Технология дифференцированного обучения
На сегодняшний день внедрение в образовательный процесс инноваций является важным и необходимым. Л.С.Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в ходе обучения вызвать к жизни все процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».
Поэтому
для реализации всестороннего развития ребенка, его способностей, его личности,
я выбрала инновационные педагогические технологии, которые помогают мне
создавать комфортные условия обучения, при которых ученик чувствует свою
успешность, интеллектуальную состоятельность.
Известно, что русский язык входит в число
наиболее трудных предметов школьного курса, поэтому одной из основных задач
считаю привитие интереса к языку, стремление разбудить в учениках познавательные,
творческие, интеллектуальные силы. Тщательно готовясь к урокам, учитываю не
только своеобразие каждого классного коллектива, но и психологию, возрастные
особенности, потенциальные возможности каждого ученика, нахожу и реализую на
уроках методические приемы, которые дают ученикам ощущение самостоятельного и
творческого участия в процессе изучения предмета.
Формировать у учащихся основные УУД позволяет технология дифференцированного обучения, которая является базовой технологией ФГОС. В основу дифференциации положена теория Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития.
Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Моя основная задача как учителя, увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциация, понимаемая как внутриклассная дифференциация, при которой ученики получают право и возможность самостоятельно выбирать уровень изучения предмета. Цели уровневой дифференциации состоят в обеспечении достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования, и одновременное создание условий для развития учащихся, проявляющих индивидуальные способности.
В любом классе присутствуют дети с самыми разнообразными особенностями. Так, например, я могу отметить среди учащихся тех, которые любят уроки русского языка, тех, которые работаю ради хорошей оценки, безразличные к нему; можно выделить учащихся с хорошими и слабыми способностями по данному предмету.
Я стараюсь, чтобы первые стали мне опорой на уроках: нашли ответ на непростой вопрос, помогли в работе с отстающими, у меня всегда есть банк карточек с заданиями, которые могут выполнять сильные дети, после выполнения основной работы. Для разных групп детей подбираю задания разного уровня, которые заинтересуют их, не дадут скучать.
Данная технология помогает не оставить в стороне детей с ОВЗ, которые обучаются почти в каждом классе. У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Таким детям я предлагаю задания с опорой на их жизненный опыт (например, при изучении повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» предлагается представить себя героем произведения и подумать, с кем из героев ты хотел бы дружить, почему). Когда остальные дети уже приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно, такому ребенку нужно еще раз объяснить задание. Объяснять ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент под силу (разработаны индивидуальные карточки). Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешать ему при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами. Я даю возможность всем детям без исключения участвовать в различных конкурсах. Например, в 2017-2018 уч. году ученица с ОВЗ стала победительницей школьного этапа конкурса «Живая классика».
Дифференцированное обучение помогает сделать образовательный процесс более эффективным, потому что исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка детей; у учителя появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам, уделять внимание сильным; отсутствие в классе отстающих снижает необходимость в упрощении общего уровня преподавания; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; повышается уровень я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности; повышается уровень мотивации.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.