МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Мурманской области «Полярнозоринский энергетический колледж»
(ГАПОУ МО «ПЭК»)
15.01.20 Слесарь по контрольно- |
(шифр, наименование специальности) |
измерительным приборам и |
автоматике |
ПИСЬМЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
Тема работы: |
Технология сборки, ремонта и регулировки элементов |
|||
автоматики – реле ЭТ520 |
||||
|
||||
|
||||
Выпускник |
Хулко Даниил Альбертович |
|||
|
(фамилия, имя отчество) |
|||
Группа |
КИП 3 |
Период обучения |
2017-2020 |
|
Работа выполнена |
« |
|
” |
|
20 |
|
г. |
|
|
(подпись) |
Руководитель ВКР |
|
|
|
О.Г. Ковтун |
|||||
|
|
(подпись) |
|
(фамилия, инициалы) |
|||||
Консультант по графической части |
|
|
|
Д.В. Шевченко |
|||||
|
|
(подпись) |
|
(фамилия, инициалы) |
|||||
Консультант по охране труда |
|
|
|
Е.В. Ускова |
|||||
|
|
(подпись) |
|
(фамилия, инициалы) |
|||||
Консультант по презентационной части |
|
|
|
И.Р. Акопян |
|||||
|
|
(подпись) |
|
(фамилия, инициалы) |
|||||
Допущен к защите |
|
||||||||
Заместитель директора по учебно-производственной работе |
|
|
|
М.Н. Цветкова |
|||||
|
|
(подпись) |
|
(фамилия, инициалы) |
|||||
Полярные Зори
2020
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 6
1.1 Общая характеристика средства измерения. 6
1.2 Классификация реле. 12
1.3 Применяемые методы измерения. 12
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 17
2.1. Назначение и применение. 17
2.2 Технические данные прибора, метрологические характеристики. 20
2.3 Устройство и принцип работы прибора. 22
2.4 Методы и средства поверки, регулировки, настройки, калибровки реле. 24
2.5 Ремонт и основные неисправности реле ЭТ520. 28
ГЛАВА 3. ОХРАНА ТРУДА.. 37
3.1 Техника безопасности при работе в цепях релейной защиты.. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 42
Основной составляющей частью кибернетики и систем автоматики являются процессы коммутации. Первыми устройствами, выполняющими коммутацию в автоматических электрических цепях, были электромагнитные реле.
Благодаря техническому прогрессу появились полупроводниковые коммутаторы. Однако электромагнитные реле не теряют своей популярности по применению в различном электрооборудовании и устройствах. Широкое использование реле обуславливается их неоспоримыми достоинствами, к которым относятся свойства металлических контактов.
Сопротивление контактов реле наименьшее, в отличие от коммутаторов на основе полупроводниковых элементов. Контакты реле выдерживают намного выше токовые перегрузки, чем полупроводниковые коммутаторы. Реле нормально функционируют при наличии статического электричества, радиационного излучения. Основным положительным качеством реле является гальваническая изоляция цепи управления и коммутации без дополнительных элементов.
Под реле понимают такой электрический аппарат, в котором при плавном изменении управляющего (входного) параметра до определенной заранее заданной величины происходит скачкообразное изменение управляемого (выходного) параметра. Хотя бы один из этих параметров должен быть электрическим.
По области применения реле можно разделить на реле для схем автоматики, для управления и защиты электропривода и защиты энергосистем. По принципу действия реле делятся на электромагнитные, поляризованные, тепловые, индукционные, магнитоэлектрические, полупроводниковые и др.
В зависимости от входного параметра реле можно разделить на реле тока, напряжения, мощности, частоты и других величин. Отметим, что реле может реагировать не только на входной параметр, но и на разность значений (дифференциальное реле), изменение знака или скорости изменения входного параметра. Иногда реле, имеющее только один входной параметр, должно воздействовать на несколько независимых цепей. В этом случае реле воздействует на другое, так называемое промежуточное реле, которое имеет необходимое число управляемых цепей. Промежуточное реле используется и тогда, когда мощность основного реле недостаточна для воздействия на управляемые цепи.
По принципу воздействия на управляемую цепь реле делятся на контактные и бесконтактные. Выходным параметром бесконтактных реле является резкое изменение сопротивления, включенного в управляемую цепь. Разомкнутому состоянию контактов контактного реле соответствует большое сопротивление управляемой цепи бесконтактного реле. Это состояние бесконтактного реле называется закрытым. Замкнутому состоянию контактов контактного реле соответствует малое сопротивление в управляемой цепи бесконтактного реле. Такое состояние бесконтактного реле называется открытым.
По способу включения реле разделяются на первичные и вторичные. Первичные реле включаются в управляемую цепь непосредственно, вторичные – через измерительные трансформаторы.
Целью письменной экзаменационной работы является изучение технологии сборки, ремонта и регулировки элементов автоматики – реле ЭТ520.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Независимо от принципа действия существуют общепринятые параметры, на которые необходимо ориентироваться при выборе устройства:
· Время срабатывания – величина, определяющая временной промежуток с момента поступления на вход управляющего сигнала и до момента воздействия на электрическую цепь;
· Коммутируемая мощность – мощность электрической цепи или установки, которой способно управлять реле;
· Мощность срабатывания – минимальная величина необходимая для срабатывания устройства;
· Уставка – величина тока срабатывания, как правило, это изменяемый показатель;
· Величина тока/напряжения втягивание/отпадания – данные параметры характеризуются минимальным и максимальным значением характеристик электричества, при которых осуществляется втягивание якоря или его отпадание от контактов, то есть прерывание электроцепи.
Электромеханические реле тока серии ЭТ-520 применяются в схемах релейной защиты в качестве мгновенного реле максимального тока.
В каком году на ЧЭАЗ освоен выпуск реле ЭТ-520 неизвестно, пока попадались только образцы 1947 года выпуска. Реле тока серии ЭТ-520 выпускались взамен ранее выпускавшихся на Харьковском электромеханическом заводе (ХЭМЗ) реле ЭТ-70 и ЭТ-60. Реле ЭТ-520 были разработаны по образцам реле фирмы Siemens, Германия.
Реле ЭТ-520 выпускались в соответствии с ГОСТ 3698-47.
Реле ЭТ-520 снято с производства в 1965 году, ему на смену пришло реле РТ-40, производство которых начато на ЧЭАЗ в 1964 году.
Реле серии ЭТ-520 представляет собой электромагнитное реле с поворотным якорем, его работа основана на воздействии магнитного потока, создаваемого током, протекающим через обмотки реле, на стальной якорь, расположенный между полюсами магнитопровода.
