Технология критического мышления
Оценка 4.8

Технология критического мышления

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
23.03.2023
Технология критического мышления
Выступление на педагогическом совете
Крит. мышление.docx

Выступление на педагогическом  совете

МЕТОДЫ  И ПРИЕМЫ  ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ.

Разработала преподаватель:

                                Гачегова Е.П.

ЧТО ТАКОЕ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

 

Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценки искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением.

Чаще всего обученные нами дети стремятся к однозначности определений, классификаций и взглядов на одну и ту же проблему, и как важно, чтобы они научились понимать, что отсутствие однозначности часто не является недостатком или проблемой, а наоборот хорошей возможностью глубже проникнуть в сущность вещей, больше узнать.

Необходимо отличать  критическое мышление  от таких  мыслительных процессов, как запоминание, понимание и творческое, интуитивное мышление. При всей значимости развития памяти запоминание не есть мышление. Развитие интеллекта в большей мере связано не с эксплуатацией памяти, а с развитием самостоятельного мышления. Как считает автор, не является мышлением и понимание, это лишь одно из предварительных условий критического мышления.

Можно выделить следующие аспекты, отличающие критическое мышление от других его типов.

1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

4. Критическое мышление есть мышление социальное.

Нужно ли и можно ли целенаправленно формировать критическое мышление? На этот вопрос со всей определенностью ответил Д.Дьюи в начале прошлого столетия. По его мнению, главное, чем должны заниматься образовательные учреждения любого типа, — это обучать детей думанию.

Критическое мышление всегда стремится к знанию, ибо все связующие мысли, выстраивающиеся в нить размышления и рассуждения, опираются на известное знание, опыт и «заглядывают» в неизвестное. Критическое мышление всегда обозначает определенную степень уверенности, но уверенности, основанной на фактах, «...причем в умственном процессе под фактами, относящимися к делу, мы разумеем те черты, которыми пользуются как доказательствами при выводе заключения или образовании решения».

Дайана Халпер, в своей книге «Психология критического мышления», размышляя об интеллектуальных умениях критического мышления, останавливает внимание на следующих из них:

- анализ / выводы;

- выдвижение, формулировка, разработка гипотез;

- установление и создание, поиск аналогий, метафор;

- активизация ранее приобретенных знаний;

- активизация причинно-следственных отношений;

- анализ значимости;

- сравнение — сопоставление — противопоставление;

- применение в реальных условиях;

- контраргументация;

- оценка и ее достоверность / валидность;

- обобщение идей;

- изучение других точек зрения.

Алгоритм формирования критического мышления

Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы.

1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности.

2. Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации.

3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.

4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?

Таким образом, критическое мышление" значит "искусство суждения, основанное на критериях".

Критически мыслящие люди:

 

• умеют решать задачи;

• проявляют известную настойчивость в решении проблем;

• контролируют себя, свою импульсивность;

• открыты для новых идей;

• умеют решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;

• умеют слушать собеседника;

• они эмпатичны;

• терпимы к неопределенности;

• умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения;

• умеют рассматривать множественные связи между явлениями;

• терпимо относятся к точкам зрения, отличных от их собственных взглядов;

• могут рассматривать несколько возможностей решения одной и той же проблемы;

• часто задают вопросы «что, если…?»;

• умеют строить логические выводы;

• размышляют о своих чувствах и мыслях, оценивают их;

• умеют строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;

• могут применять свои навыки и знания в различных ситуация;

• любознательны и часто задают «хорошие» вопросы;

• активно воспринимают информацию.

Функции трех стадий технологии развития критического мышления

Стадия

Функция

Вызов

  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме).
  • Информационная (вызов “на поверхность” имеющихся знаний по теме).
  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания

  • Информационная (получение новой информации по теме).
  • Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).
  • Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

Рефлексия

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
  • Информационная (приобретение нового знания).
  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

 

История – это прежде всего формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности, поэтому на уроках я стараюсь задавать ребятам проблемные вопросы, чтобы вызвать их на дискуссию, или составляю несколько утверждений, из которых надо выбрать верные ответы и объяснить, почему они верны. Например

Распад СССР  привел, к:

1.                 Резко обострились национальные отношения, что привело к межэтническим столкновениям почти во всех союзных республиках .

2.                 Угрозе мировой войны

3.Дискриминации  русскоязычного населения и русского языка в республиках бывшего Советского Союза.

4.Резкой  дифференциации общества на бедных и богатых, беспрецедентный рост потока беженцев.

5. В первые годы после распада СССР наблюдалось: увеличение  объемов производства.

6. Упадок правопорядка, исчезновение социальных институтов, старых политических образований, всей системы государственности.

7. Менее гарантированным стал доступ России к внешним рынкам потребителей ее энергоресурсов.

8. Улучшилась  ситуация с доступом к морским портам.

9. Вся система международных отношений стала менее стабильной и менее предсказуемой.

10.Повысилась вероятность локальных войн и вооруженных конфликтов

         Обучающимся необходимо по каждому вопросу дать ответ: так ли это происходило на самом деле, и обосновать свой ответ.

