Технологическая карта занятия 1
Название |
«Служители древнейших муз» И.Е.Репин |
№ ОУ |
|
|||
Тема мероприятия |
Биография И.Е.Репина |
Возраст, класс 10-11 лет |
|
|||
Цель мероприятия |
Познакомить учащихся с биографией одного из выдающихся художников И.Е.Репиным |
|||||
Задачи, которые Вы будете решать для достижения цели |
Обучающие: 1. Познакомить обучающихся с биографией И.Е. Репина 2. Обогатить знания о жизни художника
Развивающие: 1. Способствовать развитию художественного восприятия действительности 2. Побудить к изучению истории российской живописи
Воспитательные: 1. Способствовать воспитанию познавательного интереса к личности художника 2. Способствовать воспитанию интереса к искусству и расширению кругозора
|
|||||
Результаты, которые вы планируете получить в ходе проведения мероприятия |
Образовательная область: краеведение |
Планируемый результат |
||||
Художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие |
|
|||||
Предметные: Развивают чувство прекрасного и эстетический вкус, художественное мышление |
||||||
|
||||||
Метапредметные: Учатся определять цель, развивают навыки художественного восприятие
Личностные: Проявляют интерес к изучению нового материала, учатся излагать собственное мнение, учатся выступать на публике |
||||||
Образовательные технологии, которые Вы используете при проектировании мероприятия |
Технология ТРИЗ, ТРКМ, ИКТ, здоровьесберегающие |
|||||
Опишите содержательные этапы мероприятия с указанием используемых приёмов и методов
|
Введение- 5 минут |
Основная часть- 25 минут |
Заключительная- 15 минут |
|||
Педагог: здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами начнём очень интересную тему, но чтобы к ней перейти, нужно отгадать загадку. 1. Мир чудесен, полон красок, Учащиеся: художник! Педагог: да, совершенно верно. Сегодня и на последующих занятиях мы с вами погрузимся в мир искусства и первое, с чего хотелось бы начать, это цитата. 1 слайд (см. приложение А1)- «Он — воплощение национальной славы русского искусства... В общественном сознании это Русский Художник, с двух заглавных букв». Писал один из самых серьёзных историков русского искусства Анатолий Эфрос об Илье Ефимовиче Репине, о котором и пойдёт речь.
|
2.Ознакомление с биографией художника. Живописец родился в Чугуеве, недалеко от Харьковской области. 2 слайд (см. приложение А1)- Ефим Репин, отец художника, был старшим ребенком в семье. Он занимался продажей лошадей. А мать будущего художника, Татьяна Степановна Бочарова, оказала большое влияние на развитие способностей своего сына. Она также являлась организатором школы для крестьянских детей, учила их арифметике и чистописанию. Рисовать же будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью. Илье Репину было 11 лет, когда его отправили в школу топографов (работа связанная с изображением географических и геометрических элементов местности и в дальнейшем создание карт на их основе)— в Чугуеве это была востребована эта специальность. Но мальчик проучился там только два года, потом школу закрыли. Далее он устроился в иконописную мастерскую к мастеру Ивану Бунакову. Репин вспоминал о нем: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это был очень талантливый живописец». Вскоре весть о талантливом ученике распространилась и уже в 16 лет Репин покинул родной край и уехал работать с кочевой артелью (объединение людей для совместной работы) иконописцев, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город. Спустя несколько лет молодой художник решил отправиться в Санкт-Петербург — учиться живописи. Как вы думаете, куда хотел поступить Илья Репин? Учащиеся: в художественное училище 3 слайд (см. приложение А1)- Педагог: для того, чтобы узнать название учебного заведения, нужно отгадать ребус. 3. Решение ребуса. На слайде будет представлена картинка с загаданными словами, задача учащихся отгадать. Учащиеся: Академия Художеств! Педагог: верно! 4 слайд (см. приложение А1)- Он собрал все заработанные деньги и уехал поступать в Академию художеств. Ребята, как вы думаете, удалось ли поступать талантливому юноше в Академию? Учащиеся: конечно! Педагог: удивительно, что на самом деле первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Секретарь, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени, поэтому принят не был. Неудача огорчила Илью Репина, однако в родной город он не вернулся. Начинающий художник стал слушателем подготовительной вечерней школы, а позже вновь пришел на испытания в Академию и поступил. За восемь лет учебы он познакомился со многими творческим личностями Северной столицы. Репин близко общался с художниками, однако одного из них он в мемуарах называл своим учителем. 5 слайд (см. приложение А1)- Давайте угадаем его фамилию, но для этого нужно почувствовать себя сейчас шпионами и решить шифр. 4.Индивидуальное
