Технология эвристического обучения.
Оценка 4.6

Технология эвристического обучения.

Оценка 4.6
ppt
09.08.2023
Технология эвристического обучения.
Технология эвристического обучения —.ppt

Технология эвристического обучения

Технология эвристического обучения

Технология эвристического обучения

Эврика! Нашел!» - воскликнул когда-то древнегреческий ученый

Эврика! Нашел!» - воскликнул когда-то древнегреческий ученый

«Эврика! Нашел!» -

воскликнул когда-то древнегреческий ученый Архимед, сделав открытие. Ныне пробивает путь себе так называемая эвристическая педагогика, в отличие от традиционной направленная не на усвоение и воспроизводство готовых знаний без развития творческих способностей учеников, а на непрерывное открытие ими нового.

Эвристика Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке

Эвристика Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке

Эвристика

Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке.
Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового.

Цели использования технологии:

Цели использования технологии:

Цели использования технологии:

Развитие творческого мышления;
Самостоятельное формулирование обучающимися целей в процессе обучения,  усвоение знаний, составление алгоритма способов достижения поставленных целей; 
Сохранение и развитие познавательного интереса обучающихся к преподаваемым предметам;
Развитие творческих способностей обучающихся и возможность их реализации в учебной деятельности. 

Задачи учителя: Постоянное пополнение запаса знаний учащихся по предмету;

Задачи учителя: Постоянное пополнение запаса знаний учащихся по предмету;

Задачи учителя:

Постоянное пополнение запаса знаний учащихся по предмету;
Развитие общеучебных умений и навыков;
Развитие креативного мышления;
Развитие творческой самостоятельности учеников;
Воспитание творческой личности.

Условия формирования творческих способностей:

Условия формирования творческих способностей:

Условия формирования творческих способностей:

Креативность обучения;
Положительные мотивы учения;
Интерес учащихся;
Творческая активность;
Положительный микроклимат в коллективе;
Сильные эмоции;
Предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Эвристическое обучение (дидактическая эвристика)

Эвристическое обучение (дидактическая эвристика)

Эвристическое обучение (дидактическая эвристика)

Система образования, основанная на эвристическом подходе к основным элементам дидактики:
целям;
принципам;
содержанию;
формам и методам образовательной деятельности ученика;
образовательным результатам.

Эвристическое обучение Обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания

Эвристическое обучение Обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания

Эвристическое обучение

Обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.

Принципы дидактической эвристики

Принципы дидактической эвристики

Принципы дидактической эвристики

Принцип личностного целеполагания ученика. Свобода выбора учеником главных элементов своего образования: целей, смысла содержания и форм.
Принцип метапредметных основ содержания образования. Основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные образовательные объекты, обеспечивающие возможность их субъективного личностного познания учениками.

Принципы дидактической эвристики

Принципы дидактической эвристики

Принципы дидактической эвристики

Принцип соответствия образовательной деятельности изучаемому предмету.
Принцип первичности образовательной продукции учащегося. Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных культурно-исторических достижений в изучаемой области.

Принципы дидактической эвристики

Принципы дидактической эвристики

Принципы дидактической эвристики

Принцип сопровождающего обучения. Положительные проявления творчества учащегося находят поддержку и сопровождение со стороны педагога
Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних продуктов учебной деятельности (умения, способности, способы деятельности и т. п.) и внешних (версия, текст, рисунок и т. п.).

Принципы дидактической эвристики

Принципы дидактической эвристики

Принципы дидактической эвристики

Принцип образовательной рефлексии. Образовательный процесс включает непрерывное осознание учеником и учителем собственной деятельности: анализ и усвоение способов этой деятельности, получаемых результатов, конструирование на данной основе последующих действий и планов обучения.

Организационные основы эвристического обучения

Организационные основы эвристического обучения

Организационные основы эвристического обучения

Методологическая деятельность.
Когнитивная деятельность.
Креативная деятельность.

Креативная деятельность креативные (от лат

Креативная деятельность креативные (от лат

Креативная деятельность

креативные (от лат. creatio — созидание) виды деятельности характеризуют “творческость” образовательного процесса.

