Технология деятельстного метода обучения в начальной школе.
Оценка 5

Технология деятельстного метода обучения в начальной школе.

Оценка 5
docx
17.04.2023
Технология деятельстного метода обучения в начальной школе.
Технология деятельстного метода обучения в школе
statya_0.docx

Шуванова Инна Сергеевна,

учитель начальных классов,

МАОУ «СОШ № 22 им. Г.А. Кадзова»

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ

СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Термин «инновация» происходит от английского слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств). Бум инноваций приходится на конец 50-х годов в Германии, США и других странах, в которых стали создаваться центры по изучению и обобщению педагогических новшеств, выходить специальные периодические издания, посвященные нововведениям в системе образования.

Инновации в системе образования возникают в результате попыток решить традиционную проблему обучения (процесс передачи и накопления знаний, приобщения к информации в «знаниевой» форме) новым способом. Инновационный процесс в образовании – это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения. Сохраняя свою самобытность, свои лучшие традиции, российское образование вместе с тем должно в полной мере учесть мировые образовательные тенденции, должно быть соотнесено с мировыми нормами и стандартами.

Так, к инновационным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, индивидуализация, развитие опережающего образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества.

Диверсификация системы образования говорит о многоуровневости образования, многоступенчатости профессиональной подготовки кадров, многофункциональности учебных заведений, вариативности и гибкости образовательных программ. Так, в российской системе образования появились, параллельно с государственными общеобразовательными школами, муниципальные и частные школы. Возникли лицеи, гимназии, колледжи, образовательные центры, подсистема дополнительного образования и т.д. Стала складываться многоуровневая система образования, более приспособленная к детям. Диверсификация системы образования направлена на создание оптимальных условий для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей, интересов, ожиданий граждан России.

В условиях индивидуализации обучения современное образование должно быть непрерывным. Суть индивидуально и личностно-ориентированного образования – научить ребенка сознательно выбирать направление своей деятельности и максимально использовать различные ресурсы для построения индивидуальной образовательной траектории. Именно обучающийся и его родители становятся заказчиками на свое образование. Такая ситуация требует новых подходов и принципов обучения. Главным принципом образования является не столько передача обучающимся знаний, сколько развитие их учебной и познавательной активности. Таким образом, ученик выступает субъектом своего собственного образования. Переход от образования к самообразованию, самовоспитанию предусматривает изменение характера деятельности обучающегося, когда он становится активным открывателем знания, собственного опыта, ответственным за свою деятельность и ее результаты.

Выготский Л.С. отметил, что первичной является коллективно-социальная деятельность (внешняя деятельность) человека, производной от которой служит его индивидуальная (или внутренняя) деятельность. То есть процесс обучения глубоко индивидуален: обучающийся сознательно и самостоятельно делает внешнее внутренним, своим. Процесс индивидуализации имеет личностную направленность, и развитие личности является не продуктом различных внешних факторов, а деятельностью самого субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающим (С.Л. Рубинштейн). Главное условие развития обучающегося заключается во включении его в деятельность, целью которой выступает разрешение встающих конкретных жизненно важных для него задач, которые требуют внутренней перестройки для их решения и вовлекающих многообразные отношения [4].

Изложенное выше позволяет определить индивидуализацию как динамический, принятый личностью процесс взаимодействия, который адекватен как потенциалу обучающегося, так и системе социальных ценностей, требований и целей; способствует позитивному изменению внутреннего мира человека, обеспечивает овладение способами познания мира и себя для самореализации в образовании и жизни.

Современное инновационное образование – это опережающее образование, отличительной особенностью которого является разработка передовых методов и способов приобретения знаний, формирующих личность в едином мировом информационно-образовательном пространстве. Суть любой школы, в том числе и профессиональной, состоит не только в том, чтобы готовить учащегося к «адаптации» к соответствующим социально-экономическим системам, но и в том, бы ориентировать их на деятельность в более совершенных системах, иначе не будет развития ни производства, ни общества в целом.

Интенсификация и компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. Сегодня можно выделить направления внедрения компьютерной техники в образовании в качестве: средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность; инструментов обучения, познания себя и действительности; объектов изучения; средства творческого развития обучаемого; средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики; передачи и приобретения педагогического опыта͵ методической и учебной литературы; средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объёме знаний и умений.

На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Список литературы:

1. Воловик И.В. Модернизация российского образования и тенденции развития мировой системы образования // Вестник Ижевского государственного технического университета. – 2008. – № 4. – С. 82–85.

2. Иванкина Л.И. Тенденции современного образования и проблема целостного развития личности // Известия Томского политехнического университета. – 2008. – Т. 306. – № 3. – С. 132–140.

3. Иванова И.Н. О тенденциях развития современного образования // Инновации в образовании. – 2008. – № 3. С. 5–23.

4. Саюк, Д.Б. Индивидуализация образования в современной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 30. – С. 56–59.


 

Шуванова Инна Сергеевна, учитель начальных классов,

Шуванова Инна Сергеевна, учитель начальных классов,

Диверсификация системы образования говорит о многоуровневости образования, многоступенчатости профессиональной подготовки кадров, многофункциональности учебных заведений, вариативности и гибкости образовательных программ

Диверсификация системы образования говорит о многоуровневости образования, многоступенчатости профессиональной подготовки кадров, многофункциональности учебных заведений, вариативности и гибкости образовательных программ

Процесс индивидуализации имеет личностную направленность, и развитие личности является не продуктом различных внешних факторов, а деятельностью самого субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающим (С

Процесс индивидуализации имеет личностную направленность, и развитие личности является не продуктом различных внешних факторов, а деятельностью самого субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающим (С

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию…

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2023