_Технология развития внимания у младших школьников с ОВЗ_
Оценка 4.8

_Технология развития внимания у младших школьников с ОВЗ_

Оценка 4.8
Научные работы
doc
преподавание
1 кл—11 кл
08.01.2024
_Технология развития внимания у младших школьников с ОВЗ_
_Технология развития внимания у младших школьников с ОВЗ_
_Технология развития внимания у младших школьников с ОВЗ_.doc

 

 

 

  

 

 

 

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОВЗ

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………3-6

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

        1.1.  ПОНЯТИЕ  ВНИМАНИЯ, ЕГО ВИДЫ И СВОЙСТВА…………………………………..…6-10

       1.2.  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА…………...10-13

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

        2.1.УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА………………………………………………………………13-17

        2.2 ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ………………………….17-20

       2.3  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………20-24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….…………25

 

 

ЛИТЕРАТУРА ПО ДАННОЙ ТЕМЕ……………………………………………………..……..25-27

 

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………………………28-34

(УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА)

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.

     Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.                                              Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 

     Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

   - начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;  

   - ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

   - использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;                                                                   
   - индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;                                                         
   - обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

   - максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

   Общие принципы и правила коррекционной работы:

    1. Индивидуальный подход к каждому ученику.                                  
    2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).                                                  

    3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

    4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

    Коррекционные технологии, которые желательно использовать при работе  с детьми с ОВЗ:

-арттерапия- основана на изобразительном ис­кусстве. Основная цель- развитие самовы­ражения и самопознания ребенка: рисуночная терапия, лепка, аппликация, изготов­ление масок, фигурок из пластилина, подручного материала. В практике вы­деляются две формы арт-терапии: пассивная  (ребенок рассматривает картины, подел­ки и т.д.) и активная (ребенок сам создает продукты деятельности).

-технологии музыкального воздействия  влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии),

-сказкотерапия– это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переноса сказочных смыслов в реальность(показать окружающую жизнь, людей, их поступки, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность примерить на себя поведение).

-технологии   воздействия  цветом  (краски оказывают психологическое и эмоциональное влияние, воздействуют на характер и здоровье. Нервная система ребенка нуждается в энергетическом воздействии цветом. Цвет для ребенка – особая палочка-выручалочка в любых критических ситуациях).

- психогимнастика (этюды,  упражнения и игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Основная цель: преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания  себя и других, снятие психического  напряжения, создание возможностей для самовыражения).

- фонетическая ритмика-  это содружественное взаимодействие руки и языка. Рука, пальцы, ладони – приводят в движение механизм мыслительной деятельности ребенка, стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие  речи ребенка.

     В настоящее время проблема здоровья и его сохранения являются одной из самых актуальных.

     Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:   

   - игровые ситуации;

   - дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

   - игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

   - психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.  

          Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

     Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время. Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Уровень собственной познавательной активности учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов.

      Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее реше­ния зависит развитие всей системы психологического знания — как фундаментального, так и прикладного характера.  Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Развитие познавательных способностей является одной из важнейших задач воспитания и образования школьников. Оно имеет решающее значение в процессе учебной деятельности. Успех учебно-воспитательной работы в школе в огромной степени зависит от того, насколько учителю удается овладеть вниманием учащихся.

      Процесс учения может осуществляться только при наличии вни­мания. Без него невозможно ни восприятие, ни усвоение учебного материала. Наличие внимания во время занятий обуславливает и хо­рошую дисциплину в классе. Становясь постоянной особенностью уче­бной деятельности школьника, внимание перерастает во внимательность, как черту личности, имеющую большое значение в моральном об­лике человека.

      Все это говорит о том, что развитие внимания у учащихся является одной из важнейших задач школы и учителя. Поэтому неуди­вительно, что среди вопросов педагогической психологии трудно на­йти проблему, которая бы в такой степени интересовала учителя, как вопрос о воспитании внимания у школьника и в большей степени у школьника с ОВЗ. Все вышеизложенное и актуализирует выбор темы – «Технологии развитие внимания у младших школьников с ОВЗ».

Цель работы – изучить особенности развития внимания в младшем школьном возрасте  у детей с  ОВЗ, его значимость для учебной деятельности и способы его развития.

Достижение цели стало возможно через решение следующих  задач:

1. Изучить литературу по проблеме развития внимания, дать характеристику внимания, его видов и свойств

2. Определить особенности развития внимания в младшем школьном возрасте у детей с ОВЗ

3. Провести урок и внеклассное занятие по данной теме.

5. Разработать рекомендации для развития внимания в младшем школьном возрасте.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

                                                               1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.     ПОНЯТИЕ  ВНИМАНИЯ, ЕГО ВИДЫ И СВОЙСТВА

     Среди  психических  явлений внимание занимает  особое  место.  Оно представляет  собой  психическое  действие,  направленное  на  содержание образа, мысли или другого явления, играет значительную роль в регуляции интеллектуальной деятельности. По  мнению выдающегося  советского психолога  П.Я.  Гальперина, «Внимание  нигде  не  выступает как  самостоятельный  процесс,  оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности». Внимание помогает нам выбирать самое важное и отсеивать не нужное в данный момент. Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни: в быту, в процессе общения с людьми. Оно обеспечивает правильную ориентировку в окружающей среде, так как внимательный человек вовремя заметит опасность и сможет ее избежать, устранит препятствия на пути.

     Внимание в процессе обучения  может  превратиться  во  внимательность,  а  умение  быть внимательным имеет значение не только в успешном обучении наукам, но и в развитии личности. К.Д. Ушинский говорил: «...внимание есть та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира». Действительно,  чаще  всего  человек  обращает  внимание  на  то,  что  ему интересно, отвечает его желаниям. Внимание свойственно всем людям, но его особенности различны в зависимости от возраста. Внимание - это всегда характеристика какого - то другого психического процесса: восприятия, мышления, памяти, воображения. Поэтому, внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение. Внимание - сквозной  психический процесс, заключающийся в сосредоточении сознания человека на определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других.

          Проблемами внимания занимались многие психологи, как отечественные, так и зарубежные. Проблема внимания детей с ограниченными возможностями здоровья считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержания сознательного опыта, запоминании и научении очевидны.

      Доказано, что внимание имеет огромное значение в развитии и воспитании ребенка. Исследования специалистов показывают, что у детей с ограниченными возможностями здоровья низкая устойчивость, трудности при распределении внимания, малый объем - это все говорит об актуальности изучения этой проблемы.  

     Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Оно ограничивает поток информации для последующего анализа, усиливает восприятие одной информации и игнорирование другой. Направленность сознания определяет выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. 

     Выделяют несколько видов внимания. Л.С.Выготский присоединялся к тем исследователям, которые считали, что существует два вида внимания — непроизвольное и произвольное.

     Непроизвольное внимание. Оно возникает само собой, появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т. п., поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.

     В зависимости от внутренних условий выделяют 3 разновидности непроизвольного внимания:

- Вынужденное внимание

- Невольное внимание

- Привычное внимание

     Иной характер имеет произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или сделать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. В основе произвольного внимания лежат волевые процессы.

