Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дзержинский педагогический колледж»
Студентка 4 курса
Специальность 44.02.02
Группа ПНК-4Б
Щеблыкиной Татьяны
Александровны
Доклад
«Эстетическое воспитание младших школьников в условиях реализации занятий хореографического кружка во внеурочной деятельности»
Проверила : Костенко О.Л.
Дзержинск-2022 1
ПЛАН
1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..
Глава 1. Особенности художественно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте ……………………...
Глава 2. Обзор программ внеурочной деятельности для начальных классов, реализующих развитие личности средствами хореографического искусства ………………………………………….
Глава 3. Методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры младшего школьника в детском хореографическом коллективе…...
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
Современным российским обществом востребован выпускник начальных классов, как человек саморазвивающийся, делающий осознанно правильный выбор, обладающий коммуникативными умениями и создающий новое. А это возможно при активном включении младшего школьника в процесс формирования творческих способностей. По мнению педагогов и ученых творческая деятельность обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, принятие решений, развитие творческого потенциала и способствует достижению планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность, расширяя границы образовательных областей в соответствии с ФГОС НОО, имеет большие возможности для развития разносторонней личности, воспитанной на культуре родного народа и наследующей традиции мировых культур. Общекультурное направление внеурочной деятельности включает в себя среди прочего и занятия хореографическим искусством. Занятия хореографией, благодаря своей универсальности, помогают детям совершенствоваться духовно, физически и интеллектуально. Становясь пластичнее, младшие школьники вырабатывают эстетику движений, благодаря дисциплине во время занятий развивают самоконтроль и ответственность. Следовательно, заявленная в исследовании тема, выходящая на проблемы эстетического воспитания младших школьников средствами хореографического кружка, реализуемого во внеурочной деятельности, актуальна.
Проблема эстетического воспитания детей младшего школьного возраста раскрыта в трудах Ковинько Л.В., Лихачева Б.Т., Шацкой В.Н.
Определением потенциальных возможностей искусства танца и хореографии в эстетическом воспитании младших школьников занимались: Белов М.В., Воробьева Е. Н., Коренева Т.Ф., Пуляева Л.Е.
Цель исследования: теоретическое обоснование различных форм и методов эстетического воспитания младших школьников на занятиях хореографического кружка.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему организации художественноэстетического воспитанияи развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами хореографии;
2. Проанализировать рабочие программывнеурочной деятельности для начальных классов, реализующие развитие личности средствами хореографического искусства;
3. Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по организации эстетического воспитания в хореографическом кружке.
Методы исследования: анализ, синтез, выявление и разрешение противоречий, изучение литературы, документов и результатов деятельности,
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Особенности художественно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
Как известно, эстетическое формирование личности начинается уже с раннего детства. Духовное богатство взрослого человека напрямую зависит от уровня эстетической воспитанности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Период дошкольного и младшего школьного детства является решающим в эстетическом воспитании и формировании нравственно-эстетического отношения к жизни, данный феномен описан в трудах Б.Т. Лихачева. Автор утверждает, что в этом возрасте осуществляется формирование отношения к миру, которые затем, превращаются в свойства личности. Нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем детстве и сохраняются на протяжении всей жизни.[5]
Именно младший школьный возраст является основой всего
дальнейшего воспитания личности человека. С переходом в школу у ребенка появляется новый вид деятельности – учеба. Главным человеком и образцом для подражания теперь становится учитель. Все дальнейшее обучение и воспитание зависит от педагогической помощи в преодолении младшими школьниками первых, трудных шагов. Учитель помогает детям познать мир, нормы поведения в обществе. Мнение учителя, его интересы копируются детьми. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.
В воспитании эстетических восприятий младших
школьников необходимо широко использовать заучивание стихов, песен, демонстрацию репродукций картин. Особое значение имеют показы красот родной природы. Одним из лучших воспитателей называл природу К.Д. Ушинский. «А воля, а простор, природа... а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, — писал он, ─ разве не были нашими воспитателями? ...Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...». С целью ознакомления учащихся с красотой родной природы проводятся экологические экскурсии, а также наблюдения за сезонными изменениями окружающего ландшафта, ведение календарей погоды, создание гербариев из местных растений. Для знакомства с художественным искусством проводят картинные галереи, вставки, посвящая их животному и растительному миру. Вместе с тем воспитывается любовь к родной природе и ее охране. С этой целью организуются школьные клубы и кружки: «Друзья природы», «Зеленый патруль», акции «В защиту леса». Все это еще раз доказывает необходимость эстетического воспитания учащихся, начиная с начальной школы, где оно должно занимать одно из первых мест.
