Технология педагогической поддержки
Оценка 4.6

Технология педагогической поддержки

Оценка 4.6
docx
14.06.2021
Технология педагогической поддержки
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕД. ПОДДЕРЖКИ 2020Microsoft Office Word.docx

Технология   педагогической поддержки

Основные концептуальные идеи разработаны О.С. Газманом. Позднее над этим работали Анохина Т.В., Бедерханова В.П., Крылова Н.Б. и др.

 «Поддержать» - значит   помочь другому обрести уверенность, подкрепить то

положительное, что есть в личности,  удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную (предупреждающую)  и оперативную помощь детям в решении их индивидуаль-ных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Технология педагогической поддержки существенным образом преобразует

роль и функции традиционных организаторов педагогического процесса — школьных учителей, классных руководителей. Педагог, осуществляющий эту технологию, именуется фасилитатор (от англ, to facilitate — облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия). 

О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребёнком следует строить на основе гуманистических принципов, а педагогическая поддержка должна стать жизненным кредо учителя-воспитателя, его профессиональной педагогической позицией.

В каких ситуациях необходима педагогическая поддержка?

 Учитель-предметник помогает учащимся решать проблемы, связанные с освоением учебной деятельности.

Классный руководитель – проблемы организации жизни личности в коллективе, построения межличностных отношений.

Психолог –проблемы внутриличностных конфликтов, индивидуальных затруднений в сфере отношений.

Социальный педагог- проблемы в социальном окружении ребёнка (семья, друзья, детские сообщества).

Отличительная принципиальная черта педагогической поддержки -проблема- обозначается и в целом решается самим ребёнком при опосредованном участии взрослого.

Виды педагогической поддержки

1)    непосредственная и опосредованная

Непосредственная основана на просьбе, взаимном согласии, зависит от ситуации.

Опосредованная основана на диагностике, наблюдении, прогнозировании трудностей, создании условий по их недопущению.

2) групповая и индивидуальная

Групповая форма поддержки- это работа всего педколлектива в периоды адаптации детей к условиям школьной жизни :

- после каникул,

- в переходных классах (1,5,10), когда меняется окружение, ощущается дискомфорт,

- игры, тренинги с группами детей, имеющих сходные проблемы (неуспевающие, застенчивые, тревожные…),

- включение в разнообразную коллективно-творческую деятельность, развивающую интересы, способности…,

- специально организованная деятельность по самопознанию в подростковых и старших классах.

Индивидуальная поддержка направлена на то, чтобы помочь каждому ответить самостоятельно на молчаливый вопрос: Каким быть именно мне? Как строить индивидуальный образ жизни ?

Кем быть ? Как жить? …

Примерный механизм педагогической поддержки

Он складывается из взаимосвязанных действий учащегося  и педагога, выполняемых ими на пяти этапах при обязательной вере в успех (только при этом условии поддержка будет принята !).

1 этап – диагностический - фиксация факта, сигнала, проблемности; диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребёнком, вербализация постановки проблемы (проговаривание её самим ребёнком), совместная оценка проблемы с точки значимости её для ребёнка.

2 этап – поисковый - организация совместно с ребёнком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (глазами ребёнка, значимого другого…), поиск способов решения.

3 этап -договорной ( проектировочный ) - проектирование действий педагога и ребёнка (разделение функций и ответственности по решению проблемы); налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме; совместное решение о том как дальше действовать совместно для решения проблемы.

4 этап – деятельностный -действует сам ребёнок и действует педагог (одобрение действий ребёнка, стимулирование его инициативы и его действий) . Кроме этого, педагог действует там, где ребёнок не может- координация деятельности специалистов в школе и вне её, разговор с родителями) При необходимости- безотлагательная помощь школьнику.