задание. Решение шифра. Давайте найдём первую букву вместе. Учащиеся: К Педагог: да Учащиеся: составляют слово Педагог: вижу, что многие уже готовы. Что получилось? Учащиеся: Крамской 6 слайд (см. приложение А1)- Педагог: Вы совершенно правы, именно Ивана Николаевича Крамского, Репин считал своим учителем. 7 слайд (см. приложение А1)- Важно отметить, что помимо знакомств, годы учёбы принесли Репину несколько наград, например малую золотую медаль за работу «Иов и его друзья». Об остальных известных и поражающих своей красотой полотнах вы узнаете на следующем занятии. Сегодня мы уже много потрудились и посмотрели достаточное количество изображений, поэтому предлагаю дать немного отдохнуть и сделать физминутку. Глазкам нужно
отдохнуть. (Ребята закрывают глаза) Давайте теперь продолжим наше занятие. Следующий момент, который мне бы хотелось осветить, это семья художника. 8 слайд (см. приложение
А1)-
Художника называли очень влюбчивым человеком. У него было два брака, от
первой жены Веры осталось четверо детей, сын и три дочери. Супруги прожили
вместе 15 лет, Вера Глебова была сестрой товарища Репина по рисовальной
школе. Их брак трудно было назвать счастливым, у супругов были разные понятия
о семье и образе жизни художника. Мастеру нужен был открытый дом, его часто
окружали женщины, желающие заказать портрет. Вера не умела оценить величину
таланта художника, не признавала салонный образ жизни. Расставание супругов
было болезненным, старшие дети остались жить с Ильей Ефимовичем. 9 слайд (см. приложение А1)- Она многое сделала для художника, собирала, систематизировала все материалы из прессы, посвященные Репину. В «Пенатах» вторая супруга организовала «среды», дни, когда можно было посещать дачу, не отвлекая живописца от работы. Всего художник прожил 86 лет и провел свои последние годы в этой усадьбе.
|
10 слайд (см. приложение А1)- Педагог: ребята, давайте почувствуем себя сейчас поэтами и создадим собственное стихотворение об Илье Ефимовиче Репине. 5. Синквейн (рефлексия), (см приложение Б1). Индивидуальное задание. Педагог
рассказывает учащимся о том, что такое синквейн, объясняет его структуру, а
также зачитывает собственный пример. Учащиеся после написания пяти строк,
делятся полученным результатом/стихотворением с классом. Учащиеся: придумывают собственные стихотворения и по желанию зачитывают их своим одноклассникам Педагог: вы большие молодцы и прекрасно справлялись со всеми заданиями, а наше занятие подошло к концу. До свидания и до новых встреч!
|
||||
Перечислите оборудование, необходимое для проведения мероприятия |
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к занятию, указка |
|||||
Технологическая карта занятия 2
Название |
«Служители древнейших муз» И.Е.Репин |
№ ОУ |
|
|||
Тема мероприятия |
Творчество художника
|
Возраст, класс 10-11 лет |
|
|||
Цель мероприятия |
Познакомить учащихся с несколькими произведениями живописи И.Е.Репина |
|||||
Задачи, которые Вы будете решать для достижения цели |
Обучающие:
|
|||||
Результаты, которые вы планируете получить в ходе проведения мероприятия |
Образовательная область: краеведение |
Планируемый результат |
||||
Художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие |
|
|||||
Предметные: Развивают чувство прекрасного и эстетический вкус, художественное мышление, строить логически обоснование рассуждения |
||||||
|
||||||
Метапредметные: Учатся определять цель, участвуют в активном диалоге с педагогом, учатся высказывать собственную точку зрения, развивают навыки художественного восприятие
Личностные: Проявляют интерес к изучению нового материала, осознают свои эмоции, учатся излагать собственное мнение, учатся выступать на публике |
||||||
Образовательные технологии, которые Вы используете при проектировании мероприятия |
Технология ТРИЗ, ТРКМ, ИКТ, здоровьесберегающие |
