Технология личностно- ориентированного обучения
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска.
Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними.
Одним из самых распространенных является понятие «дети группы риска».
Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Это тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.
Это материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе, неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска.
Любая проблема лучше решается комплексно. Именно комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. Комплексность проблем требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу общеобразовательного учреждения.
Для профилактики асоциального поведения необходимо глубокое и всестороннее изучение личности подростков с отклоняющимся поведением, особенностей их эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования системы отношений.
Социально – педагогические технологии, применяемые в работе с несовершеннолетними, можно разделить на 2 группы:
Организационные социально-педагогические технологии направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти направления деятельности обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии:
При формировании банка данных уточняются следующие позиции:
- каковы основания постановки на учёт;
- какие структуры работают с подростком;
- какая работа проводится для разрешения проблемы;
- что ещё можно предпринять для разрешения данной проблемы.
2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков. Она необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребёнка из банка данных.
В процессе диагностики изучаются индивидуальные особенности ребёнка и выявляются его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяются их причины. Для диагностики используется только апробированный и утверждённый пакет психолого-педагогической диагностики. При этом важнейшим документом выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребёнка с остальными участниками образовательного процесса.
3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребёнком, группой.
По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупности проблем, подбираются адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах. Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребёнку, находящемуся в социально опасном положении. Групповые программы разрабатываются для решения проблем определённой группы подростков, выявленных в ходе диагностики. Программы разрабатываются с привлечением представителей необходимых для разрешения проблем служб, ведомств, административных органов.
4. Обеспечение условий реализации программы.
Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между обучающимся и образовательным учреждением, семьёй, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов:
информирует: КДН и ЗП о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации программ; администрацию школы о ходе выполнения программ; педагогический коллектив о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программы.
5. Консультирование.
Предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей «группы риска».
6. Межведомственные связи.
Социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом, специалистами комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, правоохранительных органов.
Социально – педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми «группы риска».
Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребёнка.
В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими принципами:
- Не навреди.
- Не оценивай.
- Принимай человека таким, каков он есть.
- Соблюдай конфиденциальность.
- Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.
- Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.
- Минимум специальных терминов.
- Соблюдай принцип добровольности.
Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять себе особенности развития «трудного» ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка.
Виды социально-педагогической помощи:
1. Наблюдение и консультации учителей.
2. Консультации для родителей.
3. Консультирование классных руководителей (по запросу).
4. Индивидуальные профилактические беседы с родителями по проблемам обучения и воспитания.
5. Организация дополнительной помощи в выполнении домашних заданий, в учебе.
6. Проведение социально-педагогических обследований с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов.
7. Вовлечение детей в школьные кружки, студии, секции, центры детского творчества.
8. Организация профилактических бесед с обучающимися по проблемам социализации личности.
9. Организация индивидуальных профилактических бесед с родителями по проблемам обучения и воспитания.
10. Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей.
В МАОУ – школа №9 со сроком реализации 2015-2019 годы была разработана программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав», которая имеет цели и задачи:
- укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в комплексном решении проблем профилактики негативных явлений среди несовершеннолетних, их социальной адаптации, повышения уровня защиты прав и интересов несовершеннолетних;
- совершенствование системы профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства и детской безнадзорности;
- развитие новых форм и технологий профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними;
- создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Работа в этом направлении привела к тому, что за 4 года реализации программы
- снизилось количество несовершеннолетних, состоящих на учете в ОДН ОМВД;
- наблюдается положительная динамика по количеству детей, состоящих на внутришкольном учете.
В своей работе я стараюсь следить за динамикой развития отношений детей «группы риска» с учителями и сверстниками, устанавливаю контакт с семьей, стараюсь строить отношения на основе доброжелательности и доверительности. Нахожу причины неадекватного поведения, намечаю пути выхода из кризисной ситуации. То есть в сфере моей постоянной деятельности – оперативная помощь конкретным ученикам в трудных ситуациях. Сложность работы в том, что общих рецептов нет и быть не может для разрешения проблемных ситуаций. В зависимости от конкретных обстоятельств используют разные методы и способы воздействия на ученика и его семью: от эмоциональной поддержки, посредничества до прямого вмешательства в ситуацию.
На начало 2019-2020 учебного года на различных формах учета состоит 1 несовершеннолетний. С ними классными руководителями и социально-психологической службой школы проводится индивидуально - профилактическая работа. Были разработаны планы индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, проведено диагностическое обследование подростков, с целью обследования жилищно-бытовых условий посещены семьи детей, посещены уроки с целью выяснения уровня подготовки обучающихся к занятиям, проведены индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками. На данных обучающихся заведены социально-педагогические карты, где отслеживается успеваемость, состояние здоровья, достижения, увлечения. Были выявлены трудновоспитуемые обучающиеся. По результатам проведенной диагностики с ними ведется индивидуальная воспитательная работа.
Осуществляется психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению «трудных» подростков. С целью организации занятости в свободное время обучающиеся, находящиеся на контроле, вовлечены в систему объединений дополнительного образования. Дети посещают не только школьные кружки и спортивные секции, но и спортивные секции.
Социальным педагогом с подростками проводятся индивидуальные и коллективные профилактические беседы, направленные на формирование устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, по профилактике вредных привычек, об ответственности несовершеннолетних за опоздания на уроки, за пропуски уроков без уважительной причины.
С целью совершенствования работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и интересов, в школе создан Совет по профилактики безнадзорности и правонарушений. В этом учебном году проведено 5 заседаний Совета профилактики правонарушений и безнадзорности. На них рассмотрены 3 обучающихся. В результате определены пути индивидуальной коррекционной работы с обучающимися.
В рамках межведомственного взаимодействия школа тесно сотрудничает с ОДН ОМВД, наркологическим кабинетом, КДН и ЗП, со специалистом по делам с молодежью администрации г.о. Жуковский, детской библиотекой, органами опеки и попечительства. Специалисты межведомственных структур оказывают содействие в проведении профилактических акций, тематических дней. С целью профилактики прогулов занятий и безнадзорности обучающихся в школе ведется ежедневный контроль за посещаемостью обучающимися школы.
В случае непосещения ребенком школы, классный руководитель выясняет причину его отсутствия у родителей. Все пропуски фиксируются социальным педагогом в журнал учета посещаемости.
Вопросы посещаемости рассматриваются на педсоветах, совещаниях при директоре.
Социальным педагогом проконсультировано 5 обучающихся «группы риска», 11 родителей, 5 учителей. Проведены групповые консультации для педагогов «Коррекция нарушений дисциплины на уроках», «Методические рекомендации по стратегиям работы с детьми группы «риска»».
Опора на лучшие качества личности подростка, искренний интерес к его развитию, вера в его силы и возможности обязательно приведут к положительному результату. Важно помнить: какой бы проступок не совершил подросток, в первую очередь он нуждается в сочувствии, которое не повредит ему, но растопит лед отчуждения и недоверия, являясь первым шагом взрослых на пути понимания, принятия и своевременной помощи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.