Технология развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.6

Технология развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Оценка 4.6
docx
11.01.2024
Технология  развития  познавательно-исследовательской деятельности  детей   старшего дошкольного возраста
Постнова Е.В. Описание технологии.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШАРЛОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024 г.

Технология  развития
познавательно-исследовательской деятельности  детей 
старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Воспитатель Постнова Е.В. 

МДОУ Шарловский детский сад

п. Шарлово

Вешкаймского района

 Ульяновской области

 

 

 

 

1.КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА

Специальное выделение в образовательном процессе познавательно-исследовательской деятельности представляется целесообразным по следующим причинам.

Согласно концепциям развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), основное психологическое новообразование дошкольного возраста появление и дифференциация внутреннего плана действий (воображение, идеальные ориентирующие образцы, в том числе этические, осознание своих переживаний, самооценка). К концу дошкольного возраста, по словам Э. Эриксона, ребенка характеризует предельно развитое чувство инициативы. В его деятельности прослеживаются разные мотивирующие моменты: придумывать интересный замысел, создавать вещь, общаться и слаженно взаимодействовать со сверстниками, узнавать новое или понимать устройство вещей. Успешность этого движения зависит от разнообразия культурных практик, в которые включается ребенок. К ним можно отнести игровую и продуктивную деятельность, восприятие художественной литературы, а также познавательно-исследовательскую деятельность.

Познавательно-исследовательская деятельность – это вид интеллектуально-творческой деятельности, форма исследовательской активности ребенка, направленные на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования - вопросов, задаваемых взрослому (почему? зачем? как?).

 

Развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности:

 

1.Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательность).

2.Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: родо-видовые (классификационные), причинно-следственные связи,  пространственные и временные отношения.

3.Освоение ребенком основных способов упорядочения опыта схематизация, таблица, символизация связей и отношений окружающего мира или предметов.

4.Развитие восприятия, мышления, речи: словесного анализа, рассуждения в процессе активных действий ребенка.

5.Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временные сферы.

 

1.     СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Основная цель: развитие творческой свободной, любознательной личности.

 

Задачи: 

Образовательные:

1.Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

2.Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

3.Формировать опыт выполнения техники безопасности при проведении физических экспериментов.

 

Развивающие:

1.Развивать поисково-исследовательскую деятельность и познавательно-исследовательскую деятельность как ключевой механизм развития ребенка.

2.Развивать психические процессы: мышление, внимание, память, речь и мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и выводы.

 

Воспитательные:

1.Воспитывать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, отстаивать свою точку зрения.

2.Воспитывать инициативу, самостоятельность, критическое отношение к миру.

 

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

 

Содержанием познавательно-исследовательской деятельности является формирование следующих  представлений:

·        о предметном мире: посуда, мебель, игрушки, транспорт, одежда, обувь;

·        о геометрических эталонах: куб, призма, брусок, пластина, круг, треугольник, квадрат;

·        о человеке, его помощниках: глаза, нос, уши, рот, руки, ноги;

·        о приготовлении пищи, кулинарии ( как заварить чай, как сделать лепешки);

·        о материалах: глина, бумага, камень, дерево, стекло, пластмасса;

·        о природных явлениях: явления неживой природы: магнит, солнце, земля, воздух,  объекты живой природы: человек, мир растений и животных и их жизнь в разные периоды года.

3.ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

3.1.Структура познавательно-исследовательской деятельности

1.Принятие от взрослого и самостоятельное выдвижение детьми познавательной задачи.

2.Анализ её условий с помощью воспитателя или самостоятельно.

3.Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явлений и способах решений познавательной задачи.

4.Отбор способов проверки возможных путей решения  познавательной задачи.

5.Анализ полученных фактов и формулировка выводов, обсуждение новых задач и перспектив исследования.

3.2.Типы исследований ( по Н. Коротковой)

Наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта.

К основополагающим формам  упорядочения опыта относятся: 

·        родо-видовые (классификационные),

·        причинно-следственные связи,

·        пространственные и временные отношения.

