ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЦЕЛЕВОЙ
РАЗДЕЛ
Определение технологической карты на производстве
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА –
форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия (темы), указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия (прохождения темы) время, квалификация работников и т.п.
(Политехнический энциклопедический словарь. – М.:
Советская энциклопедия, 1989).
Любая технологическая карта отвечает на вопросы:
- какие операции необходимо выполнить;
- в какой последовательности;
- с какой периодичностью;
- сколько на это уходит время;
- результаты выполнения каждой операции;
- какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
Технологическая карта урока:
- это современная форма планирования
1педагогического взаимодействия учителя и учащихся;
2 |
- это обобщенно-графическое выражение |
|
сценария урока, основа его проектирования, |
|
|
|
средство представления индивидуальных |
|
|
методов работы; |
|
3 |
- это способ графического проектирования |
|
урока; таблица, позволяющая структурировать |
|
|
|
урок по выбранным учителем параметрам. |
|
Требования, предъявляемые к проектированию урока деятельностной
направленности:
- приоритетность планируемых образовательных результатов;
- использование видов учебной деятельности, направленных на достижение планируемых образовательных результатов;
- деятельностный характер обучения;
- акцент на самостоятельность в обучении;
- содержание урока – инструмент в достижении запланированных образовательных результатов.
Ообоснование
разработки технологической карты:
• новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные как формируемые способы деятельности;
• необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных;
• понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий;
• позволяет учителю системно формировать у учащихся универсальные учебные действия.
Назначение технологической карты
урока:
- отражение деятельностной составляющей взаимодействия учителя и ученика на уроке;
- описание всего процесса деятельности;
- указаны все операции, их составные части;
- формы взаимодействия участников.
В технологической карте урока должен быть описан весь процесс деятельности, указаны операции, их составные части.
Структура
технологической карты по Н.Я. Мороз:
І. Блок целеполагания. 1.Тема урока.
2.Цель урока.
3.Планируемый результат: знания, умения, навыки.
4.Личностноформирующая направленность урока. ІІ. Блок инструментальный.
1.Задачи урока.
2.Тип урока.
3.Учебно-методический комплекс.
ІІІ. Блок организационно-деятельностный. 1.Таблица-схема «План урока».
2.Диагностика результатов урока.
3.Домашнее задание.
Первый
наш вариант ТКУ:
Промежуточный
вариант ТКУ:
Предмет_____________________________________класс________________________
Тема урока |
Место урока по теме (в разделе/главе) например 3 урок из 9 |
Тип урока |
Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения |
Цель урока |
Задачи урока |
|
Предполагаемый результат |
Предметный результат |
Компетенции / УУД |
Педагогические технологии |
Оборудование |
ХОД УРОКА
Прием Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции/ Оценивание/формы
аспекты компетенции/УУД контроля
I (название) – время (…)
II (название) – время (…)
III (название) – время (…)
Последний
вариант ТКУ:
Цель может формулироваться по ФГОС:
Образовательная – соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей.
Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала.
Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД.
Пример постановки цели
урока в рамках системно-деятельностного подхода:
Цель – достичь образовательных результатов
1. Личностный результат – осознавать трагедию монголо-татарского нашествия для русского народа, губительность политической раздробленности перед лицом внешней опасности.
2. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
3. Предметный результат – знать основные события, связанные с монголо-татарским нашествием на Русь, понимать причины поражения русских княжеств, уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий, извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.
Пример постановки цели урока по
таксономии Б. Блума:
Тема урока
Предмет:
Математика 1 класс
Уменьшаем
ое и
вычитаемое
»
Уровень
Знание Понимание
Применение Анализ
Оценка Творчество
Пример формулировки
В конце урока ученики могут назвать компоненты вычитания
– «уменьшаемое и вычитаемое»
Ученики в конце урока могут определить компоненты вычитания
Ученики могут, зная компоненты вычитания, применить полученные знания и понятия при выполнении заданий
В конце урока ученики могут различать компоненты вычитания; раскрывают математические закономерности; делают выводы из конкретной информации
Ученики могут оценить свою деятельность и значимость полученного результата по теме
В конце урока учащиеся могут самостоятельно составлять по каждой схеме по две разности
Индикаторы: после изучения темы знают понятия «уменьшаемое и вычитаемое», смогут составлять разности, используя эти термины; смогут составлять разности, подбирать разность к рисункам; смогут составлять по каждой схеме две разности.
Ещё один вариант постановки цели урока в системно-
деятельностном подходе:
Цель урока: совершенствовать умение учащихся правильно писать окончания имен существительных 1, 2 ,3 склонение.
Задачи урока:
I. Предметные:
1. Систематизировать и закреплять умение писать окончания имён существительных 1,2,3 склонения;
2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале;
3. Учить применять орфографические знания в повседневной жизни. II. Метапредметные:
1. Познавательные УУД:
- закреплять умение представлять информацию в виде алгоритма;
- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;
2. Регулятивные УУД:
- формировать умение концентрировать внимание;
- закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание;
3. Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в группе, в паре;
- учить приёмам представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы.
III. Личностные результаты: |
|
|
- формировать положительную мотивацию к обучению; |
15 |
|
- создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету. |
|
|
|
|
Методические рекомендации для учителя
для правильного определения планируемого результата:
1) определить место урока в теме, связь с предыдущим и последующими уроками;
2) определить обобщенную цель урока, отражающую предметный и метапредметный результат (для облегчения можно использовать клише формулирования цели по типам урока), задачи;
3) определить планируемый результат (предметный, метапредметный и личностный) на формирование которых рассчитан урок, разработать стратегию (способы) их достижения:
- конкретизируем предметный результат урока;
- определяем метапредметный результат (для облегчения можно использовать характеристику УУД для целеполагания, указываем УУД (регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД), на основе указанных аспектов выбираем соответствующие формулировки метапредметного результата которые планируется формировать на уроке;
- определяем личностные УУД, на формирование которых будет работать урок.
16
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.