Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.7

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
классное руководство +1
Взрослым
13.09.2018
Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок?
Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС.doc
Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС       Урок ­ главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели ­ чего учитель хочет добиться; затем установления средства ­ что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа ­ как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:   Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.  Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему  управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).  Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности  учащихся и учителя на всех этапах урока.  Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.  Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.  Продумать форму подведения итогов урока.  Продумать содержание, объем и форму домашнего задания. Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и  инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, у школьников формируется умение  самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е.  развиваются  у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития. Новый  подход к современному   уроку способствует более высокому уровню усвоения программного содержания начальной школы. Педагогические требования к современному уроку. Из задач, которые общество ставит перед школой, вытекают требования к современному уроку. Эти требования можно разделить на 4 группы: ­ воспитательные; ­ дидактические; ­ психологические; ­ гигиенические. Вот характеристика каждой группы требований: 1. Воспитательные требования к уроку: ­ формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших моральных качеств, трудолюбия; ­ формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью; ­ формирование активного отношения к жизни; ­ формирование высокой гражданственности. 2. Дидактические требования к уроку: ­ четкая организация проведения урока, рациональное использование каждой минуты; ­ правильная постановка перед учащимися цели и конкретных задач урока; ­ эти требования выполняются па основе хорошо продуманного тематического и поурочного планирования; ­ каждый элемент /структуры /урока ­ это определенный шаг к достижению общей дидактической цели задачи; ­ структура /урока /должна связываться с его методикой, она должна быть гибкой и учитывать, как методы влияют на  результат урока; ­ обеспечение познавательной активности детей на уроке, рациональное сочетание словесно­наглядных, практических  методов с проблемными; ­ связь данного урока с предыдущим; ­ вооружение учащихся новыми способами выполнения действий; ­ формирования на их основе навыков и умений; 3. Психологические требования к уроку: ­ учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности каждого ученика: его  мышления, памяти, узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения, внимания, воображения, воли; ­ психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты урока, поэтому учитель должен отличаться  самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке; ­ на результаты урока влияет отношение учащихся к знаниям, учениям. Оно зависит от мотивов учения и других  факторов, поэтому учитель должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные мотивы, формировать  интерес и потребности к знаниям, создавать чувство радости, познания, удовлетворения успехами в работе; ­ все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для школьника, они должны быть уверены, что  эти требования диктуются необходимостью; ­ учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования, все это  должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям. 4. Гигиенические требования к уроку: ­ соблюдение температурного режима, норм освещения; ­ учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно; не должно быть однообразия в  учебной работе, должно быть чередование слушания с практическими работами. Таковы общие требования к современному уроку.                      Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого  необходимо знать критерии результативности урока: 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность,  обнаруживать незнание находить причины затруднений и т.п.).  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в  учебном процессе.               4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать  вопросы.                                                                         5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей  работать по правилу и творчески.  6. На уроке даются задачи и  формулируются четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное  формирование контрольно­оценочной деятельности у обучающихся).                             7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные  успехи.                          9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным  формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического  комфорта.                                      12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную  деятельность и т.д.). Итак, ученик должен быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для  того, чтобы справиться с любой задачей, ученик овладевает универсальными учебными действиями. Из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа ученик становится главным деятелем.  