Дополнительная литература
1. Виленский М.Я. Профессионально-творческое развитие личности специалиста физической культуры и спорта в процессе обучения / М.Я.Виленский, С.Н.Бегидова. – Иркутск,: «На Чехова», 2004. - 212 с.
2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 224 с.
Основные вопросы:
1. Определение понятия «Педагогическая технология по предмету «Физическая культура».
2. Содержание циклов технологии дидактической системы (учебно-воспитательного процесса) по физической культуре (Железняк, стр. 184)
Под педагогической технологией (в общепедагогическом ее аспекте) понимают процесс разработки (обоснования) и реализации такой дидактической системы учебного предмета, которая обеспечивает безусловное достижение целей его преподавания
(Ю.Д.Железняк, 2004, стр. 176).
Под технологией учебного процесса по предмету «Физическая культура» -
понимается процесс разработки учебно-воспитательного процесса в целом (или отрезка этого процесса по периодам учебного года (с учетом реальных условий школы)) и реализации дидактической системы (содержания образования в процессе дидактического взаимодействия между учеником и учителем) ориентированной на достижение цели и задач данной дисциплины.
основные группы педагогических технологий:
-технологии объяснительно-иллюстративного обучения | личностно-ориентированные технологии обучения, | - технологии развивающего обучения – |
(традиционное обучение), в основе которых информирование, просвещение учащихся и организация их учебной деятельности с целью выработки у них обще-учебных умений и навыков; | создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных особенностей; | способы обучения, способствующие включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей |
(Г.Ю.Ксензова, 2000;
М.Я.Виленский, 2004,
основные признаки технологичности учебного процесса
1. - планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона (т.е.всех уровней подготовленности);
2. - «программирование» всего процесса обучения в виде строгой последовательности действий педагога и подбора формирующих воздействий (поощрений и наказаний);
3. - сопоставление результатов обучения с первоначально намеченным эталоном, фактически поэтапное тестирование для выявления познавательного процесса, понимаемого как постепенное усложнение поведенческого репертуара учащихся
(М.Я.Виленский, 2004, стр. 89).
Уровни педагогических технологий
Общепедагогический
(общепедагогическая
технология)
Частно-методический
(частно-предметная
технология)
Локальный
(локальная технология)
характеризует целостный
образовательный процесс в учебном
заведении, на определенной ступени
обучения.(педагогика сотрудничества,
дифферепнциация обучения и т.д.)
определяет совокупность методов и средств
для реализации определенного содержания
обучения и воспитания в рамках одного
предмета, или в деятельности педагога.
(технология обучения ДД)
– представляет собой технологию
отдельных частей учебно-воспитательного
процесса, решение частных дидактических и
воспитательных задач
(технология проведения урока ФК)
1
2
3
Вопрос 2. Содержание циклов технологии дидактической системы (учебно-воспитательного процесса) по физической культуре
Под циклом технологии реализации дидактической системы ---- понимаются ограниченные во времени повторяющиеся акты дидактического взаимодействия учителя и учащихся, направленные на достижение цели данного отрезка (фрагмента, например одной четверти) педагогической технологии.
Содержание циклов технологии учебно-воспитательного процесса по ФК в школе:
- целеполагание;
- селекция (отбор);
- программирование;
- стимулирование и мотивация;
- оперативно-деятельностный;
-оценочно-аналитический.
Их характеристика
К
О
М
П
О
Н
Е
Н
Т
Ы
Компонент целеполагания –
обуславливает изучение цели преподавания «ФК», которая указана в нормативных документах (ГОСте, примерной программе, обязательном минимуме образования и т.д.).
Содержание работы учителя в этом направлении составляет корректировка цели в соответствии с условиями конкретной школы.
(Ю.д,Железняк, стр 183)
Селективный (отборочный) компонент -
предусматривает соотнесение конкретизированной цели с содержанием учебной программы.
Учитель должен учитывать обязательность выполнения ГОСа по физической культуре, при этом разрабатывать региональный компонент в соответствии с условиями данной школы и региона, состояния учебно-материальной базы и особенности профессиональной подготовленности учителя (спортивная специализация например).
Компонент программирования -
предполагает обоснование последовательности изучения учебного материала, применения рациональных форм организации учебно-воспитательного процесса, выбранных средств и методов его осуществления.
(предусматривает разработку всех планов работы учителя)
Стимуляционно-мотивационный компонент -
предполагает создание условий, которые побуждают учащихся к активной познавательной деятельности, усвоению содержания образования по этому предмету.
(Этот компонент занимает важное место в содержании малого микроцикла (т.е. урочного цикла), т.к. при разработке макроциклов учитель не входит в непосредственный контакт с учащимися. )
Операционно-деятельностный компонент -
это непосредственное дидактическое взаимодействие учителя и учащихся, когда учитель, оперируя педагогически обработанными средствами, оказывает педагогическое воздействие, регулирует их и добивается достижения цели каждого урока.
Оценочно-аналитический компонент -
предполагает:
-контроль за результатами дидактического взаимодействия с учащимися;
- получение конкретной информации, характеризующей ситуацию по итогам функционирования каждого из циклов;
- оценку полученной информации;
- выделение позитивных и негативных сторон процесса;
- разработку рекомендаций для начала нового цикла технологии учебно-воспитательного процесса с учетом результатов предыдущего.
Задание для самостоятельной работы
1. Раскрыть понятие «Педагогическая технология предмета «Физическая культура» (определение, признаки технологичности учебного предмета, уровни соподчиненности пед.технологий).
2. Раскрыть содержание циклов технологии педагогической системы по физической культуре (макро-, мезо-, микроциклы; особенности содержания циклов технологии).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.