Технология проблемного обучения
Оценка 4.7

Технология проблемного обучения

Оценка 4.7
Лекции
docx
преподавание
15.05.2023
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения
Лабораторная работа 3.docx

Технология проблемного обучения

Цель работы: изучить основные характеристики технологии проблемного обучения, разработать примеры проблемных ситуаций для курса информатики основной школы.

 

1.     Информационные технологии: табличный процессор Excel.

Тема “Заполнение электронной таблицы данными и формулами”

После темы “Понятие электронной таблицы. Типы ячеек электронной таблицы” дети знают адресацию ячеек “пересечение имени столбца и номера строки”. Предлагается задача по формированию прайс – листа фирмы.

Обязательное требование при решении задачи – формулу в столбце С обязательно копировать!

Решение отдельно в Exel. (Лабораторная работа 3)

 

 

 

 

 

Прайс – лист фирмы Эльф

 

A

B

C

 

 

Курс доллара в руб.

29,70

 

 

Цена в долларах

Цена в руб.

1

Компьютер DEPO Myst 245

415,00

 

2

Компьютер DEPO Neos 125

322,00

 

3

Компьютер DEPO Myst 245

406,00

 

4

Процессор Celeron 1,3 GHz

154,69

 

5

Процессор Pentium 1,5 GHz

275,00

 

 

Для решения задачи ученики пишут формулу =B3*C1.

В ходе решения возникла проблемная ситуация: при копировании формулы в столбце С у учащихся будут получаться самые неожиданные результаты.

Учащимся задаются вопросы: что у вас получается в столбце С? Что должно получаться?  Почему вы не получаете то, что нужно? Возникает проблемная ситуация!

Далее подводится разговор к понятию “абсолютная адресация”.

 

 

2. Программирование: язык программирования Pascal.

Тема “Алгоритмическая структура ветвление”

Программа отдельно Koren.pas

Ученики знают понятие языка программирования, умеют составлять и запускать программы на основе линейных алгоритмов.

В начале урока дается задание простого содержания практического характера: нужно написать программу для вычисления значения функции  для x, вводимого с клавиатуры. Никаких проблем то и не возникнет!

Затем предлагается задача вычислить значение функции . Дается задание вычислить значение функции при x = 5, x = 11, x = - 7.

Для последнего варианта программа выдаст ошибку. Возникла проблемная ситуация: программа не может вычислить пример. Что для этого нужно сделать, ведь структуру, которую Вы использовали в алгоритме, не подходит? (об алгоритмической структуре ветвление они еще не знают).

Поступит идея, что x должно быть непременно больше 0, но этот довод не принимается. В условии было сказано, что x вводится с клавиатуры, то есть x – любое. Как же быть?

Нужно подойти к мысли, что x можно ввести любое, но не все x годятся для вычисления. Следовательно, между вводом x  и вычислением y необходим этап проверки x на доступность.

И при этом незаметно начинается новая тема – алгоритмическая структура ветвление, ее реализация средствами Turbo Pascal.

В данном случае использовался педагогический прием практического затруднения, а это способствует активной мыслительной деятельности учащихся.

 

Задание 2. Написать статью по теме «Применение элементов технологии проблемного обучения в школьном курсе информатики».

Проблемное обучение- это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучаемых по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что – то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоразумения или же с противоречия.
         Сама проблема идет впереди знаний обучаемых, она принуждает их к поиску и нахождению нужной информации, получать знания из различных источников информации. Причем зачастую эти знания носят междисциплинарный характер.

Использование данного метода позволяет во время работы над задачей и при подборе материала активно использовать наблюдение, выдвигать гипотезы, экспериментально их проверять и, тем самым, постараться разрешить заданную проблему. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной. Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая - представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активных действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну.

Создавая проблемную ситуацию надо добиться главного – а именно, направить учащихся на ее решение. Тогда ему станет интересно разрешить проблему и при поиске решения ученики овладевают новыми способами действия и получают новые знания.