Магнитная система реле ЭТ-520 состоит из С-образного магнитопровода 1 с полуобмотками, намотанными на пластмассовых каркасах, надетых на нижний и верхний полюс магнитопровода и Z-образного поворотного якоря 3. Магнитопровод при помощи двух длинных винтов, проходящих через металлические ограничивающие втулки, прикручен к пластмассовому основанию.
На одной оси 4 вместе с якорем 3 жестко закреплена пластмассовая колодка с расположенными на ней подвижными контактными мостиками 14. Также к оси 4 своим внутренним концом закреплена спиральная противодействующая пружина 12. Наружный конец противодействующей пружины 12 поводком 11 связан с регулировочной головкой 10. Регулировочная головка 10 вместе с указателем 9 и шильдиком 8 укреплена на алюминиевой стойке 7, которая, в свою очередь, при помощи двух винтов закреплена на магнитопроводе.
Неподвижные контакты 13 (верхние - замыкающие и нижние - размыкающие) имеют упоры 5 и укреплены на фигурной пластмассовой колодке 6, последняя при помощи двух винтов тоже прикручена к алюминиевой стойке 7.
Упорные винты 2 служат для фиксации начального и конечного положений якоря.
Мгновенное реле тока ЭТ-520 срабатывает, когда ток в обмотках реле больше или равен току срабатывания, при этом поворотный якорь 3 втягивается под полюса магнитопровода 1 и, преодолевая сопротивление спиральной пружины 12, поворачивается по часовой стрелке. Контактные мостики 14 размыкают нижние нормально замкнутые контакты и замыкают верхние нормально разомкнутые контакты.
Рисунок 1. Конструкция реле тока ЭТ-520:
1 – магнитопровод с обмотками; 2 – упорные винты якоря; 3 – поворотный якорь; 4 – ось; 5 – упоры неподвижных контактов; 6 – колодка; 7 – стойка; 8 – шильдик; 9 – указатель уставки; 10 – регулировочная головка; 11 – поводок спиральной пружины; 12 – спиральная противодействующая пружина; 13 – неподвижные контакты; 14 – подвижные контактные мостики.
Уставка реле изменяется плавно затяжкой противодействующей пружины 12 указателем 9, передвигаемым по шкале, нанесенной на шильдике 8. При перемещении указателя 9 из крайнего левого положения в крайнее правое ток срабатывания увеличивается в два раза.
Концы обеих обмоток реле, выведенные к зажимам, при помощи внешних перемычек могут соединяться последовательно или параллельно. При параллельном соединении обмоток реле его ток срабатывания также увеличивается в 2 раза.
Реле серии ЭТ-520 изготавливались на наибольшие уставки (при параллельном соединении обмоток): 0,2; 0,6; 2; 6; 10; 20; 50 А (реле ЭТ-521, ЭТ-522 и ЭТ-523); 100 А (реле ЭТ-521, ЭТ-522); 200 А (реле ЭТ-521). Значение максимальной уставки указывалось на шильдике после косой черты идущей за обозначением типа реле, например, ЭТ-521/10; следовательно, на этом реле при параллельном соединении обмоток можно получить ток срабатывания от 5 до 10 А, при последовательном от 2,5 до 5 А, а в общем ток срабатывания можно изменять в пределах от 2,5 до 10 А.
Конструкция реле ЭТ-520 за годы его производства несколько раз подвергалась модернизации, так, например, наиболее заметному изменению подвергалась головка регулировки уставок. У реле выпуска до 1953 года (рис. 2) указатель регулировочной головки был сделан из металла, а у реле ЭТ-520 нового образца (рис. 3), выпуск которых начался с 1953 года, указатель регулировочной головки стал пластмассовый.
Еще достаточно заметным изменениям подвергался шильдик реле, так у реле совсем старых образцов шильдик был стальной с наклеенной на него шкалой, сделанной фотографическим способом. У реле, произведенных в начале 1950-х годов, шильдик уже стал латунный с вытравленной на нем шкалой и сверху покрывался лаком. Ну, а с конца 50-х годов шильдик стал алюминиевым.
Рисунок 2. Регулировочная головка реле ЭТ-520
(старого образца выпуска до 1953 года):
1 – винт фасонный; 2 – винт стопорный; 3 – поводок спиральной пружины; 4 – шайба; 8 – шайба пружинная; 9 – указатель; 10 – винты крепежные; 11 – винт подпятника.
Рисунок 3. Регулировочная головка реле ЭТ-520
(нового образца выпуска после 1953 года):
1 – указатель пластмассовый; 2 – стопорная шайба; 3 – винт поводка (М-5); 4 – поводок спиральной пружины; 5 – фасонная удерживающая планка; 6 – шайба (кольцо) латунная;
7 – стойка подвижной системы; 8 – гайка; 9 – винт подпятниковый.
Кроме шкалы на шильдике также наносилась следующая информация: тип реле, год производства, заводской номер, номинальный ток, логотип (товарный знак) производителя, а также схема установки перемычек для параллельного или последовательного соединения обмоток и схема расположения выводов. Еще на шильдик наносили ГОСТ, которому соответствовало реле.
Рисунок 4. Схема внутренних соединений реле тока серии ЭТ-520:
а – реле тока типа ЭТ-523; б – реле тока типа ЭТ-522; в – реле тока типа ЭТ-521.
· По количеству и типу контактов выпускалось три исполнения реле серии ЭТ-520:
– ЭТ-521 - с одним замыкающим контактом;
– ЭТ-522 - с одним размыкающим контактом;
– ЭТ-523 - с одним замыкающим и одним размыкающим контактами.
Все элементы реле ЭТ-520 размещены на пластмассовом основании и сверху закрываются кожухом. Для крепления кожуха к основанию реле прикручены две металлические стойки. В более старых выпусках реле кожух прикручивался к стойкам двумя длинными винтами с пластмассовыми головками. В более поздних выпусках реле от винтов отказались. В стоках одним концом запрессовывались шпильки, ответные концы которых выступали снаружи кожуха, на них накручивались фасонные гайки с накаткой.
Кожухи реле тоже подвергались изменению. Кожухи реле производства 1948-1960 годов были изготовлены из пластмассы темных цветов и имели застеленное окошко, а с начала 60-х годов реле получило кожух, выполненный из прозрачной пластмассы.
Реле поставлялись с крепежом для переднего или заднего присоединения проводов. На панель реле крепится либо винтами и гайками за две специальных петли, которые прикручиваются к основанию (при переднем присоединении проводов), либо при помощи двух шпилек и гаек (при заднем присоединении проводов).