     Некоторые психологи выделяют третий вид внимания, который возникает после того, как человек «втягивается» в какую-либо деятельность и у него возникает интерес. В этом случае человек легко сосредоточивается и волевых усилий уже не требуется. Такое внимание советский психолог Н.Ф.Добрынин называл постпроизвольным (или вторичным), так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию. По мнению К.К.Платонова, постпроизвольное (послепроизвольное) внимание является высшей формой произвольного внимания. Оно возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.

     Свойствами внимания являются:

     Предметность - это направленность на конкретный (реальный или воображаемый) предмет, явление. Внимание не может быть «просто так». Поэтому призывы типа: «Дети! Вы должны быть внимательными!» довольно бессмысленны. Привлекать внимание надо к конкретному предмету или явлению.

     Объем внимания - количество объектов воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью за один акт восприятия. Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одномоментно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет деятельность

     Устойчивость - это длительное удерживание внимания, сопротивляемость утомлению и отвлечению, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на предмете или действии. Во многих случаях внимание не обнаруживает достаточной устойчивости. В частности, оно не может долго фиксироваться на неподвижном предмете. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени.

     Интенсивность - характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания.

     Концентрация – это степень сосредоточения. Выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Это одновременное повышение уровня значимости информации при сужении поля восприятия. В это время происходит усиление процессов в доминантном очаге коры головного мозга за счет торможения в других очагах. Сосредоточенность – это необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.

     Распределение внимания - умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий. Особое значение распределение внимания имеет во время учебы. Ребенок должен одновременно слушать учителя, записывать, доставать, открывать, запоминать. Способность к сосредоточенному или распределенному вниманию формируется в процессе практической деятельности путем упражнений и накопления соответствующих навыков.

     Переключение внимания - сознательный перенос внимания на новый объект, переход от одного вида деятельности к другому. Частое переключение внимания вызывает утомление, особенно когда виды деятельности сильно различаются между собой. Однако если человек длительное время занят какой-то работой, для него переключение внимания на другую деятельность может быть отдыхом. Переключаемость внимания относится к числу тренируемых качеств.

     Различные свойства внимания - его концентрация, распределение, переключение и устойчивость - в значительной мере независимы друг от друга. Например, высокая концентрация внимания может соединяться со слабой переключаемостью.

     Существуют так называемые отрицательные стороны процесса внимания или нарушения внимания – рассеянность, отвлекаемость, чрезмерная подвижность и инертность. Причины нарушения внимания могут быть внешними и внутренними. К внешним относят различные негативные воздействия.  Действия  внутренних причин можно представить как  влияние нарушенной части психики на здоровую.

     Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при воздействии либо посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью, либо под влиянием переживаний, посторонних эмоций самого человека

     Распространенной формой нарушения внимания является рассеянность. Под рассеянностью понимают две противоположные вещи: во-первых, невозможность сосредоточиться (у детей это так называемое порхающее внимание); во-вторых, это углубление в работу, которое исключает все остальное. Сюда относится и так называемая профессорская рассеянность - оборотная сторона концентрированности, неумения распределить внимание и невозможность быстро переключиться.

     Инертность внимания – малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

     Итак, внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

     Нарушения же внимания тормозят процесс развития.

 

        1.2.    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

     Особенностью внимания является то, что оно не существует само по себе, вне осуществляемых человеком действий. Учащийся внимателен, когда не просто смотрит, а видит или рассматривает, когда не просто слышит, а слушает, прислушивается. Поэтому можно охарактеризовать внимание как «рабочее состояние сознания».

     Организация внимания учащихся означает и организацию педагогического процесса. Внимание обеспечивает ясность и отчетливость восприятия учащимися учебного материала, быстроту и четкость их мышления, контроль за выполняемым действием. Внимательный ученик замечает в рассказе и объяснении учителя такие детали, которые невнимательный ученик пропускает.

     Как бы не определялось понятие «внимание», его противоположностью считается необдуманность и ошибочность действий, когда возможно и доступно их правильное выполнение. Ошибки в связи с отсутствием внимания к объекту деятельности отличаются от ошибок из-за непонимания, незнания, неумения. При непонимании, незнании и неумении ошибки носят стабильный характер. При невнимании эти ошибки совершаются только в какие-то отрезки времени, то есть в моменты отсутствия необходимого сосредоточения на объекте деятельности.

      На каком же из трех видов внимания следует строить повседневную работу с маленькими школьниками на уроке?

·Совершенно  очевидно,  что  первый  вид,  то  есть  непроизвольное внимание не исключается полностью.

·Нельзя строить повседневную работу только на волевом произвольном внимании детей, так как оно требует большого нервного напряжения и оказывается очень трудным не только для маленьких учеников, но и для взрослых.

·Значит,  надо  ориентироваться  на  третий  вид  внимания,  который поддерживается  интересом  на  послепроизвольное. 

     У  детей  надо понемногу формировать способность к волевому сосредоточению. Такое «приучение» должно  совершаться  постепенно,  при  обдуманной дозировке заданий, требующих сначала короткого, а затем все более длительного волевого сосредоточения. Внимание теснейшим образом связано с эмоционально-волевой сферой личности, что и определяет особенности формирования этого процесса у детей младшего школьного возраста. Индивидуальные  особенности  личности  младших  школьников оказывают влияние на характер внимания.

  У   детей   сангвинистического   темперамента   кажущаяся невнимательность проявляется в чрезвычайной активности. Сангвиники подвижны, непоседливы, многое успевают сделать на уроке. Флегматики  и  меланхолики  пассивны,  вялы,  часто  кажутся невнимательными.  На  самом  деле  они  сосредоточены  на  изучаемом предмете. Недостаточность внимания может быть вызвана сочетанием субъективных и объективных причин. К субъективным причинам могут быть отнесены типологические темпераментные особенности ребенка, индивидуальный  темп  нервной  деятельности,  состояние  здоровья.  К объективным - качество,  степень  новизны  и  сложности  нервной деятельности, являющейся содержанием процесса внимания.

     Преобладающим  видом  внимания  младшего  школьника  является непроизвольное,   физиологической   основой   которого   является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое,  яркое,  необычное.  Ребенок  не  может  еще  в  достаточной  степени управлять  своим  вниманием.  Это  можно  объяснить  и  преобладанием наглядно-образного характера мыслительной деятельности. Учащиеся  все  свое  внимание  направляют  на  бросающиеся  в  глаза отдельные предметы. Непроизвольное внимание в период обучения ребенка в школе  развивается,  но  происходит  и  развитие  произвольного  внимания учащихся. Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены, младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить «пятерку», заслужить похвалу учителя). У учащихся начальных классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения.

·Первоклассники  чаще  всего  имеют  рассеянное и  неразвитое внимание.

·По наблюдениям и многие учащиеся 2–4-х классов показывают низкий уровень произвольного внимания. 

·Очень важно периодически менять виды работ, чтобы не наступило утомление.

     Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой, такие свойства внимания, как переключение и распределение менее развиты в младшем школьном возрасте. На протяжении школьного  возраста  они  интенсивно  развиваются.  Ребенок  младшего школьного  возраста  способен  к  концентрированному  и  устойчивом у вниманию при определенных условиях организации учебной деятельности.

