Технологии индивидуализации в личностно-ориентированном обучении
Оценка 5

Технологии индивидуализации в личностно-ориентированном обучении

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
10 кл
08.06.2018
Технологии индивидуализации в личностно-ориентированном обучении
В данной публикации рассматриваются технологии индивидуализации в личностно-ориентированном обучении такие как: индивидуальный учебный план, уровневая дифференциации и портфолио. Суть этих технологий в личностно-ориентированном обучении заключается в том, что, в отличие от применения уровневой дифференциации в формирующем и когнитивно-развивающем обучении, в данной парадигме существенным образом повышается роль субъектности ученика в образовательном процессе.Рассматриваются технологии индивидуализации в личностно-ориентированном обучении такие как: индивидуальный учебный план, уровневая дифференциации и портфолио.
технологии индувидиализации.docx
Технологии индивидуализации в личностно­ориентированном обучении В  личностно­ориентированной модели  образования, целевой направленностью которой является создание условий для   развития личности учащихся в целом и личностных качеств, необходимых   для   наиболее   полной   самореализации   в   различных   сферах   деятельности, существенное значение приобретают технологии индивидуализации обучения. В российской школе с введением профильного обучения, особенно в условиях массовых (по охвату) форм его организации, обучение учащихся III ступени на основе индивидуальных учебных   планов   (ИУП),   индивидуальных     образовательных   программ   (ИОП)   и индивидуальных   образовательных   маршрутов   (ИОМ)  признается  одним   из   наиболее перспективных   путей   практической   реализации   профильного   обучения   (См.   материалы межрегионального   семинара   «Разработка   и   апробация   школы  III  ступени   на   основе индивидуальных образовательных программ как механизма реализации принципа обязательного общего образования»,­ Москва, 5­7 декабря 2006 г.)   Обучение  учащихся  III  ступени  на  основе  индивидуальных  учебных  планов  (ИУП) означает, что  каждый ученик   выбирает для освоения совокупность учебных предметов (курсов), из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального Базисного учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия ОУ возможно использование   учебных   предметов   (курсов)   нескольких   ОУ   в   соответствии   с «образовательной картой» и договорными отношениями в образовательном округе. Ученик   вправе   выбрать   из   предлагаемых   школой   или   другими   образовательными учреждениями столько курсов, чтобы его недельная учебная нагрузка не превышала 36 часов. В соответствии   с   ФГОС   нового   поколения   каждый   ученик   вправе   выбрать   для   углубленного изучения   три  предмета  из  перечня базовых.  Вне  нормированного  учебного  плана  учащиеся могут   удовлетворять   свои   образовательные   потребности   в   образовательных   учреждениях дополнительного образования, а также путем самообразования  с использованием технологии модульного обучения, посредством дистанционного обучения и экстерната. Эта часть ИУП регламентируется уставом ОУ, а зачет результатов осуществляется на основе распоряжения учредителя.   Оформляется   ИУП   на   определенный   отрезок   времени   (на   год   или   два   с возможным распределением на более мелкие этапы) в виде документа с перечнем изучаемых предметов   курсов   с   указанием   их   типа   (базовый,   профильный,   углубленный,   элективный, факультативный), количества часов (общего и недельного) на каждом из этапов изучения. Если ИУП реализуется учеником в форме  индивидуального обучения (полностью или частично,   в   течение   всего   двухгодичного   цикла   или   отдельных   полугодий),   то   на   срок индивидуального   обучения   учеником     с   помощью   тьютора   формируется  индивидуальная образовательная   программа   (ИОП),   которая   аналогично   «Образовательной   программе школы»,  состоит   из   учебных   программ   тех   предметов,   которые   ученик   изучает индивидуально. Они могут совпадать с учебными программами, реализуемыми в данной школе и   в   данном   классе,   а   могут,   в   отличие   от   них,   быть   программой   углубленного   или реабилитационного   обучения,   или   профильной,   не   реализуемой   в   данном   классе.   