Использование
технологии критического мышления
в начальной школе
Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, успехи и падения, не допуская фальши в отношениях. Учитель начальных классов – это человек, заменяющий в школьной жизни ребенка маму. Да мой опыт как педагога мал, но я сама мать и отношусь к ученикам именно так, как хочу, чтобы относились к моему ребенку. Я учусь, познаю мир вместе с детьми, учу их и учусь от них. Доброта, сострадание и милосердие, прощение, страдание, совесть, раскаяние, смирение и любовь, честь – вот чему мы взрослые можем поучиться от детей. Именно на них должен ориентироваться любой учитель, задумывающийся о будущем России – своих воспитанниках.
2016г.
4
О чем это мы?...
Критическое мышление – это:
способность ставить новые, полные смысла вопросы;
вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
принимать независимые продуманные решения.
Что же такое критическое мышление?
Критическое мышление есть мышление самостоятельное
Информация является отправным, а отнюдь
не конечным пунктом критического мышления
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации
Критическое мышление есть мышление социальное
Роль учителя в ТКМ:
направляет усилия учеников в определенное русло
сталкивает различные суждения
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Три этапа ТРКМ:
I фаза. (5 минут) Вызов
(пробуждение имеющихся знаний интереса
к получению новой информации)
II фаза. (25 минут) Осмысление
содержания (получение новой информации)
III фаза. (10 минут) Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)
II.Фаза осмысления содержания. (Смысловая стадия)
Главной задачей этой фазы является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом.
III. Фаза рефлексии.
В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Методические приемы
I. Стадия вызова
«Кластер»
«Загадка»
«Мозговой штурм»или «Корзина идей»
«Верите ли вы, что…..»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
«Таблица З Х У»
«Да – нет»
«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»
«Ассоциации»
«Перепутанные логические цепочки»
«Проблемный вопрос»
II. Стадия осмысления
«З Х У»
«Инсерт или «Чтение с пометами»
«Дерево предсказаний»
«Послушать – сговориться - обсудить»
«Чтение с остановками»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
Метод «Думательных шляп»
«Кластер»
«Дневник двойной записи»
«Бортовой журнал»
«Ромашка Блума»
«Фишбоун» (рыбный скелет)
«Взаимоопрос»
III. Стадия рефлексии
«Синквейн»
«Письмо к учителю»
«Пятиминутное эссе»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
Таблица " толстых " и " тонких " вопросов
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто…? | Дайте три объяснения, почему… |
«Ромашка Блума»
Простойвопрос
Уточняющийвопрос
Оценочныйвопрос
Творческийвопрос
Вопросинтерпретация
Практическийвопрос
?
Назначение метода
Применяется при проведении любой дискуссии
как удобный способ управлять мышлением
и переключать его.
Один из инструментов развития
творческого мышления.
Цель метода
Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления.
Достоинства метода
Наглядность, простота
освоения и применения.
Это простой и удобный
инструмент , чтобы научиться
лучше:
работать с информацией;
использовать интуицию;
критически анализировать проблему;
генерировать творческие идеи;
организовывать свое мышление.
Белая шляпа.
Белый цвет наводит на мысль о бумаге.
В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения:
- только факты и цифры.
Красная шляпа.
Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями.
Здесь не нужно ничего
обосновывать.
Что я чувствую?
Что мне подсказывает моя
интуиция?
Черная шляпа.
Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
На что надо обратить внимание?
Желтая шляпа.
Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества.
Каковы положительные стороны?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.