     При задержке психического развития недостаточный уровень внимания — одна  из  существенных  и  заметных  особенностей  познавательной деятельности. Так, дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не могут долго настроиться на начало урока, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 минут. Динамика уровня внимания у таких детей  не  одинакова.  У  одних  детей  максимальное  напряжение  внимания наблюдается в начале урока, по мере продолжения работы оно неуклонно снижается,  у  других - лишь  после  некоторой  деятельности,  для  третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания, снижение  уровня  его  концентрации  наблюдается  при  утомлении  детей  (у некоторых  детей  утомление  наступает  очень  быстро).  Они  перестают воспринимать  учебный  материал.  Для  таких  детей  характерны  частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих  и  нерабочих  настроений  тесно  связано  с  нервно-психическим состоянием детей и возникает без видимых причин. Часто сложность задания, большой  объем  работы  могут  выводить  школьников  из  равновесия, заставляют нервничать, снижают концентрацию внимания. Собственное  бессилие,  невозможность  сосредоточиться  на  задании вызывают у них часто раздражение, категорический отказ от работы. Как следствие - крайняя неуверенность в своих силах, нежелание учиться.

     Для большинства детей с проблемами психического развития характерно ослабленное  внимание  к  словесной  информации  даже  во  время увлекательного,  интересного,  эмоционального  рассказа  такие  дети отвлекаются  на  посторонние  дела,  теряют  нить  повествования.  Учителю приходится  прилагать  немало  усилий,  чтобы  вернуть  детей  в  рабочее состояние. Для таких детей особенно необходимы занятия, способствующие развитию внимания.

     При изучении внимания младших школьников необходимо опираться на возрастные  особенности  детей  этого  возраста,  подбирать  методики, предназначенные для младших школьников. Лучше всего использовать стандартизированные методики, в которых есть бальные  оценки.  Изучая  внимание  младших  школьников,  необходимо проанализировать прежде всего:

·объем внимания;

·сосредоточенность, концентрацию внимания;

·длительность сосредоточения и произвольного внимания в специально организованных условиях и без них.

На  основании  диагностических  данных необходимо охарактеризовать особенности внимания учащихся. Например:

·несформированность внутренней волевой регуляции внимания;

·сосредоточение длительно по времени, внимание неустойчиво;

·при  соответствующей  работе  возможна  достаточно  эффективная коррекция указанных качеств внимания.

     Проведённый анализ психологической литературы позволил выяснить наиболее значимые характеристики внимания, на которые учитель должен опираться, используя систему приёмов организации и развития внимания.

     Возрастная особенность младших школьников сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Из-за этого младшим школьникам и в особенности школьникам с ОВЗ трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности.     Предложенные урок и внеклассное занятие могут быть использованы для работы с детьми начальной школы, так же с детьми с ослабленным вниманием.

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВО

ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ БУКВ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Образовательная система «Школа 2100» 3 класс

Урок 15.

Тема: Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова)

Цель:

 – развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами согласных в конце и середине слова, формулировать обобщённое правило написания букв, обозначающих парные согласные звуки в конце и середине слова, находить орфограмму-букву согласного в середине слова.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать способность произвольного внимания (устойчивость, точность).
  • Формировать навыки самоконтроля и адекватной самооценки.
  • Развивать мыслительные операции: сравнение, обобщение, классификация.

Этапы урока

Ход урока

 

Положительное самоопределение к учебной деятельности

Диалог с обучающимися - «Сводка душевной погоды»: -Прислушайтесь к себе и определите свое настроение /самочувствие в виде сводки погоды.

Комментарий: Дети по кругу проговаривают о своем внутреннем состоянии «здесь и сейчас». Пример: «У меня сегодня солнечная погода. Дует теплый, ласковый ветерок»; «Моя душевная погода пасмурная. Может пойти дождь»; «Гроза. Молния. Холодно» и т.д.

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1. Анализ творческих работ. Работа над ошибками.

2. Введение в тему урока.

– Прочитайте слова. Какая орфограмма есть в большинстве слов?

Задание: «Найдите лишнее слово».

Коррекционно-развивающая задача: развитие мыслительных операций - классификация, обобщение.

Есть ли среди них лишние слова? (Последняя пара.)

Повязка – коляска, гриб – хрип, подружка – ватрушка, клюв – жираф, круг – крюк, городки – молотки, лимон – бульон.

– Выпишите пары согласных по глухости – звонкости.

– В какой части слова они находятся? (В корне.)

– Нарисуйте над буквами знак корня.

Образец записи: з–с, б–п, ж–ш, в–ф, г–к, д–т.

 

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.

 

– Сформулируйте тему урока. (Правописание букв согласных в корне слова.)

– Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

1. Наблюдение над произношением согласных звуков и написанием букв согласных в корнях с чередованием.

Упр. 46.

– Как называются пары записанных слов? (Однокоренные слова.)

– В чём особенность этих корней? (В них есть чередование согласных.)

– Какой звук обозначает каждая выделенная буква?

– В каких словах есть знакомая вам орфограмма? (С буквой согласного в конце слова.)

– Что происходит с согласным звуком в конце слова? (Оглушается.)

– А в середине слова? (Тоже оглушается.)

– Назовите соответствующие пары. ([ж//ш], [з//с])

– На какой согласный меняется звук, обозначенный буквой с в слове просьба? ([з])

– Как вы думаете, почему это происходит? Подсказка: сравните по глухости/звонкости рядом стоящие звуки.

– В каких ещё случаях может происходить оглушение? (Перед глухим согласным.)

– Попробуйте сформулировать, что такое озвончение. (Замена глухого согласного на звонкий перед звонким.)

– Можно ли, используя знакомое правило, проверить правописание букв согласных в середине слова?

Ученики пробуют: снежки – снежок, подружка – подружек, сказка – сказать, лужки – лужок.

2. Ответы на вопросы на с. 46 с выведением общего правила написания букв для обозначения парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце и середине слова.

Чтобы проверить букву согласного в середине слова, нужно подобрать проверочное слово, в котором после согласного будет гласный звук.

3. Проверка выводов.

•  Упр. 47 – поиск новой орфограммы-буквы согласного в середине слова по признаку – соседству парных по глухости-звонкости звуков в слове.

Запись слов с комментированием, обозначение орфограммы.

4. Работа над правилом.

Прочитайте правило (с. 47).

– Когда мы сомневаемся, какую букву согласного надо писать?

– Какие именно согласные звуки требуют проверки?

– Как можно проверить написание согласных? Приведите свои примеры.

– Как можно подобрать проверочное слово? Прочитайте эту часть правила. Сравните с выводом в серой рамке на этой же странице учебника.

– Назовите проверочные слова из выполненных упражнений: когда мы подбирали их, изменяя само это слово; когда подбирали однокоренные.

5. Цифровой диктант.

– Есть два способа подбора проверочных слов. Прочитайте первый, а затем второй способ.

Будьте внимательны: я называю два слова с орфограммой и проверочное слово. Вам надо определить способ проверки и написать в

тетради цифру «1» или «2».

