Технологии развития критического мышления на уроках английского языка
Оценка 4.6

Технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Оценка 4.6
docx
28.04.2024
Технологии  развития критического мышления на уроках английского языка
методика преподавания иностранных языков ..docx

Реализация творческого подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии (метод технологии развития критического мышления)

В современном мире человек должен обладать целым рядом качеств для того, чтобы быть конкурентоспособным. Он должен уметь воспринимать, перерабатывать, присваивать информацию, обладать способностью отстаивать свою точку зрения логическими доводами, т.е. иметь развитое критическое мышление. И, кроме того, ему необходимо владеть иностранными языками.

ФГОСТ нового поколения  предусматривают дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой,  языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной), а также  предусматривают развитие общеучебных компетенций, связанных с приемами самостоятельного приобретения знаний: использовать двуязычные и одноязычные (толковые) словари и другую справочную литературу; ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте; обобщать информацию, выделять ее из различных источников; а также развитие специальных учебных умений: интерпретировать языковые средства, отражающие особенности культуры страны изучаемого языка, в частности, применительно к выбранному профилю.

Данное методическое пособие рассматривает возможность использования технологии критического мышления на уроках английского языка в музыкальном колледже, установление межпредметных связей, применение компьютерных технологий на уроках английского языка.

Используя технологию развития критического мышления на уроках английского языка,  я поняла, что это делает процесс обучения более эффективным. Ведь каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества. Поэтому педагогу приходится постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы учащиеся проявили живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираясь на интуицию и подсознание. И именно технология критического мышления осуществляет   эту         задачу.
Цель технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения в образовательный процесс.
Критическое мышление способствует пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, взаимоуважению партнёров,  позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности. Структура данной педагогической технологии логична  и стройна, т.к. её этапы соответствуют закон
омерным этапам человеческой        деятельности.
В технологии развития критического мышления выделяют три стадии:
1.Вызов
2.Осмысление
3.Рефлексия
Стадия      вызова.
На этой стадии преподаватель создаёт проблемную ситуацию, вызывая у своих студентов воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту, активизирует их деятельность, мотивирует дальнейшую работу. Эта стадия состоит из двух элементов - мозгового штурма и создания кластера или      карты         памяти       “Mind-Map”.
“Mind-Map” является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема - в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Затем идёт поток идей, их количество неограниченно. Они все фиксируются. Начина
ем их записывать сверху слева и  заканчиваем        справа        внизу.
Этот метод создаёт пространство для проявления креативных способностей. В начале урока его можно использовать  для повторения или для введения в
новую     тему.
Кластер
– это прием, который  служит для стимулирования мыслительной деятельности. Его основные качества - спонтанность, освобождённая от какой-либо цензуры. Кластер – это графический приём систематизации материала. Мысли «гроздятся», т.е. располагаются в определённом порядке.
Технология составления кластера такова : ключевое слово в центре. Запись слов, спонтанно приходящих в голову, происходит вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями. Кластеры являются ведущим приёмом на стадии вызова. Они систематизируют информацию, полученную до знакомства с основным источником,  текстом или любым другим упражнением.

Пример: Кластер по теме «Хобби»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Мозговой штурм – это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового                   решения.
 Осмысление.
На стадии осмысления в технике критического мышления, когда учащиеся вступают в контакт с новой информацией и идеями при чтении текста, просмотре фильма, важно не запомнить информацию, а уметь проанализировать её, отметить в ней что-то полезное для себя. Поэтому при чтении используются различные таблицы, помогающие систематизировать прочитанное или услышанное.  В процессе чтения или аудирования  студенты  заполняют их, систематизируя и распределяя новую информацию. Обучение такому самоанализу обязательно. При организации работы с новой информацией можно использовать  следующие приёмы: «знаем / хотим узнать/узнали»,      «учимся         вместе»,     инсерт.
Прием «Учимся вместе» можно использовать при работе с текстом, при работе с грамматикой. При работе по освоению  грамматического материала это можно проводить  таким образом: учебная  группа  делится на три подгруппы. Каждая  получает карточки с типовыми предложениями по теме. После чего первая  группа выявляет основные случаи употребления времени, описывает действие, составляет схему. Вторая  группа находит указатели, слова- помощники.  Третья  группа составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, заполняется таблица, получается готовое правило     для    заучивания.
Приём «Знаем/ хотим узнать/ узнали» применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок:«Знаем /хотим узнать /узнали». Такая же таблица находится и на доске.
В колонку «Знаем» заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после         обсуждения         темы).
В колонку « Хотим узнать» заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят         узнать        по     данной       теме.
В колонку « Узнали» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.
Инсерт - это такой приём маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что им известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём бы они хотели узнать более                подробно.
I-interactive интерактивная

N-noting     размечающая
S-system     система      для
E-effective  эффективного
R-reading   чтения        и
T-thinking  говорения
Во время чтения учащиеся делают на полях пометки карандашом:
«V»-уже     знал,
«+»-новое,
«-»-думал  иначе
«?»-не        понял,        есть   вопросы.
После прочтения материала заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками колонок. Также в таблицу в виде тезисов заносятся   сведения из текста.
Рефлексия.
На стадии рефлексии обучающиеся размышляют о том, что они узнали на занятии, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новое. Живой обмен идеями между учащимися даёт им возможность познакомиться с новыми точками зрения, учит внимательно слушать партнёра, аргументировано и корректно отстаивать своё мнение. Результатом этой работы может быть написание эссе или учащиеся могут найти дополнительную информацию по теме, причём именно ту, которая заинтересовала их больше всего, но которая не была достаточно широко освещена. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, умений и навыков. На этой стадии хорошо зарекомендовали себя приёмы синквейн, кластер.
Синквейн – это быстрый, но мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий.  
Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн, затем он повернётся к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.

Правило написания синквейна

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка — фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как составляется синквейн?

Название (обычно существительное)
Описание (обычно 2 прилагательных или причастий)

Действия  ( обычно 3 глагола)

Чувство (фраза, отражающая личное отношение к предмету)

Повторение сути ( обычно одно слово или словосочетание)

Пример:

Синквейн по теме «Школа»

- School
- State, private
- Learn, participate, attend
- A place where children learn 
- The process of learning

Синквейн по теме  «Телевидение»:

- Television

- commercial, public

- broadcast, entertain, advertise

-provides a variety of programmes

- the most important mass media

Подводя итог, можно сказать, что описанные выше приемы  позволяют сделать работу по развитию критического мышления учащихся более эффективной, интересной и творческой. Ведь критическое мышление – это подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной, творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» студента, на развитие его творческого потенциала, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптировался в окружающем мире.

 


 

Реализация творческого подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии (метод технологии развития критического мышления)

Реализация творческого подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии (метод технологии развития критического мышления)

И именно технология критического мышления осуществляет эту задачу

И именно технология критического мышления осуществляет эту задачу

Его основные качества - спонтанность, освобождённая от какой-либо цензуры

Его основные качества - спонтанность, освобождённая от какой-либо цензуры

Мозговой штурм – это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения

Мозговой штурм – это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения

В колонку « Узнали» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо…

В колонку « Узнали» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо…

Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, умений и навыков

Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, умений и навыков

Пример: Синквейн по теме «Школа» -

Пример: Синквейн по теме «Школа» -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2024