Учитель Наумова Е.А.
Урок русского языка 11а_________ 11б_________
Тема: Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Цели урока:
обобщить изученное о двусоставных и односоставных предложениях;
закрепить умения учащихся определять виды предложений;
развивать речевую культуру учащихся;
развивать навыки самостоятельной работы учащихся.
1. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня на уроке мы повторим тему "Двусоставные и односоставные предложения. Типы
односоставных предложений", закрепим основные знания, умения и навыки по данной теме.
2. Проверка домашнего задания.
3. Орфоэпическая разминка.
4. Повторение видов односоставных предложений.
Какие предложения называются односоставными?
На какие группы они делятся?
В чём особенность обобщённоличных предложений?
Могут ли односоставные предложения быть распространёнными?
5. Применение умений, навыков.
Что нужно для того, чтобы быстро и верно определить вид односоставных предложений?
6. Составление кластера «Алгоритм нахождения односоставных предложений»
1. Определить состав грамматической основы предложения
2. Определить тип предложения: с главным членом сказуемым или с главным членом
подлежащим.
3. Определить тип односоставного предложения.
Снова степь. Берег реки, низенькая изгородь, чьито сады. Купанье в знакомой воде с
незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я –
больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то
кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц) 7. План разбора односоставного предложения
Определить тип односоставного предложения.
Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести
предложение именно к этому типу односоставных предложений.
Образец разбора
Красуйся, град Петров (Пушкин). Предложение односоставное (определённоличное).
Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.
8. Практическое задание. Сделать синтаксический разбор ОП
На кухне зажгли огонь (Шолохов).
Предложение
(неопределённо-личное).
Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе
прошедшего времени.
односоставное
Ласковым словом и камень растопишь (пословица).
Предложение односоставное. По форме – определённо-личное:
сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего
времени; по значению – обобщённо-личное: действие глагола-
сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым
словом и камень растопит любой / всякий).
Чудесно пахло рыбой (Куприн).
Предложение
(безличное).
Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее
время, единственное число, средний род).
односоставное
Мягкий лунный свет (Застожный).
Предложение односоставное (назывное).
Главный член –
подлежащее свет – выражен существительным в именительном
падеже.
9. Итоги урока.
Чем мы сегодня занимались на уроке?
Какие повторили предложения?
Сегодня, ребята, мы еще раз повторили двусоставные и односоставные предложения и
обобщили знания по теме ; старались правильно определять типы односоставных
предложений в устной и письменной речи. Данная тема очень обширная, важная, так как
включена и в задания для ЕГЭ.
7. Домашнее задание задание на карточке
Определите тип простого предложения.( двусост. или односост.)Укажите вид односоставного.
1. Тополь рукой мохнатой в наше окно
стучит.
2. Не забывай родные дали.
3. Принесли к врачу солдата только что из
боя.
4. Есть в мире сотни замечательных явлений.
5. Юность склонна к быстрым обобщениям.
6. Обожаю всяческую жизнь.
7. Быть грозе великой.
8. Не хочется забывать вчерашний дивный
день.
9. Опалило ивушку грозою.
10 . Я воспитан природой суровой.
Б. Определите тип односоставного
предложения
1. Вот письмо сына.
2. Словом можно полки за собой повести.
3. Мне грустно.
4. Сильнее кошки зверя нет.
5. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
6. Светает.
7. В поселке строят новый дом.
8. Слезами горю не поможешь.
9. Век живи век учись.
Определите тип простого предложения.( двусост. или односост.)Укажите вид односоставного.
1. Тополь рукой мохнатой в наше окно
стучит.
2. Не забывай родные дали.
3. Принесли к врачу солдата только что из
боя.
4. Есть в мире сотни замечательных явлений.
5. Юность склонна к быстрым обобщениям.
6. Обожаю всяческую жизнь.
7. Быть грозе великой.
8. Не хочется забывать вчерашний дивный
день.
9. Опалило ивушку грозою.
10 . Я воспитан природой суровой.
Б. Определите тип односоставного
предложения
1. Вот письмо сына.
2. Словом можно полки за собой повести.
3. Мне грустно.
4. Сильнее кошки зверя нет.
5. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
6. Светает.
7. В поселке строят новый дом.
8. Слезами горю не поможешь.
9. Век живи век учись.
Определите тип простого предложения.( двусост. или односост.)Укажите вид односоставного.
1. Тополь рукой мохнатой в наше окно
стучит.
2. Не забывай родные дали.
3. Принесли к врачу солдата только что из
боя.
4. Есть в мире сотни замечательных явлений.
5. Юность склонна к быстрым обобщениям.
6. Обожаю всяческую жизнь.
7. Быть грозе великой.
8. Не хочется забывать вчерашний дивный
день.
9. Опалило ивушку грозою.
10 . Я воспитан природой суровой.
Б. Определите тип односоставного предложения
1. Вот письмо сына.
2. Словом можно полки за собой повести.
3. Мне грустно.
4. Сильнее кошки зверя нет.
5. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
6. Светает.
7. В поселке строят новый дом.
8. Слезами горю не поможешь.
9. Век живи век учись.
Поурочные разработки по русскому языку
Поурочные разработки по русскому языку
Поурочные разработки по русскому языку
Поурочные разработки по русскому языку
Поурочные разработки по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.