Пышка – пышечка, зуб – зубы, холод – холода, лодка – лодочка, сливки – сливочный.

В тетради запись: 2, 1, 1, 2, 2.

 

ФИЗМИНУТКА

Энергизаторы

1. Постройтесь в одну шеренгу (по росту, цвету волос)

2. Игра на внимание: «Стоп, хлоп»

 

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

Работа по учебнику.

Упр. 48. Выполняется по инструкции.

Образец выполнения:

1. Произнесём слово скользкий. В этом слове мы слышим три согласных звука подряд в середине слова: [л'], [с], [к']. Среди них есть парный глухой согласный [с] перед глухим [к']. Это означает, что в слове есть орфограмма. Написание буквы согласного нужно проверять.

2. Подбираем проверочное слово. Скользит, перед гласным [и] слышим [з'].

3. Пишем букву з.

4. Записываем слово, обозначаем орфограмму.

Скользит – скользкий.

Слово озноб. В конце слова слышим парный глухой согласный звук [п].

Проверочное слово знобит. Перед [и] слышим [б']. Пишем букву б.

Обозначаем орфограмму.

Знобит – озноб.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

 

 

ΙV. Итог урока.

 

Выполнение задания № 3, тема 2 в «Рабочей тетради».

– Докажите, что в выбранном вами варианте ответа есть изученная сегодня на уроке орфограмма.

– Какие два условия должны выполняться, чтобы в середине слова была орфограмма-буква согласного? (Соседство двух согласных, эти согласные должны быть парными по глухости-звонкости.) 

Какую задачу мы перед собой ставили?

Где возникло затруднение?

Какую цель ставили?

Как достигали ее?

Что получилось? Над чем предстоит еще работать?

 

V. Домашнее задание.

Упр. 3, с. 52.

 

Деятельность учеников:

 – Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.

 

2.2 ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Цель: развитие произвольного внимания и памяти.

Оборудование: плотный лист бумаги, белые гладкие обои, картинки с ошибками, цветные карандаши.

Вводная часть

Время: 4 мин.

 

- Ребята, сегодня мы отправляемся  в сказку.  Один из героев сказки пришёл к нам на   занятие. Угадайте, кто это?        

Загадка:         Этот маленький мальчишка,

                       деревянный шалунишка,

                       дружит с куклами,

                     сражается с лисой.   Кто такой?

- Верно! Это Буратино.

- Из какого он произведения?   А.Толстой  «Золотой ключик  или  Приключения Буратино»

- Сегодня Буратино решил с нами поиграть. Он пришёл не один. (узнать по картинке)

-  Кто это? (Мальвина)

 - Правильно!  Они принесли нам интересные задания в большом конверте.   Чтобы справиться с заданиями  Буратино и Мальвины нам понадобится ПАМЯТЬ и ВНИМАНИЕ.

Основная часть

Время: 15 мин.

 

-  Много приключений произошло с Буратино, много опасностей его подстерегало, но у  деревянного человечка было много  надёжных друзей, которые помогли ему. И всё вместе они благополучно добрались до чудной красоты  кукольного театра.

 - А смогли бы вы помочь Буратино преодолеть препятствия?

- Буратино просит нас за 1 мин, вспомнить и написать героев сказки.

- Кто подстерегает деревянного мальчика? (Лиса Алиса,                                                                          Кот Базилио,  Карабас Барабас, полицейские псы бульдоги,                                                                         крыса Шушара)

 Итоги: победитель получает красные фишки.

-  Давайте быстрее выполнять второе задание, чтобы кот Базилио не схватил   Буратино. Упражнение «Сколько окон в комнате».

Цель: развивать наблюдательность.

Инструкция. Нарисовать план-схему нашего села. Для проведения требуется большой плотный лист бумаги, а также белые гладкие обои. Учащиеся вырезают картонные квадраты или прямоугольники, которые будут обозначать разные дома.

- Наша школа будет отправной точкой в ​​составлении плана. Но вскоре к ней добавят другие улицы нашего села и дома, расположенные вдоль этих улиц. (Ученики рисуют дороги, мастерят дома, которые встречаются на пути).

Обсуждение:

- Понравилось выполнять задание?

- Что было выполнять легче, а что - труднее?

- Легко было вспомнить все дома, которые встречаются на пути в школу? Кто не смог сделать этого?

- Как вы думаете, почему случались ошибки во время рисования схемы нашего села?

- Молодцы! Буратино успешно   преодолевает  второе  препятствие.

Физкультминутка

Время: 4 мин.

 

- Бежит  Буратино торопится, а  Карабас Барабас  не дремлет.  Давайте   быстрее  выполним следующее задание из конверта, чтобы уйти  от него  Упражнение «Карлики и великаны»

Цель: развивать внимание.

Инструкция. По команде «карлики» дети приседают, по команде «великаны» - встают. Психолог выполняет движения вместе с учениками. Команды даются по-разному и в разном темпе.

Время: 10 мин.

 

- Бежит  Буратино, а на пути  у него снова препятствие. Упражнение «Дать оценку художнику»

Цель: развивать внимательность.

Инструкция. Учащимся предлагается рассмотреть рисунки. Необходимо самостоятельно обнаружить в изображениях какие-то необычные элементы (пробелы, ошибки, другие неточности). Инструкция имеет несколько замаскированный характер: она ориентирует ученика на поиск ошибок (они есть в каждом рисунке), а предлагает поставить художнику оценку за его работу.

Оценка результатов

Названы 18-20 ошибок - высокий уровень наблюдательности;

14-17 - выше среднего;

9-13 - средний;

6-8 - ниже среднего;

до 6 - низкий.

Итоги:  награждается победитель

Время: 4 мин.

- Совсем немного осталось добежать  Буратино. Но кто это? Это крыса Шушара  со своим заданием Упражнение «Цветные карандаши»

Цель: развитие произвольного внимания и памяти.

Инструкция. Ученикам показывают 5 цветных карандашей. Они отворачиваются, а психолог забирает один карандаш. Нужно угадать, какой именно забрали карандаш. Можно потом усложнить - убрать два, а потом три карандаши.

Итоги: награждается победитель

Релаксация

Время: 4 мин.

Упражнение «В гору по радуге»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Инструкция. Станьте в круг, закрыть глаза. Глубоко вдохнуть, представляя, как вы забираетесь вверх по радуге. Выдохнув, съедят с ней, как с горки.

Подведение итогов. Заключительная часть

Время: 4 мин.

Общее обсуждение.

- Дети обсуждают, что нового они сегодня узнали.

- Какое упражнение было самым интересным?