Краткие технические характеристики:
Входные параметры:
Номинальный ток: 0,2 - 200 А
Выходные параметры:
Ток коммутируемый контактами: не более 2 А
Напряжение на разомкнутых контактах: не более 250 В
Габариты: 141 х 94 х 128 мм (В х Ш х Д)
Вес: не более 1,4 кг
В процессе усовершенствование были разработаны множество разновидностей реле. Их номенклатура имеет довольно сложную классификацию:
Область применения:
1. Управление электрическими цепями.
2. Защита электроустановок.
3. Автоматизация процессов.
Принцип срабатывания:
1. Электромагнитный.
2. Тепловой.
3. Полупроводниковый.
4. Индукционный.
Характеристики управляющих параметров поступающего тока:
1. Сила тока.
2. Напряжение.
3. Частота.
4. Мощность.
5. Полярность.
Принцип воздействия на электрическую цепь:
1. Контактный – замыкание/размыкание.
2. Бесконтактный – изменение параметров тока.
Реле постоянного тока могут быть электромагнитными, у которых якорь притягивается к сердечнику вследствие возникновения магнитного поля в обмотке катушки, и индукционными, функционирующими под воздействием магнитного поля переменного типа, которые индуцируется непосредственно в подвижном элементе. Реле постоянного тока могут быть: нейтральными, поляризованными или комбинированными.
Преимуществом таких устройств можно считать устойчивость к помехам различного типа, перепадам напряжения и пульсации. Из недостатков следует отметить потребность в специальном блоке питания, и как следствие довольно высокая стоимость и сложность при подключении.
Реле постоянного тока используются для управления автоматикой в различных отраслях производства, транспорта (в частности железнодорожного) и т.п.
Рисунок 6. Нейтральное электромагнитное реле постоянного тока
Реле переменного тока не нуждаются в специальном блоке питания и могут подключаться непосредственно в контролируемую электросеть переменного напряжения. Однако, они тоже не лишены определенных недостатков, к наиболее значимым относятся:
· возникновение вибрации при функционировании и необходимость ее предотвращения;
· чувствительность намного хуже, чем устройство постоянного тока.
В связи с этим данная аппаратура управления используется, чаще всего, для контроля бытовых приборов и небольших промышленных установок и станков.
Рисунок 5. Реле Ар-50А
Реле на 220В переменного тока, малогабаритное, модель Ap-50A, используется в качестве управляющего модуля терморегулятора для теплого электрического пола
Электромагнитные наиболее распространенная разновидность релейных устройств. Получила широкую популярность из-за значительных преимуществ перед полупроводниковыми аналогами:
Коммутация электросетей совокупной мощности до 4 кВт при незначительных размерах самого устройства (в среднем до 10 см³).
Устойчивость к внешним помехам и перенапряжению, возникающему внутри коммутируемых сетей из-за работы высоковольтного оборудования.
Высокая надежность и безопасность. Между электромагнитной катушкой и группой коммутируемых контактов существует изоляция выдерживающая, в соответствии с последними требованиями, до 5 кВ.
Низкий уровень тепловыделения.
Пример! При коммутации 10 А тока в электромагнитной катушки рассеивается не более 0,5 Вт. Для сравнения, в симисторных устройствах сопоставимой коммутационной мощности на нагрев уходит до 15 Вт, что требует решать проблему охлаждения коммутационных шкафов.
Однако электромагнитные релейные устройства имеют ряд определенных недостатков:
· низкая скорость работы;
· ограниченный электромеханический ресурс функционирования;
· возникновение электромагнитных помех при срабатывании контактов;
· серьёзные недостатки при коммутации высоковольтных токов с индуктивными нагрузками.
Электронные релейные устройства, в последнее время на замену аналоговым реле приходят электронные релейные устройства. Они имеют значительные преимущества в точности определения исходного напряжения, видов подаваемых нагрузок, мощности и в других рабочих параметрах. Получили широкое применение для подключения установок с большими силовыми нагрузками. Однако их высокая стоимость и низкая надежность не дают им полностью вытеснить аналоговые устройства.
Рисунок 7. Электронное релейное устройство управление насосным оборудованием
Реле времени, принцип функционирования основан на механическом замедлении. Реализуется с применением маятников, электродвигателей или электромагнитного эффекта. При этом выдержка замедления для всех трех типов составляет: 1÷15 сек, до 24 часов, до 5 сек соответственно. Используется как для автоматизации процессов производства, так и в бытовых целях для задержки отключения освещения и т.п.
Рисунок 8. Двухканальное реле времени РЭВ-201
Тепловые/температурные релейные устройства используются, в основном, для защиты электрооборудования от перегрева. Принцип действия тепловых релейных приборов основан на воздействии температуры на биметаллическую пару контактных пластин, которые имеют различный коэффициент температурного расширения. Температурное воздействие может осуществляться как от тока нагрузки, так и от специально нагревателя.
1.4 Обоснование выбора устройства реле
Электромагнитное реле - благодаря своей простоте, невысокой цене и относительной надежности электромагнитные реле получили максимальное распространение. Работа данного типа реле основана на использовании электромагнитных сил, возникающих в металлическом сердечнике при прохождении тока по виткам его катушки.
Электромагнитное реле - благодаря своей простоте, невысокой цене и относительной надежности электромагнитные реле получили максимальное распространение. Работа данного типа реле основана на использовании электромагнитных сил, возникающих в металлическом сердечнике при прохождении тока по виткам его катушки. Над сердечником установлена подвижная пластина (якорь) с контактом. Напротив контакта установлены соответствующие парные неподвижные контакты.
Рисунок 9. Электромагнитное реле
Схема работы простейшего электромагнитного реле см. рисунок 9
В начальном положении якорь удерживается пружиной. При подаче управляющего напряжения на катушку якорь притягивается к сердечнику, преодолевая усилие пружины, и замыкает контакты. После отключения напряжения пружину ничто не сдерживает, и она возвращает якорь в исходное положение.
Электромагнитное реле чаще всего используется в схемах защиты электроустановок и в системах автоматики.
Достоинства электромагнитных реле:
· Низкая цена.
· Способность коммутации (переключения) нагрузок мощностью до 4 кВт при достаточно малых размерах менее 10 см³.
· Устойчивость к импульсным перенапряжениям.
· Малое выделение тепла.
· Максимальная электрическая изоляция.
Недостатки электромагнитных реле:
· Большая задержка с момента поступления управляющего напряжения до контакта.
