Технологии преподавания физической культуры в условиях реализации Концепции модернизации учебного предмета.
Концепция представляет собой систему взглядов на основные цели, задачи и направления модернизации учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы в Российской Федерации, и определяет стратегию и вектор развития учебного предмета в контексте тенденций отечественного и мирового опыта.
Основными факторами, определяющими содержание образования в сфере физической культуры и физического воспитания являются:
-социальный заказ государства системам образования и физического воспитания;
состояние физического развития, здоровья и двигательной подготовленности населения;
- потребности личности в физическом самосовершенствовании, саморазвитии; потребности экономики и обороны страны.
Целью Концепции является создание условий для обеспечения высокого качества изучения и преподавания учебного предмета «Физическая культура», повышения его воспитательного и оздоровительного потенциала в образовательных организациях на основе модернизации системы физического воспитания в соответствии с социальными запросами общества и перспективными задачами развития Российской Федерации в современном мире
Задачи Концепции:
- модернизация содержания учебного предмета общего образования с учетом взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования;
- совершенствование учебно-методического обеспечения и материально- технического оснащения учебного предмета;
- обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков, способствующих повышению личных показателей физического развития, физической подготовленности, освоению широкого социального спектра универсальных компетенций, необходимых для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурного образования;
- расширение базы информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, технологического инструментария деятельности обучающихся и педагогических работников;
- развитие кадрового потенциала в сфере физической культуры;
- повышение у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и формирование навыков здорового образа жизни.
В соответствии с ФГОС общего образования, предметные результаты учебного предмета "Физическая культура" должны отражать умение выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений с учётом индивидуальных способностей и особенностей, состояния здоровья и режима учебной деятельности, использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга (в том числе при подготовке к выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - Комплекс ГТО)).
Требование обязательности сдачи нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО всеми обучающимися, осваивающими образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, законодательством в сфере образования не установлено, в связи с чем невыполнение нормативов Комплекса ГТО не может являться основанием для неудовлетворительной отметки в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся по учебному предмету "Физическая культура".
Решение об индивидуальном учете результатов выполнения нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету "Физическая культура" принимается общеобразовательной организацией самостоятельно и закрепляется локальным актом.
Результаты выполнения нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО обучающимися образовательных организаций могут быть преемственными к результатам освоения программы учебного предмета "Физическая культура" путем интеграции в нее элементов Комплекса ГТО.
По завершении подготовки и перед сдачей нормативов испытаний (тестов) ГТО осуществляется тематический контроль, позволяющий оценить результаты подготовленности обучающихся к сдаче нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО.
Комплекс ГТО нацелен также на повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения, всестороннее развитие личности, в том числе гражданско-патриотическое воспитание.
Таким образом, выполнение нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО на золотой, серебряный и бронзовый знаки Комплекса ГТО являются качественным показателем решения поставленной перед обучающимся задачи в соответствии с ФГОС и может соответствовать оценке "отлично».
Модернизация системы физического воспитания в школьных образовательных учреждениях:
- развитие спорта в образовательных учреждениях;
- создание условий и стимулов для расширения сети детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений;
- сохранение обязательной формы физкультурного образования - для обучающихся в объеме не менее 3 часов в соответствии с ФГОС, существенное увеличение объема спортивной работы во внеурочное время для реализации необходимого недельного объема двигательного режима не менее 8 часов в неделю;
- совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся;
- создание в общеобразовательных учреждениях спортивных классов и классов с углубленным изучением предмета «Физическая культура»;
- создание в образовательных учреждениях детско-юношеских спортивных и туристских клубов (центров)
- развитие спорта в образовательных учреждениях;
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений
оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений
ФГОС ООО:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной итоговой аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.
Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение.
Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон:
продукт как материализованный результат,
процесс как работа по выполнению проекта,
защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося.
Проектная деятельность обучающегося ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Проектная деятельность обучающихся может проводиться в том числе по таким направлениям, как:
исследовательское;
инженерное;
прикладное;
информационное;
социальное;
игровое;
творческое.
Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких.
Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект.
Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени.
В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся (автор проекта) самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
Реализация Концепции обеспечит модернизацию учебного предмета «Физическая культура» и будет способствовать разработке и апробации механизмов развития физкультурного образования в Российской Федерации.
Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в разработку нормативных и методических документов, регламентирующих данную предметную область, в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ, программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497, Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также через привлечение спонсорских средств и средств государственных корпораций.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.