 

2.3  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   Достаточно сформированное внимание является залогом успешного обучения  школьников с ограниченными возможностями здоровья.   Речь является универсальным средством организации внимания. А  правильно организованная деятельность на уроке, регулярное использование специально подобранных упражнений будут способствовать коррекции и развитию произвольного внимания на уроках. Ведь как считал Л.В. Занков, общее развитие школьника, как и развитие отдельных его способностей, не может проходить спонтанно,  отрывочно. «Нужна особая направленность учебного процесса для того, чтобы он оказался эффективным для развития». Эта «особая направленность» обучения осуществляется на уроке. Поэтому, при организации коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать и использовать факторы привлечения внимания учащихся:

 1. Организация урока. Наличие необходимых условий для работы. Учитель должен осознавать, что для привлечения внимания учащихся важно четкое начало и окончание урока. Это способствует созданию рабочего  настроя на уроке. Опыт и наблюдения показывают, что дети с ОВЗ, приступая к занятиям, не сразу начинают работать в полную силу. Первые несколько минут они втягиваются в работу, а затем наступает время наиболее продуктивного труда. Эту особенность также следует учитывать.  Если ученик выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания. К примеру, урок можно начать с проверки наличия на парте школьных принадлежностей. Также хорошо организует ребят рефлексия по настроению.

2. Отчетливое понимание учеником конкретной учебной задачи выполняемой  на уроке. При постановке и решении познавательных задач следует обратить внимание, что познавательная задача должна быть посильной и понятной для ученика. Для этого следует подбирать задания таким образом, чтобы ученики участвовали в выводе темы и формулировании целей урока. Кроме этого, хочется подчеркнуть, что произвольное внимание при выполнении учебного или любого другого задания возникает при умении ученика воспринять и понять инструкцию, каковое не может быть развито без определенного уровня развития речи. Выдающаяся мысль Л.С. Выготского: «Путь к развитию внимания лежит в общем развитии речи» - должна служить ориентиром для учителя в работе по формированию произвольного внимания.

3. Возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ученика с ограниченными возможностями здоровья заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности (оценка, одобрение педагога, родителя, сверстника), поэтому каждое, даже незначительное достижение ребенка нужно поощрять. Развитие произвольного внимания предполагает расширение круга интересов , ознакомление с новыми областями действительности. Расширение круга интересов ребенка является средством развития не только непроизвольного, но и произвольного внимания. «Интерес - один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания. Пробуждение интереса однозначно означает пробуждение внимания», - пишет о значении интереса для возбуждения внимания А.Н. Анисимова. Развивая познавательные интересы детей с ОВЗ, педагог тем самым будет способствовать развитию у детей произвольного внимания.

 4. Создание благоприятных условий на уроке, положительный психологический климат, эмоциональность. Создание благоприятных условий для деятельности, т. е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т. д.) и ограничение одновременно выполняемых действий также положительно действуют на поддержание устойчивого произвольного внимания. Хочется подчеркнуть, что в возбуждении и поддержании как непроизвольного, так и произвольного внимания чрезвычайно важен эмоциональный фактор: отбор интересного для детей материала, эмоциональное его изложение, создание благоприятного эмоционального фона самого занятия. Д.Н. Исаев в эмоциональном факторе видит средство преодоления у детей отвлекаемости внимания: «Для привлечения и особенно удерживания внимания детей требуется интерес, эмоционально окрашенное занятие, в противном случае они легко отвлекаются». Дети меньше отвлекаются на занятиях, если материал эмоционально насыщен. Их привлекают увлекательные игры, эмоционально поданный материал - т. е. яркий по форме материал. Занимательная форма занятий делает ученика более сосредоточенным и внимательным.

5. Положительная мотивация, связь с жизнью. Наряду с эмоциональным фактором и интересом, одной из предпосылок произвольного внимания является положительная мотивация деятельности. Положительная мотивация учебной деятельности в первую очередь связана с личным жизненным опытом. Опора на пережитые детьми впечатления помогает активизировать внимание. Привлечь внимание учащихся можно,  используя примеры из жизни, причем важно выбирать знакомые ученику ситуации, например из школьной жизни.

6. Смена видов деятельности является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна. Развитие таких качеств внимания как: устойчивость, концентрация, переключение, распределение, объем внимания достигается также с помощью приема переключения - смены одного вида занятий другим. Использование зрительных, слуховых и двигательных упражнений, занимательных и доступных детям вопросов, организация соревнований также способствует активизации познавательной деятельности.

 7. Учет индивидуальных особенностей ученика, в том числе внимания. Педагоги школ при организации коррекционно-развивающей работы руководствуются принципом индивидуального подхода с учетом особенностей внимания каждого из учащихся. Как отмечает В.В. Воронкова, индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.

8.  Развитие навыков контроля и самоконтроля, рефлексия. Развитие навыка самоконтроля способствует формированию внимательности как свойства личности. На развитие внимания огромное влияние оказывает формирование волевой сферы школьника, развитие волевых качеств его личности.

    Развитие навыка самоконтроля способствует формированию внимательности как свойства личности. На развитие произвольного внимания огромное влияние оказывает формирование волевой сферы умственно школьника, развитие волевых качеств его личности. Воспитание у школьников с ограниченными возможностями здоровья таких личностных качеств, как целенаправленность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность и т. д. - оказывает положительное воздействие на развитие произвольного внимания. В процессе организации самостоятельной работы учащихся учителю приходится сталкиваться различными отклонениями в поведении и с низкой работоспособностью детей. В связи с этим главной задачей является развитие у них устойчивого внимания и целенаправленности, без которых вообще невозможно обучение и формирование навыков самостоятельной учебной работы. Для этого учащимся можно предложить различные задания  творческого характера: найти в тексте описание природы, выделить сравнения, подобрать подпись к иллюстрации в учебнике и др. Такого рода задания способствуют выработке навыков самостоятельной работы. Для проверки выполненных заданий применяются различные способы: самоконтроль, взаимопроверка, связанная со взаимопомощью, контроль со стороны учителя. Неумение проверить, задание часто связано у детей с невнимательным чтением; они механически прочитывают слова, не фиксируя внимания на их написании. Учитель показывает с помощью доступных примеров, что самопроверка помогает лучше запомнить правила. Пользуясь интересом детей к поверке работ товарищей, он объясняет им, что, после того, как они научатся проверять свои работы, можно будет организовать взаимопроверку. В процессе взаимопроверки эти навыки закрепляются особенно успешно. Дети становятся внимательнее, возрастают их активность и интерес к занятиям. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

     Обязательным условием создания коррекционно-развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов, этап подведения итогов совместной деятельности, значимой для учащегося и педагога.

     Рефлексия приносит в педагогическом процессе следующие результаты:

 Для педагога: понимание того, насколько ребенок усвоил приемы и методы действия на уроке

Для ученика: понимание того, что ему удалось на уроке, чего он достиг, как изменилось его настроение.

Цель проведения рефлексии: научить ребенка сравнивать полученный результат с планируемым, планировать дальнейшие шаги и действия.

     Для этого необходимо развивать у ребенка самонаблюдение, помогать обнаружить результат. Особенно это важно для подростков, т.к. они бывают инфантильны, ожидают помощи от других, считают, что сами не способны достигнуть результата.

     Педагогу важно помнить, что результаты изменений в состоянии субъекта могут быть двоякого рода:

  • результаты, как обратная связь для педагога,
  • результаты, которые важно довести до субъекта (т.е. ученика).

     Итоги работы ученик подводит самостоятельно, педагог только помогает.

     Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

     Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • рефлексия деятельности
  • рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

9. Использование дидактических игр.  А.Н. Смирнова считает, что игра - один из эффективнейших способов формирования внимания школьников с ОВЗ. Игровые формы, методы и приемы на уроках помогают создать положительную мотивацию в обучении, активизировать мыслительную деятельность и внимание. Большое значение для развития целенаправленного внимания имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Под влиянием игры внимание ученика достигает достаточно высокой степени развития. «Хорошо руководить игрой, а значит вызвать интерес и привлечь внимание школьника может только тот учитель, который не только хорошо овладел методикой, но и сам умеет играть и испытывать при этом удовольствие». При проведении игровых упражнений учителю следует предоставлять детям относительную самостоятельность, не перегружать их вопросами, следить, чтобы дети были внимательны к ответам товарищей. Дидактический материал, связанный с сюжетом игры способствует возникновению прочных ассоциативных связей. С помощью дидактических игр развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, умозаключения.

10. Тренировка внимания путем выполнения  коррекционно-развивающих упражнений и заданий. Чтобы  развивать у учеников с ограниченными возможностями здоровья определенные качества внимания и способность управлять ими, необходимы специально организованные упражнения. На уроках целесообразно использовать упражнения, с опорой на изучаемый программный материал. Проводить их можно на разных этапах урока 

11. Привлекательная, доступная и понятная наглядность. Изложение материала ученикам должно быть предельно наглядным и занимательным. Занимательная форма работы увлекает ребят. На своих уроках я использую разнообразный наглядный материал: таблицы, картины, карточки, презентации, электронные образовательные ресурсы порталов Единая Коллекция ЦОР и Федеральный Центр Информационно-Образовательных Ресурсов.   Использование цифровых образовательных ресурсов нового поколения привлекает внимание ребят не только красочностью, но и возможностью стать активным участником учебного процесса.

 

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что дети с ОВЗ испытывают  проблемы при обучении в школе из-за несформированности процессов внимания, так как одним из условий познания является способность ребенка быть внимательным при выполнении заданий и какой- либо деятельности.

     Зная основные нарушения внимания, можно вести работу по их коррекции. Правильно организованная, регулярная работа по развитию и коррекции внимания, использование специально подобранных упражнений, включенных в деятельность на уроке,  должны привести к  положительным результатам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В современной школе пока не в полной мере обеспечивается развитие произвольного внимания младших школьников. Процесс развития внимания должен пронизывать все этапы развития личности ребенка. Проделанная работа позволяет сделать следующие основные выводы:

- младшие школьники еще не могут самостоятельно развивать произвольное внимание, им необходима помощь взрослых;

- помощь взрослых должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы, технологии, методы  в том числе и игры;

- в каждой школе  в помощь учителю должен работать психолог, ведь ведя наблюдения за детьми, можно получить точную картину возможностей каждого, и это сделает работу по развитию детей более эффективной.

     Коррекционная работа по развитию произвольного внимания младших школьников эффективна лишь в случае, если используется значительный спектр методов: наблюдение, изучение опыта, анализ документации, изучение детских работ, изучение литературных источников. Каждый из указанных методов обретает действенность в совмещении с другими, так как их использование носит комплексный характер.

     Педагогам  у которых в классе есть дети с ОВЗ не  стоит забывать, каждый ребенок «особый», у них разный тип восприятия, внимания, памяти, разный характер и темперамент. Это делает невозможным работу по стандартным технологиям, каждый ребенок требует своего подхода. Кто-то лучше работает, раскрывается в привычной обстановке группы, а кто-то лучше работает один на один, когда никто не мешает сосредоточиться, не отвлекает, с таким  ребенком наиболее продуктивной будет работа в кабинете дефектолога.

     Люди, работающие с детьми с ОВЗ должны обладать и особыми качествами: колоссальным  терпением, способностью сопереживать и понимать, выдумкой, психологической гибкостью. Именно  благодаря этому ребенок с ОВЗ  получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в  окружающем мире.

 

ЛИТЕРАТУРА ПО ДАННОЙ ТЕМЕ

  1. Айзенберг, Б.И. Распределение внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школе / Б.И. Айзенберг. - М.: Просвещение, 1986. - 201 с.
  2. Акимова, М.К.  Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Академия, 2000. -160 с.
  3. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя / А.К. Аксенова, Э.В.Якубовская. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с.
  4. Ануфриева, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1998. - 224 с.
  5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 1999. - 320 с.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. // Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983.-368 с.
  1. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая - М.: Изд-во МГУ, 1974. - 101 с.
  1. Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Сластенина В.А. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
  1. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. Певзнер М.С. - М.: Просвещение, 1966. - 271 с.
  2. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Копыл Л.В. Влияние стиля детско-родительских отношений на адаптацию первоклассников к школе // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25008
  3. Ермолаев, О.Ю. Внимание школьника./ О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, Т. А. Мешкова. - М.: Знание, 1987. - 80 с.
  4. Ильина, М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей / М.В. Ильина. - М.: АРКТИ, 2005. - 136 с.
  5. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. - М.: Образование Плюс, 2006. - 120 с.
  6. Лурия, А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 105 с.
  7. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет / А.А Осипова., Л. И. Малашинская - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 104 с.
  8. Певзнер, М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности / М.С. Певзнер, Л.И. Ростягайлова, Е.М. Мастюкова. - М.: Педагогика, 1982. - 104 с
  9. Тунина, Е.Г. Развиваю внимание / Н.Ф. Талызина, Н.В. Гатанова - СПб.: Питер, 2000. - 144 с.
  10. Ульенкова, У.В. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов / У.В. Ульенкова, Л.А. Метиева. // Дефектология. - 2003. - № 2. - с. 18-25.
  11. Хрестоматия по вниманию. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея и В.Я. Романова.. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 296 с.
  12. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. - М.: АСТ, 1997. - 256 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

В приложении мной подобраны упражнения для развития и корреции свойств внимания на уроках русского языка. Материал   может быть полезен учителям начальной школы.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

     Объем внимания при определенных благоприятных условиях может расширяться.  К числу таких условий относятся: предварительная инструкция, повышающая мотивацию деятельности умственно отсталых учащихся; предварительное знакомство учащихся с отобранными для предъявления объектами и активная деятельность с ними; оптимальное количество воспринимаемой одновременно зрительной информации и ее содержание (буквы, изображения предметов). В педагогической практике необходимо учитывать ограниченность объема внимания учащихся, не создавать для них непосильной нагрузки за счет избыточной информации. В то же время нужно вести специальную работу по расширению объема внимания учащихся, вскрывать внутренние смыслообразующие связи и отношения в изучаемых явлениях и предметах.

     Для увеличения объема внимания полезны упражнения, основанные на запоминании ряда слов, предъявляемых учащимся на несколько секунд. По мере овладения упражнением количество слов постепенно увеличивается. Тренировка объема внимания, его расширение достигается путем многократного повторения этого простого упражнения при постоянном увеличении количества слов. Это упражнение лучше и интереснее проводить, разделив класс на группы. Поскольку в таком случае обязательно возникает соревновательный элемент, повышающий мотивационный компонент внимания.

Подбери пару слову.  Подберите к словам слова-«приятели» (синонимы).

