Герр Е.А., учитель русского языка и
литературы МКОУ-СОШ№31.
г. Среднеуральск
Технология продуктивного чтения на уроках литературы.
Чтение – это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя.
В.А. Сухомлинский
Федеральный
образовательный стандарт основного общего образования поставил перед
школой задачу освоения обучающимися полноценного чтения, что предполагает
готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач,
как понимание текста, поиск информации, самоконтроль, восстановление широкого
контекста, интерпретация, комментирование текста. Этому способствует технология
продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного
типа.
Цель технологии: организовать развитие читательской
компетенции школьника; сформировать грамотного читателя, у
которого есть стойкая привычка к чтению, который знает книги, умеет их
самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Формирование техники чтения и приемов
понимания и анализа текста;
2. Введение детей через литературу в мир
человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование
эстетического вкуса;
3. Развитие устной и письменной речи, овладение
речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей
детей;
Технология продуктивного чтения включает в себя 3
этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до
чтения.
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего
чтения).
- Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста,
выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам,
предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
- Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной,
психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во
время чтения.
- Первичное чтение текста.
- Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное
чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и
индивидуальными возможностями учащихся.
- Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных
впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
- Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием,
эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Перечитывание текста.
- Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных
фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст,
комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов.
- Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
- Беседа по содержанию текста.
- Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
- Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
- Смысловая беседа по тексту.
- Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение
читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с
авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или
совокупности его главных смыслов.
- Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.
Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение
учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским
представлением.
- Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности
учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной
формы).
Техника активно-продуктивного чтения представляет
собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной
деятельности учеников. Я стараюсь использовать на уроках
литературы технологические приёмы:
1) Метод «Удивляй!» (найти такой угол зрения, при котором обыденное
становится удивительным.)
На уроке литературы в 5 классе мы знакомимся с литературным понятием
«сказка». Сначала выясняю, что ученики знают о данном понятии. Затем загадочным
голосом сообщаю: « Слово «сказка» в нынешнем значении, как утверждают учёные,
существует недолго. Памятники письменности свидетельствуют о том, что в Древней
Руси употреблялось другое слово для обозначения сказок – «баснь», «байка», от
глагола «баять». Сегодня слово «байка» в значении «сказка» употребляется в
украинском и польском языках».
2) «Подумай – ответь».
a) В начале урока задаю загадку, (сообщаю удивительный факт),
разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над
новым материалом. .
3) «Задай вопрос».
С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?», «Почему…?», «Зачем
это мне нужно…?» и т.п.
4) «Составь задание для товарища».
Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики
“приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя
учебные задачи.
5) «Пометки на полях». (Этот приём применяю на уроках литературы в 8
классе).
Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный
приём является ключевым в известной технологии критического мышления.
Изучение новой темы начинается с учебно-мозгового штурма, с
приемов активизации внимания. Сначала дети работают индивидуально.
1. После «открытия» урока предлагаю учащимся
вспомнить, что они знают по данной теме, сделать пометки у себя в рабочих
тетрадях. Учитывая современные условия информационной перенасыщенности,
учащиеся, как правило, что-то знали, что-то слышали или видели по объявленной
проблеме. Понятно, что информация может быть неполная, неточная, даже искажённая.
2. На следующем уроке предлагаю работу в паре – обменяться
информацией из дополнительных достоверных источников, дополнить друг друга.
3. При изучении нового литературного произведения, внимательно изучая текст,
ученики карандашом оставляют пометки на полях: описание героев,
подготовка к анализу произведения, написанию сочинения.
4. Значками обозначить те фрагменты, которые содержат новую для учащихся
информацию.
К примеру:«- » – «знал», «+» – «узнал новое».
Затем подвожу итоги, что они узнали нового. Спрашиваю: « А
что хотели бы еще узнать по данной теме»?
Дети формулируют вопросы.
. На стадии рефлексии oсновой для беседы с классом
становятся вопросы:
- Какие идеи подтвердились?
- Что оказалось новым?
- Какие позиции не совпали?
- Что хотели бы узнать о …..?
6) . «Верные и неверные утверждения».
(Суть этого приёма заключается в том, что обучающиеся до чтения текста отвечают
на вопросы, предложенные в таблице (« Согласны ли вы или нет с данными
утверждениями»). Если согласны, то поставьте « +», если не согласны, то
поставьте «-». Среди утверждений есть как верные, так и неверные. Далее ребята
самостоятельно читают текст, после чего вновь обращаются к таблице и заполняют
вторую колонку, сверяя её с первой).
7). «Составление
кластера» (Особая графическая организация материала, позволяющая
систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается
ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того
или иного понятия).
Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Литературный портрет Митрофанушки. (Дворянин,
его имя означает «матерью данный», избалованный, капризный, эгоистичный, не
способный любить, корыстный, хитрый, ленивый, любит поесть, не любит трудиться,
трусливый, полный невежда («Не хочу учиться, а хочу жениться!»).
8). «Синквейн» - приём технологии развития критического
мышления на стадии рефлексии.
Слово синквейн происходит от франзузского слова «пять». Синквейн-это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Например, урок литературы в 7 классе по теме « А. С. Пушкин.
« Станционный смотритель». Образ «маленького человека» в литературе».
Самсон Вырин.
Скромный и бедный.
Жил, работал, воспитывал.
Повесть о жизни «маленького человека».
Смерть.
Таким образом, технология продуктивного чтения – это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Это технология, позволяющая реализовать деятельностный подход в обучении.
Список использованной литературы:
1. Образовательные технологии : сб. мат. – М. : Баласс, 2012.
2. Чиндилова. О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2010.
3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.