Методическая копилка
«Технология регистрации авторских программ в ДОУ»
(РМО старших воспитателей ДОУ от 23.04.13 г.)
При разработке и внедрении авторских диагностических технологий и развивающих, обучающих программ в воспитательно-образовательный и коррекционно0развивающий процесс необходимо, чтобы все права педагогов на авторство были защищены.
В качестве эффективной технологии, позволяющей сделать это на уровне детского сада, З.А.Андросова предлагает следующий алгоритм действий.
1. Составление заведующим ДОУ проекта приказа «О проведении апробации и экспертизы адаптированных, авторских образовательных программ» (при этом рекомендуется внести данный пункт работы в содержание годового плана работы ДОУ) (Приложение 1).
2. Разработка пакета документов, обеспечивающих проведение экспертизы авторских образовательных программ
3. Разработка критериев оценки уровня эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Заседание методического (экспертного) совета.
Во время предваряющего экспертизу авторской программы заседания методического совета детского сада утверждаются:
а) план деятельности педагогического коллектива по апробации и экспертизе авторских образовательных программ;
б) пакет документов, обеспечивающих проведение экспертизы авторских образовательных программ (дневник наблюдений за воспитанниками, журнал экспертной деятельности педагога, экспертная карта) (см. научно-методический журнал «Методист» № 2 за 2004 г.).
5. Оформление заведующим ДОУ приказа о надбавке к заработной плате за осуществление экспериментальной деятельности педагогу (автору программы), заведующему, старшему воспитателю, педагогам, которые входили в состав экспертной комиссии.
6. Проведение непосредственной экспертизы программы и анализа процесса и результатов опытно-экспериментальной работы. Эту деятельность осуществляют старший воспитатель и педагоги детского сада – эксперты через посещение и анализ блоков организованной образовательной деятельности:
· по разделам авторской программы;
· путем сравнения результатов контроля уровня обученности детей в контрольной и экспериментальной группах;
· определение эффективности реализации авторской программы и ООП ДОУ;
· определение оптимальности затрат времени на формирование знаний, умений и навыков в авторской программе по сравнению с основной общеобразовательной программой ДОУ.
7. Оформление Заключения по результатам экспертизы.
Примечание: если до этого момента не был оформлен приказ о надбавке к заработной плате соответствующим педагогическим работникам за осуществление экспериментальной деятельности, то на основании заключения экспертной комиссии ДОУ о результатах экспертизы авторской программы это может быть сделано после ее частичной апробации, так как в дальнейшем педагог получает право на полное внедрение программы в воспитательно-образовательный процесс.
8. Проведение итогового заседания Педагогического совета, на котором подводятся итоги деятельности педагогического коллектива по экспертизе авторских образовательных программ.
9. Подготовка заведующим ДОУ проекта приказа «О результатах экспертизы авторской образовательной программы».
10. Введение авторской программы в список образовательных программ и технологий, реализуемых ДОУ (в соответствующий раздел основной общеобразовательной программы ДОУ).
Приложение 1.
ПРИКАЗ
от «___»_______________ 20___ г. № __________
О проведении апробации и экспертизы
авторской образовательной программы в 20___/___ уч.г.
На основании «Закона об образовании в Российской Федерации» от 27.12.12 г. № 273-ФЗ, устава МДОУ «Детский сад № _________», решения Педагогического совета от «____» ___________ 20___ г. в целях повышения качества воспитательно-образовательного процесса и формирования целостного образовательного пространства семьи и детского сада
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить программу экспериментальной деятельности МДОУ «Детский сад № _______» и должностные обязанности педагогов-экспериментаторов: ____________________________________.
2. Утвердить план работы научно-методического объединения «____________» по разработке и апробации авторской программы.
3. Утвердить план апробации и экспертизы авторской программы «_____________» на базе экспериментальной ______________________ группы детского сада (в качестве контрольной группы назначить _______________ группу детского сада).
4. Утвердить состав экспертной группы по проведению экспертизы авторской программы: __________________________________________________________________.
5. Утвердить пакет документов, обеспечивающих проведение экспертизы авторских образовательных программ.
6. Утвердить график контрольных мероприятий по экспертизе программы и оценке результатов ее внедрения в экспериментальной группе.
7. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.
Заведующий МДОУ «Детский сад № _______» _________ И.Е.Иванова
_____________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Критерии экспертизы авторских программ.
Актуальность и перспективность.
Актуальность – способность результатов педагогического процесса, построенного по авторской программе, быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач.