Для создания проблемных ситуаций можно применить следующие методические приемы:

·         постановка противоречивой задачи перед учащимися и мотивация их на поиск способа ее разрешения;

·         изложение различных точек зрения на одну и ту же проблему;

·         возможность рассмотрения задачи с различных позиций;

·         постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

·         разнообразие видов проблемных задач(например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения)

Если сформулировать правильно задачу, полно обозначить проблему, заинтересовать класс найти ее разрешение, то результат будет виден в итоге урока.

Бывают такие ситуации что поставленная на уроке проблема не всегда вызывает интерес у учащихся. Порой у них проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. В таком случае нужна задача, которая на первый взгляд, кажется, простой, а на деле требует нестандартного подхода, который создает проблему.

Проблемная ситуация с точки зрения психологической науки – это ситуация, когда человек не может достичь цели с помощью известных ему знаний и способов действий, это вызывает в нем искреннее недоумение «Почему не получается?». Появляется личная заинтересованность и внутренняя потребность ученика разобраться в данной проблеме. Вот эти возникшие эмоции включают дополнительное внимание к задаче, заставляют вновь и вновь проверить, на каком шаге и почему появляется неразрешимая ситуация.

Очень эффективным является преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. Например, надо сформулировать тему урока мотивируя учеников на нахождение ответа в самом начале занятия.

«Как измерить количество информации?» вместо “Единицы измерения информации”.

“Алгоритм – это … ” вместо обычного “Понятие алгоритма”.

«Функции «редактора» вместо «Редактирование документа»

Если нужно мотивировать учеников на проблемную деятельность, то и вопросы, задаваемые в ходе урока надо переформулировать, превратив их в проблемные, а не только в познавательные. Например: Какие действия можно выполнять над папками, но нельзя над файлами (или наоборот)? Можно ли эту модель назвать информационной? Чип – это микропроцессор?

Особенность таких вопросов состоит в том, что они вызывают у учащихся состояние осознаваемого ими противоречия между знанием и незнанием, выходом из которого может стать только поиск ответа на вопрос. Это состояние и есть проблемная ситуация.

Проблемные задачи необходимо формулировать и при выполнении практических работ при закреплении материала.

Например:

1.     Информационные технологии: текстовый процессор Word.

Тема “Текстовый процессор: общий вид, назначение, основные функции”

Каждая программа обладает определенным назначением. У каждой программы есть свои определенные функции. Встает вопрос: “Как или откуда Вы можете узнать об этих функциях?”

Выслушиваются варианты ответов учащихся (учащиеся работают в парах). Из предлагаемых ответов учащимся дается задание самим сформулировать функции текстового процессора (проблемная ситуация: учащиеся еще не знают функций текстового процессора), при этом раздаются карточки каждой паре и представляется задание в электронном виде, в которое нужно внести коррективы и отобразить на странице исправленный текст несколько раз:

 

 

Пример текста:

Президенту фермы "ЭЛИТАР"

Дангулову В.П.

Господин Дангулов В.П.!

Ферма LEND васпрннимает любые публикации насвой счет, в том числе и нигативные. Сожалеем, что Вы незаметили ничего положиттельнаго в работе фермы LEND. В отличии от другихх ферм в Москве, ферма LEND выполняет "жесткие" условия закасчека в сжатые сроки. Ферма LEND не скрывает сваих цеен, ни  поставщекоф, ни методов работы с закасчеком. При трогатилном раставании с фермой LEND былы даны гаранттии, что в случае неудавлетвариттелной работы апаратури Вы сможете заменить ее на любую другую или Вашей ферме будут васвращены деньги.

 

Учащимся раздаются карточки, которые они должны заполнить:

Функции текстового процессора:

1.

4.

2.

5.

3.

 

В процессе выполнения практического задания учащиеся самостоятельно записывают функции в карточки.

После выполнения практического задания у учителя есть возможность показать те функции текстового процессора, которые не были раскрыты учащимися, а учащиеся пытаются сформулировать их самостоятельно (проблемная ситуация).

