Что такое «критическое мышление»?
Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт;
Мышление, анализирующее информацию с точки зрения логики и личностно-ориентированного подхода;
Мышление анализирующее, оценивающее и проблематизирующее;
Мышление рефлексивное
Направления:
приобретение и использование учащимися знаний, полученных в повседневной жизни в ходе своего или на основе чужого опыта;
развитие познавательного интереса, творческих способностей, стремления к самостоятельному приобретению знаний, основываясь на жизненных интересах и потребностях своего ребёнка;
воспитание толерантности, уважения к истории и культуре своего народа и народов мира.
Преимущества ТРКМ
Открытость по отношению к другим педагогическим технологиям, способность впитывать их приемы и инновационные наработки.
Технология общедидактического уровня, позволяющая выстраивать на своей основе преподавание самых разных учебных предметов.
Выраженный акцент на создание мотивации к познанию как фактора успешности учебного процесса;
Гибкость и широкая вариативность в выборе стратегий для достижения образовательных целей
Обеспечивает интегрированное воздействие на развитие различных свойств личности.
Обеспечивает широкие возможности формирования ценностных ориентаций учащихся, что принципиально значимо для курса ОРКСЭ
ТРКМ как технология личностно-ориентированного обучения
Ориентация на личность как высшую ценность
Сотрудничество учителя и ученика: общая цель; коллективный поиск; положит. стиль взаимоотношений
Признание важнейшей роли самостоятельного (в т.ч. – коллективного) труда учащихся
Позиция преподавателя, основанная на принципе «развивающей помощи»: не делать за ученика, не указывать, как делать, а пробуждать собственную активность, предоставлять возможность делать выбор, принимать решения
На развитие каких свойств современной личности направлена ТРКМ?
Личная инициатива
Умение сотрудничать
Умение аргументировано отстаивать свою позицию;
Готовность к моделированию различных ситуаций и способов их решения;
Готовность к восприятию нового, а также различных т.зр. на одно и то же явление
Рефлексивность, готовность изменять ошибочную позицию под влиянием убедительных аргументов
Результаты, к которым приводит использование технологии критического мышления
Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;
Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;
Развитие умения анализировать полученную информацию
Прием “Верите ли вы?”
Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат. Также используются для проверки слова “Да”, “Нет” с последующей самопроверкой.
Учитель предлагает детям на карточках вопросы. Если учащиеся согласны с высказыванием, то рядом напишите слово "да", если не согласны, то пишут слово "нет".
Этот приём так же может использоваться в начале урока. Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Например: модуль «Основы мировых религиозных культур»:
1.Люди разных религий могут жить вместе в одном государстве.
2. Священное писание иудеев называется Авеста.
3. Цель жизни христианина – обрести спасение.
4. Основатель буддизма родился в Аравии.
5. Мусульманская община называется умма.
6. Для чтения свитка Торы обычно используют специальные указки.
Графические организаторы: «Кластеры»
выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди
Важно в тексте, с которым работаешь:
Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
Работа с текстом при подготовке кластера:
-Прочитать текст, выделив в нем большие и малые смысловые единицы;
-После обсуждения и уточнения формулировок на листе бумаги в центре его записать в рамке наиболее общее понятие, утверждение, название наиболее общего смыслового блока;
-На основе текста вокруг каждого основополагающего утверждения, понятия кратко записать относящиеся к нему характеристики, соединив их линии с основным блоком.
-Если между выписанными в кластер элементами есть другие связи, их также следует обозначить графически.
-После обсуждения или обращения к дополнительным источникам кластер может быть скорректирован, могут появиться новые «веточки» и «гроздья».
Стадия «Реализация смысла»Стратегия «Инсерт» («Условные значки»)
I – interactive самоактивизирующая
N – noting (диалоговая) «» – уже знал
S – system системная разметка «+» – новое
E – effective для эффективного «–» – думал иначе
R - reading & чтения и «?» – есть вопросы
T – thinking размышления
Стратегия «Инсерт» на уроке ОРКСЭ в 4 классе. Тема «Как христианство пришло на Русь»
Значки | Ключевые слова |
| Раньше на Руси было идолопоклонство. |
+ | Как выбирали веру. Русь крестил князь Владимир в реке Днепр. |
– | Думал, что крестил Андрей-первозванный |
? | Почему люди сразу не верили в Иисуса? |
Приём «толстые» и «тонкие» вопросы.
.
«толстые» вопросы | «тонкие» вопросы |
1. Объясните, почему…? | 1. Кто? |
2. Как вы считаете …? | 2. Что? |
3. Чем отличается …? | 3. Согласны ли вы…? |
4. Почему вы сделали такой вывод …? | 4. Будет …? |
5. Подумайте, а могло ли быть по- другому…? | 5. Когда …? |
6. Предположите, что будет, если …? и т.д. | 6. Верно ли …? и т.д. |
Ответы на эти вопросы требуют развёрнутого ответа | Ответы на эти вопросы требуют односложного ответа. |
Перекрестная дискуссия
Этапы:
Формулировка вопроса (д.б. проблемным, не имеющим однозначного решения)
Составление и заполнение схемы для перекрестной дискуссии;
После того, как каждый набрал некоторое кол-во аргументов, можно обсудить их в группе, обменявшись идеями;
Озвучивание аргументов для всего класса (сначала «за», потом – «против»). Остальным предлагается внимательно слушать, чтобы не повторять уже сказанного.
Дискуссия
Задание группам: Обоснуйте свой ответ. (Тема: «Альтруизм и эгоизм», модуль «Светская этика»).
1.У человека, влюбленного в себя, есть то преимущество, что у него мало соперников.
2. Кто живет ни для кого, тот не живет и ради себя.
3. Если хочешь жить для себя, живи для других.
4. Будь альтруистом – уважай эгоизм других!
5. Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех.
6. Кто очень любит себя, того не любят другие.
Фишбоун на уроке ОДНКНР в 5 классеТема «Защита Отечества»
Подвиг , герои
. «За твою веру и терпения Господь подарил тебе исцеление. Будь защитником Руси и православной веры, и смерть не настигнет тебя в бою.»,
Расчистил дорогу в Киев
Не ходил
Богатырь
Сам ковал себе оружие
Родился в Муроме
Илья Муромец
Стадия «Рефлексия»Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы
П – «плюс», положительные черты, достоинства
М – «минус», отрицательные черты, недостатки
И – «интересно», возможности для развития
| Было интересно работать в группе над созданием небольшого проекта |
М | Не было таких моментов |
| Интересно составлять кластер, т.к. столкнулись с этим 1 раз |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.