Перспективность – способность решать данные проблемы с максимальной эффективностью и наименьшим количеством затрат времени и сил.
Научная новизна.
Является критерием оценки передового педагогического опыта. Научную новизну представляют те результаты педагогического процесса, которые в педагогической науке получены впервые.
Научная новизна авторской программы формулируется с помощью следующих выражений:
- «Получены новые данные о…»;
- «Обоснованы положения о…»;
- «Раскрыты сущность, значение, содержание, структура…»;
- «Разработана система мер по модернизации…»;
- «Раскрыта сущностная характеристика…»;
- «Разработана научно обоснованная эффективная методика…»;
- «Раскрыты возможности для дальнейшего исследования по…».
Теоретическая значимость.
Этот критерий показывает, обобщены ли и всесторонне исследованы ранее известные материалы, которым была придана не имевшая ранее места обозримость; разрозненный материал был подчинен единым принципам, приведен в систему; пересмотрены ли старые знания с новых позиций или методологии; выявлены ли новые связи и закономерности.
Теоретическая значимость формулируется с помощью следующих выражений:
- «Расширены имеющиеся теоретические представления, понятия о…»;
- «Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия…»;
- «Разработаны уровни, критерии, показатели…»;
- «Определены педагогические технологии…».
Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.
Реализации межпредметных связей способствует использование педагогами синхронистических таблиц, в которых по времени расписано содержание учебного материала по разным направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми и их родителями. Они наглядно показывают педагогу возможности перестановки учебного материала в плане согласованности содержания, форм и методов воспитания и обучения по разным направлениям развития детей (физическому, социально-личностному и др.), помогают исключить повторы в содержании разных направлений работы ДОУ, реализовать взаимную систематизированную согласованность работы педагогов. Благодаря этому межпредметные связи рационализируют воспитательно-образовательный процесс в целом.
Практическая значимость.
Данный критерий определяет результаты, которые позволяют повысить эффективность педагогической деятельности, а также качество образования.
Практическая значимость формулируется с помощью следующих выражений:
- «Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы отражены в научно-методических рекомендациях…»;
- «Разработанные научно-практические рекомендации позволяют существенно улучшить процесс формирования (повысить эффективность) …»;
- «Исследование сопровождалось разработкой и апробацией методических рекомендаций по …»;
- «Результаты исследования могут быть использованы…».
Научная обоснованность полученных результатов обеспечивается:
- «методологическим подходом, опирающимся на положения философии (педагогики, психологии) о…»;
- «анализом и использованием достижений современной психолого-педагогической теории и практики, касающихся…»;
- «применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватного его целям, задачам, логике…»;
- «сочетанием количественной и качественной обработки результатов экспериментального исследования…»;
- «опытно-экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций…»;
- «реализацией рекомендаций, их положительной оценкой воспитателями».
Представленность результатов апробации.
Апробация может быть подтверждена:
· отзывами о работе от руководителей экспериментальной площадки (из НИИ, вузов и т.д.);
· справкой о внедрении разработанного автором комплекса методов, форм и приемов в работе ДОУ.
В данном документе необходимо подтвердить теоретическую и практическую значимость авторской программы, перспективность ее использования, например, через подсчет коэффициента инноваций в ДОУ. Он оценивается по формуле: КИ = Кфакт. / Кmax, где Кфакт. – фактически полученное всеми педагогами количество баллов по критерию восприимчивости к новому и отношение к новшествам; Кmax – максимально возможное количество баллов;
· отзывами родителей воспитанников ДОУ;
· грамотами за участие и дипломами (сертификатами) за выступления с докладами на научно-практических конференциях, круглых столах, научно-методических объединениях и т.д.;
· публикациями в журналах («Практика управления ДОУ», «Методист», «Детский сад от А до Я», «Справочник старшего воспитателя», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Логопед», «Развитие и коррекция» и т.д.).
Список публикаций оформляется следующим образом:
Список работ (Ф.И.О.)
№ работы |
Наименование, вид |
Форма |
Выходные данные |
Объем в печатных листах |
Соавторы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Научные работы |
|||||
|
|
|
|
|
|
Научно-методические и методические работы |
|||||
|
|
|
|
|
|
Место программы в учебном плане воспитательно-образовательной работы и основной общеобразовательной программе ДОУ.
Обычно к основной общеобразовательной программе ДОУ прилагается отчет об экспериментальной работе по авторской программе за год. Он может быть сделан в виде таблицы:
Направления работы |
План на 20… – 20… учебный год |
Результаты работы за 20… – 20… учебный год |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.