Технология использования образовательного маршрута для одарённого ученика на старшем этапе изучения иностранного языка в средней школе
Данная технология ИОМ предназначена для сильного ученика, чтобы стимулировать изучение той или иной темы без непосредственного контроля и присмотра учителя, так как на начальном этапе изучения нового материала у учащегося могут возникнуть трудности.
Структура ИОМ включает следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический, диагностический.
Этапы реализации |
Формы и способы деятельности |
Практический выход |
Аналитико –диагностический
|
1.Проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение 2.Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения
3.Выявление успешности обучения по профильным предметам |
практический материал для анализа
информация о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации информация о детях интересующихся предметами … цикла |
Организационно – проектировочный |
Поиск путей педагогической коррекции: 1.Определение темы, ЗУН (знаний, умений, навыков), ОУУН (общеучебных навыков) учащихся. 2.Выбор форм и способов работы. 3.Сроки. 4.Составление ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута) ученика. 5.Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика. |
ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут ученика): - ИОМ для учащихся испытывающих затруднение в предмете - ИОМ для учащихся испытывающих интерес к предмету. Консультации для родителей учащихся.
|
Коррекционный |
1. Выявление нереализованного (причины) 2. Определение перспектив для дальнейшей работы 3. Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные
|
Скорректированные ИОМ в зависимости от выделенных причин неуспешности их реализации |
Итоговый |
Подведение итогов по реализации ИОМ учащихся |
Ликвидация пробелов по предмету для учащегося, испытывающего затруднения в предмете Полученные знания по профильному предмету для учащегося, испытывающего интерес к предмету |
Таблица 2.1 Этапы реализации ИОМ
В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится преподавателем и доводится до сведения ребенка и родителей. В случае, когда корректировка затрагивает существенные черты образовательного маршрута (отказ от выполнения модулей, затрагивающих инвариантную часть образования, существенное перераспределение учебного времени ), она должна утверждаться администрацией школы и согласовываться с родителями.
При реализации маршрута должны быть чётко прописаны следующие моменты:
Учебный процесс
Материалы
Факторы, препятствующие обучению
Характеристики ученика
Предполагаемый результат
Прогнозируемые трудности
Способы рефлексии
Этапы реализации технологии индивидуального образовательного маршрута:
1. Диагностика уровня развития личностных качеств учеников.
2. Фиксирование учеником и учителем фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или ее теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания.
3. Выстраивание системы личного отношения ученика с предстоящей к освоению образовательной областью или темой.
4. Планирование каждым учеником индивидуальной образовательной деятельности по отношению к своим и общим фундаментальным образовательным объектам.
5.Деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ учеников и коллективной образовательной программы.
6.Демонстрация личных образовательных продуктов учеников и коллективное их обсуждение.
7. Рефлексивно-оценочный.
Планирование учебной деятельностей осуществляется по следующей схеме:
1. Определяются модули обучения.
2. Определяются учебные материалы
3. Определяются часы, выделяемые на каждый модуль, формы занятий, проверки и контроля.
Ниже приведён пример планирования модулей обучения и внеучебной работы для сильного ученика. В данном случае необходимость индивидуального маршрута связана с тем, что возможности ученика значительно превышают возможности сверстников. Ученица готовится к ЕГЭ и планирует поступать в престижный вуз, в то время как остальные ученики в классе не планируют сдавать ЕГЭ по английскому языку, соответственно их уровень английского языка значительно слабее.