Возрастные особенности эстетического развития связаны с чувствительностью учащихся к определенным
воздействиям (сензитивностью). Последовательность этих воздействий от младшего школьного возраста к старшему может быть примерно выражена так: цвет; отдельные предметы, цветы, животные; виды природы; предметы искусства; человек.
Изменяющиеся школьные ситуации побуждает к осмыслению и целенаправленности его художественной деятельности. Однако его интересы продолжают оставаться кратковременными, поверхностными и разбросанными. При восприятии картины младший школьник обращает внимание, прежде всего на изображенное, на ней событие. Его внимание начинают привлекать детали картины. Эмоциональное переживание младшего школьника элементарно и сводится в основном к переживанию удовольствия или неудовольствия от восприятия изображаемого. Внимание младшего школьника неустойчиво, его утомляет длительное восприятие произведений искусства, и даже занятие искусством.
Младший школьный возраст связан с изменениями мотивационной сферы. В этом возрасте осознаются и дифференцируются мотивы отношений детей к искусству и красоте окружающей его действительности. Д.Б. Лихачев отмечает, что к познавательному стимулу добавляется осознанный мотив.[5]
Ведущая форма знакомства с эстетическим идеалом для младшего школьника служит детская литература и мультипликация. Герои книг, мультфильмов и кино, независимо от их фантастического образа наделены человеческими качествами. Они являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. Это говорит о формировании идеала как части мировоззрения, позволяющего ребенку войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально – образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках.
Таким образом, младший школьный возраст идеально подходит для эстетического воспитания. В этом возрасте главную роль в жизни ученика играет учитель, как идеальный объект для подражания. Используя это, опытный педагог способен заложить прочный фундамент в эстетическом развитии личности, мировоззрение. Этот возраст особенно подходит для формирования отношения ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности, которые могут формироваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности младшего школьника.
Глава 2. Обзор программ внеурочной деятельности для начальных классов, реализующих развитие личности средствами хореографического искусства
Танцы в наши дни являются одним из популярных и любимых видов деятельности многих детей. Через танцы происходит формирование и закрепление интереса к танцевальному искусству, развиваются хореографические и творческие способности, совершенствуя физические данные детей. Занятия танцем учат также понимать и создавать прекрасное. Развивают образное мышление и фантазию, дают гармоническое и пластическое развитие. Именно поэтому среди программ внеурочной деятельности в школе программы по танцевальному искусству занимают свое достойное место и представлены достаточно широко. Рассмотрим две из подобных программ.
Рабочая программа по внеурочной деятельности младших школьников: хореографического ансамбля «Сюрприз» (1-4 классы),
Смирнова О.И.
Основной целью создания хореографического ансамбля является приобщение детей и молодёжи к основам мировой танцевальной культуры, развитие их танцевально-эстетического вкуса, формирование у них исполнительских танцевальных умений и навыков, создание профессиональных условий для подготовки танцоров, разработка экспериментальных учебных планов.
Актуальность программы связана с ростом числа детских танцевальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на танцевальные возможности детей. Занятия по программе направлены на то, чтобы раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Как пишет автор программы к обучающимся в ансамбле
«Сюрприз» приходит уверенность в собственных силах, они не стесняются выступать перед аудиторией, повышается их самооценка и значимость в собственных глазах. Кроме этого, школьники получают прекрасную возможность развивать свои коммуникативные умения, найти новых друзей, тем самым расширить свой круг общения.
Рабочая программа хореографического ансамбля «Сюрприз» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта и предполагает получение дополнительного образования в сфере хореографического искусства. Важность танцевальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности выполнять танцевальные движения.
«Современный танец» заключается в ее содействии гармоничному психическому, духовному и физическому развитию детей и подростков; формировании художественно-эстетического вкуса, умения самовыражения чувств и эмоций, физической культуры, а также нравственных качеств личности.
Глава 3. Методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры младшего школьника в детском хореографическом коллективе
Изучение научно-методической литературы по проблеме
художественно-эстетического развития средствами хореографии и танца позволяет предложить педагогам, реализующим данное направление внеурочной деятельности,следующие методические рекомендации:
1. Процесс воспитания танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе желательно проводить в два этапа. Первый этап - подготовительный, он включает упражнения партерной гимнастики, которые помогают приобрести навыки вытянутого носка, ровного и подтянутого корпуса, дадут первоначальное представление
о работе мышц ног, рук, шеи, спины и т.д.
