Технология педагогической поддержки
Основные концептуальные идеи разработаны О.С. Газманом. Позднее над этим работали Анохина Т.В., Бедерханова В.П., Крылова Н.Б. и др.
«Поддержать» - значит помочь другому обрести уверенность, подкрепить то
положительное, что есть в личности, удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную (предупреждающую) и оперативную помощь детям в решении их индивидуаль-ных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
Технология педагогической поддержки существенным образом преобразует
роль и функции традиционных организаторов педагогического процесса — школьных учителей, классных руководителей. Педагог, осуществляющий эту технологию, именуется фасилитатор (от англ, to facilitate — облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия).
О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребёнком следует строить на основе гуманистических принципов, а педагогическая поддержка должна стать жизненным кредо учителя-воспитателя, его профессиональной педагогической позицией.
Учитель-предметник помогает учащимся решать проблемы, связанные с освоением учебной деятельности.
Классный руководитель – проблемы организации жизни личности в коллективе, построения межличностных отношений.
Психолог –проблемы внутриличностных конфликтов, индивидуальных затруднений в сфере отношений.
Социальный педагог- проблемы в социальном окружении ребёнка (семья, друзья, детские сообщества).
Отличительная принципиальная черта педагогической поддержки -проблема- обозначается и в целом решается самим ребёнком при опосредованном участии взрослого.
1) непосредственная и опосредованная
Непосредственная основана на просьбе, взаимном согласии, зависит от ситуации.
Опосредованная основана на диагностике, наблюдении, прогнозировании трудностей, создании условий по их недопущению.
2) групповая и индивидуальная
Групповая форма поддержки- это работа всего педколлектива в периоды адаптации детей к условиям школьной жизни :
- после каникул,
- в переходных классах (1,5,10), когда меняется окружение, ощущается дискомфорт,
- игры, тренинги с группами детей, имеющих сходные проблемы (неуспевающие, застенчивые, тревожные…),
- включение в разнообразную коллективно-творческую деятельность, развивающую интересы, способности…,
- специально организованная деятельность по самопознанию в подростковых и старших классах.
Индивидуальная поддержка направлена на то, чтобы помочь каждому ответить самостоятельно на молчаливый вопрос: Каким быть именно мне? Как строить индивидуальный образ жизни ?
Кем быть ? Как жить? …
Примерный механизм педагогической поддержки
Он складывается из взаимосвязанных действий учащегося и педагога, выполняемых ими на пяти этапах при обязательной вере в успех (только при этом условии поддержка будет принята !).
1 этап – диагностический - фиксация факта, сигнала, проблемности; диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребёнком, вербализация постановки проблемы (проговаривание её самим ребёнком), совместная оценка проблемы с точки значимости её для ребёнка.
2 этап – поисковый - организация совместно с ребёнком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (глазами ребёнка, значимого другого…), поиск способов решения.
3 этап -договорной ( проектировочный ) - проектирование действий педагога и ребёнка (разделение функций и ответственности по решению проблемы); налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме; совместное решение о том как дальше действовать совместно для решения проблемы.
4 этап – деятельностный -действует сам ребёнок и действует педагог (одобрение действий ребёнка, стимулирование его инициативы и его действий) . Кроме этого, педагог действует там, где ребёнок не может- координация деятельности специалистов в школе и вне её, разговор с родителями) При необходимости- безотлагательная помощь школьнику.
5 этап – рефлексивный - совместное с ребёнком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности; констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения; осмысление ребёнком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Центром, в котором сходятся все технологические усилия педагога, осуществляющего педагогическую поддержку, является рефлексивная деятельность ребенка. Она строится как система «семи шагов» и работает на всех технологических этапах:
Основные тактики педагогической поддержки:
- тактика защиты;
- тактика помощи;
- тактика содействия;
-тактика взаимодействия (по командам, с примерами и ситуациями; с элементами проигрывания).
Тактика защиты выбирается педагогом тогда, когда действия ребёнка блокирует страх, ребёнок не проявляет активности и стремления в решении проблемы. Кредо защиты: ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Тактика защиты,- это утверждение презумпции невиновности. Педагог, защищающий ребёнка, занимает позицию «педагогической адвокатуры». Педагог-адвокат защищает право ребёнка: быть успешным, не уметь делать то, что умеют делать все, право на поиск, пробу и ошибку, право отстаивать своё достоинство, право на защиту своих прав.
Тактика помощи выбирается в случаях, когда ребёнок не верит в себя. Она направлена на создание условий, при которых ребёнок получает возможность действовать в атмосфере эмоционального комфорта. Кредо помощи: ребёнок многое может делать сам, если будет активен в решении своей проблемы. Нужно помочь ему убедиться в этом. Причём, помощь более эффективна, если её опережает тактика защиты, освобождающая «безопасное пространство» для пробы сил. Ребёнку нужен успех, и тактика помощи может создать для этого условия.
Ситуация успеха- это субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.
Общий технологический алгоритм ситуации успеха:
*создание атмосферы доброжелательности,
*снятие страха перед предстоящей деятельностью,
*авансирование успешного результата,
*внесение мотивации в предстоящую деятельность,
*скрытое инструктирование о способах и формах деятельности,
*выделение персональной исключительности,
*выражение педагогического внушения,
*оценка детали.