· Ограниченный механический ресурс.
· Создание радиопомех при срабатывании.
· Громкий щелчок при размыкании, замыкании контактов.
· Необходимость хоть и редкого, но регулярного технического обслуживания.
· Большое потребление электрического тока.
Пожалуй, наиболее широкое распространение реле, работающие с использованием электромагнитного принципа, получили в сфере распределения и производства электрической энергии.
Релейная защита высоковольтных линий обеспечивает безаварийный режим работы подстанций и другого подключенного оборудования.
Управляющие элементы, используемые в установках релейной защиты, рассчитаны на коммутацию присоединения при рабочих напряжениях, достигающих нескольких сотен тысяч вольт. Широкое распространение релейной защиты высоковольтных линий обусловлено:
· высокой долговечностью релейных элементов;
· быстрой реакцией на изменение параметров подключенных линий;
· способностью работы в условиях высокой напряженности электромагнитных полей и нечувствительностью к появлению паразитных электрических потенциалов.
Также посредством установок релейной защиты осуществляется резервирование линий электропередач и моментальный вывод из работы поврежденных участков электросети, к примеру, при замыкании линии на землю или обрыве токоведущих частей. На сегодняшний день еще не изобретены более надежные средства защиты линий электропередач, чем релейная защита.
Кроме того, в настоящее время электромагнитный тип реле широко используется в системах управления производственными, конвейерными линиями. Чаще всего данный вид систем управления используется на производствах с наличием высоких паразитных потенциалов делающих невозможным использование полупроводниковых систем управления.
К примеру, известен случай, когда при модернизации систем управления конвейерными линиями на одном из элеваторов новое оборудование, построенное новейших полупроводниковых элементах, постоянно выходило из строя.
Как позже выяснилось, причиной поломки стало статическое электричество, возникающее при движении зерна по конвейерной ленте, а так как система выравнивания потенциалов была не предусмотрена в данных помещениях, то стал вопрос о переносе пульта управления в защищенное помещение.
Это было сопряжено с огромными материальными затратами. В результате было принято решение перейти на релейные блоки управления, нечувствительные к статическому напряжению.
Принципы работы заложенные в основу функционирования электромагнитных реле используются в устройствах дистанционного управления нагрузкой — пускателях или контакторах.
Принцип работы этих устройств во многом напоминает работу реле, с той лишь разницей, что предназначены данные устройства для коммутации силовых цепей сила тока, в которых может достигать 1000 А, а в случае особо мощных установок и выше.
Помимо низковольтного оборудования релейные блоки используются для управления, конденсаторными установками, которые используются для плавного пуска электрических двигателей высокой мощности.
Но самым знаковым применением реле электромагнитного типа является их использование в первых электронно-вычислительных машинах, в качестве логических элементов способных выполнять простейшие логические операции. Не смотря, на низкое быстродействие эти первые компьютеры по надежности превосходили следующее поколение ламповых вычислительных комплексов.
Простейшими примерами использования электромагнитного реле в повседневной жизни являются реле управления в различных видах бытовой техники: холодильниках, стиральных машинах и т.п.
Электромагнитные реле в системах автоматики. Электромагнитные реле работают, делают цепь замкнутой, только в течение того времени, пока на него подается напряжение. Этот момент является определяющим в управлении электроснабжением потребителей.
Именно поэтому электромагнитное реле не может работать с кнопками, так как кнопка — это не выключатель с фиксацией, который «запоминает» внешнее воздействие (сигнал) человека. Кнопка подает только кратковременный сигнал для включения, выключения. А вот если нажать клавишу выключателя в положение «включено», электрическая цепь будет замкнута до тех пор (и напряжение на реле будет подаваться, соответственно), пока кто-либо не изменит положение выключателя. Поэтому с фиксируемым выключателем электромагнитное реле работает, а с кнопкой — нет.
Это раз, так как среди предлагаемой производителями электротехнической продукции и фурнитуры — огромное множество различных коммутирующих устройств, но не все они будут работать с этими реле.
Во всех примерах здесь мы не рассматриваем простейшие ручные схемы управления освещением, когда нажал на фиксируемый выключатель, реле им удерживается, и свет включается, пока не нажать на клавишу фиксируемого выключателя в положение «выключено». В системах управления освещения с автоматикой всегда применяются кнопки, а не фиксированные выключатели, поэтому на работу всех реле будем смотреть, принимая во внимание их взаимодействие с кнопками (или выключателями без фиксации).
Однако если подключить кнопки к контроллеру, а от контроллера — к реле, то все будет работать нормально. Контроллер будет подавать управляющее, удерживающее напряжение на реле, и цепь будет замкнута до тех пор, пока с кнопки на вход контроллера не поступит следующий, отключающий напряжение сигнал.
Если говорить о реле в общем, в контексте систем управления и автоматизации, то все реле, к примеру, для автоматизации систем освещения в проходных зонах, применяются только с контроллерами. Именно контроллер в данном случае является этим «запоминателем» состояния включения света. Причем в проходной зоне с 3–4-мя входами-выходами, в которой включением света управляют, к примеру, 3–4 выключателя (и более), расположенные у каждой двери (а еще и датчики), только контроллер может знать, что делать с включением, выключением света, если от одного из выключателей поступил управляющий сигнал.
Шум есть, но не критичный. Возможен монтаж реле на этаже.
Шум от работы этих реле присутствует, но его величина не особенно критична, поэтому монтаж электромагнитных реле может производиться на этажах, то есть в данном случае возможна поэтажная разводка электропроводки.
Конструктивно электромагнитное реле представляет собой катушку выполняющую роль втягивающего устройства.
Рисунок 10. Электромагнитное реле
Она состоит из основания из немагнитного материала, на которое намотан медный провод, который, в зависимости от исполнения, может быть в изоляции из тканевых, синтетических материалов, но в большинстве случаев проводник покрывается диэлектрическим лаком.
При подаче напряжения на катушку происходит втягивание металлического сердечника, связанного с толкателем, который приводит в движение контакты.
В зависимости от назначения контактный блок реле может состоять из нормально открытых (разомкнутых) или нормально закрытых (замкнутых) контактов, в некоторых случаях блок контактов может совмещать в себе оба типа контактов.
Более подробно устройство реле можно понять если разбить его составляющие на блоки:
· управляющий — служит для преобразования управляющего сигнала (в нашем случае из электрического — в магнитное поле);
· блок промежуточных элементов — приводит в действие исполнительный механизм;
· исполнительный блок — воздействует непосредственно на управляемую цепь. В качестве исполнительного блока можно рассматривать контактную группу устройства.