Тема |
Кол-во часов |
Неделя программы |
Форма занятий |
Формы контроля |
Домашнее задание |
Модуль 1. Грамматика и лексика. |
18 |
1-6 |
|
|
|
Употребление времен. |
6 |
1-2 |
Самостоятельная работа. Консультация. |
Тестирование. |
Ю.Б. Голицын кий с. 230 упр. 272 |
Согласование времен. Косвенная речь. |
3 |
3 |
Самостоятельная работа. Консультация. |
Контрольная работа. |
Ю.Б. Голицын кий с. 290 упр. 357 |
Неличные формы глагола. |
3 |
4 |
Самостоятельная работа. Консультация. |
Грамматический тренинг |
Ю.Б. Голицын кий с. 373 упр. 459 |
Условные предложения. |
2 |
5 |
Самостоятельная работа. Консультация. |
Тестирование. |
Ю.Б. Голицын кий с. 398 упр. 489 |
Артикль. |
2 |
5-6 |
Самостоятельная работа. Консультация. |
Грамматический тренинг |
Ю.Б. Голицын кий с. 67 упр. 81-82 |
Словообразование. |
2 |
6 |
Самостоятельная работа. Консультация. |
Контрольная работа. |
Exam Excellence c. 9 упр. 8-10 |
Модуль 2. Письмо. |
6 |
7-8 |
|
|
|
Написание личного письма. |
3 |
7 |
Самостоятельная работа. Консультация. |
Личные письма. (100-140 слов) |
Exam Excellence c. 11 упр. 16 |
Написание развернутого высказывания. |
3 |
8 |
Самостоятельная работа. Консультация. |
Эссе. (200-250 слов) |
Exam Excellence c. 16 упр. 12 |
Модуль 3. Аудирование. |
9 |
9-11 |
|
|
|
Практика. Ауд.-е с пониманием необходимой инф-и |
3 |
9 |
Самостоятельная работа. Консультация. |
Компьютерное тестирование. |
Exam Excellence c. 13 упр. 3 |
Практика. Ауд.-е с пониманием основного содерж-я |
3 |
10 |
Самостоятельная работа. Консультация. |
Компьютерное тестирование |
Exam Excellence c. 45 упр. 5 |
Практика. Ауд.-е с полным пониманием. |
3 |
11 |
Самостоятельная работа. Консультация. |
Компьютерное тестирование |
Exam Excellence c. 55 упр. 4 |
Модуль 4.Чтение. |
6 |
12-13 |
|
|
|
Ознакомительное чтение. |
2 |
12 |
Самостоятельная работа. Консультация. |
Защита проекта «Вуз, который я выбираю» |
Exam Excellence c. 54 упр. 2 |
Изучающее чтение. |
2 |
12-13 |
Самостоятельная работа. Консультация. |
Зачет. Творческая работа. |
Exam Excellence c. 58 упр. 4 |
Поисковое/просмотровое чтение. |
2 |
13 |
Самостоятельная работа. Консультация. |
Творческая работа. |
Exam Excellence c. 64 упр. 4 |
Модуль 5. Говорение. |
24 |
14-21 |
|
|
|
Практика. Монологическая речь. |
3 |
14 |
Групповая работа. |
Защита проекта |
Exam Excellence c. 64 упр. 4 |
Практика. Диалогическая речь. |
3 |
15 |
Групповая работа. |
Ролевая игра |
Exam Excellence c. 64 упр. 4 |
Устная часть ЕГЭ. |
18 |
16-21 |
Сам-я р-та с использованием тренажера. К-ция. |
Компьютерное тестирование. |
А.В. Почепаева Сборник тестов. (1-20) |
Модуль 6. Оксфордские тесты для подготовки к ЕГЭ. |
24 |
22-29 |
Самостоятельная работа. Консультация. |
Тестирование. |
Mark Harrison “Exam support” Oxford |
Таблица 2.2 Индивидуальный образовательный маршрут
Отдельно составляется расписание внеурочной деятельности:
Срок |
Деятельность |
Результат |
Месяц |
|
|
сентябрь-апрель |
Обязательное посещение уроков |
|
сентябрь-апрель |
Работа по индивидуальным образовательным планам на уроке |
Оценка «отлично» |
сентябрь-апрель |
Индивидуальные занятия с учителем |
|
сентябрь-апрель |
Самостоятельное изучение материалов дома |
|
сентябрь-февраль |
Индивидуальная подготовка к очным и заочным олимпиадам |
|
октябрь |
Проведение нетрадиционного урока ко Дню Учителя |
Пополнение портфолио |
октябрь |
Участие в школьной олимпиаде |
I место |
ноябрь |
Участие в интеллектуальной игре «Звездный час» в рамках недели английского языка |
Грамота |
декабрь |
Участие в районной олимпиаде |
I место |
декабрь |
Участие в международном игровом конкурсе “BritishBulldog” |
|
январь |
Участие в областной олимпиаде |
|
февраль |
Участие в международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок» |
|
март |
Выполнение Оксфордских тестов по подготовке к ЕГЭ. |
|
апрель |
Выполнение тестов банка открытых заданий ФИПИ. |
|
Таблица 2.3 Расписание внеурочной деятельности
Самоанализ и самооценка в ходе продвижения по ИОМ строится по следующему плану:
1. Насколько успешно моё продвижение?
