и стеклянный потолок. Репин работал сразу над несколькими картинами, поэтому в мастерской стояло несколько мольбертов с холстами. По словам художника, в мастерской он проводил лучшие часы своей жизни.

Ребята, вы бы хотели посетить усадьбу?

Учащиеся: да!

Педагог: тогда я отмечу то, что на данный момент музей- усадьба И.Е.Репина работает и туда можно будет отправиться на выходных с родителями, чтобы насладиться красотой и атмосферой данного места

 

 

Педагог: ребята, вам понравилось наше погружение в мир прекрасных образов и интересной жизни Ильи Ефимовича Репина?

Учащиеся: да!

Педагог: тогда давайте придумаем ассоциации к художнику Илье Репину

3. Индуктор.

Педагог даёт одно общее понятие, учащиеся для своего удобства могут записать свои ассоциации, через некоторое время все варианты проговариваются.

Учащиеся: художник, Пенаты, Академия художеств, живопись, усадьба, картины, искусство, «Садко», портреты, «Стрекоза».

4. Кроссворд (индивидуальное задание).

13 слайд (см. приложение А3) Педагог: напоследок у меня есть еще одно задание, с помощью которого я проверю насколько внимательно вы меня сегодня слушали. У каждого на парте лежит незаполненный кроссворд (см. приложение Б3), на слайде есть все вопросы, ваша задача заполнить его, а позже мы его вместе проверим.

Учащиеся: выполняют задание

Педагог: (кроссворд проверяется совместно с учащимися- 14 слайд (см. приложение А3)). Вы большие молодцы и прекрасно справлялись со всеми заданиями, а наши занятия посвящённые Илье Ефимовичу Репину подошли к концу. До свидания и до новых встреч

 

Перечислите оборудование, необходимое для проведения мероприятия         

 

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к занятию, указка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Технологическая карта занятия 1

Технологическая карта занятия 1

Опишите содержательные этапы мероприятия с указанием используемых приёмов и методов

Опишите содержательные этапы мероприятия с указанием используемых приёмов и методов

Ефимовиче Репине, о котором и пойдёт речь

Ефимовиче Репине, о котором и пойдёт речь

Учащиеся: Академия Художеств!

Учащиеся: Академия Художеств!

Северной столицы. Репин близко общался с художниками, однако одного из них он в мемуарах называл своим учителем

Северной столицы. Репин близко общался с художниками, однако одного из них он в мемуарах называл своим учителем

А1)- Педагог: Вы совершенно правы, именно

А1)- Педагог: Вы совершенно правы, именно

Глазкам стало хорошо. (Медленное моргание глазами)

Глазкам стало хорошо. (Медленное моргание глазами)

Педагог: здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами начнём очень интересную тему, но чтобы к ней перейти, нужно отгадать загадку

Педагог: здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами начнём очень интересную тему, но чтобы к ней перейти, нужно отгадать загадку

Технологические карты трёх занятий, посвящённых биографии и творчеству художника Ильи Ефимовича Репина

Технологические карты трёх занятий, посвящённых биографии и творчеству художника Ильи Ефимовича Репина

Технологические карты трёх занятий, посвящённых биографии и творчеству художника Ильи Ефимовича Репина

Технологические карты трёх занятий, посвящённых биографии и творчеству художника Ильи Ефимовича Репина

Технологическая карта занятия 2

Технологическая карта занятия 2

Способствовать развитию художественного восприятия действительности 2

Способствовать развитию художественного восприятия действительности 2

Учащиеся: мы говорили о художнике

Учащиеся: мы говорили о художнике

А2)- Давайте посмотрим на первую картину под названием «Летний пейзаж»

А2)- Давайте посмотрим на первую картину под названием «Летний пейзаж»

Вера к моменту создания картины были женаты уже семь лет

Вера к моменту создания картины были женаты уже семь лет

Давайте рассмотрим следующую картину

Давайте рассмотрим следующую картину

Учащиеся: стрекоза! (Возвращаем на экран слайд 2 (см

Учащиеся: стрекоза! (Возвращаем на экран слайд 2 (см

Полотно достаточно активно по колористическому решению, но оттенки цвета – нежные

Полотно достаточно активно по колористическому решению, но оттенки цвета – нежные

А2)- Сейчас я покажу вам картину, которая была создана по мотивам былины "Садко"

А2)- Сейчас я покажу вам картину, которая была создана по мотивам былины "Садко"

Педагог: здравствуйте, дети, я рада всех видеть на этом занятии

Педагог: здравствуйте, дети, я рада всех видеть на этом занятии

Технологическая карта занятия 3

Технологическая карта занятия 3

Познакомить обучающихся с жизнью художника в

Познакомить обучающихся с жизнью художника в

Педагог: да, вы совершенно правы

Педагог: да, вы совершенно правы

Учащиеся: Пенаты! Педагог: да, верно

Учащиеся: Пенаты! Педагог: да, верно

У окна на бамбуковой подставке медный гонг — «Там-Там»

У окна на бамбуковой подставке медный гонг — «Там-Там»

Репин. Многих из них он знал лично

Репин. Многих из них он знал лично

На стенах висят картины кисти сына художника

На стенах висят картины кисти сына художника

Педагог: здравствуйте, дети, я рада всех видеть на этом занятии

Педагог: здравствуйте, дети, я рада всех видеть на этом занятии

Технологические карты трёх занятий, посвящённых биографии и творчеству художника Ильи Ефимовича Репина

Технологические карты трёх занятий, посвящённых биографии и творчеству художника Ильи Ефимовича Репина

Технологические карты трёх занятий, посвящённых биографии и творчеству художника Ильи Ефимовича Репина

Технологические карты трёх занятий, посвящённых биографии и творчеству художника Ильи Ефимовича Репина

Технологические карты трёх занятий, посвящённых биографии и творчеству художника Ильи Ефимовича Репина

Технологические карты трёх занятий, посвящённых биографии и творчеству художника Ильи Ефимовича Репина

Технологические карты трёх занятий, посвящённых биографии и творчеству художника Ильи Ефимовича Репина

Технологические карты трёх занятий, посвящённых биографии и творчеству художника Ильи Ефимовича Репина

Технологические карты трёх занятий, посвящённых биографии и творчеству художника Ильи Ефимовича Репина

Технологические карты трёх занятий, посвящённых биографии и творчеству художника Ильи Ефимовича Репина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2024