5 этап – рефлексивный - совместное с ребёнком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности; констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения; осмысление ребёнком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

 Центром, в котором сходятся все технологические усилия педагога, осуществляющего педагогическую поддержку, является рефлексивная деятельность ребенка. Она строится как система «семи шагов» и работает на всех технологических этапах:

  • — шаг первый: ребенок с помощью педагога должен проявить свое эмоциональное состояние, которое покажет, что у него возникла проблема;
  • — шаг второй: в беседе, через систему вопросов, педагог помогает ребенку успокоиться и осознать свою проблему;
  • — шаг третий: в дальнейшей беседе ребенок определяет свое отношение к проблеме — боится он ее или готов взяться за ее решение;
  • — шаг четвертый: ребенок размышляет над тем, что конкретно, когда и с кем он будет делать для разрешения обнаруженной проблемы;
  • — шаг пятый: ребенком совместно с педагогом рассматривается несколько путей решения проблемы, осуществляется выбор наиболее приемлемого;
  • — шаг шестой: разрабатывается и обсуждается с педагогом план-проект своей деятельности;
  • — шаг седьмой: во время реализации проекта ребенок и педагог постоянно обсуждают, что получилось, а что нет, стоит ли это дальше делать или отказаться от задуманного.

Основные тактики  педагогической поддержки:

- тактика защиты;

- тактика помощи;

- тактика содействия;

-тактика взаимодействия (по командам, с примерами и ситуациями; с элементами проигрывания).

Тактика защиты выбирается педагогом тогда, когда действия ребёнка блокирует страх, ребёнок не проявляет активности и стремления в решении проблемы. Кредо защиты: ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Тактика защиты,- это утверждение презумпции невиновности. Педагог, защищающий ребёнка, занимает позицию «педагогической адвокатуры». Педагог-адвокат защищает право ребёнка: быть успешным, не уметь делать то, что умеют делать все, право на поиск, пробу и ошибку, право отстаивать своё достоинство, право на защиту своих прав.

Тактика помощи выбирается в случаях, когда ребёнок не верит в себя. Она направлена на создание условий, при которых ребёнок получает возможность действовать в атмосфере эмоционального комфорта. Кредо помощи: ребёнок многое может делать сам, если будет активен в решении своей проблемы. Нужно помочь ему убедиться в этом. Причём, помощь более эффективна, если её опережает тактика защиты, освобождающая «безопасное пространство» для пробы сил. Ребёнку нужен успех, и тактика помощи может создать для этого условия.

Ситуация успеха- это субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.

Общий технологический алгоритм ситуации успеха:

*создание атмосферы доброжелательности,

*снятие страха перед предстоящей деятельностью,

*авансирование успешного результата,

*внесение мотивации в предстоящую деятельность,

*скрытое инструктирование о способах и формах деятельности,

*выделение персональной исключительности,

*выражение педагогического внушения,

*оценка детали.

Создание атмосферы доброжелательности. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращения, открытая и доброжелательная мимика в сочетании с благоприятным психологическим фоном помогают ребёнку справиться с поставленной задачей. Например, начиная урок, можно сказать: «Я рад нашей встрече… сегодня особенный день… предстоит интересная работа… каждый сегодня сделает маленькое открытие…» и т.п.

Снятие страха перед предстоящей деятельностью. Это важно, чтобы ученик преодолел неуверенность в собственных силах, робость и боязнь самого дела, оценки окружающих. Можно использовать фразы: «Для тебя это просто, но если не получится…», «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться…», «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает…». Такая предупредительная мера снимает с ребёнка зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности, действительно понимая, что попытка- не пытка. 

Авансирование успешного результата. Этим приёмом дополняется приём снятия страха. Например, слова: «При твоих способностях…», «Ты наверняка справишься…». Так учитель выражает свою твёрдую убеждённость в том, что его ученик обязательно справится, преодолеет трудности. Такая позиция педагога внушает ребёнку уверенность в самом себе, своих силах и возможностях.

Внесение мотивации в предстоящую деятельность. Т.е. объяснение, ради чего (кого) совершается деятельность. Тогда внимание ребёнка смещается с цели на мотив, и он думает о том (о тех), чему (кому) нужна его работа. Учитель: «Нам это так нужно…», «От тебя зависит успех нашей работы…», «Без твоей помощи товарищу не разобраться…». Ориентация на другого в операции «внесения мотива» содержит в себе большой педагогический смысл, т.к. раскрывает перед ребёнком значимость его усилий для других.

«Внесение мотива» может осуществляться на различных этапах создания ситуации успеха: в самом начале, когда даже ещё не названо содержание предстоящего задания и требуется собрать внимание всех присутствующих, в процессе выполнения деятельности для усиления её значимости, после выполнения задания, чтобы подчеркнуть важность достигнутого результата.