Создание атмосферы доброжелательности. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращения, открытая и доброжелательная мимика в сочетании с благоприятным психологическим фоном помогают ребёнку справиться с поставленной задачей. Например, начиная урок, можно сказать: «Я рад нашей встрече… сегодня особенный день… предстоит интересная работа… каждый сегодня сделает маленькое открытие…» и т.п.
Снятие страха перед предстоящей деятельностью. Это важно, чтобы ученик преодолел неуверенность в собственных силах, робость и боязнь самого дела, оценки окружающих. Можно использовать фразы: «Для тебя это просто, но если не получится…», «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться…», «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает…». Такая предупредительная мера снимает с ребёнка зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности, действительно понимая, что попытка- не пытка.
Авансирование успешного результата. Этим приёмом дополняется приём снятия страха. Например, слова: «При твоих способностях…», «Ты наверняка справишься…». Так учитель выражает свою твёрдую убеждённость в том, что его ученик обязательно справится, преодолеет трудности. Такая позиция педагога внушает ребёнку уверенность в самом себе, своих силах и возможностях.
Внесение мотивации в предстоящую деятельность. Т.е. объяснение, ради чего (кого) совершается деятельность. Тогда внимание ребёнка смещается с цели на мотив, и он думает о том (о тех), чему (кому) нужна его работа. Учитель: «Нам это так нужно…», «От тебя зависит успех нашей работы…», «Без твоей помощи товарищу не разобраться…». Ориентация на другого в операции «внесения мотива» содержит в себе большой педагогический смысл, т.к. раскрывает перед ребёнком значимость его усилий для других.
«Внесение мотива» может осуществляться на различных этапах создания ситуации успеха: в самом начале, когда даже ещё не названо содержание предстоящего задания и требуется собрать внимание всех присутствующих, в процессе выполнения деятельности для усиления её значимости, после выполнения задания, чтобы подчеркнуть важность достигнутого результата.
«Скрытое инструктирование» о способах и формах деятельности. Оно реализуется с помощью намёка, пожелания: «Достаточно, чтобы было…», «Возможно, лучше начать с…», «Только, пожалуйста, не забудь о…». Например: «Чтобы справиться с контрольной работой, достаточно вспомнить формулы, в использовании которых мы тренировались на прошлом уроке; и, конечно, не забывать, как оформляется решение задачи».
Выделение персональной исключительности. Она повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет уверенность и надежду на успешный результат: «Только ты и мог бы это сделать…», «Именно на вас я возлагаю особую надежду…».
Педагогическое внушение. Оно побуждает к началу действий: «Нам уже не терпится…», «Не будем терять времени- приступаем к работе…».
Оценка детали. Содержательно она должна относиться не к результату в целом (хотя такая оценка тоже высказывается), а к каким-то отдельным деталям полученного результата: «Особенно меня порадовало…», «Поражает такой фрагмент…».
Тактика содействия выбирается педагогом в случае, если ребёнок переоценивает себя, не в состоянии анализировать и выбирать оптимальное решение. Эта тактика возможна только после того, как ребёнок, благодаря защите и помощи, избавится от реальных и мнимых страхов, а также- разблокирует свою активность для поиска и выбора путей выхода из проблемы. Тактика инициирует процессы рефлексии и готовности к выбору.
Кредо содействия: ребёнок, имея объективную возможность выбирать, должен стать субъектом выбора.
Ребёнок получает возможность испытать себя, сделать собственный выбор, самореализоваться, провести рефлексию своей деятельности.
Тактика содействия развивает критические и аналитические способности; формирует ответственность.
Тактика взаимодействия используется тогда, когда ребёнок готов решать свою проблему, и активно к этому стремится. При этом ребёнок обретает опыт проектирования совместной деятельности.
Эта тактика реализуется с помощью механизма «договора». При этом, договор- это испытание свободой и ответственностью.
При этом используется четыре вида договора:
- договор на условиях ребёнка;
- договор на условиях педагога;
-договор-компромисс;
- договор-сотрудничество.
Принципы педагогического взаимодействия
Обеспечение педагогической поддержки учащегося, как полагает Т.В.Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия педагог избирает следующие:
§ согласие ребенка на помощь и поддержку;
§ опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося;
§ вера в эти возможности;
§ ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
§ совместность, сотрудничество, содействие;
§ конфиденциальность;
§ доброжелательность и безоценочность;
§ безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
§ реализация принципа "не навреди";
§ рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Наличие теоретических представлений об условиях и принципах педагогической поддержки позволяет педагогу более обоснованно, точно и корректно осуществлять практические действия по оказанию помощи ребенку в проблемной ситуации.
Выращивать, поддерживать индивидуальность — это значит учить ребенка понимать мир и себя, и то, что с ним происходит. Технология педагогической поддержки вызывает естественные действия ребенка, аналогичные взаимодействию людей в реальной социальной практике.
Литература
§ Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы.- М.: 2002.
§ Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3.
§ Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2008.
§ Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. М., 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.