2.     Информационные технологии: табличный процессор Excel.

Тема “Построение диаграмм в табличном процессоре Excel

Изучая эту тему,  учащиеся уже знакомы с понятием ячейки, диапазоном ячеек, с принципом “выделить и обработать”.

Учащимся предлагается для построения диаграмм следующая таблица:

Автомобили

Сколько зарегистрировано  легковых автомобилей, млн.

Страна

10 лет назад

Сегодня

Россия

6,7

14,3

Белоруссия

0,4

0,8

Бразилия

9,5

12,1

Великобритания

17,7

21,9

США

132

168

Украина

2,4

4,3

Франция

21,1

24,4

Швейцария

2,6

3,0

Швеция

3,2

3,6

 

Формулировка проблемной ситуации: учащиеся должны представить числовые данные, приведенные в таблице, в графическом виде. Что для этого следует сделать? Как правильно выбрать тот или иной путь решении для построения?

Для этого учащиеся выбирают различные типы диаграмм, представляют в готовом виде, сравнивают, какой путь решения самый подходимый.

Списки заданий можно варьировать, добавляя другие типы диаграмм. Главное, чтобы дети научились выбирать данные из таблицы для диаграмм различных видов (гистограмма, круговая диаграмма, график и так далее).

 

3.     Аппаратные и программные средства информатизации.

Тема “Начальные сведения об операционной системе”

В ходе урока учитель знакомит учащихся с понятием операционной системы, какие программы, служебные, прикладные, входят в операционную систему.

Далее учащиеся знакомятся с этапами загрузки операционной системы: сначала изучается теория вопроса, затем с помощью мультимедиапроектора они визуально наблюдают за этапами загрузки операционной системы с комментарием учителя. После чего проделывают то же самое, но парами, сидя на рабочих местах за персональными компьютерами.

Следующий этап урока заключается во фронтальном опросе учащихся по основным устройствам компьютера (к этому моменту изучена тема “Функциональная схема компьютера”): для чего служат устройства компьютера?

Проблемная ситуация: Как можно назвать одним словом все то, что было перечислено? И имеет ли операционная система “это”?

Учащиеся должны прийти к понятию “функции”. Учитель подводит учащихся к этому понятию. Как и любой другой объект, предмет или явление операционная система то же имеет ряд конкретных функций.

Далее учащиеся с наглядным показом учителя (учитель не называет эти функции) пытаются сами сформулировать эти функции операционной системы (ряд проблемных ситуаций: учитель создает – учащиеся разрешают).

 

Главной особенностью проблемного обучения, по-моему, является то, что оно стремится по максимальному использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения, познания, исследования и мышления. С данной точки зрения, процесс обучения должен моделировать процесс продуктивного мышления, главным звеном которого выстпает возможность открытия, возможность творчества.

 

Литература

1.   Мельникова Е. Л.  Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. (http://www.school2100.ru/).

2.   Мельникова Е. Л.  Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. – М. : ФГАОУ АПКиППРО 2012. – 168 с.

3.   Птицина Е.А. Создание проблемных ситуаций на уроках информатики. Технология проблемного обучения.( https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/informatika/93990-sozdanie-problemnyh-situacij-na-urokah-inform.html)

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

В ходе решения возникла проблемная ситуация: при копировании формулы в столбце

В ходе решения возникла проблемная ситуация: при копировании формулы в столбце

Поступит идея, что x должно быть непременно больше 0, но этот довод не принимается

Поступит идея, что x должно быть непременно больше 0, но этот довод не принимается

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую

Как измерить количество информации?» вместо “Единицы измерения информации”

Как измерить количество информации?» вместо “Единицы измерения информации”

Дангулову В.П. Господин Дангулов

Дангулову В.П. Господин Дангулов

Страна 10 лет назад

Страна 10 лет назад

После чего проделывают то же самое, но парами, сидя на рабочих местах за персональными компьютерами

После чего проделывают то же самое, но парами, сидя на рабочих местах за персональными компьютерами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2023