 «Скрытое инструктирование» о способах и формах деятельности. Оно реализуется с помощью намёка, пожелания: «Достаточно, чтобы было…», «Возможно, лучше начать с…», «Только, пожалуйста, не забудь о…». Например: «Чтобы справиться с контрольной работой, достаточно вспомнить формулы, в использовании которых мы тренировались на прошлом уроке; и, конечно, не забывать, как оформляется решение задачи».

Выделение персональной исключительности. Она повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет уверенность и надежду на успешный результат: «Только ты и мог бы это сделать…», «Именно на вас я возлагаю особую надежду…».

Педагогическое внушение. Оно побуждает к началу действий: «Нам уже не терпится…», «Не будем терять времени- приступаем к работе…».

Оценка детали. Содержательно она должна относиться не к результату в целом (хотя такая оценка тоже высказывается), а к каким-то отдельным деталям полученного результата: «Особенно меня порадовало…», «Поражает такой фрагмент…».

Тактика содействия выбирается педагогом в случае, если ребёнок переоценивает себя, не в состоянии анализировать и выбирать оптимальное решение. Эта тактика возможна только после того, как ребёнок, благодаря защите и помощи, избавится от реальных и мнимых страхов, а также- разблокирует свою активность для поиска и выбора путей выхода из проблемы. Тактика инициирует процессы рефлексии и готовности к выбору.

Кредо содействия: ребёнок, имея объективную возможность выбирать, должен стать субъектом выбора.

Ребёнок получает возможность испытать себя, сделать собственный выбор, самореализоваться, провести рефлексию своей деятельности.

Тактика содействия развивает критические и аналитические способности; формирует ответственность.

Тактика взаимодействия используется тогда, когда ребёнок готов решать свою проблему, и активно к этому стремится. При этом ребёнок обретает опыт проектирования совместной деятельности.

Эта тактика реализуется с помощью механизма «договора». При этом, договор- это испытание свободой и ответственностью.

При этом используется четыре вида договора:

- договор на условиях ребёнка;

- договор на условиях педагога;

-договор-компромисс;

- договор-сотрудничество.

Принципы педагогического взаимодействия

 Обеспечение педагогической поддержки учащегося, как полагает Т.В.Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия педагог избирает следующие:

§  согласие ребенка на помощь и поддержку;

§  опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося;

§  вера в эти возможности;

§  ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

§  совместность, сотрудничество, содействие;

§  конфиденциальность;

§  доброжелательность и безоценочность;

§  безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

§  реализация принципа "не навреди";

§  рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Наличие теоретических представлений об условиях и принципах педагогической поддержки позволяет педагогу более обоснованно, точно и корректно осуществлять практические действия по оказанию помощи ребенку в проблемной ситуации.

Выращивать, поддерживать индивидуальность — это значит учить ребенка понимать мир и себя, и то, что с ним происходит. Технология педагогической поддержки вызывает естественные действия ребенка, аналогичные взаимодействию людей в реальной социальной практике.

 

 

 

Литература

§  Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы.- М.: 2002.

§  Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3.

§     Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2008.

§     Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. М., 2002.


 

Технология педагогической поддержки

Технология педагогической поддержки

Индивидуальная поддержка направлена на то, чтобы помочь каждому ответить самостоятельно на молчаливый вопрос:

Индивидуальная поддержка направлена на то, чтобы помочь каждому ответить самостоятельно на молчаливый вопрос:

Основные тактики педагогической поддержки: - тактика защиты; - тактика помощи; - тактика содействия; - тактика взаимодействия ( по командам, с примерами и ситуациями; с элементами…

Основные тактики педагогической поддержки: - тактика защиты; - тактика помощи; - тактика содействия; - тактика взаимодействия ( по командам, с примерами и ситуациями; с элементами…

Я рад нашей встрече… сегодня особенный день… предстоит интересная работа… каждый сегодня сделает маленькое открытие…» и т

Я рад нашей встрече… сегодня особенный день… предстоит интересная работа… каждый сегодня сделает маленькое открытие…» и т

Тактика содействия выбирается педагогом в случае, если ребёнок переоценивает себя, не в состоянии анализировать и выбирать оптимальное решение

Тактика содействия выбирается педагогом в случае, если ребёнок переоценивает себя, не в состоянии анализировать и выбирать оптимальное решение

Литература § Газман О.С. Неклассическое воспитание

Литература § Газман О.С. Неклассическое воспитание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2021