Когнитивной деятельностью считают деятельность, опирающуюся на познавательные (когнитивные) способности ученика

Когнитивной деятельностью считают деятельность, опирающуюся на познавательные (когнитивные) способности ученика

Когнитивной деятельностью считают

деятельность, опирающуюся на познавательные (когнитивные) способности ученика. 
когнитивныме способности (от лат. cogito — мыслю): логические и эмоционально-образные способности, смысловое и разнонаучное видение, способности задавать вопросы, прогнозировать перспективу, формулировать гипотезы, делать выводы и др.

Методы эвристического обучения

Методы эвристического обучения

Методы эвристического обучения

Когнитивные

Креативные

Методологические

Методы наук

Интуитивные методы

Методы учеников

Методы учебных предметов

Алгоритмические методы

Методы учителя

Метапредметные методы

Эвристики

Административные методы

Методологическая деятельность обеспечивает развитие таких способностей ученика, как:

Методологическая деятельность обеспечивает развитие таких способностей ученика, как:

Методологическая деятельность обеспечивает развитие таких способностей ученика, как:

Целеполагание;
Планирование;
Самоопределение;
Рефлексия;
Самооценка;

Эвристическая образовательная ситуация

Эвристическая образовательная ситуация

Эвристическая образовательная ситуация

Обозначение главного образовательного объекта эвристической ситуации в виде явления, понятия, предмета. Создание образовательной среды.
Создание образовательной напряженности.
Личное решение эвристической ситуации каждым учеником.
Демонстрация и обсуждение образовательных продуктов учеников: стихов, задач, определений, символов, поделок, идей и т.п.
Систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта.
Введение учителем культурно-исторических аналогов
Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности.

Формы эвристического обучения сократический диалог; эвристические уроки; олимпиады; погружения; деловые игры; очные и дистанционные проекты; интерактивные формы обучения; творческие защиты

Формы эвристического обучения сократический диалог; эвристические уроки; олимпиады; погружения; деловые игры; очные и дистанционные проекты; интерактивные формы обучения; творческие защиты

Формы эвристического обучения

сократический диалог;
эвристические уроки;
олимпиады;
погружения;
деловые игры;
очные и дистанционные проекты;
интерактивные формы обучения;
творческие защиты.

Автор – Сократ (сократический диалог, сократическая беседа)

Автор – Сократ (сократический диалог, сократическая беседа)

Автор – Сократ (сократический диалог, сократическая беседа). Беседа характеризовалась 2 специфическими чертами:

первая – метод собеседования, состоящий из наводящих вопросов, отвечая на которые собеседник сам постепенно убеждался в неверности собственных суждений;
вторая – шутливо искаженная позиция учителя, подчеркивающего его мнимое незнание обсуждаемого вопроса.

Условия эффективности эвристической беседы:

Условия эффективности эвристической беседы:

Условия эффективности эвристической беседы:

Наличие четкого и достаточно гибкого предварительно продуманного плана эвристической беседы.
Постановка серии логически взаимосвязанных эвристических вопросов.
Переформулировка вопросов, если учащиеся затрудняются на них ответить.
Поэтапное обсуждение и подведение итогов, т.е. использование поэтапного общения.
Итоговое обобщение и заключение учителя.

Типы эвристических вопросов Дидактические цели

Типы эвристических вопросов Дидактические цели

Типы эвристических вопросов

Дидактические цели

Какова главная идея? В чем суть?
Кто, где, когда, что?
Дайте определение… Сформулируйте…


Углубление, расширение знаний

Опишите… Перескажите… Объясните…Как использовать? Какая разница?
Приведите примеры… Обобщите…
Систематизируйте… Классифицируй…


Развитие умений

Как решить другим способом?
В чем причины?
Согласны ли вы с этим утверждением?
Приведите контраргументы.
В чем недостатки? Ваш прогноз?..
Найдите ошибки…


Развитие творческих способностей,
критического мышления

Систематика эвристических вопросов

Эвристический урок включает задания на собственное творчество учащихся изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели,…

Эвристический урок включает задания на собственное творчество учащихся изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели,…

Эвристический урок включает задания на собственное творчество учащихся

изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;
дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; сформулировать математический принцип; отыскать историческую закономерность; сконструировать теорию природы;
сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги);
составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников, сборник математических задач;

Эвристический урок включает задания на собственное творчество учащихся придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; “оживить” буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного…

Эвристический урок включает задания на собственное творчество учащихся придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; “оживить” буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного…

Эвристический урок включает задания на собственное творчество учащихся

придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; “оживить” буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы;
изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту;
разработать цели своих занятий по всем предметам на день, четверть, год; разработать план домашней, классной или творческой работы; написать самооценку, рецензию, индивидуальную программу занятий по предмету.