здание             боец

торопиться    лошадь

смелый           раньше

прежде           дом

конь    спешить

солдат храбрый

Упражнение «Заметь все!» ученикам предлагается рассмотреть все знаки препинания в тексте, затем учитель показывает этот же текст без знаков препинания. Ученикам дается задание: записать, расставить знаки самостоятельно. Целесообразно начинать работу с небольшого по объему материала, постепенно увеличивая количество предложений в тексте.

Упражнение «Четвертый лишний» Учитель предлагает найти среди данных слов лишнее. Например, при изучении имен существительных: молоко, велосипед, улица, синее. Постепенно, можно увеличивать количество предъявляемых слов «Пятый лишний», «Шестой лишний».

Упражнение «Запомни и запиши своими словами» Учитель читает небольшой текст и предлагает ученикам записать его. Важно, чтобы в тексте происходило развитие действия. Постепенно идет усложнение предлагаемых текстов.

Упражнение «Правильно - неправильно» Изучив правило, учитель предлагает ученикам определить верно ли высказывание. Так, например, при изучении темы «Главные члены предложения»: 

- Сказуемое отвечает на вопросы КТО? ЧТО? (неправильно)

- Подлежащее подчеркивает одной чертой. (правильно)

-Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения (правильно) и.т.д.

Упражнение «Отгадай предмет/ слово» Учитель описывает какой-либо предмет, находящийся в классе, не называя его, ученики могут задавать уточняющие вопросы. Затем они должны назвать предмет, о котором шла речь. Можно проводить подобное упражнение на определение и запись словарных слов.

Упражнение  «Придумываем предложение» Учитель предлагает учащимся составить предложение, добавляя по одному слову.  Ученики постепенно наращивают количество требующих точного повторения слов, проговаривая предложения с самого начала:

Синий…

Синий автобус…

Синий автобус едет…

Синий автобус едет по улице…

Синий автобус едет по улице, которая…

 

     Основной тип упражнений на развитие концентрации внимания - различные корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы или знаки в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения.

     Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений (прием сравнения); упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца.  Большой интерес вызывают выполнение заданий с деформированными словами, словосочетаниями, предложениями и текстом.

Упражнение «Не собьюсь» Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания. Учитель  предлагает следующие задания:

Называть буквы по порядку, а вместо гласных ученик должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Не собьюсь, Б, В, Г, Д, не собьюсь, Ж, З, не собьюсь…»

Упражнение «Наблюдательность» Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

Упражнение «Найди местоимение в слове»

Швея – Я

Мыло – МЫ

Стык – ТЫ

Вышка – ВЫ

Корона – ОНА

Жаворонок – ОНО

Стороны – ОН

 «Будь внимателен»  Учащимся предлагается  при работе с речевой зарядкой запомнить и записать существительные, обозначающие времена года (прилагательные или глаголы по заданию). При этом сначала проводится разбор зарядки.

  Пример:             Зима недаром злится,

Прошла её пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

«Слушай  слоги» Детям предлагается  прослушать словарное слово, а затем прохлопать его по слогам.

«Определи признаки предмета» Учащимся предлагается в течение 10-15 сек., записать признаки представленного предмета, по сигналу учителя один ученик начинает перечислять увиденные предметы, другие его дополняют. Такое задание целесообразно выполнять при изучении темы «Части речи. Имя прилагательное»

 

     Основной принцип упражнений для тренировки распределения внимания - предложение одновременного двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание рассказа  и т. п.).

Корректурные задания с чередованием правил вычеркивания букв или знаков; эти упражнения лучше всего использовать в индивидуальной работе.

Упражнение «Одушевленное - неодушевленное». Учитель называет предметы (одушевленные и неодушевленные). Если предмет одушевленный ученики хлопают, если неодушевленный - топают.

Упражнение «Собери слова», в котором ученики должны из с оставить словарные слова из слогов и записать в тетрадь. Например в 5 классе: ТИНБОКИ – БОТИНКИ, РЕСАД – АДРЕС, СЕБЕДА – БЕСЕДА, РИЗОНТГО – ГОРИЗОНТ и т.д.

Упражнение «Найди слово» (в разных вариантах)

Среди букв спрятались 4 слова с «опасными» согласными на конце. Найди эти слова и объясни их правописание.

НАЗУБВЫКРУГЕСМОРОЗАЛОБЕДОМЫ

Какие   слова   спрятались  среди   букв? Найди   пять   слов   и   запиши   их.

я

с

Т

р

Е

Б

м

М

м

М

м

М

И

м

м

Б

М

м

м

Л

м

ч

Е

Л

0

в

Е

к

м

Р

м

м

м

Т

м

р

Е

Ш

А

т

Ь

м

м

Г

м

м

м

м

м

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

 

Решите следующие задачи, пользуясь ключом - примером.

Отделите плод от растения: СОШИСНШАКА. Решение: зачеркнув буквы слова шишка, получаем растение сосна. Так же решаются остальные задачи:

- Откуда выгнали маленького мальчика? ШНЕКОЗНЛАЙКА.

- Найдите числа, кратные двум. ЧВЕТОСЫЕРМЬЕ.

- Назовите день недели и месяц. АСРВГЕДУАСТ.

- Кто стучится в дверь ко мне? ДОПОБЧТРЫАЛЬЙОН.

- Кто съел весь сыр? СЕМЫРШАКЯА.

Упражнение   «ДА и НЕТ не говорите!» Можно использовать как подготовительная работа при написании сочинения

1)Ты любишь лето?

2)Тебе нравится зелень парков?

3)Ты любишь солнце?

4)Тебе нравится купаться в море или реке?

5)Ты любишь рыбалку?

6)Ты любишь зиму?

7)Ты любишь кататься на санках?

8)Тебе нравится играть в снежки?

9)Ты любишь, когда холодно?

10)Тебе нравится лепить снежную бабу?

Упражнение «Выборочное списывание»

1. Выпиши  восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.     Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5.     Спиши слова определённой части речи.

6.     Выпиши словосочетания.

Упражнение «Раздели предложения»,  при этом называют основу в каждом предложении

1) В траве в горели доме яркие внезапно огоньки погас светлячков свет.

2) Тень актеры от вышли дерева падала на сцену на старое для покосившееся последнего крыльцо поклона.

3) Минутная черепаха стрелка вытянула шею на золоченом циферблате пытаясь медленно приближалась ухватить к сочный часовой листик салата.

 

     В коррекционной работе по развитию устойчивости внимания целесообразно использование таких игровых упражнений:

Упражнение «Разведчики» Ученикам предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем педагог задает вопросы по этой картинке, а ученики отвечают на них. Эту работу можно использовать в качестве подготовки при написании изложения или сочинения по картине. 

Упражнение  «Найди отличия» педагог показывает ученикам два почти одинаковых предложения, предлагает их внимательно рассмотреть и найти, чем одно отличается от другого, определить правильно написанное и объяснить.

Упражнение «Подчеркни букву / слово» Учащимся предлагается в определенном языковом материале подчеркнуть все буквы или слова по заданию. Например: в группе слов подчеркнуть все гласные, все безударные, все глухие и т.д. В предложениях подчеркнуть все союзы, все глаголы и т.п.

