Выступление из опыта работы (в рамках педсовета)
Тема: Воспитание толерантного сознания и нравственно – патриотических качеств у
воспитанников в поликультурной среде.
Аристова Н. А.
«Воспитание это менее всего слова, то есть слова в последнюю очередь, а прежде
поступок, действие, пример». А.Маркуша
В наш век высоких технологий, человек стремиться успеть как можно больше,
зачастую забывая, что основным условием прогресса человечества является его
продолжение – гармонично развитые дети. Как педагог, и как мать, я считаю, что
важнейшими качествами ребенка, которые должны быть сформированы в детском саду –
это его позитивное мировосприятие, духовная нравственность и патриотизм.
Великий философ И. Кант говорил: «Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это
именно то великое, что возвышает человека над самим собой». Основы деятельности
воспитателя заключаются в формировании личности ребенка. Реализуем ли мы свой долг
в полной мере в детском саду? Во всяком случае, прилагаем все возможные усилия для
раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Для воспитания юного патриота своей Родины, всем известно, что патриотизм – в
переводе с греческого языка означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству,
необходимо чтобы было создать
соответствующее гражданскопатриотическое
поликультурное пространство.
Поэтому, с первого дня дети у нас в группе начинают получать значимые знания о
своей Родине. Создали центры патриотического, нравственного и поликультурного
воспитания. В них располагаются атрибуты государственной символики, книги о Родине,
альбомы с фотографиями родного края, всей страны. Таким образом, ненавязчиво, через
предметнопространственную среду, каждый день у воспитанников прививаются
патриотические чувства и знания о Родине. В детском саду растет маленький Гражданин.
Особое внимание уделяем развитию этических и эстетических понятий: добро, зло,
ответственность, совесть, честь, достоинство, прекрасное и безобразное, уважение к
языкам всех народов. Все это способствуют формированию нравственноволевой сферы
личности дошкольника.
Проводим соответствующую деятельность доступную пониманию детей. Всегда ярко
проходят традиционные праздники и утренники, посвященные Дню семьи,
Дню
Независимости РК, «Дню Великой Победы!».
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантного сознания и нравственно –
патриотических качеств у воспитанников была плодотворной, мы стараемся задействовать
большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой
и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность
дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетноролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и
практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) подвижные игры разных народов проживающих в Казахстане;
4) проведение праздников, например таких как “Наурыз, “Рождество”;
5) изучение народных праздников ближайших странсоседей,
6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;8) игрызанятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем
межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети
разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у
каждого свои индивидуальные способности и особенности.
На ОУД спользуем разнообразные методические приёмы:
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
развитие умений невербального общения: «Угадайка», «Любимый сказочный герой»;
развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море
волнуется»:
гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать поразному»,
«Угадай, кто это?»;
развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия»,
«Добрый лесник»,
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на
практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в
общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и
сверстникам.
3. Этюды и упражнения направленные:
на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
на воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к
другу», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и
поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к
сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности – рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё
настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки
разных народов.
Работа с детьми:
Беседы
-Проекты
-Конструирование
-Видеопросмотры
-Экскурсии
-Целевые прогулки
-Тематические праздники
-Театрализованные представления
Работа с родителями.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество
педагогов детского сада и родителей. Для этого я в своей работе использую (вместе с
напарницей) разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации,
выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные
праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая
согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием
полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения,
правовой культуры.Анкетирование
-Совместные праздники
-Круглые столы
-Конкурс «Моя родословная»
-Конкурсы совместных рисунков
-Конкурсы семейного творчества
- Сотрудничество ДО с семьей является приоритетным в формировании толерантного
поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное
взаимодействия ребенка родителей и социума.
- Мероприятия с родителями:
- круглый стол;
- тренинги, семейные игротеки;
тематические дни в ДО;
консультативный пункт;
«Школа для родителей»;
целевые экскурсии совместно с детьми по городу.
Воспитание нравственных качеств – это процесс, который невозможно уложить в
жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с
ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование,
как чувство любви к Родине. В совместной деятельности используем дидактические и
народные игры на трёх языках, театрализованную деятельность, беседы, выставки,
конкурсы в триязычной среде.
Большую
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники,
посвященные семейным, патриотическим темам, встречам со старшим поколением – это и
традиционные встречи с ветеранами, и участниками ВОВ, с войнами интернационалистами,
и другие массовые мероприятия. Проведение таких праздников в детском саду помогают
поддерживать сложившиеся традиции и создавать новые. Также это позволяет создавать
периоды повышенной творческой активности, задавать четкий ритм, избегать стихийности,
определять степень воспитательного воздействия.
роль в воспитании маленьких патриотов играет дополнительное
образование, которое реализуется во второй половине дня это занятие детей по
интересам: «Полиглот» составили буклет для родителей «Игры с дошкольниками на для
закрепления и активизации английской разговорной речи». «Полиязычный театр» на этой
неделе организовали театрализованную деятельность на трёх языках с учителями
английского (Кольцова Т.М.) и казахского (Итемгенова С.Т.) языков «Репка». «Растёт
гражданин» в свободное время организовали познавательную деятельность с учителем
казахского языка «Драгоценное наследие предков», с целью оказать положительное
влияние на практическое владение казахским языком, закреплять речевое общение на
казахском языке посредством введение краеведческого материала. Провели поисковую
деятельность «Каждый гражданин страны знает богатства своей Родины» с целью
формирование у детей понятия об участии человека в сохранности природы своего края и
ее богатств. К такой деятельности подходим творчески, стараемся организовать работу
так, чтобы дети были активными участниками.
Работа вечером предполагает закрепление полученных знаний о культуре и языках
.
народов мира. Мы понимаем, что крайне важно создать пространство для гражданско
патриотического становления личности дошкольника, где функционирует система
нравственного воспитания, пространство, построенное на ценностях традиций культуры и
языков, которое отвечает потребностям развития личности ребенка.
Вся наша работа направлена на воспитание гуманной, нравственной, полиязычной
личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами.
Созданные нами условия позволяют растить поколение достойных будущих граждан,
патриотов своего Отечества.