Творческие задания исследование (эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы); сочинение (стихи, сказки, задачи, очерки, трактаты); педагогическое произведение (проведенный в роли…

Творческие задания исследование (эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы); сочинение (стихи, сказки, задачи, очерки, трактаты); педагогическое произведение (проведенный в роли…

Творческие задания

 исследование (эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы);
сочинение (стихи, сказки, задачи, очерки, трактаты);
педагогическое произведение (проведенный в роли учителя урок, составленный кроссворд, обучающая компьютерная программа, придуманная игра, викторина);
художественное произведение (живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, выставка);
техническое произведение (поделка, модель, макет, схема, фигура, компьютерная программа);
зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательное выступление, соревнование);
методологическое произведение (индивидуальная образовательная программа, план занятий по выбранной теме, тест или проверочное задание для учеников, рефлексивный дневник).

Методы эвристического обучения

Методы эвристического обучения

Методы эвристического обучения

Метод “вживания”
Метод смыслового видения      
Метод символического видения. 
Метод образного видения
Метод придумывания. 
Метод «Если бы…»
Метод эвристических вопросов (Квинтилиан) 
Метод гиперболизации. 
Метод агглютинации. 
 “Мозговой штурм” (Л.Ф. Осборн).
Метод синектики (Дж. Гордон)
Метод морфологического ящика 
Метод инверсии, 

Слоган эвристических олимпиад Не бойся необычных идей и «сумасшедших» ответов!

Слоган эвристических олимпиад Не бойся необычных идей и «сумасшедших» ответов!

Слоган эвристических олимпиад

Не бойся необычных идей и «сумасшедших» ответов!
Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях!
Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия!

Цель дистанционных эвристических олимпиад выявление и развитие творческих способностей участников

Цель дистанционных эвристических олимпиад выявление и развитие творческих способностей участников

Цель дистанционных эвристических олимпиад

выявление и развитие творческих способностей участников. В эвристических олимпиадах могут участвовать школьники с любым уровнем подготовки. От них требуется создание собственного результата — образовательного продукта.

Типы Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад

Типы Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад

Типы Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад

Предметные эвристические олимпиады — предлагаются задания по фундаментальным темам традиционных учебных предметов.
Метапредметные эвристические олимпиады — олимпиады, ориентированные на изучение глубинных основ мироздания.
Олимпиады, включающие в себя задания определённого типа: исследования, задачи, сочинения, стихи, путешествия, игры и т. д.

Задания распределяются по отдельным номинациям «Идея», «Образ», «Слово», «Закономерность», «Символ», «Эксперимент», «Конструкция»

Задания распределяются по отдельным номинациям «Идея», «Образ», «Слово», «Закономерность», «Символ», «Эксперимент», «Конструкция»

Задания распределяются по отдельным номинациям

«Идея»,
«Образ»,
«Слово»,
«Закономерность»,
«Символ»,
«Эксперимент»,
«Конструкция»

Примеры олимпиадных заданий Русский язык:

Примеры олимпиадных заданий Русский язык:

Примеры олимпиадных заданий

Русский язык: Задание «БУКВЫ»: «Много лет назад из русского языка исчезли буквы „кси“, „пси“, „фита“, „ять“. Как вы думаете, почему это произошло? Какие буквы, по-вашему, могут исчезнуть в ближайшие 500 лет, обоснуйте свой ответ».
Литература: Задание «ВКУС КНИГИ»: Составьте каталог книг на разные вкусы: «кислые» книги, «солёные», «сладкие» и т. п. В каждом разделе приведите по 1-2 названия книг и их авторов. Обоснуйте, почему именно эти книги вы отнесли к данному разделу.

Эвристическое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности

Эвристическое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности

Эвристическое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности. В традиционном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени его приближения к заданному образцу, т.е. чем более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценка его образовательной деятельности. В эвристическом обучении все наоборот: образовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, т.е. чем большего научно- и культурнозначимого отличия от известного продукта удается добиться ученику, тем выше оценка продуктивности его образования.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2023