Технология проведения творческих мастерских как средство обновления современного образовательного процесса
Оценка 4.7

Технология проведения творческих мастерских как средство обновления современного образовательного процесса

Оценка 4.7
Документация
doc
чтение
8 кл—10 кл
21.02.2022
Технология проведения творческих мастерских как средство обновления современного образовательного процесса
Мастерская - это необычная форма проведения учебных занятий, которая состоит из последовательности взаимосвязанных семи этапов. Подробно раскроем их на примере алгоритма классической мастерской.
Технология проведения творческих мастерских.doc

Технология проведения творческих мастерских как средство обновления современного образовательного процесса

                                                                            Автор: Жаренова Лариса Петровна

В соответствии с ключевыми  задачами современного образования одним из основных видов УУД  являются коммуникативные навыки. Разработчики нового проекта государственных образовательных стандартов считают это направление одним из приоритетных, т.к. в целом уровень развития школьников далек от желаемого. Для успешной реализации формирования коммуникативных навыков учащихся в современном образовательном процессе начали широко использовать творческие мастерские.          

Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. ЖФЭН - это сокращенное название «Французской группы нового образования» - добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. В нашей стране данная технология стала известной благодаря публикациям книг и статей А.А. Окунева, Н.И. Беловой и других российских педагогов

Почему же мастерские? Здесь и кроется одна из главных основ технологии – учитель на этих уроках перестаёт быть учителем, «назидателем», лектором и «урокодателем». Он становится Мастером, а это меняет и его поведение, и цели, и тактику урока. Он создаёт специальные условия для учебно-творческого процесса, он придумывает такие задания, которые не подразумевают конкретного, книжного ответа на вопрос. Мастер является скорее консультантом, помощником, который организует урок, способствует новому для ребят виду деятельности, способствует познанию.

Итак, творческая мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях атмосферу, психологический комфорт, развивает у учащихся познавательные, творческие и коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания, путем самостоятельного или коллективного открытия.

Цели технологии в сравнении традиционной системой образования

Традиционная система

Французские мастерские

Формировать гармоническую личность.

Создавать условия для  самореализации обучающихся.

Дать знания по конкретной теме.

Предоставить возможность для конструирования собственного знания

Проконтролировать и оценить           сделанное.

Реализовать возможности самооценки и самокоррекции.

Сформировать умение.

Помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество

Принципы, по которым строится занятие:                                                                                          - работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове;                                                                                                                                                               - равенство всех, включая мастера;                                                                                                           - не насильственное привлечение к процессу деятельности;                                                      - отсутствие оценки, соревнования, соперничества;                                                                             - чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания;                                                                                                                   - важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.

При построении урока в форме творческой мастерской необходимо учесть, на наш взгляд, важные нюансы.                                                                                                                            1. Материал лишён логического построения: дети вольны сами выбрать последовательность изложения, разобраться в иерархии вещей.                                                                                                                              2. Процесс познания имеет большую ценность, нежели само знание.                                                                                                                                                   3. Ученик движется к истине своим путём и имеет право на ошибку. Ошибка тоже двигатель познания.                                                                                                                                    4. Коллективное творчество культивируется – совместная работа только усиливает эффект плодотворной работы.

Существует различные типы мастерских (в зависимости от цели, содержания, времени  проведения).

img1

Они могут быть рассчитаны на урок или два, но иногда проводятся своеобразные мини-мастерские, которые занимают лишь часть урока, например, «Времена года», «День и ночь».                                                                                                                                     

Мастерская - это необычная форма проведения учебных занятий, которая состоит из последовательности взаимосвязанных семи этапов. Подробно раскроем их на примере алгоритма классической мастерской.

Первый этап мастерской – индукция, предполагает создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика. Для решения выше обозначенной задачи используется набор индукторов, которые «натолкнут» ребенка на осознание проблемы, заставят заинтересоваться его. В качестве индуктора могут быть использованы: слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок.  Всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Индуктор должен проходить через все этапы мастерской, обязательно опираться на личный опыт ребенка. Не зависимо от числа индукторов, все они должны подбираться с учетом содержания мастерской, соответствовать возрасту, особенностям детского восприятия. По сути, данный этап технологии можно рассматривать как базовый, определяющий успех всей мастерской, так как именно он должен мотивировать участников мастерской на активную деятельность. Все последующие действия педагога будут направлены на поддержание возникшего интереса к проблеме и создание условий для ее творческого разрешения.

Самоконструкция, следующий этап мастерской, предполагающий переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима, первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, точку зрения. Для развития творческого потенциала личности школьника важно формирование у него стремления найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения. Задача мастера – не мешать ученику в самопроявлении, не смутить его неосторожным словом, замечанием, советом. После выполнения задания индивидуально, каждый сообщает свою точку зрения на вопрос, характеризует свое видение проблемы и варианты ее решения. Педагог должен обеспечить фиксацию высказываемых мыслей (на доске, плакате, в тетради), не выделяя верные или неправильные суждения.

На третьем этапе  организуется парная работа, осуществляется социоконструкция. Формирование пар должно происходить на основе сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую проблему. Объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов, позволяет ученику сопоставить свои знания с опытом товарища, скорректировать их с учетом полученной в процессе взаимодействия информации, таким образом, происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров. Каждый участник может выбрать себе пару сам, мастер также участвует в работе и может стать напарником любого ученика. В конце этапа появившиеся идеи, гипотезы могут быть озвучены и зафиксированы.