Роль учителя на уроке – «дирижер», осуществляющий скрытое управление процессом обучения, вдохновитель  учащихся (Таблица 1). Таблица 1. Требования к уроку Объявление темы урока Сообщение целей и задач Планирование Практическая деятельность учащихся Осуществление контроля Осуществление коррекции Отличия традиционного урока от урока по ФГОС Традиционный урок Урок современного типа     сообщает Учитель учащимся Учитель   формулирует   и сообщает   учащимся,   чему должны научиться Учитель сообщает учащимся,   какую   работу они   должны   выполнить, чтобы достичь цели Под руководством учителя учащиеся   выполняют   ряд практических   задач   (чаще применяется   фронтальный метод организации деятельности) Учитель осуществляет контроль   за   выполнением учащимися   практической работы Учитель в ходе выполнения и   по   итогам   выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию       Формулируют сами учащиеся  Формулируют сами учащиеся, определив   границы   знания   и незнания Планирование способов   намеченной цели   учащимися достижения     действия Учащиеся учебные намеченному (применяется индивидуальный методы) осуществляют   по плану групповой,           осуществляют (применяются самоконтроля, Учащиеся контроль формы взаимоконтроля) Учащиеся   формулируют затруднения   и   осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся   Учитель осуществляет оценивание   учащихся   за работу на уроке Итог урока Учитель учащихся, запомнили   выясняет   у они что         по Учащиеся   дают   оценку деятельности её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Проводится рефлексия   Домашнее задание Учитель   объявляет   и комментирует   (чаще   – задание одно для всех) Учащиеся   могут   выбирать задание   из   предложенных учителем учётом с индивидуальных возможностей     При подробном анализе двух типов уроков становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя  и  учащихся  на уроке.  Ученик   из  присутствующего   и пассивно   исполняющего  указания  учителя  на  уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Основные этапы урока в технологии деятельностного метода 1­й этап. Самоопределение к деятельности (1­2 мин) Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне. Требования к этапу: ●      создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); ●      исходя из решенных ранее задач, выделение содержа тельной области («могу»). Рекомендации к проведению: –  доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, и т.д.;  – беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д. 2­й этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности (6­7 мин.) Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий. Требования к этапу: ●      воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий; ●      индивидуальное задание, требующее нового способа действия; ●      активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.; ●      фиксация учащимися возникшего затруднения. Рекомендации  к проведению: – коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в группах или фронтальное побуждающий диалог и  т.д.; – индивидуальные формы работы: задания для самостоятельного выполнения, математич.диктант и др.; – вербальная фиксация различных вариантов решения и отсутствия изученного их обоснования. 3­й этап. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (3­4 мин.) Цель: выявление места и причины затруднения. Требования к этапу: ●      сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); ●      выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); ●      на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который  уточняется учителем. Рекомендации к проведению: – коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий  диалог; – включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и.т.п. 4­й этап.  Построение проекта выхода из затруднения (10­13 мин.) Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнению. Требование к этапу: ●      учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе  выдвигают и обосновывают гипотезы; ●      используются предметные действия с моделями, схемами и пр.; ●      новый способ действий фиксируется – вербально и знаково; ●      учащиеся преодолевают возникшие затруднения с помощью нового способа действия. Рекомендации к проведению: – коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.; – использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей. 5­й этап.  Первичное закрепление во внешней речи учащихся (4 – 6 мин.) Цель:  усвоение нового способа действий. Требования к этапу: ●      решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства. Рекомендации к проведению: – коммутативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию; – «цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.п. 6­й этап.  Самостоятельная работа самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.) Цели: интериолизация нового способа действий; рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха. Требования к этапу: ●      учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; ●      самостоятельная проверка по эталону; ●      создание ситуации успеха; ●      допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки. Рекомендации к проведению: – обучение процедуре грамотного самоконтроля; – письменная работа, небольшого объёма, узкой типовой направленности;   – индивидуальная деятельность. 7­й этап.  Включение в систему знаний и повторение (4 – 5 мин.) Цели: включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. Требования к этапу: ●      учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; ●      системно включаются задания на тренировку; доведение до уровня автоматизированного навыка ранее  сформированных способностей; коррекция ошибок, подготовка к изучению следующих тем. Рекомендации к проведению: – коммуникативное взаимодействие – преимущественно в группах или парах; –   возможность выбора заданий учащимися; – включение элементов проектирования. 8­й этап. Рефлексия деятельности (2­3 мин.) Цели: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ  применения нового знания. Требования к этапу: организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами  выбора, творчества). Рекомендации по проведению: – беседа, самостоятельная работа; – обсуждение вопросов: ●      Что нового вы узнали? ●      Каким способом выполняли задание? ●      Где используется этот способ? ●      Каковы результаты? ●      Что нужно сделать ещё?               Обучая детей планированию работы на уроке, ещё в первом классе определяем последовательность нашей  работы. Учащиеся учатся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут  способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом, учитель только  предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся учащиеся (использование знаков – символов НА ДОСКЕ). 