Использование
технологии критического мышления
в начальной школе
Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, успехи и падения, не допуская фальши в отношениях. Учитель начальных классов – это человек, заменяющий в школьной жизни ребенка маму. Да мой опыт как педагога мал, но я сама мать и отношусь к ученикам именно так, как хочу, чтобы относились к моему ребенку. Я учусь, познаю мир вместе с детьми, учу их и учусь от них. Доброта, сострадание и милосердие, прощение, страдание, совесть, раскаяние, смирение и любовь, честь – вот чему мы взрослые можем поучиться от детей. Именно на них должен ориентироваться любой учитель, задумывающийся о будущем России – своих воспитанниках.
2016г.
4
О чем это мы?...
Критическое мышление – это:
способность ставить новые, полные смысла вопросы;
вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
принимать независимые продуманные решения.
Что же такое критическое мышление?
Критическое мышление есть мышление самостоятельное
Информация является отправным, а отнюдь
не конечным пунктом критического мышления
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации
Критическое мышление есть мышление социальное
Роль учителя в ТКМ:
направляет усилия учеников в определенное русло
сталкивает различные суждения
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Методические приемы
I. Стадия вызова
«Кластер»
«Загадка»
«Мозговой штурм»или «Корзина идей»
«Верите ли вы, что…..»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
«Таблица З Х У»
«Да – нет»
«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»
«Ассоциации»
«Перепутанные логические цепочки»
«Проблемный вопрос»
II. Стадия осмысления
«З Х У»
«Инсерт или «Чтение с пометами»
«Дерево предсказаний»
«Послушать – сговориться - обсудить»
«Чтение с остановками»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
Метод «Думательных шляп»
«Кластер»
«Дневник двойной записи»
«Бортовой журнал»
«Ромашка Блума»
«Фишбоун» (рыбный скелет)
«Взаимоопрос»
Таблица " толстых " и " тонких " вопросов
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто…? | Дайте три объяснения, почему… |
Назначение метода
Применяется при проведении любой дискуссии
как удобный способ управлять мышлением
и переключать его.
Один из инструментов развития
творческого мышления.
Цель метода
Научить людей лучше понимать особенности
своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его
с поставленными задачами с целью
более эффективного использования
процесса мышления при решении проблем.
Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления.
Достоинства метода
Наглядность, простота
освоения и применения.
Это простой и удобный
инструмент , чтобы научиться
лучше:
работать с информацией;
использовать интуицию;
критически анализировать проблему;
генерировать творческие идеи;
организовывать свое мышление.
Черная шляпа.
Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
На что надо обратить внимание?
Зеленая шляпа.
Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Какие творческие идеи имеются?
Каковы альтернативы?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.