Также, при проектировании управляющих цепей с использованием электромагнитных реле необходимо учитывать, что ввиду того что чувствительным элементом является электромагнитная катушка, то ток в обмотке увеличивается или уменьшается не мгновенно, а в течении некоторого времени.
В связи с этим следует учитывать возможное время задержки срабатывания. Оно достаточно мало, но в некоторых ситуациях может оказывать влияние на работу других элементов схемы.
Электромагнитные реле можно классифицировать по следующим признакам:
1. области применения: для цепей управления, защиты или сигнализации;
2. мощности управления: малой мощности, управляющий сигнал ≤1 Вт, средней мощности, сигнал управления находится в пределах от 1 до 9 Вт, высокой мощности - мощность сигнала ≥10 Вт;
3. времени реакции на сигнал управления: безынерционные время реакции ≤ 0,001 сек., быстродействующие — время реакции от 0,001 до 0,05 сек., замедленные время реакции от 0,05 до 1 сек., а также реле времени с регулируемой задержкой срабатывания;
4. характеру управляющего напряжения: постоянного тока —нейтральные, поляризованные и переменного тока.
Отдельно стоит остановиться на особенностях реле постоянного тока. Как было выше сказано они подразделяются на нейтральные и поляризационные. Главное отличие этих двух групп заключается в том, что поляризационные устройства чувствительны к полярности приложенного напряжения, то есть подвижный сердечник меняет свое направление с правого на левое или наоборот в зависимости от полярности напряжения.
Электромагнитные реле постоянного тока делятся на:
· двухпозиционные;
· двухпозиционные с преобладанием;
· трехпозиционные или реле с нечувствительной зоной.
Срабатывание же устройств нейтрального типа не зависит от полярности подаваемого напряжения. К недостаткам реле использующих, в качестве управляющего сигнала, постоянный ток можно отнести необходимость установки блоков питания, для подачи постоянного тока и высокая стоимость самого устройства.
Реле переменного тока этого лишены, но и у них есть свои недостатки такие как — необходимость доработки конструкции для устранения вибрации сердечника.
Рабочие параметры хуже, чем у устройств использующих линейную форму управляющего сигнала, а именно — хуже чувствительность, гораздо меньшее электрическое усилие. Но в тоже время они могут напрямую подключаться к электрической сети переменного тока.
При новом включении, а также после перемотки катушек, изменения конструкции или разборки реле промежуточные и указательные реле проверяют в следующем объеме:
а) производят внешний и внутренний осмотр и чистку реле,
б) проверяют состояние механизма и контактов реле и при необходимости производят их регулировку,
в) проверяют сопротивление в электрическую прочность изоляции токоведущих частей относительно магнитопровода,
г) проверяют напряжение или ток срабатывания и возврата, а для реле с удерживающей катушкой также ток или напряжение удерживания,
д) для многообмоточных реле определяют однополярные выводы обмоток,
е) проверяют время замедления на срабатывание и возврат для тех реле, для которых это замедление задано при выборе установок или указано в инструкции по проверке защиты и автоматики, в схему которых входит проверяемое реле,
ж) проверяют взаимодействие и надежность работы реле при пониженном напряжении оперативного тока в полной схеме защиты.
При полных плановых проверках выполняют пункты а, б, в, е и ж.
При частичных плановых проверках, а также дополнительных и специальных проверках объем проверок устанавливают в зависимости от условий эксплуатации.
Промежуточные и указательные реле не имеют специальных приспособлений для изменения их тока или напряжения срабатывания и возврата и времени замедления. Поэтому эти параметры регулируют обычно изменением величины начального и конечного зазора между якорем и сердечником, изменением натяжения возвратных и контактных пружин и т. п. При этом одновременно изменяется и время замедления реле и напряжение или ток срабатывания и возврата. Поэтому регулировку механизма реле необходимо производить одновременно с проверкой его электрических характеристик.
При внешнем и внутреннем осмотре проверяют:
· целость пломб,
· исправность кожуха, его крепление к цоколю и уплотнения между цоколем и кожухом,
· исправность и качество уплотнения стекла,
· состояние выводов реле, исправность резьбы винтов и втулок, целость головок винтов и шлицев, граней гаек и концов шпилек, наличие шайб и контргаек.
Проверку механизма реле необходимо начинать с тщательной очистки реле от пыли. Особо следует проверить отсутствие металлических опилок и стружек на магнитопроводе, якоре и в зазоре между якорем и сердечником. Пыль удаляют мягкой кистью, опилки — металлической пластинкой соответствующего размера.
Легким подергиванием и осмотром проверяют прочность лаек. Ненадежные и окислившиеся соединения паяют заново. Применение кислоты или паяльных составов не допускается. В качестве флюса рекомендуется канифоль. Паять следует припоем ПОС30 или ПОС40. Особое внимание надо обратить на тщательность облуживания спаиваемых деталей перед пайкой. Паять следует быстро, хорошо разогретым паяльником, чтобы не повредить изоляцию проводов сильным нагревом.
У реле с гибкими многопроволочными токоподводами проверяют отсутствие оборванных проволочек и надломов в пайках. При этом токоподводы должны быть достаточно гибки, не должны препятствовать движению механизма и при любом их положении не касаться крышки механизма реле.
Начальный и конечный зазоры между якорем и сердечником реле должны иметь нормальную величину. Величины зазоров проверяют на глаз. Если электрические характеристики реле (ток или напряжение срабатывания и возврата или время замедления) отклоняются от нормальных значений, то рекомендуется проверить зазоры щупом.
Проверяют начальное расстояние между замыкающими контактами, прогиб размыкающих контактов и замыкающих при их замыкании, проверяют одновременность замыкания и размыкания контактов.
Проверяют легкость хода механизма реле, отсутствие застреваний в любом положении, четкость возврата в исходное положение из любого промежуточного положения.
У реле, имеющих оси и подшипники, вынимают подшипники, проверяют исправность подшипников и концов осей осмотром через лупу.
Контакты, потерявшие свою правильную форму, заменяют новыми. Слегка подгоревшие контакты очищают надфилем и полируют. Помятые и погнутые контактные пружины выправляют или заменяют новыми.
Проверяют затяжку винтов и гаек, крепящих детали реле и выводы к втулкам цоколя. Винты, крепящие выводы внутри реле к втулке, и винты или шпильки для присоединения внешних проводов к реле не должны касаться друг друга внутри втулки.
