МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШАРЛОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
2024 г. |
Технология развития
познавательно-исследовательской деятельности детей
старшего дошкольного возраста
Выполнила:
Воспитатель Постнова Е.В.
МДОУ Шарловский детский сад
п. Шарлово
Вешкаймского района
Ульяновской области
1.КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА
Специальное выделение в образовательном процессе познавательно-исследовательской деятельности представляется целесообразным по следующим причинам.
Согласно концепциям развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), основное психологическое новообразование дошкольного возраста – появление и дифференциация внутреннего плана действий (воображение, идеальные ориентирующие образцы, в том числе этические, осознание своих переживаний, самооценка). К концу дошкольного возраста, по словам Э. Эриксона, ребенка характеризует предельно развитое чувство инициативы. В его деятельности прослеживаются разные мотивирующие моменты: придумывать интересный замысел, создавать вещь, общаться и слаженно взаимодействовать со сверстниками, узнавать новое или понимать устройство вещей. Успешность этого движения зависит от разнообразия культурных практик, в которые включается ребенок. К ним можно отнести игровую и продуктивную деятельность, восприятие художественной литературы, а также познавательно-исследовательскую деятельность.
Познавательно-исследовательская деятельность – это вид интеллектуально-творческой деятельности, форма исследовательской активности ребенка, направленные на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования - вопросов, задаваемых взрослому (почему? зачем? как?).
Развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности:
1.Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательность).
2.Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: родо-видовые (классификационные), причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения.
3.Освоение ребенком основных способов упорядочения опыта схематизация, таблица, символизация связей и отношений окружающего мира или предметов.
4.Развитие восприятия, мышления, речи: словесного анализа, рассуждения в процессе активных действий ребенка.
5.Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временные сферы.
1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основная цель: развитие творческой свободной, любознательной личности.
Задачи:
Образовательные:
1.Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
2.Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
3.Формировать опыт выполнения техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Развивающие:
1.Развивать поисково-исследовательскую деятельность и познавательно-исследовательскую деятельность как ключевой механизм развития ребенка.
2.Развивать психические процессы: мышление, внимание, память, речь и мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и выводы.
Воспитательные:
1.Воспитывать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, отстаивать свою точку зрения.
2.Воспитывать инициативу, самостоятельность, критическое отношение к миру.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
Содержанием познавательно-исследовательской деятельности является формирование следующих представлений:
· о предметном мире: посуда, мебель, игрушки, транспорт, одежда, обувь;
· о геометрических эталонах: куб, призма, брусок, пластина, круг, треугольник, квадрат;
· о человеке, его помощниках: глаза, нос, уши, рот, руки, ноги;
· о приготовлении пищи, кулинарии ( как заварить чай, как сделать лепешки);
· о материалах: глина, бумага, камень, дерево, стекло, пластмасса;
· о природных явлениях: явления неживой природы: магнит, солнце, земля, воздух, объекты живой природы: человек, мир растений и животных и их жизнь в разные периоды года.
3.ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
3.1.Структура познавательно-исследовательской деятельности
1.Принятие от взрослого и самостоятельное выдвижение детьми познавательной задачи.
2.Анализ её условий с помощью воспитателя или самостоятельно.
3.Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явлений и способах решений познавательной задачи.
4.Отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи.
5.Анализ полученных фактов и формулировка выводов, обсуждение новых задач и перспектив исследования.
3.2.Типы исследований ( по Н. Коротковой)
Наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта.
К основополагающим формам упорядочения опыта относятся:
· родо-видовые (классификационные),
· причинно-следственные связи,
· пространственные и временные отношения.
Такими культурно-смысловыми контекстами могут выступать, условно говоря, «типы исследования», доступные и интересные дошкольникам старшего дошкольного возраста, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию.
1.Деятельность в контексте опытов (экспериментирование) с предметами и их свойствами–освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т.п.
Содержание работы (алгоритм применения технологии):
а) привлечение внимания детей интригующим материалом или демонстрация необычного эффекта;
б) предоставление детям самим свободно поэкспериментировать и обсудить полученный эффект;
в) формулировка причинно-следственных связей;
г) самостоятельное использование оборудования в исследовательском центре.
2.Коллекционирование (классификация) – освоение родовидовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.).
Содержание работы (алгоритм применения технологии):
а) Поиск сходства черт сходства и различия между объектами. В ходе рассуждения ищем основания для группировки объекта.
б) Размещение материалов: заполнение квалификационных таблиц,
размещение материала в коробке, ячейках, приклеивание ярких ярлычков.
3.Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране).
Содержание работы (алгоритм применения технологии):
а) обсуждение и выбор пункта назначения и выбора подходящего вида транспорта. Используется карта или глобус.
б) обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути.
в) Изучение растений, животного мира в данной местности, полезных ископаемых, особенности жизнедеятельности людей в данной местности.
г) Заполнение участка контурной карты.
4.Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т. п.).
Каждый из обозначенных культурно-смысловых контекстов, работая в целом на познавательное развитие ребенка, создает наиболее благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи.
3.3.Методика организации познавательно-исследовательской деятельности
1.Подготовка детей к познавательно-исследовательской деятельности должна осуществляться через включение в них различные виды деятельности: игровую, трудовую, самостоятельную деятельность на прогулке.
2.Создание в группе условия для развития познавательно-исследовательской деятельности: оборудование в группе исследовательского центра «Почемучка», мини-лаборатории с методическим и дидактическим материалом (карточки проблемных ситуаций, алгоритм работы с оборудованием, модели проведения опытов, материал для фиксации опытов (блокноты, карандаши, стикеры), уголок «Хочу всё знать» ( подборка энциклопедий, детской научно- популярной литературы), подборка пособий для визуализации: картинки, схемы, таблицы, атласы), уголок коллекционера ( созданные коллекции родителями и детьми).
Правила организации познавательно-исследовательской деятельности
Основной метод работы – это самостоятельное экспериментирование детей, как эффективный метод.
Экспериментирование начинается с вопроса, с проблемы, с удивления, с противоречия.
Проблема выделяется и ставится самостоятельно или совместно с воспитателем.
Гипотеза и способы её проверки дети формулируют самостоятельно.
Экспериментирование организуется как активная деятельность.
В организации используются и другие методы познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические игровые.
3.4.Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми
Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитатель может придерживаться примерно следующей последовательности этапов исследования (алгоритм действий взрослого):
1) актуализация культурносмыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;
2) обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
3) опытная проверка или предметносимволическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;
4) подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями.
Задача развития познавательной инициативы детей наиболее эффективно может быть решена в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Заключительный этап деятельности характеризуется как «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он исследование или нет. Оценка взрослым действий может быть дана лишь косвенно (сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось).
Результаты фиксируются в схемах, рисунках, моделях, проектах.
3.5. Показатели познавательной инициативы
Целевым ориентиром для воспитателя (и критерием успешного продвижения ребенка) является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу дошкольного возраста:
· проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему? зачем? как?);
· обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение ("потому что...");
· стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);
· проявляет интерес к познавательной литературе;
· проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать); самостоятельно составлять схемы, карты, пиктограммы; записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. \ Н. А. Короткова — М.: Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012. — 208 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.