На этапе социализации процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской. Каждое объединение включает не более пяти человек. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы. Мастер следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, умений коллег, сопоставить точку зрения с мнением других, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.

Результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской, организуется афиширование работ учеников и Мастера, «презентация» различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов… Основная задача этапа – обеспечить, в некотором смысле, «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.

На шестом этапе каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него, разобраться в калейдоскопе мнений, идей, точек зрения, упорядочить полученный опыт, дополнить его. Разрыв, так определяется суть данного этапа, предполагает возникновение у ученика в некоторой степени внутреннего противоречия, своеобразного эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями. Для того, чтобы разрешить несоответствие, ребенку требуется дополнительная информация, сверка с авторитетными источниками, поиск доказательств достоверности полученного в мастерской нового знания. Таким образом, происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через формулирование теоретических положений, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов. Результаты совершенных учениками в мастерской «открытий» сопоставляются с системой научных знаний, анализируются, выдвигаются новые познавательные, исследовательские, творческие проблемы, требующие решения в дальнейшем.

Не стоит забывать, что одна из задач мастерской вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия, поэтому обязательно наличие седьмого этапа – рефлексии. Мастер создает условия для вербального оформления тех переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности ребенка, предоставляя каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым. Внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном классе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей школьников.

Кроме классического алгоритма существуют другие – это …

Алгоритм 2. Слово мастера - индивидуальная работа с полученной информацией - работа с литературой - составление и сбор вопросов по изученной теме - выбор вопроса каждой группой - работа с литературой - панель - слово мастера - формулирование выводов - социализация.

Алгоритм 3. Индукция - панель - работа с литературой - обсуждение в парах, а затем в группах - постановка вопросов - выбор группой вопроса для исследовательской работы - понимание проблемы каждым - социализация в группе - поиск гипотезы каждым - выбор наиболее вероятной гипотезы в группе - социализация - планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы - представление выводов - коррекция - обмен проблемами - оценка каждой группой представленных им выводов и возможности их использования при решении поставленной проблемы (социализация).

Алгоритм 4. Индуктор - создание модели объекта, понятия, действия, схемы, рисунка - описание свойства продукта - обмен описаниями -воспроизведение модели по описанию - обмен построенными моделями -уточнение описания модели - слово мастера - использование на практике каждым из участников группы - обмен заданиями в группе - выделение условий правильного выполнения задания - обмен заданиями и моделями к ним между группами - корректировка моделей.

Алгоритм 5. Мастер предлагает 2-3 темы - выбор - каждый просматривает литературу по выбранной теме, формулирует проблему исследования -обнародование проблемы - каждый выясняет все, что он знает по этой проблеме – создание групп по схожим проблемам - формулирование обшей темы исследования - создание банка данных - план исследования – работа по плану индивидуальная, парная, групповая - обсуждение в группе – оформление первого результата - представление - каждая группа, после знакомства с результатами исследования других групп, составляет для них задание (мастер также) – работа над заданиями – оформление и представление второго результата исследования – индивидуальное размышление о проблеме – подготовка и оформление индивидуальных результатов.

Алгоритм 6. Разговор в группах по новой теме – панель – в группах привести пример нового понятия – группы обмениваются примерами, дают их обоснование, предлагают решения проблем, связанных с новым понятием – группы получают свои примеры с обоснованием, которое предложили их соседи – коррекция – группы представляют свои примеры на доске – вопросы других групп – коррекция – группы у доски говорят о тех моментах, которые они исправили – каждый записывает в своей тетради всю необходимую информацию.

Алгоритм 7. Индукция – творческий процесс – творческий продукт – осознание его закономерностей – новый продукт – коррекция своей деятельности – соотнесение с достижениями культуры.

Атмосфера занятий, построенных по данной технологии, безусловно, способствует и стимулирует творческое саморазвитие личности ребенка. Постулаты: «все способны», «каждый имеет право высказать свою точку зрения», «уважение мнения партнера», «отсутствие официального оценивания», «важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем» – с одной стороны, создают условия для наиболее полного самовыражения школьника, с другой – требуют от педагога особого внимания к состоянию эмоциональной сферы ребенка, ведь основная задача мастера – подарить ученику радость открытия.

Девиз творческих мастерских -   «Делай по-своему!»

 

 

 

 

 


Технология проведения творческих мастерских как средство обновления современного образовательного процесса

Технология проведения творческих мастерских как средство обновления современного образовательного процесса

При построении урока в форме творческой мастерской необходимо учесть, на наш взгляд, важные нюансы

При построении урока в форме творческой мастерской необходимо учесть, на наш взгляд, важные нюансы

Все последующие действия педагога будут направлены на поддержание возникшего интереса к проблеме и создание условий для ее творческого разрешения

Все последующие действия педагога будут направлены на поддержание возникшего интереса к проблеме и создание условий для ее творческого разрешения

На шестом этапе каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить…

На шестом этапе каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить…

Алгоритм 5. Мастер предлагает 2-3 темы - выбор - каждый просматривает литературу по выбранной теме, формулирует проблему исследования -обнародование проблемы - каждый выясняет все, что…

Алгоритм 5. Мастер предлагает 2-3 темы - выбор - каждый просматривает литературу по выбранной теме, формулирует проблему исследования -обнародование проблемы - каждый выясняет все, что…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2022