|||||
Опишите содержательные этапы мероприятия с указанием используемых приёмов и методов
|
Введение- 5 минут |
Основная часть- 25 минут |
Заключительная- 15 минут |
|||
Педагог: здравствуйте, дети, я рада всех видеть на этом занятии. Давайте вспомним, о ком мы говорили в прошлый раз? Учащиеся: мы говорили о художнике Илье Ефимовиче Репине, о его жизни Педагог: да, вы совершенно правы. А как вы думаете, о чем будет сегодняшнее занятие? Учащиеся: предполагают Педагог: хорошо, чтобы было проще, я загадаю вам загадку, слушайте внимательно. 1.Загадка Учащиеся: картина! Педагог: правильно. Сегодня мы поговорим с вами о творчестве художника, его картинах. |
2. Ознакомление с творческой составляющей художника. Начнем с того, что Репин многообразен. Может быть вы знаете, какие картины писал художник? Учащиеся: портреты, исторические, религиозные и фольклорные картины. Педагог: вы
совершенно правы! Хочется отметить, что его художественный мир целен, ибо
пронизан одной мыслью- любовью к России. Давайте поговорим теперь о самом главном, о картинах. 3. Назови часть картины (игра применяется ко всем разговорам о картинах в данном конспекте). Педагог бросает мячик одному из учащихся/спрашивает и просит назвать его один из объектов, которые изображены на полотне, после завершения этого этапа педагог спрашивает мнение о картине у учащихся и далее рассказывает историю картины, её смысл и настроение. 1 слайд (см. приложение А2)- Давайте посмотрим на первую картину под названием «Летний пейзаж». Педагог: Что вы видите на данном полотне? Учащиеся: молодую девушку в красивом платье со шляпкой на голове, старый деревянный мост, зелень, ручей Что вы чувствуете при просмотре на эту картину? Учащиеся: спокойствие, тепло, потому что на картине лето Педагог: молодцы! А как вы думаете, о чем может быть эта картина? Учащиеся: о красоте летнего сезона, о восхищении молодой и красивой девушкой Педагог:
отлично! Среди
множества известных картин «Летний пейзаж» кажется совсем незначительным и
малоизвестным. Однако, если взглянуть на эту работу в общей перспективе жизни
и творчества Ильи Ефимовича Репина, то можно сказать, что небольшой пейзаж с
фигурой девушки, одна из самых душевных работ Репина. Помните ли вы кем
приходилась Вера для художника? 2 слайд (см. приложение А2)- что вы видите на полотне? Учащиеся: девочку в лёгком платье и шляпке, которая сидит на ветке, а внизу картины трава, возможно, там полянка Педагог: молодцы! А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Учащиеся: хорошее настроение, тепло солнечного дня, радость Педагог: как вы думаете, какую мысль хотел донести художник до смотрящих на картину? Учащиеся: показать беззаботность детства Педагог:
отлично! Среди портретов Ильи Репина в особую группу можно выделить портреты
членов семьи живописца. Как вы думаете, какое название носит данная картина? Педагог: хорошие предположения, но чтобы узнать подлинное название, нужно решить ребус. 4. Решение ребуса.
На слайде будет представлена картинка с загаданными словами, задача учащихся
отгадать. Педагог: да,
картина называется "Стрекоза". На полотне Репин изобразил свою
старшую дочь Веру Репину. Вот какая
стрекоза — как горошины глаза. (Пальцами делают очки) Молодцы! Теперь давайте двигаться дальше, и у меня уже есть к вам вопрос. Ребята, вы
любите читать? 4 слайд (см.
приложение А2)- Сейчас я покажу вам картину, которая была создана по мотивам
былины "Садко".
|
Педагог: вам понравились картины И.Е.Репина? Учащиеся: да! Педагог: думаю, что они вдохновили вас на создание собственных шедевров. 5. Волшебные картинки (индивидуальное задание). Педагог раздает каждому ребёнку индивидуальный набор материалов (простой карандаш, цветные карандаши/маркеры, лист бумаги). Включается спокойная музыка и учащиеся должны будут закрыть глаза и нарисовать хаотичные линии/узоры, далее открыть глаза по окончании композиции и дополнительной команде педагога, далее найти в своём изображении интересные фигуры/образы, обвести их, раскрасить и рассказать о своей картине другим. Педагог: выполняет выше описанные действия Учащиеся: создают собственные картины и по желанию рассказывают о них своим одноклассникам Педагог: вы большие молодцы и прекрасно справлялись со всеми заданиями, а наше занятие подошло к концу. До свидания и до новых встреч!
