ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Оценка 4.7

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Оценка 4.7
Лекции
docx
преподавание
1 кл—4 кл
09.03.2021
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Суть проблемного обучения заключается в поисковой деятельности учащихся, которая начинается с постановки вопросов, закладываемых в учебных программах, далее последовательно выдвигаемых в учебниках, в изложении и объяснении знаний учителем, в разнообразной самостоятельной работе учащихся.
7.docx

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

МБОУ Новомеловатская СОШ

учитель начальных классов, ВКК

Каплина Любовь Павловна

Проблемное обучение часто противопоставляют сложившимся в теории и практике формам методам обучения, что является глубоко ошибочным. Проблемность в обучении в определенном смысле существует в любом научном обоснованном методе и в любой форме организации учебного процесса. Из этого не следует, что проблемное обучение не таит в себе ничего нового по сравнению с современной практикой обучения. Оно направлено на такую организацию и методику учебного процесса, при которой учащиеся творчески ищут ответы на интересующие их вопросы и пользуются наиболее совершенными методами самостоятельного добывания знаний.

Суть проблемного обучения заключается в поисковой деятельности учащихся, которая начинается с постановки вопросов, закладываемых в учебных программах, далее последовательно выдвигаемых в учебниках, в изложении и объяснении знаний учителем, в разнообразной самостоятельной работе учащихся.

Сущность этого метода в том, что он обеспечивает включение учеников в решение волнующей их проблемы. А чтобы учебная проблема стала для них именно волнующей, необходимо создать проблемную ситуацию, а именно определённое психическое состояние или интеллектуальное затруднение, возникающее при невозможности объяснить заинтересовавшее явление, факт, процесс с помощью известных знаний или выполнить необходимое действие известным способом.

Проблемное обучение способствует развитию интеллекта учащихся, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного. Проблемное обучение предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, творческой деятельности.

В основе лежит личностный принцип организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся. Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом.

Проблемное обучение предполагает такую организацию и методику учебного процесса, при которой учащиеся как можно больше находились бы в состоянии поиска и подготовки ответа на волнующие их вопросы.

Проблемный подход в обучении должен и может находить отражение в учебных программах, в изложении знаний учителем, в самостоятельной работе учащихся и так далее. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что не всякий вопрос и не всякий самостоятельный поиск учащихся можно отнести к проблемному обучению. Проблемное обучение может быть лишь там, где та или иная проблема возникает в самом процессе изучения жизненно важных вопросов, таит в себе известную новизну в её раскрытии, допускает различные трактовки и способы решения [3, с. 20].

Можно выделить три вида проблемного обучения по типу творческой деятельности:

- Научное творчество основано на постановке и решении теоретических учебных проблем.

- Практическое творчество базируется на постановке и решении практических учебных проблем.

- Художественное творчество - это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающие литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, труд и другие.

Таким образом, можно выделить некоторые особенности проблемного обучения. Первая и наиболее важнейшая особенность - это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления. Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение является эффективным средством в формировании мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектического мышления.

Третья особенность вытекает из закономерной взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с практикой и использование жизненного опыта учащихся при проблемном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил, а главным образом как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности.

Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся.

Пятая особенность состоит в динамичности проблемного обучения. Эта особенность обусловлена динамичностью самой проблемы, в основе которой всегда лежит противоречие, присущее любому явлению, факту действительности.

Проблемное обучение не может быть эффективным в разных условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений обучаемых, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность обучаемого может быть либо очень высокой, либо полностью отсутствовать. Для того чтобы не допустить низкой познавательной активности, учителю необходимо правильно организовать процесс обучения. Правильно организованная работа является половиной успеха.

Наиболее целесообразно применять проблемное обучение не отдельно, а совместно с традиционным. Рассмотрев основные аспекты реализации проблемного обучения в качестве педагогической технологии, можно сделать следующие выводы:

- Проблемное обучение - это обучение, при котором педагог ставит перед учениками проблему и организует процесс её решения.

- Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся.

- Существуют принципы основных способов создания проблемных ситуаций, а также правила создания проблемных ситуаций.

- Решение учебной проблемы есть результат активного мыслительного процесса.

- Проблемное обучение сочетает в себе индивидуальную и коллективную формы работы учащихся.

- Проблемное обучение доступно практически всем учащимся.

- Проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно положительный результат в обучении и воспитании.

Литература

1.   Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе: учебное пособие / В.В. Сафонова - 3-е изд. - М.: Еврошкола, 2001. - 271 с.

2.   Бабанский Ю.К. Проблемное обучение, как средство повышения эффективности обучения школьников / Ю.К. Бабанский. - 2-е изд. - Ростов н/Д.: Наука, 1970. - 89 с.

3.   Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. - М.: Знание, 1991. - 80 с.

4.   Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основным наукам в школе / Д.В. Вилькеев. - М.: Казань, 1967. - 80 с.

5.   Людмилов В.В. Проблемное обучение / В.В. Людмилов. - М.: Знание, 2000. - 180 с.

6.   Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения / И.М. Махмутов. - М.: Казань, 1972. - 551 с.


 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Проблемное обучение предполагает такую организацию и методику учебного процесса, при которой учащиеся как можно больше находились бы в состоянии поиска и подготовки ответа на волнующие…

Проблемное обучение предполагает такую организацию и методику учебного процесса, при которой учащиеся как можно больше находились бы в состоянии поиска и подготовки ответа на волнующие…

Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся

Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся

Литература 1. Сафонова В

Литература 1. Сафонова В
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2021