Такими культурно-смысловыми контекстами могут выступать, условно говоря, «типы исследования»,  доступные и интересные дошкольникам старшего дошкольного возраста, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию.

1.Деятельность в контексте опытов (экспериментирование) с предметами и их свойствами–освоение причинно-следственных связей и отношений  (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т.п.

Содержание работы (алгоритм применения технологии):

а) привлечение внимания детей интригующим материалом или демонстрация необычного эффекта;

б) предоставление детям самим свободно поэкспериментировать и обсудить полученный эффект;

в) формулировка причинно-следственных связей;

г) самостоятельное использование оборудования в исследовательском центре.

2.Коллекционирование (классификация) – освоение родовидовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.).

Содержание работы (алгоритм применения технологии):

а) Поиск сходства черт сходства и различия между объектами. В ходе рассуждения ищем основания для группировки объекта.

б) Размещение материалов: заполнение квалификационных таблиц,

размещение материала в  коробке, ячейках,  приклеивание ярких ярлычков.

3.Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране).

Содержание работы (алгоритм применения технологии):

а) обсуждение и выбор пункта назначения и выбора подходящего вида транспорта. Используется карта или глобус.

б) обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути.

в) Изучение растений, животного мира в данной местности, полезных ископаемых, особенности жизнедеятельности людей в данной местности.

г) Заполнение участка контурной карты.

4.Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т. п.).

Каждый из обозначенных культурно-смысловых контекстов, работая в целом на познавательное развитие ребенка, создает наиболее благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи.

3.3.Методика организации познавательно-исследовательской деятельности

1.Подготовка детей к познавательно-исследовательской деятельности должна осуществляться через включение в них различные виды деятельности: игровую, трудовую, самостоятельную деятельность на прогулке.

2.Создание в группе условия для развития познавательно-исследовательской деятельности: оборудование в группе исследовательского центра «Почемучка», мини-лаборатории с методическим и дидактическим материалом (карточки проблемных ситуаций, алгоритм работы с оборудованием, модели проведения опытов, материал для фиксации опытов (блокноты, карандаши, стикеры), уголок «Хочу всё знать» ( подборка энциклопедий, детской научно- популярной литературы), подборка пособий для визуализации: картинки, схемы, таблицы, атласы), уголок коллекционера ( созданные коллекции  родителями и детьми).

Правила организации познавательно-исследовательской деятельности

Основной метод работы – это самостоятельное экспериментирование детей, как эффективный метод.

Экспериментирование начинается с вопроса, с проблемы, с удивления, с противоречия.

Проблема выделяется и ставится самостоятельно или совместно с воспитателем.

Гипотеза и способы её проверки дети формулируют самостоятельно.

Экспериментирование организуется как активная деятельность.

В организации используются и другие методы познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические игровые.

3.4.Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми

 

Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитатель может придерживаться примерно следующей последовательности этапов исследования (алгоритм действий взрослого):

1) актуализация культурносмыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;

2) обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

3) опытная проверка или предметносимволическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;

4) подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями.

Задача развития познавательной инициативы детей наиболее эффективно может быть решена в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Заключительный этап деятельности характеризуется как «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он исследование или нет. Оценка взрослым действий может быть дана лишь косвенно (сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать что получилось).

Результаты фиксируются в схемах, рисунках, моделях, проектах.

 

3.5. Показатели познавательной инициативы

Целевым ориентиром для воспитателя (и критерием успешного продвижения ребенка) является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу дошкольного возраста:

·        проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему? зачем? как?);

·        обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение ("потому что...");

·        стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);

·        проявляет интерес к познавательной литературе;

·        проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать); самостоятельно составлять схемы, карты, пиктограммы; записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. \ Н. А. Короткова — М.: Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012. — 208 с.

 

 


 

Выполнила: Воспитатель Постнова

Выполнила: Воспитатель Постнова

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА Специальное выделение в образовательном процессе познавательно-исследовательской деятельности представляется целесообразным по следующим причинам

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА Специальное выделение в образовательном процессе познавательно-исследовательской деятельности представляется целесообразным по следующим причинам

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране)

Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране)

Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми

Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2024