Подводя итог сказанному о сущности РКМ, необходимо выделить то значимое, что дает обучающемуся данная технология, почему ее нужно включать в учебный процесс.

Во-первых, это отсутствие скованности, неуверенности при необходимости решить какую-то задачу совместно, высказать собственную точку зрения, не боясь быть принятым «в штыки», возможность постоянно включаться в образовательный процесс с установкой: «Давайте подумаем вместе!»

Во-вторых, критическое мышление формирует мотивацию на осознанное, личностно значимое обучение, а в дальнейшем – профессиональное становление. Предполагается, что результатом может быть интеллигентный человек, реализующий себя в профессии и жизни. Критическое мышление дает возможность подняться студенту на качественно новый уровень общения с преподавателем, где участники учебного процесса относятся друг к другу как коллеги. Принуждение, обязательный «насильственный» контроль остаются на низшей ступени образования.

В-третьих, что тоже немаловажно, технология критического мышления дает возможность студенту сформировать методологическую компетентность, то есть владение универсальными приемами и способами познания и мышления.

Среди них:

·        умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, событиями, фактами разных наук;

·        умение сделать общий вывод, вывести общую закономерность, систематизируя и обобщая знания по разным предметам;

·        умение пользоваться графическими организаторами для классификации, систематизации, выделения общего и единичного;

·        умение самостоятельно использовать приемы (инсерт, кластер, двойной дневник, зигзаг, синквейн, эссе и др.) при выполнении познавательных заданий разного уровня сложности;

·        умение находить в самом процессе интеллектуальной деятельности личностный смысл, интерес, гармонию интеллектуальных, эстетических и нравственных эмоций.

В-четвертых, у студента развивается способность терпимо, доброжелательно относиться к чужому мнению, принимать к сведению, что другие точки зрения также имеют право на существование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познакомьтесь с советами и предложениями

и во время чтения отметьте, что вы уже делаете сами. Что оказалось для вас новым, но вы можете использовать это в учебной деятельности?

 

1.       Меньше говорите сами, чтобы у учеников было время размышлять.

 

2.       Чаще повторяйте, что на большинство вопросов не существует одного правильного ответа. Не забывайте об этом и сами.

 

3.       Не балуйте детей готовой информацией. Вместо этого, научите, как ее искать, как активно работать с текстом, как анализировать информацию.

 

4.       Планируя уроки, выделяйте время на обучение и тренировку навыков критического мышления

 

5.       Думайте вслух на уроке. Обучающиеся должны иметь возможность наблюдать за ходом ваших мыслей, за тем, как вы рассуждаете, решая задачу или проблему. Постарайтесь делать это так, как делал бы подросток, а не многоопытный преподаватель. Если вы мыслите слишком быстро или слишком сложно, ученики не смогут затем использовать это в качестве образца.

 

6.       Систематически задавайте обучающимся вопросы, «распаковывающие» их мысли, касающиеся таких аспектов, как цели, доказательства, аргументы, причины, суждения, убеждения, интерпретации, выводы, умозаключения, последствия их размышлений и их значение, реакцию на противоположные или другие точки зрения и т.д.

 

7.       Чаще спрашивайте студентов, которые отмалчиваются. После выступления товарища попросите других ребят своими словами обобщить сказанное им, чтобы они привыкали слушать друг друга активно. Но делайте это не в качестве наказания не слишком усидчивых и послушных.

 

8.       Избегайте немедленного оценивания вопросов или суждений детей.

Дайте свободно высказаться как можно большему числу обучающихся и только потом особо отметьте наиболее интересные, на ваш взгляд, точки зрения. Всегда отделяйте точку зрения ребенка от его личности. Не уставайте повторять, что вы уважаете любую точку зрения, даже если с ней не согласны.

 

9.       Всякий раз старайтесь приводить конкретные примеры, иллюстрирующие абстрактные понятия или рассуждения. Используйте в качестве примеров ситуации и темы близкие, понятные и интересные студентам. Приближайте абстрактные знания к их повседневной жизни.

 

10.    Ясно проговаривайте критерии, на основании которых вы собираетесь оценивать работу обучающихся. Объясняйте, почему выбраны именно эти критерии. Покажите ребятам, как они сами, на основании этих критериев могут оценить свою работу. В идеале ваши критерии должны быть настолько понятны им, чтобы их самооценка почти не расходилась с вашей оценкой. Умение рефлексировать, адекватно оценивать свою работу – одна из важных составляющих критического мышления.

 

11.    Важно приучать обучающихся к систематической рефлексии. Например, можно в конце каждого урока давать ребятам задание на 1 минуту: написать, что было самым важным для них на прошедшем уроке, что осталось непонятным. Каждый новый урок можно начинать с 1-2 минутного анализа записок.

 

12.    Часто делите группу   на малые группы (пары, тройки, четверки и т.д.).

Давайте каждой группе определенное задание на время, слушайте все вместе отчет каждой группы о проделанной работе, о возникших проблемах, о том, как они были преодолены. Для развития критического мышления не достаточно только лишь базовых знаний, нужна еще совместная деятельность, возможность общения в группе, где тебя услышат, где ты услышишь другие точки зрения и другие аргументы, где ты чувствуешь себя в безопасности.