|
||||
Перечислите оборудование, необходимое для проведения мероприятия |
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к занятию, указка |
|||||
Технологическая карта занятия 3
Название |
«Служители древнейших муз» И.Е.Репин |
№ ОУ |
|
|||
Тема мероприятия |
Пенаты- жизнь и внутреннее убранство усадьбы И.Е.Репина |
Возраст, класс 10-11 лет |
|
|||
Цель мероприятия |
Погрузить учащихся в атмосферу жизни в усадьбе и творческой мастерской
|
|||||
Задачи, которые Вы будете решать для достижения цели |
Обучающие: 1. Познакомить обучающихся с жизнью
художника в Пенатах
|
|||||
Результаты, которые вы планируете получить в ходе проведения мероприятия |
Образовательная область: краеведение |
Планируемый результат |
||||
Художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие |
|
|||||
Предметные: Развивают чувство прекрасного и эстетический вкус, демонстрируют знания полученные на первых двух занятиях |
||||||
|
||||||
Метапредметные: Учатся определять цель, развивают навыки художественного восприятия
Личностные: Проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность |
||||||
Образовательные технологии, которые Вы используете при проектировании мероприятия |
Технология ТРИЗ, ТРКМ, ИКТ, здоровьесберегающие |
|||||
Опишите содержательные этапы мероприятия с указанием используемых приёмов и методов
|
Введение- 5 минут |
Основная часть- 25 минут |
Заключительная- 15 минут |
|||
Педагог: здравствуйте, дети, я рада всех видеть на этом занятии. Давайте вспомним, о чем мы говорили в прошлый раз? Учащиеся: мы продолжили говорить о художнике Илье Ефимовиче Репине, о его творчестве Педагог: да, вы совершенно правы. А как вы думаете, о чем будет сегодняшнее занятие? Учащиеся: предполагают Педагог: помните, я рассказывала о месте, где провел свои последние годы художник? Учащиеся: предполагают 1 слайд (см. приложение А3)- Педагог: давайте решим шифр, чтобы точно узнать место, куда мы с вами отправимся 1. Решение шифра (индивидуальное задание). Учащиеся смотрят на слайд, где расположена картинка с цифрами и буквами, а так же шифром ниже. Горизонтальная строчка означает первую цифру в двузначном числе, а строчка по вертикали вторую цифру в числе (педагог все демонстрирует указкой). Педагог угадывает первую букву вместе с учащимися. Давайте найдём первую букву вместе. Учащиеся: П Педагог: да Учащиеся: составляют слово Педагог: вижу, что многие уже готовы. Что получилось? Учащиеся: Пенаты! Педагог: да, верно. Илья Ефимович Репин был известен не только как живописец, но и как гостеприимный хозяин. И сегодня, речь пойдёт именно об усадьбе, где последние несколько лет проживал живописец.
|
2. Ознакомление с новым материалом. Педагог: 2 слайд (см.
приложение А3)- В Куоккале (в переводе с финского — «Рыболовный крючок», ныне
поселок Репино) на побережье Финского залива знаменитый художник Илья
Ефимович Репин приобрел участок земли. Это место привлекло его своей
уединенностью и, одновременно, близостью к столице. Лучик, лучик
озорной, Молодцы, теперь можно продолжить наше путешествие. Как вы думаете, какая комната будет следующей? Учащиеся: мастерская или гостиная Педагог: да, вы правы, посмотрите на слайд, так выглядит гостиная. 9 слайд (см.
приложение А3)- она в «Пенатах» отличается простотой и изысканностью
обстановки. Здесь вся семья и гости собирались по средам. На стенах висят
картины кисти сына художника Юрия, друзей и учеников Репина. Репин очень
любил музыку, у него в гостях бывали почти все известные музыканты того
времени. В прошлом в гостиной стоял рояль, который был выбран один из друзей
композиторов художника. Ребята, вы бы хотели посетить усадьбу? Учащиеся: да! Педагог: тогда я отмечу то, что на данный момент музей- усадьба И.Е.Репина работает и туда можно будет отправиться на выходных с родителями, чтобы насладиться красотой и атмосферой данного места
|
Педагог: ребята, вам понравилось наше погружение в мир прекрасных образов и интересной жизни Ильи Ефимовича Репина? Учащиеся: да! Педагог: тогда давайте придумаем ассоциации к художнику Илье Репину 3. Индуктор. Педагог даёт одно общее понятие, учащиеся для своего удобства могут записать свои ассоциации, через некоторое время все варианты проговариваются. Учащиеся: художник, Пенаты, Академия художеств, живопись, усадьба, картины, искусство, «Садко», портреты, «Стрекоза». 4. Кроссворд (индивидуальное задание). 13 слайд (см. приложение А3) Педагог: напоследок у меня есть еще одно задание, с помощью которого я проверю насколько внимательно вы меня сегодня слушали. У каждого на парте лежит незаполненный кроссворд (см. приложение Б3), на слайде есть все вопросы, ваша задача заполнить его, а позже мы его вместе проверим. Учащиеся: выполняют задание Педагог: (кроссворд проверяется совместно с учащимися- 14 слайд (см. приложение А3)). Вы большие молодцы и прекрасно справлялись со всеми заданиями, а наши занятия посвящённые Илье Ефимовичу Репину подошли к концу. До свидания и до новых встреч
|
||||
Перечислите оборудование, необходимое для проведения мероприятия |
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к занятию, указка |
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.