При регулировке тока и напряжения срабатывания и возврата, времени замедления и т. п. необходимо учитывать следующие основные положения:
· при уменьшении начального зазора между якорем и сердечником уменьшается напряжение срабатывания и замедление на срабатывание,
· при уменьшении конечного зазора между якорем и сердечником уменьшается напряжение возврата и увеличивается замедление на возврат,
· при ослаблении возвратной пружины уменьшается напряжение срабатывания и замедление на срабатывание, а также уменьшается напряжение и увеличивается время возврата,
· увеличение числа замыкающих контактов и увеличение давления их пружин увеличивает напряжение и уменьшает время возврата,
· увеличение числа размыкающих контактов и давления их пружин увеличивает время я напряжение срабатывания.
Пользуясь этими основными положениями, можно для каждого типа реле подобрать удобный способ изменения его характеристик. При этом следует учитывать, что все эти изменения сильно сказываются на работе контактной системы реле. Ослабление возвратной пружины уменьшает надежность размыкающих контактов и ухудшает работу замыкающих контактов при разрыве тока нагрузки. Затяжка возвратной пружины увеличивает давление размыкающих контактов и облегчает разрыв тока нагрузки замыкающими контактами.
Поэтому для улучшения работы контактов целесообразно устанавливать максимально возможное натяжение возвратной пружины, обеспечивающее необходимые величины напряжения или тока срабатывания и возврата я время замедления. Изменение начального и конечного зазоров изменяет ход якоря и расстояние между замыкающими контактами.
Уменьшение этого расстояния ухудшает надежность разрыва дуги контактами. Поэтому выгоднее иметь максимально возможный ход якоря, а следовательно, и максимальное расстояние между разомкнутыми контактами.
На параметры реле влияет также количество работающих контактов и натяжение контактных пружин.
Рекомендуется следующий порядок проверки реле:
· измерить и установить рекомендуемые заводами-изготовителями расстояния между якорем и сердечником, между контактами, проверить ход якоря, возможность перемещения якоря в разных направлениях и т. п.,
· проверить электрические характеристики реле и, если они отклоняются от нормальных значений, отрегулировать реле в соответствии с указанными выше способами.
Реле имеет ограниченный ресурс это связано в первую очередь из-за принципа его работы: электромеханическое реле функционирует за счет работы магнитного поля и замыкания механических контактов. Механические контакты изнашиваются, катушка сгорает, отсюда и возникает необходимость его ремонта. Чаще всего ремонт заключается в чистке контактов или решении проблем с катушкой.
Конструкций реле может быть великое множество, но основные ответственные узлы одни и те же:
1. Катушка.
2. Контактные группы.
Их взаимное расположение, траектория движения, их количество может существенно отличаться.
Рисунок 11. Устройство реле с основными неисправностями
ü Проблема 1 - контакты
Пожалуй, на первом месте в проблеме функционирования всех коммутационных аппаратов является нагар или износ контактов. Для повышения долговечности и снижения контактного сопротивление они могут быть покрыты дорогими металлами, типа серебра, золото или платины.
Но ресурсы всех механических частей ограничены числом срабатываний. Кроме ударной нагрузки, которая возникает при их замыкании, контакты разрушаются от искр и дуг, которые непременно образуются при включении хоть сколько-нибудь мощных электроцепей, особенно если в их составе есть индуктивность или емкость.
Рисунок 12. Неисправность – нагар
Наверняка вы замечали, что когда вы включаете зарядное от смартфона или ноутбука в розетку проскакивает сноп искр, так вот это и есть процесс заряда входной ёмкости. От таких вспышек на контактах образуется нагар.
Если в розетке, благодаря её конструкции он не так страшен – ведь вы, вставляя и вынимая вилку, счищаете малую часть сажи, то в реле нагар накапливается, рано или поздно сопротивление контактов возрастает, они начинают сильнее греться, отсюда получается еще больше нагара.
Рисунок 13. Неисправность – выгорание
Следующий этап, это либо выгорание контактных пластин или деталей корпуса реле (автомата, пускателя…), либо, в лучшем случае, ток просто перестанет протекать через реле.
Рисунок 14. Неисправность - плохой контакт
В таком случае нужно восстановить контакты. В простейших случаях нужно почистить их ластиком. Вообще контакты чистят спиртом зубной щеткой, или ватной палочкой, или бумажкой смоченной в спирте, если расстояние между контактами маленькое, а после высыхания шлифуют замшей. После этого стоит усилить прижим контактов, если он ослабился и если есть возможность регулировки.
Но, если они обгорели достаточно сильно, а на замену поставить нечего, можно чистить их стеклянной бумагой или мелкой наждачкой. Только долговечность такого ремонта зависит от остаточного состояния контактов.
Здесь нужно счистить нагар и выровнять контактную площадку, при этом не оставить царапин и не снять слой металла. При этом плоскости контактов должны при их замыкании максимально друг к другу прилегать. От площади соприкосновения зависит переходное сопротивление и нагрев контактов при прохождении тока.
ü Проблема 2 – катушка
Магнитный поток, который возникает вокруг катушки, захватывает окружающие пространство и механизмы реле, происходит движение якоря и срабатывание контактов. Этого не произойдет, если катушка сгорела. Давайте рассмотрим частые проблемы с электромагнитной системой реле.
1. Обрыв провода обмотки в месте соединения (пайки) с клеммой. Возникает из-за вибраций, повышенном значении тока в катушке, коррозии и окисления.
2. Межвитковое замыкание. При такой неисправности характерен повышенный нагрев катушки, плохая подтяжка якоря и прижим контактов, повышенный гул (следствие возросшего тока), вибрации корпуса.
3. Обрыв провода в самой катушке.
ü Симптомы
Мы рассмотрели основные причины поломки реле. Их не так уж и много. Однако симптомов этих неисправностей больше. Чтобы правильно поставить диагноз и решить проблему нужно понять их причину. Давайте теперь поговорим о том, как они проявляются на практике.
ü Почему реле громко гудит
Межвитковое замыкание это локальное повреждение изоляции обмоточного провода катушки и прохождение тока напрямую через какую-то часть витков. Т.е. ток течет не по длине витка, а в точке, от одной массы проводника, к другой. Ток в таком случае может возрастать.
Тогда реле работает не в номинальном режиме, магнитный поток может отклоняться от необходимой величины в большую и меньшую сторону, это вызывает нестабильность положения якоря, вибрации в магнитопроводе, шихтованном железе. Особо заметен этот дефект на реле переменного тока, которые всегда слегка гудят, то при подобной проблеме они начинают сильно вибрировать, а их гул усиливается в разы.