1. «ПРОБЛЕМА»                                                      2. «РАБОТА В ГРУППАХ»                                                                             3. «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ»                          4. «ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ»     5. «ЗАКРЕПЛЕНИЕ»                                                                                                                          Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся можно (и нужно!)  учить с первого класса. Например по методике безотметочного обучения  Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»). При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в первом классе предлагать высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по следующим критериям: 1. Громко – тихо. 2. С запинками – без запинок. 3. Выразительно – нет. 4. Понравилось – нет. При этом в первую очередь, отмечать положительное в ответе учащегося, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий.   Надо   отметить,   что   в   результате   организации   такой   деятельности   учащиеся   приучаются   внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника.  На этапе  рефлексии предлагать   учащимся ответить  на вопросы (тип и тема урока определяют содержание вопросов): После этого предложить ребятам отметить в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке:   Идея  Конструктора  принадлежит педагогу Анатолию Гину. Конструктор   повышает   эффективность   проектирования   урока   учителем.   Даже   если   все   методические   приемы известны учителю, без Конструктора трудно удержать их в памяти. С Конструктором разнообразные уроки можно готовить довольно быстро. Педагогический конструктор урока в руках каждого учителя будет «дышать» по­своему и изменяться,   как   живое   существо.   Если   какие­то   приемы   окажутся   ненужными   –   их   можно   просто   исключить   из таблицы. А возможно, появятся свои, фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор.  Алгоритм деятельности по применению техники “Конструктор”: 1.Обязательное обозначение основных разделов урока.   2.Изучение разных методических приемов и их комбинаций. 3.Структурирование всех приемов в “Конструкторе”.  4.Тематическое планирование с введением раздела “Конструктор”. 5.Создание собственного “Конструктора” уроков.          Применение современной педагогической техники “Конструктор” дает следующие преимущества: 1.Значительно возрастает многообразие уроков.  2.Происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов, которые без «Конструктора» учителю трудно удержать в памяти.    3.При использовании «Конструктора» значительно снижается время на подготовку уроков.  4.При   подготовке   к   урокам   уделяется   большее   внимание   на   организацию   начала   и   завершения   урока,   на   этап «Домашнее задание».         5.Разнообразие методов и приемов на уроке повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения. Наблюдае мые приемы обучения и учения. Конструктор урока. Активный поиск приемов обучения (содержание деятельности в мастер­ классе). Обобще нные этапы урока, воспрои зводящ Основны е этапы (звенья) урока, воспроиз водящег целостн целостн о ый учебный процесс. его ый й . учебны процесс . а п п у р г д о п   .   1 й и н а н з   я и ц а з и л а у т к а   и и т с о н ь л е т я е д к   е и н е л е д е   1.Органи за­ ционный момент Приветстви е учителя, подготовка рабочих Фантаст ическая добавка мест, ОБЖ. Рифмова нное начало урока. Эмоцион альное вхождени е в урок. Начало урока с элемента ми театрализ ации. Начало урока с пословицы, поговорки, относящей ся к теме урока Начало урока с эпиграфа к уроку. Начало урока с высказыва ния выдающих ся людей, относящег ося к теме урока Начало урока с постанов ки учебной задачи посредст вом проблемн ого вопроса. Создания проблемн ой ситуации. Формулиро вка цели урока. Тема­ вопрос Работа над понятием Ситуация яркого пятна Подводящи Группиров Исключен Домысли й диалог ка ие вание. Линия времени 2.Постан овка цели урока в начале или в процессе урока, Конструктор урока  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И  АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА   Учитель дополняет реальную  ситуацию фантастикой.  Вы можете переносить учебную ситуацию  на фантастическую планету; изменить значение любого параметра,  который остаётся постоянным или имеет вполне определённое значение; придумать фантастическое растение/  животное и рассмотреть его в реальном биоценозе;  перенести реального или литературного героя во времени;  рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека… ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК Учитель начинает урок с "настройки". Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полу шуточной манере. Например, так: "Сначала мы  вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить  на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И, наконец,  вытащим из тайников памяти кое­что ценное... (называется тема повторения)". Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Можно  начать с традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки — два­три не слишком сложных  вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса — простого опроса, ибо  основная его цель — настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой. Могут быть и другие  варианты входа в урок. Когда класс слабый, трудно настраивается, то начинаем урок всегда (или почти всегда) определенным образом.  Но если класс слажен, проблем с управлением нет, то вход в урок можно разнообразить. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И  замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны. Разыгрывается сценка на учебную тему. ПОСЛОВИЦА­ПОГОВОРКА Учитель начинает урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока. ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ Учитель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.  ЭПИГРАФ Учитель начинает урок с эпиграфа к данной теме. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (по М.