 

13.    Важно всячески поощрять свободные высказывания ребят, не иронизировать над ними, не исправлять ошибки говорящего (найти для этого другое время и место!), учить слушать друг друга. Прежде всего, педагогу следует научиться слушать самому, демонстрируя искреннюю заинтересованность в рассуждениях обучающихся. Если педагог только делает вид, что слушает или ведет себя не конгруэнтно, т.е. на словах высказывает заинтересованность, а своим видом, интонацией, позой показывает, что торопится, не согласен с обучающимся, раздражен,ребята сразу это почувствуют.

 

14.    Планируя лекцию, можно заложить в нее несколько вопросов, таких как «В чем сильные и слабые стороны этих аргументов?», «Как еще могли бы развиваться события?», «Какие выводы можно из этого сделать?».

 

15.    Если педагог и обучающиеся находятся в классе «на равных”, могут видеть друга и свободно общаться, это активизирует даже самых застенчивых и пассивных, которые обычно предпочитают молчать, если сидят в затылок друг другу и видят только преподавателя. В некоторых группах столы расставляют по кругу, так чтобы ребята могли видеть друг друга. При работе в малых группах студенты рассаживаются в кружок вокруг одного или двух столов.

 

16.    Очень помогут особенно на первых порах, развешанные на стенах плакаты с вопросами «Почему я так считаю?», «Это факт или интерпретация?», «А что будет, если…?», «С чем это можно сравнить?». Особенно, если на них же будут подсказки, с чего можно начать ответы на эти вопросы.

 

17.    Никогда не бойтесь признать, что чего-то не знаете. Это нисколько не уронит ваш авторитет, как считают многие педагоги. Наоборот, обучающиеся почувствуют вашу уверенность в себе, еще раз убедятся, что вы такой же человек, как они.

 

18.    Два вопроса, которые могут очень досаждать вам, но очень помогут вашим студентам: «А что, если…?» и «И что из этого?..».

 

Этап урока     

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы работы

I этап – стадия вызова

 

- актуализация имеющихся знаний

 

- пробуждение интереса к получению новой информации

 

- постановка учеником собственных целей обучения

-вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу

 

- активизация их

деятельности

 

 -мотивация к дальнейшей работе

 - «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу

 

- делает предположения

 

- систематизирует информацию до изучения нового материала

 

 - задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

- рассказ-предположение по ключевым словам;
- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки;
- мозговая атака;
- проблемные вопросы,

-  «толстые» и «тонкие» вопросы


II этап - осмысление содержания


- получение новой информации

- корректировка учеником поставленных целей обучения

направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией

 

 постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» 

читает, слушает текст, используя активные методы чтения

 

 делает пометки на полях

 

 ведет записи по мере осмысления новой информации

методы активного чтения: 
«инсерт», «фишбоун»

ведение записей типа двойных дневников, бортовых журналов

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

 

 

III этап - рефлексия     

- размышление, рождение нового знания

- постановка учеником новых целей обучения

- вернуть учащихся к первоначальным записям

 

- внести изменения

 

- дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления

-заполнение кластеров, таблиц
- установление причинно-следственных связей между блоками информации
-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
- ответы на поставленные вопросы
-организация дискуссий

- синквейн

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

§  Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.

§  Халперн Д,. Психология критического мышления. — СПб., 2000.

§  Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. — М.. 2009.

 


 

Выступление на педагогическом совете

Выступление на педагогическом совете

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить

Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы

Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы

Функции трех стадий технологии развития критического мышления

Функции трех стадий технологии развития критического мышления

Дискриминации русскоязычного населения и русского языка в республиках бывшего

Дискриминации русскоязычного населения и русского языка в республиках бывшего

В-третьих, что тоже немаловажно, технология критического мышления дает возможность студенту сформировать методологическую компетентность , то есть владение универсальными приемами и способами познания и мышления

В-третьих, что тоже немаловажно, технология критического мышления дает возможность студенту сформировать методологическую компетентность , то есть владение универсальными приемами и способами познания и мышления

Познакомьтесь с советами и предложениями и во время чтения отметьте, что вы уже делаете сами

Познакомьтесь с советами и предложениями и во время чтения отметьте, что вы уже делаете сами

Важно всячески поощрять свободные высказывания ребят, не иронизировать над ними, не исправлять ошибки говорящего (найти для этого другое время и место!), учить слушать друг друга

Важно всячески поощрять свободные высказывания ребят, не иронизировать над ними, не исправлять ошибки говорящего (найти для этого другое время и место!), учить слушать друг друга

I этап – стадия вызова - актуализация имеющихся знаний - пробуждение интереса к получению новой информации - постановка учеником собственных целей обучения -вызов у учащихся…

I этап – стадия вызова - актуализация имеющихся знаний - пробуждение интереса к получению новой информации - постановка учеником собственных целей обучения -вызов у учащихся…

Использованная литература §

Использованная литература §
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2023