Внешне проявляться это может как потемнения на отдельных участках катушки. Дальнейшая работа реле с таким дефектом приведет к тому, что в месте межвиткового замыкания будет происходить усиленный нагрев, со временем катушка перестанет функционировать, вариантов развития ситуации два:
1. Хороший – в катушке перегорит часть витков, и цепь будет разорвана, от образовавшейся гари ток перестанет протекать. Тогда магнитопровод и шасси катушки останутся целыми. В таком случае достаточно найти такую же катушку и произвести её замену. Для этого реле разбирается не полностью, а только в тех местах, где это необходимо, например в РВП катушка снимается с шасси и заменяется без каких – либо проблем.
2. Плохой вариант – реле нагревается и от высокой температуры происходит возгорание обмоток и изоляторов, в результате чего повреждается магнитопровод. Если он подвижный, как на фото выше, то дальнейшая его работа может быть нарушена или невозможна вообще, тогда кроме катушки нужно найти и магнитопровод, в таком случае проще поменять реле полностью, а сгоревшее оставить на запчасти, если контактные группы в нем уцелели.
Кроме самого реле это может повлечь за собой и дальнейшие проблемы в виде пожара. Поэтому если реле начало сильно гудеть – не откладывайте его осмотр на потом.
Катушку можно перемотать, обмоточные данные могут быть указаны на этикетке, которая опоясывает катушку. На фото ниже вы видите, какая может быть указана информация:
Теперь нужно удалить этикетку и посмотреть: может повреждение таится на поверхности? Тогда вы можете смотать немного провода, устранить проблему (заизолировать и спаять) и домотать обратно. Если на поверхности не видно дефектов, тогда нужно срезать или сматывать всю обмотку искать неисправность. Если она существенная – перематывать новым проводом.
Если такая этикетка сгорела, или повреждена нужно попробовать установить реле на обмоточный станок и размотать его вручную сосчитав число витков.
ü Трещит реле
Реле может трещать при плохом прижиме контактов, у такой проблемы есть три причины:
1. Износ контактов.
2. Разрегулировка прижимной пластины.
3. Недостаточный ток катушки.
У первых двух проблем больше механическое происхождение. Если контакты износились, они могут искрить и трещать. Тогда их нужно заменить. Если заменить нечем, можно попробовать их отшлифовать и выровнять.
Нужно добиться чтобы площадь соприкосновения была не меньше чем 2/3 от общей площади, чтобы это проверить, берут копировальную бумагу и прикладывают к обычной бумаге, после чего делают отпечаток контакта.
Натяжение (упругость пластин на которых расположены контакты) проверяют динамометром (в теории), на практике же, просто отгибают контакт и смотрят как он вернулся назад, если отгибался он слабо, и возвращался вяло – значит нужна регулировка. Если отгибался туго, а возвращался со щелчком – значит всё хорошо.
Если ток катушки малый реле тоже будет трещать. Дело в том, что тогда магнитное поле получается слабым и прижимная сила на контактах тоже. Ток катушки может быть малым из-за просадок напряжения, а также из-за проблем с проводкой. Возможно, где-то есть потери на соединениях, осмотрите все соединения и клеммы.
ü Реле залипает
Вы отключили цепь, а реле осталось в активном положении, при этом так происходит через раз, т.е. проблема не имеет устойчивого характера:
Причин может быть три:
1. Плохой контакт.
2. Влияние окружающей среды
3. Механическая неисправность.
4. Проблемы в проводке.
Плохое состояние контактов, как я уже неоднократно сказал, – причина нагрева, так вот нагрев может стать причиной залипания контактов. Контакты разогреваются до такой степени, что поверхность металла слипается.
Проверьте чистоту корпуса реле, и что внутри него, может быть, там поселилась какая-то живность, или его чем-то залили. Вполне вероятно природное происхождение проблемы, тип гнезда пауков в электрощите или чего-то подобного.
Если корпус реле в чем-то липком, то проверьте, нет ли этого вещества внутри, может быть это и есть причина залипания контактов. Ну и последний «природный» вариант – может оно замерзло?
Проверьте напряжение на контактах реле, возможно просто где-то есть утечка, и реле остается под напряжением и его контакты не разъединяются.
ü Реле не срабатывает
Обмотка катушки выполняется тонким медным эмалированным проводом. Толщина провода может быть в районе 0.07 мм и выше. От толщины провода и длины обмотки зависит мощность включения реле и ток необходимый для замыкания контактов.
Для подключения реле к другим устройствам на его нижней части (часто, но не обязательно на нижней) расположены клеммы или другие виды контактов. Простейшая проблема – это когда один из концов катушки отпаивается от этой клеммы.
В таком случае достаточно просто припаять конец катушки. Будьте аккуратны, когда будете зачищать провод от эмали, вы можете переломить его, и он в скором времени отвалится.
Возможно реле не срабатывает, потому что катушка оборвана. Обрыв может быть на поверхности, а может быть и в середине, тогда порядок действий такой же, как и в случае с межвитковыми:
1. Вытащить катушку.
2. Снять с неё оболочку.
3. Проверить обрыв на поверхности, если нет размотать поискать внутри.
4. Спаять место обрыва и заизолировать.
5. Собрать катушку.
ü Проверка реле
Быструю проверку реле можно выполнить прозвонкой или мультиметром. Для этого прозвоните контакты катушки, цепь должна быть замкнутой, если прозвонка не сработала – значит, катушка не в обрыве.
Следующий шаг проверить нормально-замкнутые контакты, когда на реле нет напряжения, они должны быть замкнуты, сопротивление стремиться к нулю, а прозвонка должна сработать. Подайте напряжение на обмотку и проверьте также нормально-разомкнутую пару. Она должна сомкнуться.
Более точную проверку можно провести мегомметром. Нужно прозвонить сопротивление между независимыми группами контактов, оно должно быть большим, конкретно, сколько написано в технических характеристиках коммутационного прибора, вообще от 1 МОм и выше. Также проверить сопротивление между катушкой и магнитопроводом, якорем. Оно тоже должно быть большим. В противном случае реле не будет функционировать правильно.
Для того чтобы обезопасить работу по проверке того или иного устройства релейной защиты и не допустить ложного отключения присоединения, защита которого проверяется, или других присоединений, панели защит которых расположены по соседству с проверяемым устройством, следует соблюдать необходимые меры предосторожности.
1. Проверка должна производиться специально обученным персоналом.
