«Технологические карты уроков. Виды и приемы составления»
Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Технологическая карта отвечает на вопросы:
·Какие операции необходимо выполнять.
·В какой последовательности выполняются операции.
·С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).
·Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
·Результат выполнения каждой операции.
·Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
Сегодня существует огромное разнообразие вариантов технологических карт. Однако до сих пор в педагогическом сообществе нет единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции технологической карты урока.
ФГОС ООО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г., устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные
и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; - метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; - предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Методологическая основа новых стандартов — системно-деятельностный подход,
нацеленный на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить учащемуся общекультурное, личностное, познавательное развитие, и, главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
В ходе введения ФГОС каждый учитель столкнется с важностью и необходимостью достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится актуальным в первую очередь
умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость определяет структуру технологической карты урока, которая призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды предполагаемых образовательных результатов.
Наиболее удачной формой для технологической карты урока является таблица.
Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определяются столбцы карты:
Образец технологической карты урока
ФГОС вводит новое понимание образовательных результатов — в виде формируемых способов деятельности. Поэтому графа «Деятельность учащихся» структурируется соответственно видам деятельности, каждая из которых также делится на осуществляемые действия и формируемые способы деятельности.
Базовой образовательной технологией, которая реализует требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, определяют содержание видов деятельности в технологической карте.
Достоинством подобных технологических карт является то, что карта дает возможность четко выделить формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии
с видами осуществляемой на уроке деятельности. Кроме этого, она достаточно универсальна и может использоваться для проектирования уроков в разных дидактических системах, которые реализуют деятельностный подход.
ЭТАПЫ УРОКА: 1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Актуализация субъективного опыта учащихся
4.Изучение новых знаний и способов деятельности
5.Первичная проверка понимания изученного
6.Закрепление пройденного материала
7.Применение изученного материала
8.Обобщение и систематизация
9.Контроль и самоконтроль
10.Коррекция
11.Домашнее задание
12.Подведение итогов учебного занятия
13.Рефлексия.
При необходимости несколько этапов могут быть объединены в один. Однако некоторые из них носят инвариантный характер, поэтому должны быть на каждом уроке:
— Этап организации учебного занятия;
— Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности;
— Основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности);
— Этап подведения итогов учебного занятия;
— Рефлексия.
Технологическая карта дополняется сопровождающими материалами: алгоритмами
и опорными схемами, задачами для индивидуальной или групповой работы, тестовыми заданиями различных типов, вопросами для самоконтроля учащихся в соответствии с уровнем усвоения ими знаний, критериями оценивания и т. д.
ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКА:
Технологическая карта урока
Тема урока:
_____________________________________________________________________________
Цели для ученика |
|
|
Цели для учителя |
|
|
||
1. |
|
|
|
- Образовательные |
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
- Развивающие |
|
|
|
|
|
|
|
- Воспитательные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип урока |
|
|
Форма урока |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Опорные понятия, термины |
|
Новые понятия |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Формы контроля |
|
|
Домашнее задание |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этап |
|
|
Использ уемы е |
|
|
|
|
|
|
|
методы , |
|
Результат |
|
|
урока |
Деятельность |
Деятельность |
приемы, |
Формируемые |
взаимодействия |
|
|
|
учителя |
учени ка |
|
формы |
УУД |
(сотрудничества) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технологическая карта урока с дидактической структурой урока
Ф. И. О. педагога:
Предмет:
Класс:
Тип урока:
Дидактическая |
Деятельность |
Деятельность |
Задания для |
Планируемые |
|
структура урока |
учеников |
учителя |
учащихся, |
результаты |
|
|
|
|
выполнение |
|
|
|
|
|
которых |
Предметные |
УУД |
|
|
|
приведет к |
|
|
|
|
|
достижению |
|
|
|
|
|
планируемых |
|
|
|
|
|
результатов |
|
|
|
|
|
|
|
|
Организационный |
|
|
|
|
|
момент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверка |
|
|
|
|
|