Упражнение «Кто заметит больше небылиц?» Учитель предлагает отметить все небылицы:

Кисель там варят из резины,

Там шины делают из глины.

Кирпич там жгут из молока,

Творог готовят из песка.

Стекло там плавят из бетона,

Плотины строят из картона.

Обложки там из чугуна,

Там варят сталь из полотна.

Там кроят рубахи из пластмассы,

Посуду делают из пряжи,

Прядут там нити из сукна,

Костюмы шьют из толокна.

Едят там вилками компот,

Там пьют из чашки бутерброд,

Из хлеба с сыром там котлеты,

Из мяса свежего конфеты.

С начинкой сладкой суп с фасолью,

В тарелках все там варят с солью…               В. Чантурия.

Что, как сажа, черен снег?

Сахар – горек,

Уголь – бел,

Ну а трус, как заяц, смел?

Что комбайн не жнет пшеницы?

Что в упряжке ходят птицы?

Что летать умеет рак,

А медведь – плясать мастак?

Что растут на вербе груши?

Что киты живут на суше?

Что с зари и до зари

Сосны валят косари?

Ну, а белки любят шишки,

А лентяи любят труд…

А девчонки и мальчишки

В рот пирожных не берут? (Л. Станчев).

Упражнение на развитие способности к переключению внимания:

Упражнение «Назови пары слов» Ученику  предлагается поочередно назвать два неодушевленных и два одушевленных слова. Например: «воздух» - «вода»; «цыпленок» - «утенок»... 
Варианты: назвать одно слово неодушевленное, два одушевленных. 
Назвать одно слово - существительное, два - глагола, три - прилагательных. 
Варианты подбираются в зависимости от темы урока.

Упражнение «Пишущая машинка» для  развития переключения внимания, осуществление контроля и самоконтроля. Каждому учащемуся присваивается название буквы алфавита. Затем учитель называет слово или простая фраза. По сигналу дети начинают «печатать»: выходит  (называет) первая буква, к ней подходит вторая... Когда слово будет составлено полностью, все дети хлопают в ладоши. Это упражнение можно использовать как физминутку, в качестве закрепления правописания словарных слов.

Упражнение «Расшифруй стихотворение»  Посмотрите внимательно на свои карточки, задание – в течение одной минуты вы должны зачеркнуть все буквы Ю и Л. Тогда вы сможете прочитать шутливое стихотворение-считалку и ответить на вопрос, сколько же жильцов живет в квартире? (После выполнения упражнения даются определенные задания, связанные с темой урока.)

Задание: зачеркни все буквы Ю и Л и прочитай, что получится.

Юодилн, двла, ютлри, лчетыюре,

Ктло ую насл жилювет вл юквартилре?

Плапаю, мламла, бюратл, сеслтреюнка,

Кюошка Млурка, двла коютленка,

Млой щеюнокю, сюверчокю и юя –

Влот ил всяю юмоя сюемьял!

Юодилн, длваю, тлри, чеютырле, лпятюь,

Вюсех начлную считають олпяють.

 


ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У

ВВЕДЕНИЕ Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений

ВВЕДЕНИЕ Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений

Общие принципы и правила коррекционной работы: 1

Общие принципы и правила коррекционной работы: 1

Основная цель: преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения)

Основная цель: преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения)

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии

Внимание помогает нам выбирать самое важное и отсеивать не нужное в данный момент

Внимание помогает нам выбирать самое важное и отсеивать не нужное в данный момент

В зависимости от внутренних условий выделяют 3 разновидности непроизвольного внимания: -

В зависимости от внутренних условий выделяют 3 разновидности непроизвольного внимания: -

Концентрация – это степень сосредоточения

Концентрация – это степень сосредоточения

Инертность внимания – малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей

Инертность внимания – малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей

У детей надо понемногу формировать способность к волевому сосредоточению

У детей надо понемногу формировать способность к волевому сосредоточению

При задержке психического развития недостаточный уровень внимания — одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности

При задержке психического развития недостаточный уровень внимания — одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности

Проведённый анализ психологической литературы позволил выяснить наиболее значимые характеристики внимания, на которые учитель должен опираться, используя систему приёмов организации и развития внимания

Проведённый анализ психологической литературы позволил выяснить наиболее значимые характеристики внимания, на которые учитель должен опираться, используя систему приёмов организации и развития внимания

Этапы урокаХод урока

Этапы урокаХод урока

Упр. 46 . – Как называются пары записанных слов? (Однокоренные слова

Упр. 46 . – Как называются пары записанных слов? (Однокоренные слова

Как можно подобрать проверочное слово?

Как можно подобрать проверочное слово?

Удалось тебе выполнить задание? –

Удалось тебе выполнить задание? –

Кто такой? - Верно! Это Буратино

Кто такой? - Верно! Это Буратино

Кто не смог сделать этого? -

Кто не смог сделать этого? -

Время: 4 мин. - Совсем немного осталось добежать

Время: 4 мин. - Совсем немного осталось добежать

Для этого следует подбирать задания таким образом, чтобы ученики участвовали в выводе темы и формулировании целей урока

Для этого следует подбирать задания таким образом, чтобы ученики участвовали в выводе темы и формулировании целей урока

Опора на пережитые детьми впечатления помогает активизировать внимание

Опора на пережитые детьми впечатления помогает активизировать внимание

Учитель показывает с помощью доступных примеров, что самопроверка помогает лучше запомнить правила

Учитель показывает с помощью доступных примеров, что самопроверка помогает лучше запомнить правила

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В современной школе пока не в полной мере обеспечивается развитие произвольного внимания младших школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В современной школе пока не в полной мере обеспечивается развитие произвольного внимания младших школьников

Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников:

Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников:

Тунина, Е.Г. Развиваю внимание /

Тунина, Е.Г. Развиваю внимание /

ПРИЛОЖЕНИЕ В приложении мной подобраны упражнения для развития и корреции свойств внимания на уроках русского языка

ПРИЛОЖЕНИЕ В приложении мной подобраны упражнения для развития и корреции свойств внимания на уроках русского языка

Упражнение «Четвертый лишний»

Упражнение «Четвертый лишний»

Называть буквы по порядку, а вместо гласных ученик должен говорить: «Не собьюсь»

Называть буквы по порядку, а вместо гласных ученик должен говорить: «Не собьюсь»

Упражнение «Одушевленное - неодушевленное»

Упражнение «Одушевленное - неодушевленное»

Тебе нравится купаться в море или реке? 5)Ты любишь рыбалку? 6)Ты любишь зиму? 7)Ты любишь кататься на санках? 8)Тебе нравится играть в снежки? 9)Ты любишь,…

Тебе нравится купаться в море или реке? 5)Ты любишь рыбалку? 6)Ты любишь зиму? 7)Ты любишь кататься на санках? 8)Тебе нравится играть в снежки? 9)Ты любишь,…

В предложениях подчеркнуть все союзы, все глаголы и т

В предложениях подчеркнуть все союзы, все глаголы и т

А девчонки и мальчишки В рот пирожных не берут? (Л

А девчонки и мальчишки В рот пирожных не берут? (Л
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2024