ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕСОЧНИЦА» КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 4.9

ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕСОЧНИЦА» КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка 4.9
docx
06.12.2022
ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕСОЧНИЦА» КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
16.docx

ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕСОЧНИЦА» КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С самого раннего возраста родители несут своих малюток в песочницу, которая была в каждом дворе. Песочница всегда была центром для игр малышей и детей постарше. Так почему же песочница? Что в ней такого, что привлекает всех детей и их родителей? Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Песок является одной из самых доступных развивающих сред детства. Эта среда способна заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования. Кроме того, песочница – это игровой полигон для реализации самых разнообразных замыслов, что отвечает принципам индивидуализации образования заложенных в ФГОС ДО. Таких как сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития и проявления творческих способностей детей, обеспечение конструктивного сотрудничества участников образовательного процесса Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения. Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторику. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. В идеале «Педагогическая песочница должна быть прямоугольной формы 70 см в длину и 50 см в ширину, выполнена из дерева и выкрашена в голубой цвет. Высота песочницы определяется ростом детей, и должна быть такой, чтобы дети могли легко доставать до любого уголка песочницы. Высота бортов ящика песочницы не менее восьми сантиметров. Сам песок перед использованием необходимо просеять и прокалить или прокварцевать. Одновременно работать в такой песочнице может группа из шести детей. Для работы в песочнице понадобится набор игрового материала, который должен храниться на доступной детям полке не более чем в два ряда недалеко от самой песочницы. В набор игрового материала могут входить фигурки и предметы небольшого размера. Это могут быть фигурки взрослых людей и детей разного пола, фигурки животных, транспорт, строительный материал, природный и бросовый материал (шишки, камешки, ракушки, веточки, большие пуговицы и бусины и т.д.). Необходимы символические фигурки-персонажи: Аладдин, Песочная фея, Мудрая змея и т.д., которые будут являться регулятором, ориентиром и заменителем педагога. Функция символической фигурки-персонажа декларировать правила поведения в песочнице. Также понадобятся кисточки, лопатки, мерные ложки и стаканы, ситечки, воронки. Огромное значение «Педагогическая песочница» приобретает в период адаптации детей в детском саду. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности. Таким образом, в период адаптации ребенка к жизни в детском саду игра обучение в песке способствует решению следующих многих задач. Во-первых, в песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятна, предсказуема и значима, что укрепляет его «базисное доверие к миру». Во-вторых, в играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя, также испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков адаптации. В-третьих, в песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более быстро и осмысленно осваивает нормы и правила поведения и общения в группе. В-четвёртых, в песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию «Расставание с родителями, встреча с неизвестным», осваивает позитивные способы поведения. В-пятых, воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. Технологию «Педагогическая песочница» можно использовать во всех образовательных областях. Например, для реализации образовательной области «Художественноэстетическое развитие» можно применять следующие игры: «Узоры на песке пальчиками», «Украсим горку из песка», «Рисование песком, сыпящемся из кулёчка», «Рисование трафаретами», «Рисование по схеме», «Украшение отпечатка ладошки». Эти игры развивают творческое мышление и воображение дошкольников. Конечно же, происходит развитие мелкой моторики, а также зрительной координации, что благотворно влияет на будущее развитие (легче даётся письмо). Ещё у малыша проявляются фантазия, богатое воображение, речь. Дети становятся более усидчивыми и внимательными. Рассмотрим игру-упражнение «Узоры на песке». Цель — закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. Вариантов этой игры может быть несколько. Например, взрослый пальцем, ребром ладони или кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал. Или несложные узоры: прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки. Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого. Как вариант подобной игры — взрослый рисует на доске, а затем дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Как второй вариант, те же узоры на песке выкладываются, например, из камешков, желудей, больших пуговиц и т. д. Можно использовать символическую фигурку заместителя преподавателя, например, Песочную фею, которая будет определять поведение детей в песочнице. Песочная фея: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй как я... Придумай свой узор, рисунок. Вверху песочницы будут узоры из кругов, а внизу— из треугольников и т. д.» Так как на мокром песке получаются более четкие узоры и дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, как третий вариант игры «Узоры на песке», по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?» Задача педагога в таких играх – поддержать у малыша интерес к нетрадиционной технике рисования, научить правильно и аккуратно работать с материалом, развивать мышление и уверенность в собственных силах, научить доделывать свою работу до конца, преодолевать сложные моменты. Кроме того, здесь естественным образом формируются знания о свойствах песка, развивается умение узнавать и называть основные цвета; происходит расширение и обогащение словаря детей новыми словами. А это уже интеграция с другими образовательными областями, такими как «Познавательное развитие» и «Речевое развитие». Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» можно использовать такие игры как: «Песочные строители», «Следопыт», где дети исследуют отпечатки следов животных, машин и различных предметов, например волчка. Здесь можно использовать упражнения на развитие сенсорики «Идут медвежата» или «Идут ёжики». Целью данных игр является закрепление пространственных представлений, развитие зрительной памяти. Также можно проводить различные опыты с песком с детьми раннего дошкольного возраста, такие как пересыпание песка мерными ложками в воронку или в сито. Рассмотрим дидактическую игру-упражнение «Уроки волшебства». Урок первый «Лес, поляна и их обитатели». Цель — развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности, классификации. Песочная фея просит детей закрыть глаза и произносит волшебное заклинание. В это время воспитатель бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами. Затем фея просит детей самим произнести это же заклинание и высадить такой же лес, а затем заселить его животными. Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания ребенку еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например, название дерева, цветка, гриба (новых слов — не более 3-4). Второй урок волшебства. «Море, река, озеро и их обитатели». Задание формулируется аналогично. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должна соответствовать возрасту ребенка. Третий урок волшебства. «Город и его жители, профессии и службы». Четвертый урок волшебства. «Деревня и ее жители». Пятый урок волшебства. «Космическое путешествие. Встреча с инопланетянами». Цель — развитие воображения. «Социально-коммуникативное развитие» подразумевает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. А также развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Песочница – посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих впечатлениях, то в играх с песком все становится возможным, если смоделировать волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок. В песочнице можно проигрывать ситуативные игры-истории, детские истории и сказки, игровые коммуникативные ситуации и т.д. Темы для игровых ситуаций могут быть самыми разнообразными. Например, «Моя семья», «Мои друзья», «Детский сад», «Мы создаём свой мир», «Мы идём в гости» и т. д. Главная особенность «песочницы» в том, что она позволяет ребенку или детской группе реально создавать свою собственную картину мира в «живом» трехмерном пространстве. При этом нет никакого правильного или неправильного способа игры в песке. Песочные миры создаются без подготовительной работы, без планирования и моделирования и поэтому соответствуют внутреннему миру создателей. Рассмотрим актуальную тему для детей младшего дошкольного возраста «Как избежать конфликтов». Здесь можно применить игровую коммуникационную ситуацию по сказке К. Д. Ушинского «Два козлика». Взрослый с детьми строит на песке ручей. Через ручей строится мостик из строительных наборов. На мостик взбираются два козлика. Взрослый рассказывает сказку, а дети её разыгрывают. Здесь дети овладевают начальными социально-коммуникативными компетенциями: внимание к самому себе и окружающим, участие в свободной беседе, слушание и слышание другого, распознавание чувств, настроения и состояния другого, осмысление своих поступков и поведения других, основами безопасного поведения. Таким образом, в основе деятельности в педагогической песочнице лежат технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Её главными составляющими компонентами являются: осуществление индивидуально-дифференцированного подхода. Целью которого является помощь ребенку максимально реализовать свой личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт. Можно утверждать, что игры песком способствуют развитию творческой активности ребёнка. Ребёнок учится социальным нормам и отношениям, способам коммуникации, у него формируются интегративные качества, которые необходимы ему в любых видах жизнедеятельности. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он в дальнейшем начнет активно использовать в своей реальной жизни. Список литературы 1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. — Петропавловск: 2010. — 74 с. 2. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 1. — С. 45. 3. Серых Л.В., Махова Г.А., Мережко Е.А. Педагогическая песочница как компонент образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. — Белгород: 2017. — 54 с. 4. Н. А. Сакович Технология игры в песок. Игры на мосту. – Санкт-Петербург «Наука», 2006. – 166 с. 5. Вебер М., Ремен Н. Работа с песочницей. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. - М.: Смысл, 1997. 6. Грабенко Т. М„ Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. 7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Речь, 2002.


 

ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕСОЧНИЦА»

ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕСОЧНИЦА»

В набор игрового материала могут входить фигурки и предметы небольшого размера

В набор игрового материала могут входить фигурки и предметы небольшого размера

Или несложные узоры: прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки

Или несложные узоры: прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки

Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова

Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова

Таким образом, в основе деятельности в педагогической песочнице лежат технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Таким образом, в основе деятельности в педагогической песочнице лежат технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2022