домашнего задания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучение нового |
|
|
|
|
|
материала |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Закрепление нового |
|
|
|
|
|
материала |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контроль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технологическая карта урока с методической структурой урока
Ф. И. О. педагога:
Предмет:
Класс:
Тип урока:
Дидактическая |
|
Методическая структура урока |
|
Признаки |
||
структура |
|
|
|
|
|
решения |
урока |
|
|
|
|
|
дидактических |
|
|
|
|
|
|
задач |
Организационный |
Методы |
Форма |
Методич. |
Средства |
Способы |
|
момент |
обучения |
деятельности |
приемы и |
обучения |
орган из аци и |
|
|
|
|
их |
|
деятельности |
|
|
|
|
содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Актуализация |
|
|
|
|
|
|
знаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сообщение |
|
|
|
|
|
|
нового |
|
|
|
|
|
|
материала |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Закрепление |
|
|
|
|
|
|
изученного |
|
|
|
|
|
|
материала |
|
|
|
|
|
|
Подведение |
|
|
|
|
|
|
итогов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Домашнее |
|
|
|
|
|
|
задание |
|
|
|
|
|
|
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные |
Цель |
|
Содержание педагогического взаимодействия |
|
|||
этапы |
этапа |
|
|
|
|
|
|
организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
Деятельность |
|
|
Деятельность учащихся |
|
||
учебной |
|
учителя |
|
|
|
|
|
деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Создание |
Организовы |
|
Пытаются |
Слушают |
Принимают и |
|
Постановка |
проблем |
вает |
|
решить |
учителя. |
сохраняют |
|
учебных |
ной |
погружение |
|
задачу |
Строят |
учебную цель |
|
задач |
ситуации |
в проблему, |
|
известным |
понятные для |
и задачу. |
|
|
Фиксация |
создает |
|
способом. |
собеседника |
|
|
|
новой |
ситуац ию |
|
Фиксируют |
высказывания |
|
|
|
учебной |
разрыва. |
|
проблему. |
|
|
|
|
задачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Поиск |
Организовывает |
|
Анализируют, |
Осознанно |
Исследуют |
|
Совместное |
решения |
устный |
|
доказывают, |
строят |
условия |
|
исследование |
учебной |
коллективный |
|
аргументируют |
речевые |
учебной |
|
проблемы. |
задачи. |
анализ |
|
свою точку |
высказывания, |
задачи, |
|
|
|
учебной |
|
зрения |
рефлексия |
обсуждают |
|
|
|
задачи. |
|
|
своих |
предметные |
|
|
|
Фикси рует |
|
|
действий |
способы |
|
|
|
выдвинутые |
|
|
|
решения |
|
|
|
учениками |
|
|
|
|
|
|
|
гипотез ы, |
|
|
|
|
|
|
|
организ ует их |
|
|
|
|
|
|
|
обсуж дение |
|
|
|
|
|
3. |
Фиксация в |
Организует |
|
Фиксируют в |
Воспринимают |
Осуществляют |
|
Моделирова |
модели |
учебное |
|
графические |
ответы |
самоконтроль, |
|
ние |
существенн |
взаимодействие |
|
модели и |
учащихся |
принимают и |
|
|
ых |
учеников |
|
буквенной |
|
сохраняют |
|
|
отношений |
(группы) и |
|
форме |
|
учебную цель |
|
|
изучаемого |
следующее |
|
выделенные |
|
и задачу. |
|
|
объекта. |
обсуждение |
|
связи |
|
|
|
|
|
составленных |
|
и отношения. |
|
|
|
|
|
моделей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Построение |
Организует |
Проводят |
Участвуют в |
Принимают и |
|
Конструиро |
ориентиро |
учебное |
коллективное |
обсуждении |
сохраняют |
|
вание |
ванной |
исследование |
исследование, |
содержания |
учебную цель |
|
нового |
основы |
для выделения |
конструируют |
материала. |
и задачу, |
|
способа |
нового |
понятия. |
новый способ |
|
осуществляют |
|
действия. |
способа |
|
действия или |
|
самоконтроль |
|
|
действия. |
|
формируют |
|
|
|
|
|
|
понятия. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Первичный |
Диагностическая |
Осуществляю |
Учатся |
Осуществляют |
|
Переход к |
контроль |
работа |
т |
формулировать |
самоконтроль |
|
этапу |
правильнос |
(на входе), |
работу по |
собственное |
|
|
решения |
ти выполне |
оценивает |
выполнению |
мнение и |
|
|
частных |
ния |
выполнение |
отдельных |
позицию |
|
|
задач. |
способа |
каждой |
операций. |
|
|
|
|
действия. |
операции. |
|
|
|
|
6. |
Коррекция |
Организует |
Применяют |
Строят |
Самопроверка. |
|
Применение |
отработки |
коррекционную |
новый способ. |
рассуждения, |
Отрабатывают |
|
общего |
способа. |
работу, |
Отработка |
понятные для |
способ в целом. |
|
способа |
|
практическую |
операций, в |
собеседника. |
Осуществляют |
|
действия |
|
работу, |
которых |
Умеют |
пошаговый |
|
для |
|
самостоятельную |
допущены |
использовать |
контроль по |
|
решения |
|
коррекционную |
ошибки. |
речь для |
результату. |
|
частных |
|
работу. |
|
регуляции |
|
|
задач. |
|
|
|
своего действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Контроль |
Контроль |
Диагностическая |
Выполняют |
Рефлексия |
Осуществляют |
|
на этапе |
|
работа |
работу, |
своих |
Пошаговый |
|
окончания |
|
(на выходе): |
анализируют, |
действий |
контроль по |
|
учебной |
|
организация |
контролирую |
|
результату |
|
|
дифференцирован |
|
|
|||
темы. |
|
т и |
|
|
|
|
|
|
ной |
оценивают |
|
|
|
|
|
коррекционной |
|
|
|
|
|
|
результат. |
|
|
|
|
|
|
работы, |
|
|
|
|
|
|
контрольно- |
|
|
|
|
|
|
оценивающая |
|
|
|
|
|
|
деятельность. |
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.