2. Какие затруднения испытываю?
3. Какие ошибки допускаю?
4. В чём их причина?
5. Что необходимо сделать для преодоления затруднений и исправления ошибок?
6. Каковы цели и перспективы моего дальнейшего обучения?
Диагностический этап работы предполагает проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение. В результате чего учитель получает материал для исследования и планирования работы.
Аналитико-исследовательский этап даёт информацию о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации. Учитель имеет возможность сопоставить результаты обученности на данном этапе с реальными учебными возможностями (РУВ) учащихся.
На организационно-проектировочном этапе учитель ведёт поиск путей педагогической коррекции и составляет ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут ученика), а также пояснения для родителей.
Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании. ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абакумова Н.Н., Губа П.С. Иноязычная коммуникативная компетентность в современной педагогической практике: компонентный анализ // Язык и культура. Приложение. 2013. №1. С.24-27.
2. Александрова, Е. А. Содержание и формы деятельности классного воспитателя [Текст] / Е. А. Александрова. - М.: Сентябрь, 2009. - 160 с.99.
3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. —С. 230-252.
4. Ахметов, М.А. Индивидуально ориентированное обучение химии в общеобразовательной школе: монография / М.А. Ахметов. Ульяновск: УИПКПРО, 2009. 260 с.
5. АфанасьеваО.В, Дули. Д.Spotlight 11TestBooklet- М.: Просвещение, Express Publishing, 2010 – С. 12-17.
6. Берсенева, Е.В. Современные технологии обучения химии: Учебное пособие. М.: Центрхимпресс, 2012.144 с.
7. Борзова Е.В. Общая характеристика иноязычного личностно ориентированного образования на старшем этапе средней школы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №50. С.163-169
8. Булавенко, О.А. Сущностные характеристики профессиональной компетентности / О.А. Булавенко // Школ. технологии : науч. -практ. журн. школ. технолога (завуча). - 2005. - N3. - С. 40-44.
9. Бывшева М.В. Преемственность дошкольной и начальной ступеней образования: проблемы и решения /М.В. Бывшева// Педагогическое образование в России . 2011. №1. С.243-250.
10. Вдовина С.А., Кунгурова И.М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал Науковедение. 2013. №6 (19). С.175
11. Воробьева, С. В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ [Текст] : дис. ... доктора пед. наук / Воробьева Светлана Васильевна. - СПб., 1999. - 460 с.147
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
13. Галацкова, И. А. Моделирование вариативных образовательных маршрутов учащихся как средство обеспечения адаптивности школьной среды [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Галацкова Ирина Александровна. - Ульяновск, 2010. - 234 с.
14. Гаязов, А. С. [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://www.Otdelenie_psihologii_i_fiziologii, 2010.10.26.Spravka.pdf, дата обращения 15.12.17
15. Голицынский Ю.Б. «Грамматика: Сборник упражнений». – 6-е изд., – Спб.: КАРО, 2010.
16. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. Третье, переработанное и дополненное издание. — Издательство "Лабиринт", М., 2001. — 304с.
17. Гормин, А. А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. -С.69-74
18. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Зиннатова М.В., Лебедева Е.В.Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования // Научный диалог. 2017. №1. С.266-279
19. Игна О.Н. Обучение будущих учителей иностранного языка управлению учебной деятельностью на уроке // Ped.Rev.. 2013. №2 (2) С.36-44.
20. Климинская С.Л. Индивидуальная образовательная траектория как способ повышения эффективности обучения иностранным языкам // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №4 (23). С.34
21. Котунова М.Н. Современные технологии обучения иностранному языку. – Балаково – 2011. - http://gigabaza.ru/doc/75847.html, дата обращения 5.01.2018
22. Кутузов А.В. Сущность индивидуализации образования в современной школе // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2012. №5. С.183-190
23. Лабунская Н.А., Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию // Известия Российского гос.пед.ун-та им.А.И. Герцена. - СПб., 2002 г. -№2(3), C. 79-90
24. Лапенок М.В., Макеева В.В. Формирование индивидуальной траектории обучения в информационно-образовательной среде школы // Педагогическое образование в России. 2016. №7. С.37-43
25. Ласукова Н. А. Использование приемов и методов ТРИЗ на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 38. – С. 91–95
26. Леонтьев А. А. Психология общения. - 2-е изд. - М.: Смысл, 1997. - 365 с.
