Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо». Несколько приемов из опыта работы.
В современном, быстроменяющемся мире главная роль отведена информации. Личность, владеющая информацией, становится востребованной и конкурентоспособной. И образование в этом вопросе не является исключением. Сегодня становится понятно, что не объем знаний ученика или количество информации, которую передает ему педагог, становится целью, а то, как ученик умеет получать информацию, управлять ею, перерабатывать и применять в жизни.
Одной из наиболее интересных практик в вопросе овладения учащимися умений работы с информацией автору видится применение технологии «развития критического мышления через чтение и письмо» (взаимосвязанные виды речевой деятельности, так как известно, что чтение служит базой для овладения письмом и письменной речью). Итак, в России эта технология появилась в 1997 году. Данная технология может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, право, иностранный язык, география, экология, МХК). Эта универсальная технология надпредметна, открыта к диалогу с разными педагогическими подходами, технологиями и методами. Это, прежде всего подход, не являющийся способом разнообразить урок, доставить учащимся удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности, а это совершенно четкая структура, имеющая развивающие и воспитательные цели в своей основе.
Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой систему методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- умение решать проблемы;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей, представлений;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, корректно по отношению к окружающим;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
-способность самостоятельно заниматься своим обучением;
- способность брать ответственность на себя;
- способность участвовать в совместном принятии решения;
- способность выстраивать взаимоотношения в группе;
- умение сотрудничать.
Базовыми философскими аспектами данной технологии являются идея современного понимания культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование разных точек зрения. Принципиально важна идея ценности личности, создание среды, благоприятной для развития, самопознания и самовыражения этой самой личности. Поэтому, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (и ученика, и учителя). С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе субъектно - субъектных, партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, между учениками.
Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблемы, с которыми учащиеся сталкиваются в реальной жизни (созвучно современным понятиям, когда речь заходит о функциональной грамотности, не правда ли?) Социально - ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования социально активной личности. Образовательная технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет создавать ситуации, в которых формируются и оцениваются группы сложных (интегрированных) умений учащихся. При применении технологии первостепенным условием выступает следующий принцип - ученик в рамках работы образовательной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие.
Таким образом, данная технология ориентирована на формирование ключевых компетенций. «Развитие критического мышления через чтение и письмо» является одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании.
Далее автор работы предлагает несколько эффективных и интересных приемов и методов в рамках работы данной технологии.
1) С седьмого класса учащиеся пишут «управляемые» эссе. Они уже имеют навыки письма, т.е. владеют графикой и орфографией, определенной грамматикой и лексикой. Но им еще трудно «создавать» логически выстроенные письменные высказывания. Вот примеры некоторых «управляемых эссе» (источник – газета «Первое сентября»)
2) Научившись логике изложения материала, учащиеся приступают к написанию самостоятельных письменных высказываний, «эссе». Убеждена, что темы эссе, предлагаемые учащимся, должны быть им интересны, должны будоражить их воображение, позволить им высказывать самые необычные предположения.
What colour is the wind?
Under my bed…
If I were an orange,
(Примеры тем, которые раскрываются учащимися на занятиях кружка)
Или ученики пишут свое «видение» проблемы (темы), прочитав небольшой отрывок (текст). Например,
3) Написание после пройденной темы «синквейнов» или «даймандов»
Если про синквейны много говорится и пишется, то даймонды не имеют такой широкой популярности
Даймонд – состоит из 7 строк.
Алгоритм написания даймонда: Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.
Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.
Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.
Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
4) Метод «синектика» предполагает развитие ассоциативного мышления, формирование обширного активного вокабуляра и умение выразить свою мысль логично. Обычно работа идет в группах.
Учащимся предлагается текст. Прочитывается текст, и определяются ключевые слова. Затем при «мозговом штурме» каждое ключевое слово получает ассоциацию (важна самое первое слово, которое возникает у ученика) Итак, теперь у нас есть текст с ключевыми словами и набор ассоциаций на эти ключевые слова. Следующий этап - связать ассоциации в связный текст, который потом можно будет сравнить с первоначальным. Пример из опыта работы.
Предложенный для работы учащимся отрывок из текста.
Democracy
Democracy is a form of government based on respect for the rights of each individual, the protection of which is guaranteed by the law. The right to vote serves as a guarantee of respect for all the most important human rights since it gives voters the opportunity to influence the legislation. Education plays a key role in the life of a democratic society…
Вот что получилось у одной из групп.
A car is a means of transportation consisting of individual parts and mechanisms that obey the operation of the engine. The work of individual parts contributes to the quality of the engine work in this complex mechanism, in order for everything to function correctly. The lack of petrol leads to the car breakdown…
В самом начале урока учащиеся получили следующие инструкции:
1) Read the text and understand it,
2) Find the key words in every paragraph,
3) Write them down in the chart,
4) Be ready to answer the teacher’s questions,
5) Choose the association for every key word,
6) Replace the key words by given associations,
7) Read the text and make all necessary changes to make the text clear and understandable,
8) Write down the new text and represent it in front of the group,
9) Make up conclusions.
5) Прием «Продолжи» (Лекция – написание со стопами)
Работа по написанию историй идет в группах. Ниже предлагается схема фрагмента урока в 9 классе по теме «How I was going to travel» .
Teacher: We are going to write a story in groups. This story will be very unusual? I believe. Before we start I’d like to tell you some rules of today’s lesson.
- The crazier your story, the better.
- Mind your grammar, take your time.
- Listen to each other in groups and be patient to other opinions.
- Listen to another group with respect,
- You work in a team, so, work together.
At the end of the lesson we have to choose
- The craziest story
- The most accurate story
- The most interesting story
- The most unpredictable story
Учащиеся пошагово решают мини задачи и презентуют свои ответы перед всей группой. На слайдах одна за другой появляются части истории с заданиями.
1 It was late Friday morning. I was still sleeping but a loud noise woke me up. Irritated, I looked out of the window. There were 2 men shouting at each other in the street. (Write 1-3 sentences describing 2 men and what they were doing)
Учащиеся выполняют задание и зачитывают свои ответы классу.
2. One of the men, who was a taller blond- haired, threw money, he was holding into the face of the other person and went away.
(Write 1-3 sentences what the second man was doing)
Учащиеся выполняют задание и зачитывают свои ответы классу. Есть условие, что несмотря на предложенное в задании продолжение, группа должна вести свою сюжетную линию
3. Although I wondered what I had seen, I quickly ate my breakfast and went out to search for a travel agency. I wanted to go on holidays during my weekend. On my way to the city center I found “Dream Island Travel Agency”. I opened the front door.
(Write 1-3 sentences what I saw there)
4 I began to laugh loudly as I saw those two men (who had waken me up in the morning). Now they were working at the agency’s desks. I left my case on the desk next to the man with blond hair. When I was explaining to the second man what I wanted, the telephone rang.
(Write 1, 2 sentences what call was it and who called)
5. The face of the man changed and he took the case and ran out. His partner stopped our talk and I had to leave the office. I took my case and went out.
(Write 1, 2 sentences what happened next)
6. The case seemed heavier than before. I decided to check if everything was all right with my case, when I opened it I was very surprised and even shocked. It was happiness. The case was full of money. “Probably it is possible now to go to Hawaii instead of going to the camping out of town”, thought I
6) Прием « Кластер» Использую на этапе «вызова», для формулирования темы урока.
Использованные источники информации:
1) Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (videouroki.net)
2) Статья:Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо (infourok.ru)
3) Семинар учителей-предметников (ucoz.ru)"Приемы и стратегии развития критического мышления на уроках английского языка через чтение и письмо" (infourok.ru)
4) Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.