И.Махмутову). Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного  приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока. Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагаю ряд  выражений:                                       12 * 6         14 * 3 32 : 16         3 * 16 15 * 4         50 : 10 70 : 7           81 : 27 ПРОБЛЕМА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из­за  недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке.  Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и  обосновать.Например,  на   уроках  русского языка и литературы можно употребить множество приемов  целеполагания , которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова,  ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и   т.д.). Вот некоторые из таких приемов  целеполагания. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА,  МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА­ВОПРОС Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на  поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может  сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.  Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили  план действий:                                                                                                                                                                                   1. Повторить знания об имени прилагательном. 2. Определить, с какими частями речи сочетается. 3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными. 4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.                         РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и учитель просит объяснить значение  каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения  слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном  слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник". СИТУАЦИЯ ЯРКОГО ПЯТНА Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через  зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина  обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.   Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6". ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику  рассуждения. Диалог подводится  к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно  полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные  исследования или действия. Ставится цель. ГРУППИРОВКА Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания.  Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.  Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа"  можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9. ИСКЛЮЧЕНИЕ Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и  отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, тема урока "Дикие животные". Второй вид. Задать детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или  предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые". Предлагается тема урока и слова "помощники":  – Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка". – Что общего во всех словах? (Названия животных) – Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.)  Формулируется учебная цель. ДОМЫСЛИВАНИЕ 1.          Повторим           Изучим           Узнаем          Проверим С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.                  2.На урок русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаются  детям ряды слов:                                                            Играть – играл – играю –… Читать – читал – читаю –… 3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания.  Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд  выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?". (63 + 7)/10 24/(16 –  4 * 2) (42 – 12 + 5)/7 8 * (7 – 2 * 3) ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ Учитель чертит на доске  линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о  самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находят уроки, на которых можно  “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения  темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УУД В НАЧАЛЕ УРОКА ИЛИ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПО МЕРЕ  НЕОБХОДИМОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” ­  можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по­разному:      Что лишнее (Земля, Марс, Луна, Венера) и т.п. Обобщить – что это (бактерии, животные, растения, грибы – это царства) Что пропущено – логическая цепочка (береза, растение = волк, …….) Какое слово скрывается (фотамсеар ­ атмосфера) и так далее. Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы. Интеллектуальная  разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение  анализировать, обобщать, выделять главное.  ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В  конце одного из уроков по числительному можно задать вопрос: «Какое числительное буквально значит  «тысячища»?  Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И  замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны. Разыгрывается сценка на учебную тему. ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора Там, где правит бал случай, ­ там азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно  найти такую шикарную, как в телевизионной игре “Что? Где? Когда?”, достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора  может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик. Кроме  рулетки используют игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимаем бочонки русского лото, с номером учащегося в журнале, запускают бумажный самолетик – в кого попадет… ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ Д/З Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: насколько качественно выполнено домашнее задание. ЛОВИ ОШИБКУ! Объясняя  материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом.  Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно  пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется     Приучайте детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее  приготовлены другими учениками, в том числе старшими. ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС  Ученик получает текст (или скажем, разбор решения  Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо.. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ПРАВИЛ, ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ…) УДИВЛЯЙ!                                                                                                                                                                                      Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно  найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии  писателей.                                                                                                                                                                                           ПРЕСС­КОНФЕРЕНЦИЯ Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы. СВОЯ ОПОРА Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Этот приём уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими  учеников. Как ослабленный вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа (как на  экзамене). Замечательно,  если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда,  если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга. ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей­ неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ                                                                                                                                                                 К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов ­ суждений: ­ Почему? ­ Как доказать? ­ Чем объяснить? ­ Вследствие чего? ­ В каком случае? ­ Каким образом? Схема с перечнем вопросов­суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 7 вопросов за 7  минут, получает отметку “5”; 6 вопросов – “4”. Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь.  Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ И  РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ «ДА­НЕТКА» ИЛИ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ ВСЕХ Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет". "Да­нетка" учит: — связывать разрозненные факты в единую картину; — систематизировать уже имеющуюся информацию; — слушать и слышать соучеников. РАБОТА В ГРУППАХ Группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или    спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают. ИГРА – ТРЕНИНГ Эти игры приходят на помощь в трудный момент — чтобы растворить скуку однообразия... 1. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в  которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. 2. Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я – УЧИТЕЛЬ» Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В  деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует  многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.   замечают процесса обучения. ЩАДЯЩИЙ ОПРОС Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не  Учитель проводит тренировочный опрос, сам, не выслушивая ответов учеников. Класс разбивается на две группы по рядам­вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа.  При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с  ответом товарища и выставляют ему оценку или просто "+" или "­". На следующий вопрос учителя отвечают ученики  второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа учителя выставляют  ученикам второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, добиваются того, что каждый ученик в классе  ответит на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый  ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята  выставляют друг другу оценки. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СФОРМИРОВАННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МИНИ­ПРОЕКТЫ            Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.  Исследовательский мини­проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование  актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее  проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный  эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся могут сами выбрать возрастную группу для опроса в  зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет сам учитель (этот вариант более  приемлем на первоначальном этапе, когда дети только знакомятся с такой формой работы).  РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ    Учащиеся учатся выбирать правильный вариант написания слова из имеющегося набора. МИНИ­ИССЛЕДОВАНИЕ Учитель “подталкивает” детей к правильному выбору темы исследования, попросив ответить на следующие  вопросы. ­ Что мне интересно больше всего? ­ Чем я хочу заниматься в первую очередь? ­ Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? ­ По каким предметам у меня самые хорошие отметки? ­ О чём хотелось бы узнать как можно больше? ­ Чем я мог бы гордиться? Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:   ­ фантастической (ребенок выдвигает какую­то фантастическую гипотезу);  ­ экспериментальной; ­ изобретательской; ­ теоретической.  РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ   Дети решают учебные задачи с использованием ТСО. «В СВОЁМ ТЕМПЕ»         При решении учебных задач каждый ученик работает в темпе, определяемом им самим. ОЗВУЧИВАНИЕ «НЕМОГО КИНО»                                                                                                                                         Учащиеся озвучивают фрагмент художественного, мультипликационного и др. фильма после предварительной  подготовки.                                                                                                                                                                         «РЕСТАВРАТОР»                                                                                                                                                                           Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем.                                                       ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА                                                                                                                                                         РАЗНОГО РОДА ТРАЕКТОРИИ, по  которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются  какие­либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см. ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЁР «БЕГУЩИЕ ОГОНЬКИ».              Это специальный прибор, подающий световые и звуковые сигналы (серый фон книжного текста, способствуя  накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих  утомляемость школьников). Одним из наиболее эффективных средств снятия таких следовых впечатлений являются  импульсивные цветовые вспышки. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОСАНКИ 1) и.п.­ о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его; 2) ходьба с правильной осанкой; 3) ходьба с высоко поднятыми руками; 4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.) 5) лёгкий бег на носках. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ 1) и.п.­ стоя на наружных сводах стоп, полуприсед (4­5раз). 2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4­5 раз); 3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить  ноги в коленях (4­5 раз); 4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3­5раз).                                УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ КИСТЕЙ РУК 1) «Моя семья»  Этот пальчик­ дедушка, Этот пальчик­ бабушка, Этот пальчик­ папочка,  Этот пальчик­ мамочка, А вот этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.) 2) «Капуста» Мы капусту рубим­рубим, Мы капусту солим­солим, Мы капусту трём­трём, Мы капусту жмём­жмём. (Движения прямыми ладонями вверх­вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.) 3) «Мы наши пальчики сплели  И вытянули ручки. Ну а теперь мы от Земли Отталкиваем тучки.» ( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.) 4) «Руки мы на стол положим, Повернём ладонью вверх. Безымянный палец тоже Хочет быть не хуже всех. ( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же  самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)                                                                                                        ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУД          ТЕСТ Учащиеся получают задание выбрать из предложенных вариантов правильный ответ.                                                             ГРУППИРОВКА                                                                                                                                                                             Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания.  Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.  Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа"  можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.                                     ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ                                                                                                                                                  Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме. Возможен конкурс списков.  Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т.п.                                                                                        ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ                                                                                                                                            Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной  теме. На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний  изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем. КОНТРОЛЬ ЗА ПРОЦЕССОМ И РЕЗУЛЬТАТОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается  Применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ. ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ОПРОС Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. ТИХИЙ ОПРОС Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом. ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо... БЛИЦ­КОНТРОЛЬНАЯ Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных  навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы. По темпу блиц­контрольная сходна с фактологическим диктантом. Отличие же в том, что сюда входит проверка  владения формулами, расчетами, другими стандартными умениями. Включает в себя 7—10 стандартных заданий.  Время — примерно по минуте на задание. после: работы сдаются учителю или применяется   вариант самопроверки:  во время: на парте — чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе. Все расчеты,  Технология проведения: до: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. При возможности условия распечатываются и  • кладутся на парты текстом вниз. По команде — переворачиваются. • промежуточные действия — на листе, ответ обводится рамкой. Никаких пояснений или стандартного оформления  задания не делается. По истечении времени работа прекращается по четкой команде. • а) учитель диктует правильные ответы или, что лучше, вывешивает таблицу правильных ответов. Ученики отмечают  знаками "+" и "—" свои результаты;  б) небольшое обсуждение по вопросам учеников;  в) задается норма оценки. Например: из 7 заданий 6 "плюсиков" — отметка "5", 5 "плюсиков" — "4", не менее трех —  отметка "3"; г) отметки выставляются (или нет) в журнал по усмотрению учителя. РЕЛЕЙНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач. Вы задаете д/з массивом. Избыточным массивом: не все задачи решать обязательно.  Но зато проводите релейные  работы. Задания этих контрольных формируются из массива. Можно включить и когда­то разобранные в классе. Чем  больше задач   нарешал, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро  справиться с ней.  ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ Проверять работы учеников выборочно. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ, ВЫБЕРИ ПОНРАВИВШУЮСЯ, ОТВЕТЬ НА ВОПРОС  РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ Сравнить своё настроение с образом какого­либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно   объяснить словами. ­ Красками на мокром листе нарисовать своё настроение. ­ На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка,  облачка, пятнышка (в течении 1 минуты). Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера: Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест; коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность. «ЁЛОЧКА» Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение. «ДЕРЕВО ТВОРЧЕСТВА» По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: Плоды – дело прошло  полезно, плодотворно; Цветок – довольно неплохо; Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём; Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость. «ОГОНЁК ОБЩЕНИЯ» Дети в кругу, обнявшись за плечи, поговаривают то, что было самым интересным. Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:   ­сегодня меня порадовало… ­сегодня меня огорчило… Ребёнок дарит медальки (цветочки) из трёх разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например,   голубой – самому вежливому в общении; зелёный – самому покладистому (уступчивому); оранжевый – самому скромному.  У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему? ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. ИР способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития  мышления, сознания и учебной деятельности. 1)  Выбери верное утверждение: 1) Я сам не смог справиться с затруднением; 2) У меня не было затруднений; 3) Я только слушал предложения других; 4) Я выдвигал идеи…. 2)  Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы. 3) Паучок (солнышко, цветочек) 4)  Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:    – фиксация ассоциативных связей любого понятия.   поняти е е  5) Табличка ­  фиксация знания и незнания о каком­либо понятии (может быть расположена как  горизонтально, так и вертикально. Понятие  Знал  Узнал  Хочу  6) Пометки на полях обозначение с помощью знаков самом тексте: «+» ­ знал,  «!» ­ новый узнать  7) Архивариус –  понятия и написание «себе» (об образе). 8) Шпаргалка    у з н а т ь (инсерт , маркировка ) –  на полях возле текста или в  материал (узнал), «?» ­ хочу  вхождение в образ изучаемого  автобиографии или сообщения о текстов для справочников.  – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или 9) Стрелки или графики, на которых ученики изображают результат рефлексии по различным критериям:  понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение,  интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения …­ т.е. различные виды рефлексии.     Я          П       Л      МЫ          И        ДЕЛ           Ак.   10)    Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.  11) Восстановление деформированного высказывания, правила, текста  или дополнение пропущенными словами  (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены). 12) Синквейн  ­ составление четверостишья по схеме: первая строка – понятие, выраженное существительным, вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями), третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию, четвёртая строка – слово­синоним понятию, обобщение или расширение смысла.  13)    Карточка с заданием  «Продолжить фразу»:  Мне было интересно…  Мы сегодня разобрались….   Мне было трудно…  14)  Варианты вопросов, которые задаются учителем  в конце урока с целью содержательной рефлексии:    Как бы вы назвали урок? Что было самым важным на уроке? Зачем мы сегодня на уроке…? Я сегодня понял, что… Завтра я хочу на уроке… Что мы хотели выяснить на уроке? Что нам удалось узнать? Мы ответили на поставленный вопрос? Что будем делать завтра? Что было самым важным на уроке? Кто хочет кого­нибудь похвалить? Какова тема сегодняшнего урока? Какова цель урока? Чему посвятим следующий урок? Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке? Что для тебя было легко (трудно)? Доволен ли ты своей работой? За что ты хочешь похвалить себя или кого­то из одноклассников?      o o 15)  Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя…):       16)  Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5­7 минут в классе) Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:     Мы увидели (поняли)…Значит…  17) 18) ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ» Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки. Сначала мы рассуждали так… Потом мы столкнулись с проблемой Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…. Теперь мы будем…   Бортовой журнал    Письменная дискуссия Уверен в своих силах Комфортно Хорошо Плохо Крайне скверно Так что же для  нас современный урок ? Это урок­познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание,  самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.  потребность  Что главное в уроке?  Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным  началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее  подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда  учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.   Время «готовых» уроков постепенно отходит.  Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему  либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих  знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.  Победители олимпиад и конкурсов   Источники из интернета:  http://school21.ivedu.ru/document/FGOC/nash/uud.pdf  http://gruppa1.tlatovaoksana.ru/index/ehtapy_uroka/0­6  http://school2.gor.kubannet.ru/fgos_programma_uud.htm  http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077  http://morshkomitet.68edu.ru/assets/files/metod_kopilka1/fgos.pdf  http://sch14.ucoz.ru/publ/38­1­0­105  http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/materialy­mo/sistema­raboty­po­    fgos­novogo­pokoleniya   http://licey34.ru/seminary.html  http://bpk.ucoz.ru/news/2011­11­15    %D0%B3%D0%BE­    http://vbgschool12.jimdo.com/%D1%84%D0%B3%D0%BE  %D1%81­    %D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE  %D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5    %D0%BD%D0%B8%D1%8F/  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия  № 9               « Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС» Доклад Составила учитель начальных классов  Глазунова И.А.

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС

Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2018