Второй этап - основной, включающий в себя упражнения классического экзерсиса. Для успешного воспитания танцевальной культуры у младших школьников в детском хореографическом коллективе их руководителю необходимо изучить основы преподавания классического экзерсиса и уметь практически донести их до детей.
2. Очень важно вводить в упражнения станкового классического экзерсиса несложные движения рук, корпуса и головы. Такой экзерсис значительно поможет развитию свободы и пластичности рук, которые в танцевальном искусстве служат важнейшим средством внешней выразительности. Подобные комбинированные упражнения будут вырабатывать у учащихся навыки координации движений различных частей тела.
3. Руководителю детского танцевального коллектива необходимо учитывать возрастные особенности детей. Количество детей в каждой группе должно быть не более не более 15 человек.
4. Следует соблюдать время проведения партерной гимнастики. Это 20- 25 минут. И учитывать санитарно-гигиенические требования к помещению и к выполнению движения. Стремиться создавать положительный эмоциональный фон.
5. Если говорить о культуре исполнения движений участниками самодеятельных коллективов, то следует подразумевать сочетание выразительности исполнения, танцевальной техники, музыкальности, свободы и законченности жеста. Сущность воспитания танцевальной культуры зависит так же от позиции педагога, понимания главного смысла своей деятельности и готовности к работе такого рода. Особенно следует подчеркнуть, что учебный и воспитательный процесс должен строиться с учетом состояния здоровья и психофизиологической индивидуальности ребенка.
Представленные методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры в детском хореографическом коллективе помогут педагогу - хореографу наиболее эффективно осуществлять воспитание танцевальной культуры посредством классического экзерсиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной исследовательской работе были тпонима рассмотренышкольная вопросы,
которыекруглые связаныжите пьн с художественно-эстетическим воспитаниежизнь младсоздал ших школьников во внеурочной сб деятельностимузкальнй . А также былижизнь исследованы лучш значения художественновстречи -эстетическихпредставленийсаья , понятий, вкусовве сн и убежденийтразве в жизни человекаовл ущ и обществаti d в целом. Быливпрои рассмотреныконверт формы и
средствамелких эстетическогое ванмф воспитания младших дру школьниковдаых внеклассной работе чтыр .
Задача художественноэтапе -эстетическоговоспитаниябхнедим – формировать на основеисключая развития бол эстетических чувствте разв , вкусаодна , эстетического идеаларбнок и убежденийвлепры высокие гражданскиеигровые качестваб п россиян. укрепляетвать миф красоту
человекаметодика как красотувтрм его дел, его достижений и подвиговсредних . Жизньважный может бытьльзе вансп и должнадте в быть прекраснойлнид опр – это зависитдаом только от нас, людейться рб и особенноуроке от учителя.
Данная курсовая работа представляет интерес для студентов педагогических колледжей, учителей начальных классов, т.к. обоснована реализация внеурочной деятельности общекультурной направленности (кружок хореографии), представлен обзор программ внеурочной деятельности для начальных классов, реализующих развитие личности средствами хореографического искусства и сформулированы методические рекомендации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белов, М. В. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства / М.В. Белов // Начальная школа.- 2013.-№6.-С.1-27. – Текст : непосредственный.
2. Воробьева, Е. Н. Классический танец для начинающих : пособие для педагогов хореографов / Е. Н. Воробьева, А. А. Алферов. – Москва: Театралис, 2010. – 112 с. - ISBN 978-5-360-00896-5. – Текст: непосредственный.
3. Ковинько, Л. В. Воспитание младшего школьника : пособие для студентов сред.ивысш. пед. учеб. заведений/ Л. В. Ковинько. – Москва :Academia, 2009. – 287 с. ISBN 5-7695-0273-8. – Текст : непосредственный.
4. Коренева, Т. Ф. Музыкально ритмические движения для детей младшего школьного возраста / Т. Ф. Коренева. – Москва : Владос, 2009. - 45 с. -ISBN 978-5-533-00691- 0. - Текст: непосредственный.
5. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников
:Учеб.пособие по спецкурсу для пед. ин-тов/ Б. Т. Лихачев. – Москва : Просвещение, 2009. – 175 с. – Текст : непосредственный.
6. Пуляева, Л. Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе : Учеб.пособие для студентов сред. и высш. учеб. заведений культуры и искусств РФ/Л. Е. Пуляева. Тамбов : Изд-во ТГУ, 2001. – 83 с. Текст : непосредственный.
7. Шацкая, В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе/Под ред. действ.чл. АПН РСФСР В.Н. Шацкой. – Москва
:Владос, 2004. – 184 с. – Текст : непосредственный.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.