27. Леонтьев А. А. Управление усвоением иностранного языка // Из архива «ИЯШ». Методическая мозаика (Приложение к журналу «Иностранные языки в школе»). 2009. № 8. С. 22-27.
28. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с.
29. Макарова Е.А., Хакунова Ф.П., Макарова Е.Л. Роль индивидуальных образовательных траекторий в формировании психологически комфортной образовательной среды // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. №3 (123). С.125-133
30. Макеева В.В. Теоретическое обоснование реализации индивидуальной образовательной траектории при обучении школьников с использованием электронных образовательных ресурсов // Педагогическое образование в России. 2013. №3. С.153-157
31. Мартынова Р.Ю. Концепция системно-коммуникативного метода обучения иностранным языкам. // Наука i освіта. — 1999. — Спецвипуск. — С. 72—74.
32. Мартынова Р.Ю. Усвоение языкового материала на основе системно-коммуникативного метода обучения иностранным языкам. http://www.twirpx.com/file/440978/, дата обращения 12.01.2018
33. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. Учебник, М. Гардарики, 2005, с.292
34. Мильруд Р.П. Приемы и технологии обучения устной речи // Язык и культура. 2015. №1 (29). С.104-121
35. Никеева М. М. Современные информационно-коммуникационные технологии обучения иностранным языкам // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. №5 С.23-29.
36. Образовательная программа - маршрут ученика: Ч. 1 [Текст] / под ред. А. П. Тряпициной, Е. И. Казаковой. - СПб. : Издательство «ЮИПК», 1998. - 118 с. 9-32
37. Орешкина А. К. Преемственность образовательного процесса в системе непрерывного образования : автореф. дис ... д-ра пед. наук: 13.00.01 М. : РАО Институт теории и истории педагогики, 2009.[Электронный источник]/режим доступа: http://vak.ed.gov.ru/ru/dissertation/index.php, дата обращения 12.01.2018
38. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.-2-е изд.-М.:Просвещение,1991.-223 с.
39. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. -М.: Академия, 2000. - 180 с.
40. Рыжкова И.В. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода психодидактики на уроках математики [Электронный источник:]URL= http://shkola1nvl.ru/files/docs/dost/ryzhkova_statya.pdf, дата обращения 31.01.2018
41. Сергеев, И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и внеурочной деятельности [Текст]: Практическое пособие /И.С. Сергеев, В.И. Блинов.-М.:АРКТИ,2009.-132с.
42. Смирнягина М.М. Возрастные границы и психологическое содержание стабильного периода подросткового возраста // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2009. №5 (138). С.56-61
43. Старкова Д.А., Мурзич А.Н., Гузева А.И. Использование коммуникативной ситуации «Согласие» в методике обучения иностранным языкам // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2016. №4. С.127-140
44. Тер-Минасова С. Г. Преподавание иностранных языков в современной России: прошлое, настоящее и будущее // Молодой ученый. — 2015. — №15.2. — С. 1-7.
45. Федотова Г. Р., Валеева Н. Ш. Теоретические подходы к конструированию индивидуального образовательного маршрута младших школьников // Вестник Казанского технологического университета. 2012. №14. С.304-306
46. Фомина М. С., Артеменко О. А. Языковая личность как объект изучения психолингвистики // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №6-2 С.130-131.
47. Фролова С. В. Индивидуальный образовательный маршрут как способ индивидуализации воспитательного процесса в вузе // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 418-420
48. Хлыбова Е.В. Динамика представлений о себе у подростков // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика . 2008. №3 С.211-214.
49. ШахмаевН.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе [Текст] / Н.М. Шахмаев. — М.: Педагогика, 1973. — 272 с. 15
50. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Избр. психол. тр.-М., 1989.-С. 268-274.
51. Эльконин Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. — М., 1966. 457 С.
52. Яфарова М. П. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 222-229.
53. DanutaG.Exam Excellence // Oxford University Press – 2011.
54. Richards J.C., Rodgers T.S. Approaches and Methods in Language Teaching //Cambridge University Press – 1995. 149С.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.