2. Перед началом проверки оперативный персонал подготавливает рабочее место. Для этого релейная защита и вторичные цепи, на которых будет производиться проверка, выводятся из работы, и с них снимается питание (отключающими устройствами, ключами, рубильниками, накладками, предохранителями, автоматами и т. п.). Панели защит, соседних с проверяемой, ограждают щитами или занавешивают специальными шторами как с передней, так и с задней стороны. В случае, если на одной панели с проверяемой находится и другая защита, то реле и ряд зажимов защиты, остающейся в работе, следует выделить или оградить таким образом, чтобы предотвратить ошибку персонала при проверке. Место работы должно быть обозначено плакатами «Работать здесь».
После допуска к работе персонал службы релейной защиты продолжает подготовку рабочего места, чтобы максимально обезопасить проверку и не допустить ложного отключения оборудования, находящегося в работе. Для этого выполняется следующее:
- все цепи отключения и включения на панели, находящейся в проверке, должны быть отсоединены на измерительных зажимах и изолированы, даже в том случае, если выходные цепи были предварительно отключены оперативным персоналом с помощью ключей и накладок.
- отсоединяются и также изолируются или закрываются изоляционным материалом все цепи, связывающие проверяемое устройство с другими панелями, цепи напряжения и постоянного тока.
- в процессе проверки переменное напряжение и оперативный ток на проверяемое устройство следует подавать от предохранителей или автоматов, установленных специально для проверок. Это необходимо для того, чтобы короткие замыкания, которые при проверке могут возникнуть в проверяемых цепях, не отразились на защитах, остающихся в работе.
- токовые цепи закорачивают и только после этого отсоединяют. Если в данных токовых цепях, кроме проверяемой, включены и другие защиты, которые могут ложно сработать при операциях в токовых цепях, эти защиты следует вывести из работы на время производства переключений.
Лица, принимаемые на работу, связанную с непосредственным обслуживанием, ремонтом, испытанием или наладкой электротехнического оборудования, обязательно проходят медицинское освидетельствование в соответствии со списком производств и профессий, утверждённых приказом Министерства здравоохранения к работе в электроустановках до этого времени он исполняет обязанности дублёра – работает под наблюдением и руководством опытного основного дежурного. При этом как дублёр, так и лицо его контролирующее, в равной степени отвечают за работу оборудования. Лишь после стажировки новый работник может быть допущен к самостоятельной оперативной работе.
Допуск к стажировке и самостоятельной работе оформляется специальным распоряжением с обязательным указанием о том, что работник прошёл проверку знаний правил техники безопасности. Во время стажировки на рабочем месте ответственность за соблюдение техники безопасности возлагается как на стажёра, так и на лицо, его контролирующее.
В процессе текущей работы весь производственный персонал предприятий энергосистем в обязательном порядке проходит систематическое производственное обучение и обучение безопасным методам работы.
Для оперативного и оперативно-ремонтного персонала установлены следующие обязательные формы обучения:
а) инструктаж на рабочем месте по ПТЭ, ПТБ и инструкциям не менее одного раза в месяц;
б) противоаварийные тренировки не менее одного раза в квартал;
в) курсовое без отрыва от отпускаются лица в возрасте не моложе 18 лет. Пракикантам технических училищ, не достигших 18-летнего возраста, разрешается пребывание в помещении электроустановок, в котором расположено электрооборудование и электроаппараты, ограниченное время и под постоянным надзором опытного работника; их нельзя допускать к самостоятельной работе и присваивать III и выше квалификационные группы по технической безопасности.
До назначения на самостоятельную работу дежурный и оперативно-ремонтный персонал приходит теоретическую подготовку, обучается на рабочем месте, осваивает правила технической эксплуатации и правила техники безопасности в объёме, необходимом для его рабочего места, правила Госгортехнадзора, инструкции. Обучения контролирует начальник цеха или лицо, ответственное за эксплуатацию установок.
По окончанию обучения специальная квалификационная комиссия проверяет знание правил техники безопасности у нового работника и присваивает ему квалификационную группу по технике безопасности.
После проверки знаний оперативные и оперативно-ремонтный работник проходит стажировку от двух до четырёх недель в зависимости от сложности работы.
Для ремонтных рабочих обязательны инструктажи на рабочем месте и курсовое обучение. Для высококвалифицированных рабочих организуется тематические курсы и лекции. Инструктаж проводят руководители цехов, подстанций, лабораторий, смен, участков и мастера в рабочее время. Цель инструктажа – обучить каждого рабочего правильным и безопасным методам работы, уходу за оборудованием, применению инструкций и правил в рабочей установке. Одновременно контролируется знания персонала ПТЭ и ПТБ. В течение года должен быть освещены все вопросы работы инструктируемых лиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература:
1. Басс Э.И., Савостьянов А.И., Семенов В.А.. Электромонтер по эксплуатации релейной защиты и автоматики 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Высшая школа, 1967
2. Беркович М.А. Справочник по релейной защите. 3-1. Реле токовые электромагнитные ЭТ-520. Описание и технические характеристики
3. Инструкция по наладке и проверке мгновенных реле тока и напряжения серии ЭТ и ЭН. В. Н. Вавин, О. А. Гильчер, А. Н. Савостьянов. М.-Л.: ГЭИ, 1960
4. Кузнецов И.Д., Петров Г.П. История Чебоксарского электроаппаратного завода. Чувашское книжное издательство, 1975
5. РД 34.35.307 Инструкция по проверке и наладке реле тока и напряжения серий ЭТ, РТ, ЭН, РН. М.: Союзтехэнерго, 1979
Источники:
Дополнительная информация (источники информации)
1. Справочник по релейной
защите. М.А. Беркович. 3-1. Реле токовые электромагнитные ЭТ-520. Описание и
технические характеристики (pdf, 85 кБ.) >>скачать
2. История чебоксарского электроаппаратного завода. Кузнецов И. Д., Петров Г.
П. Чувашское книжное издательство, 1975 >>скачать
3. РД 34.35.307 Инструкция по проверке и наладке реле тока и напряжения серий
ЭТ, РТ, ЭН, РН. М.: Союзтехэнерго, 1979
4. Инструкция по наладке и проверке мгновенных реле тока и напряжения серии ЭТ
и ЭН. В. Н. Вавин, О. А. Гильчер, А. Н. Савостьянов. М.-Л.: ГЭИ, 1960
5. Электромонтер по эксплуатации релейной защиты и автоматики 2-е издание,
исправленное и дополненное. Э. И. Басс, А. И. Савостьянов, В. А. Семенов. М.:
Высшая школа, 1967
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.