«Эврика! Нашел!» -
воскликнул когда-то древнегреческий ученый Архимед, сделав открытие. Ныне пробивает путь себе так называемая эвристическая педагогика, в отличие от традиционной направленная не на усвоение и воспроизводство готовых знаний без развития творческих способностей учеников, а на непрерывное открытие ими нового.
Эвристика
Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке.
Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового.
Цели использования технологии:
Развитие творческого мышления;
Самостоятельное формулирование обучающимися целей в процессе обучения, усвоение знаний, составление алгоритма способов достижения поставленных целей;
Сохранение и развитие познавательного интереса обучающихся к преподаваемым предметам;
Развитие творческих способностей обучающихся и возможность их реализации в учебной деятельности.
Эвристическое обучение
Обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.
Принципы дидактической эвристики
Принцип личностного целеполагания ученика. Свобода выбора учеником главных элементов своего образования: целей, смысла содержания и форм.
Принцип метапредметных основ содержания образования. Основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные образовательные объекты, обеспечивающие возможность их субъективного личностного познания учениками.
Принципы дидактической эвристики
Принцип соответствия образовательной деятельности изучаемому предмету.
Принцип первичности образовательной продукции учащегося. Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных культурно-исторических достижений в изучаемой области.
Принципы дидактической эвристики
Принцип сопровождающего обучения. Положительные проявления творчества учащегося находят поддержку и сопровождение со стороны педагога
Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних продуктов учебной деятельности (умения, способности, способы деятельности и т. п.) и внешних (версия, текст, рисунок и т. п.).
Принципы дидактической эвристики
Принцип образовательной рефлексии. Образовательный процесс включает непрерывное осознание учеником и учителем собственной деятельности: анализ и усвоение способов этой деятельности, получаемых результатов, конструирование на данной основе последующих действий и планов обучения.
Когнитивной деятельностью считают
деятельность, опирающуюся на познавательные (когнитивные) способности ученика.
когнитивныме способности (от лат. cogito — мыслю): логические и эмоционально-образные способности, смысловое и разнонаучное видение, способности задавать вопросы, прогнозировать перспективу, формулировать гипотезы, делать выводы и др.
Эвристическая образовательная ситуация
Обозначение главного образовательного объекта эвристической ситуации в виде явления, понятия, предмета. Создание образовательной среды.
Создание образовательной напряженности.
Личное решение эвристической ситуации каждым учеником.
Демонстрация и обсуждение образовательных продуктов учеников: стихов, задач, определений, символов, поделок, идей и т.п.
Систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта.
Введение учителем культурно-исторических аналогов
Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности.
Формы эвристического обучения
сократический диалог;
эвристические уроки;
олимпиады;
погружения;
деловые игры;
очные и дистанционные проекты;
интерактивные формы обучения;
творческие защиты.
Автор – Сократ (сократический диалог, сократическая беседа). Беседа характеризовалась 2 специфическими чертами:
первая – метод собеседования, состоящий из наводящих вопросов, отвечая на которые собеседник сам постепенно убеждался в неверности собственных суждений;
вторая – шутливо искаженная позиция учителя, подчеркивающего его мнимое незнание обсуждаемого вопроса.
Условия эффективности эвристической беседы:
Наличие четкого и достаточно гибкого предварительно продуманного плана эвристической беседы.
Постановка серии логически взаимосвязанных эвристических вопросов.
Переформулировка вопросов, если учащиеся затрудняются на них ответить.
Поэтапное обсуждение и подведение итогов, т.е. использование поэтапного общения.
Итоговое обобщение и заключение учителя.
Типы эвристических вопросов | Дидактические цели |
Какова главная идея? В чем суть? |
|
Опишите… Перескажите… Объясните…Как использовать? Какая разница? |
|
Как решить другим способом? |
|
Систематика эвристических вопросов
Эвристический урок включает задания на собственное творчество учащихся
изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;
дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; сформулировать математический принцип; отыскать историческую закономерность; сконструировать теорию природы;
сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги);
составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников, сборник математических задач;
Эвристический урок включает задания на собственное творчество учащихся
придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; “оживить” буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы;
изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту;
разработать цели своих занятий по всем предметам на день, четверть, год; разработать план домашней, классной или творческой работы; написать самооценку, рецензию, индивидуальную программу занятий по предмету.
Творческие задания
исследование (эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы);
сочинение (стихи, сказки, задачи, очерки, трактаты);
педагогическое произведение (проведенный в роли учителя урок, составленный кроссворд, обучающая компьютерная программа, придуманная игра, викторина);
художественное произведение (живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, выставка);
техническое произведение (поделка, модель, макет, схема, фигура, компьютерная программа);
зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательное выступление, соревнование);
методологическое произведение (индивидуальная образовательная программа, план занятий по выбранной теме, тест или проверочное задание для учеников, рефлексивный дневник).
Методы эвристического обучения
Метод “вживания”
Метод смыслового видения
Метод символического видения.
Метод образного видения
Метод придумывания.
Метод «Если бы…»
Метод эвристических вопросов (Квинтилиан)
Метод гиперболизации.
Метод агглютинации.
“Мозговой штурм” (Л.Ф. Осборн).
Метод синектики (Дж. Гордон)
Метод морфологического ящика
Метод инверсии,
Цель дистанционных эвристических олимпиад
выявление и развитие творческих способностей участников. В эвристических олимпиадах могут участвовать школьники с любым уровнем подготовки. От них требуется создание собственного результата — образовательного продукта.
Типы Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад
Предметные эвристические олимпиады — предлагаются задания по фундаментальным темам традиционных учебных предметов.
Метапредметные эвристические олимпиады — олимпиады, ориентированные на изучение глубинных основ мироздания.
Олимпиады, включающие в себя задания определённого типа: исследования, задачи, сочинения, стихи, путешествия, игры и т. д.
Примеры олимпиадных заданий
Русский язык: Задание «БУКВЫ»: «Много лет назад из русского языка исчезли буквы „кси“, „пси“, „фита“, „ять“. Как вы думаете, почему это произошло? Какие буквы, по-вашему, могут исчезнуть в ближайшие 500 лет, обоснуйте свой ответ».
Литература: Задание «ВКУС КНИГИ»: Составьте каталог книг на разные вкусы: «кислые» книги, «солёные», «сладкие» и т. п. В каждом разделе приведите по 1-2 названия книг и их авторов. Обоснуйте, почему именно эти книги вы отнесли к данному разделу.
Эвристическое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности. В традиционном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени его приближения к заданному образцу, т.е. чем более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценка его образовательной деятельности. В эвристическом обучении все наоборот: образовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, т.е. чем большего научно- и культурнозначимого отличия от известного продукта удается добиться ученику, тем выше оценка продуктивности его образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.