В образовательную   программу   включаются   также   исследовательская,   проектная,   творческая работа, учебная и социальная практика и план работы над ними. Оформляется ИОП в виде документа,  форма  и  структура которого  нормативно  не задана  и  поэтому  образовательное учреждение разрабатывает его самостоятельно. Обучение по ИУП и ИОП  предполагает разработку еще одного документа, называемого Индивидуальным   образовательным   маршрутом   (ИОМ),   который   представляет   собой структурированную программу действий ученика по выполнению индивидуального учебного плана   и   индивидуальной   образовательной   программы.   на   некотором   фиксированном отрезке обучения. В структуре ИОМ фиксируются: ­ Учебные предметы, составляющие  инвариантную часть учебного плана, и входящие в них модули (темы), подлежащие изучению на данном этапе обучения. ­ Элективные курсы и их модули. проекты, практики для обязательного изучения. ­ Факультативные курсы, проекты, творческие работы. ­ Отрезок учебного времени, которому соответствует  учебный  план, и  планируемый срок выполнения (ускоренный или замедленный по сравнению с нормативным). ­ Временной график и место посещения занятий, консультаций,  представления заданий, контрольных срезов, зачетов и другой отчетности. ­ Итоговая аттестация ­ Подписи лиц, ответственных за организацию и контроль выполнения образовательной программы   в   соответствии     с   запланированным   содержанием   и   сроками.   Такими   лицами являются   тьютор   (классный   руководитель),   преподаватели,   руководители   проектов   и творческих работ, родители. При   индивидуальном   обучении   особую   роль   играет   учет,   контроль   и   оценивание учебных результатов учащихся, которые осуществляются в форме: ­ текущего контроля, тьюторского сопровождения и учета выполнения ИОП; ­ самоконтроля и самооценки (рефлексии); ­ рейтинговой и кредитной системы оценивания; ­ итоговой аттестации.  Технологии уровневой дифференциации Суть этих технологий в личностно­ориентированном обучении заключается в том, что, в отличие   от   применения   уровневой   дифференциации   в   формирующем   и   когнитивно­ развивающем обучении, где учитель, опираясь на знание уровня подготовленности  и развития ученика, специальным подбором дифференцированных заданий «ведет» ученика от уровня его актуальных возможностей   к уровню его ближайших потенциальных возможностей, то есть обучает   его   в   «зоне   ближайшего   развития»,   в   данной   парадигме     существенным   образом повышается   роль   субъектности   ученика   в   образовательном   процессе.   В   личностно ориентированном обучении  функция уровневой дифференциации несколько иная: необходимо создать условия для собственного осмысления и оценки учеником того максимального уровня, которого   он   может   достичь   при   изучении   предмета,   чтобы   принять   решение,   например,   о выборе предмета в качестве базового или профильного. Одной из эффективных технологий уровневой   дифференциации,   позволяющих   оптимальным   способом   создать   такие   условия, является «Лестница достижений» Сущность технологии «Лестница достижений» заключается в том, что к относительно законченному отрезку учебного процесса (уроку, теме, всему курсу) составляется «лестница» заданий для самостоятельного выполнения учащимися. В основании лестницы представлены задания базового уровня, обязательные для выполнения каждым учеником. Они составляют наибольшее количество от общего числа заданий. Над ними надстраиваются более сложные задания, требующие самостоятельного применения знаний и умений базового уровня. Таких заданий предлагается в меньшем количестве. Следующая ступенька содержит еще меньшее количество заданий, но требующих для своего решения не только знаний, но и догадки. Таким образом,   каждая   следующая   ступенька   содержит   задания,   требующие   все   более   высоких уровней умений и способностей. Технология   так   сконструирована,   что   она   создает   психологический   настрой   на продолжение   выполнения   заданий.   