Технологические карты уроков.

  • docx
  • 12.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологические карты уроков..docx

 

 

 

 

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


Определение технологической карты на производстве

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия (темы), указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия (прохождения темы) время, квалификация работников и т.п.

 

(Политехнический энциклопедический словарь. – М.:


 

Советская энциклопедия, 1989).


Любая технологическая карта отвечает на вопросы:

 

-         какие операции необходимо выполнить;

 

-         в какой последовательности;

 

-         с какой периодичностью;

 

-         сколько на это уходит время;

 

-         результаты выполнения каждой операции;

 

-         какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.


Технологическая карта урока:

 

 

 

 

 

 

- это современная форма планирования

 

1педагогического взаимодействия учителя и учащихся;

 

 

 

 

2

- это обобщенно-графическое выражение

 

сценария урока, основа его проектирования,

 

 

средство представления индивидуальных

 

 

методов работы;

 

 

 

 

3

- это способ графического проектирования

 

урока; таблица, позволяющая структурировать

 

 

урок по выбранным учителем параметрам.

 


Требования, предъявляемые к проектированию урока деятельностной направленности:

 

-         приоритетность планируемых образовательных результатов;

 

-         использование видов учебной деятельности, направленных на достижение планируемых образовательных результатов;

 

-         деятельностный характер обучения;

 

-         акцент на самостоятельность в обучении;

 

-         содержание урока – инструмент в достижении запланированных образовательных результатов.


Ообоснование разработки технологической карты:

 

         новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные как формируемые способы деятельности;

         необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных;

 

         понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий;

 

         позволяет учителю системно формировать у учащихся универсальные учебные действия.


Назначение технологической карты

 

урока:

 

 

 

-         отражение деятельностной составляющей взаимодействия учителя и ученика на уроке;

-         описание всего процесса деятельности;

 

-         указаны все операции, их составные части;

 

-         формы взаимодействия участников.

 

 

 

В    технологической карте урока должен быть описан весь процесс деятельности, указаны операции, их составные части.


Структура технологической карты по Н.Я. Мороз:

 

І.   Блок целеполагания. 1.Тема урока.

 

2.Цель урока.

 

3.Планируемый результат: знания, умения, навыки.

 

4.Личностноформирующая направленность урока. ІІ. Блок инструментальный.

 

1.Задачи урока.

 

2.Тип урока.

 

3.Учебно-методический комплекс.

 

ІІІ. Блок организационно-деятельностный. 1.Таблица-схема «План урока».

 

2.Диагностика результатов урока.

 

3.Домашнее задание.


Первый наш вариант ТКУ:


Промежуточный вариант ТКУ:

 

 

 

Предмет_____________________________________класс________________________

 

Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе) например 3 урок из 9

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Цель урока

Задачи урока

 

Предполагаемый результат

Предметный результат

Компетенции / УУД

Педагогические технологии

Оборудование

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

 

Прием                   Деятельность учителя                                 Деятельность ученика               Компетенции/                                                 Оценивание/формы

 

аспекты компетенции/УУД      контроля

 

I (название) – время (…)

 

 

 

II (название) – время (…)


 

 

 

III (название) – время (…)


Последний вариант ТКУ:


Цель может формулироваться по ФГОС:

 

 

Образовательная – соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей.

 

Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала.

 

Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД.


Пример постановки цели урока в рамках системно-деятельностного подхода:

 

Цель – достичь образовательных результатов

 

1.    Личностный результат – осознавать трагедию монголо-татарского нашествия для русского народа, губительность политической раздробленности перед лицом внешней опасности.

 

2.       Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

 

3.   Предметный результат – знать основные события, связанные с монголо-татарским нашествием на Русь, понимать причины поражения русских княжеств, уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий, извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.


Пример постановки цели урока по

 

таксономии Б. Блума:


 

 Тема урока

 

Предмет:

Математика 1 класс

 

Уменьшаем

ое и

вычитаемое

 

»


 

Уровень

 

 Знание Понимание

 

 Применение Анализ

 

 

 

 

 Оценка Творчество


 

Пример формулировки

 

В   конце урока ученики могут назвать компоненты вычитания

 

– «уменьшаемое и вычитаемое»

 

Ученики в конце урока могут определить компоненты вычитания

 

Ученики могут, зная компоненты вычитания, применить полученные знания и понятия при выполнении заданий

 

В         конце урока ученики могут различать компоненты вычитания; раскрывают математические закономерности; делают выводы из конкретной информации

 

Ученики могут оценить свою деятельность и значимость полученного результата по теме

 

В  конце урока учащиеся могут самостоятельно составлять по каждой схеме по две разности

 


 

Индикаторы: после изучения темы знают понятия «уменьшаемое и вычитаемое», смогут составлять разности, используя эти термины; смогут составлять разности, подбирать разность к рисункам; смогут составлять по каждой схеме две разности.


Ещё один вариант постановки цели урока в системно-

 

деятельностном подходе:

 

Цель урока: совершенствовать умение учащихся правильно писать окончания имен существительных 1, 2 ,3 склонение.

 

Задачи урока:

 

I.     Предметные:

 

1.   Систематизировать и закреплять умение писать окончания имён существительных 1,2,3 склонения;

 

2.    Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале;

 

3.   Учить применять орфографические знания в повседневной жизни. II. Метапредметные:

 

1.   Познавательные УУД:

 

- закреплять умение представлять информацию в виде алгоритма;

 

-     формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;

 

2.   Регулятивные УУД:

 

-   формировать умение концентрировать внимание;

 

-   закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание;

 

3. Коммуникативные УУД:

 

-   формировать умение работать в группе, в паре;

 

-   учить приёмам представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы.

 

III. Личностные результаты:

 

 

- формировать положительную мотивацию к обучению;

15

 

- создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету.

 

 

 


Методические рекомендации для учителя

 

для правильного определения планируемого результата:

 

1)     определить место урока в теме, связь с предыдущим и последующими уроками;

2)         определить обобщенную цель урока, отражающую предметный и метапредметный результат (для облегчения можно использовать клише формулирования цели по типам урока), задачи;

 

3)      определить планируемый результат (предметный, метапредметный и личностный) на формирование которых рассчитан урок, разработать стратегию (способы) их достижения:

 

- конкретизируем предметный результат урока;

 

-              определяем метапредметный результат (для облегчения можно использовать характеристику УУД для целеполагания, указываем УУД (регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД), на основе указанных аспектов выбираем соответствующие формулировки метапредметного результата которые планируется формировать на уроке;

 

-    определяем личностные УУД, на формирование которых будет работать урок.


 

16