В   самом   деле:   получив   фиксированную   оценку   за выполнение заданий предыдущего уровня, ученик ничем не рискует, попробовав решить задачи следующего уровня, которые дают ребенку шанс улучшить свои результаты. Таким образом, от желания   ребенка зависит, на каком уровне достижений ему следует остановиться и принять решение о выборе (или отказе от выбора) соответствующего уровня обучения, в том числе о выборе профиля дальнейшего образования. Следующей   разновидностью   технологии   уровневой   дифференциации   является (модифицированная   технология технология,   ориентированная   на   результат  американского варианта технологии «полного усвоения»).  Особую   роль   эта   технология   приобретает   в   условиях   овладения   учащимися универсальными учебными действиями (УУД) Начиная изучение предметного курса в целом и каждой темы учитель на первом же занятии ориентирует учащихся на образовательные цели курса, на то, что будет происходить в процессе их изучения  и к какому результату учащиеся придут по их завершению, обсуждает цели   в   сфере   познавательных   интересов   и   способностей,   личностных   компетенций, общеучебной и социальной деятельности учащихся.   К   познавательным,   социальным   и   личностным   компетенциям   можно,   к   примеру, отнести: ­ уметь ставить цели  и планировать свою деятельность ­ умение вести диалог, слушать других, ­ сотрудничать в процессе деятельности,  ­ развивать интеллект, творческие способности, воображение, ­ овладеть навыками самообразования, ­ контролировать себя и адекватно оценивать свои достижения и возможности, ­ развивать практические навыки. Тем   самым   этот   ориентировочный   этап     уже   с   первого   занятия   позволяет   детям определиться   в   своих   интересах   и   принять   решение   об   уровне   их   изучения.   При   таком сотрудничестве у ученика собственно и возникает реальное чувство "субъектности" в учебном процессе.   «Портфолио»    является   одной   из   наиболее   часто   применяемых     в   зарубежном образовании   разновидностей   технологий   разноуровневого   обучения,   ориентированных   на результат. В отечественном образовании большой интерес эта технология вызвала в связи с потребностью   в   объективном   (аутентичном)   оценивании   реальных   достижений   учащихся   в определенных   предметных   областях   и   способностей   к   дальнейшему   профильному   и профессиональному образованию. Новый интерес к этой технологии возник также в связи с требованиями стандарта по формированию УУД.  Используется  портфолио в учебном процессе в двух вариациях: 1) портфолио как технология обучения и стимулирования, заключающаяся в создании условий в процессе обучения для самостоятельного сбора учащимся коллекции своих   лучших, с его точки зрения, работ ( контрольные работы, сочинения, рефераты, тетради с конспектами лекций,   с   решениями   сложных   задач,   доклады   на   семинарах   и   конференциях,   отчет   об исследовательской работе, публикации в печати, художественные иллюстрации, компьютерные презентации и т.д.), и  ориентирующая учащихся на достижение высоких учебных результатов и развитие познавательных и творческих способностей; ­ добровольное и самостоятельное участие в отборе ее содержания; ­ участие в определении критериев отбора содержания;  Деятельность по созданию такой коллекции предполагает: ­ самостоятельную и творческую деятельность по проектированию и созданию ее продукта; ­ свидетельства  рефлексии учащегося относительно качества портфолио и самовосприятия. 2)   портфолио   как   метод   независимого   рейтингового   оценивания   результатов, достигнутых   учащимися   в   определенных   предметных   областях   и   свидетельствующих   о способностях учащихся к дальнейшему продолжению образования в профилях, для которых эти   предметные   области   являются   ведущими,   то   есть   как   одна   из   технологий   аттестации выпускников основной школы,

Технологии индивидуализации в личностно-ориентированном обучении

Технологии индивидуализации в личностно-ориентированном обучении

Технологии индивидуализации в личностно-ориентированном обучении

Технологии индивидуализации в личностно-ориентированном обучении

Технологии индивидуализации в личностно-ориентированном обучении

Технологии индивидуализации в личностно-ориентированном обучении

Технологии индивидуализации в личностно-ориентированном обучении

Технологии индивидуализации в личностно-ориентированном обучении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2018