Мельникова Н.А.
учитель английского языка МАОУ «Гимназия №1»
Технология Scaffolding на уроках английского языка
В условиях перехода на ФГОС и личностно-ориентированное обучение перед учителями встает вопрос, какие современные технологии и методы помогут индивидуализировать процесс обучения, что может способствовать развитию личности каждого обучающегося. Среди новых поддерживающих техник и приемов при обучении иностранному языку можно выделить стратегию скаффолдинга для повышения качества образования и развития положительных личностных качеств обучающихся.
В последнее время учителя все чаще сталкиваются с понятием «выученной беспомощности». Выученная беспомощность наблюдается, когда задание кажется выполняющему настолько трудным, что начинаются сомнения в своей способности найти правильное решение.
Выученная беспомощность - это психологическое состояние, которое связано с мотивацией деятельности. Учащиеся с внешней учебной мотивацией, сталкиваясь с временными трудностями, испытывают чувство беспомощности и снижают активность. Люди с внутренней мотивацией более устойчивы к временным непреодолимым трудностям, при столкновении с трудностями не снижают уровень активности. Задача учителя - создать высокую внутреннюю мотивацию.
На выручку педагогу приходит стратегия скаффолдинга.
В переводе с английского слово «скаффолдинг» (scaffolding) означает «строительные леса». В англоязычных образовательных медиа и литературе этим термином называют процесс, при котором обучающийся решает задачу при поддержке учителя или другого более опытного человека. При этом задача настолько сложна, что в одиночку ученик точно не справится, но при поддержке она оказывается ему по силам. Эту поддержку и обозначают метафорой «строительных лесов», или «подпорок». Чем лучше ученик овладевает новым навыком или знанием, тем меньше он нуждается в этих «подпорках», и в конце концов учитель убирает их.
Именно такие подпорки лучше всего отражают метафору «строительных лесов» в обучении. Без них арка не будет держаться, пока не будет достроена полностью. Изображение: Альфред Легер, Les travaux publics, les mines et la métallurgie aux temps des Romains, 1875 г.
Чтобы сделать концепцию скаффолдинга ещё понятнее, американская преподавательница Ребекка Албер объясняет, что является его противоположностью: «Сказать ученикам: „Прочитайте научную статью на девять страниц, напишите подробное эссе на тему этой статьи и сдайте его в среду “». Если учитель хочет, чтобы ученики поняли статью и запомнили главные тезисы, то, следуя логике скаффолдинга, перед тем как задавать написание эссе, он просмотрит материал вместе с обучающимися и объяснит ключевые термины. Ещё лучше разбить текст на части и прочитать каждую из них на занятии, обсуждая всем классом, считает Албер.
Основные преимущества скаффолдинга – мотивация и эффективность.
Как только уровень навыков повышается, появляется чувство независимости в обучении, что мотивирует учеников к дальнейшему совершенствованию навыков.
Основные приемы стратегии скаффолдинга
1. Обращение к личному опыту учащихся. Попросите учащихся поделиться собственным опытом по содержанию обучения и как это к ним относится. Начинайте обучение, основываясь на личном опыте своих учащихся.
2. Примеры. Как гласит пословица лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Всегда показывайте учащимся конечный продукт, что именно они должны делать.
3. Время на обсуждение. Всем учащимся требуется время на осмысление новой информации. Необходимо создать условия для обсуждения нового материала учащимися друг с другом, в парах или группах.
4. Использование наглядности. Опоры в виде графических организаторов, картинок, диаграмм помогают учащимся визуально представлять свои идеи, организовывать информацию и осознать такие понятия, как последовательности и причинно-следственные связи. Графический организатор - инструмент скаффолдинга, участвующий в формировании мышления учащихся.
5. Предварительное снятие трудностей. Перед тем как дать учащимся новый текст, необходимо отработать с учащимися сложную лексику и грамматические структуры этого текста, чтобы они не потеряли интерес в процессе работы над ним, постоянно мотивируя учеников. Используйте фотографии, метафоры, проведите аналогии или введите слова в контексте, который интересен учащимся.
6. Пауза, вопросы, пауза, обсуждение. Этот прием позволяет проверить понимание учащимися текста или темы. Сначала учащиеся читают текст, затем обсуждают его, после этого дается время на осмысление полученной информации. Далее учитель задает вопросы направляющие и открытые. Задав вопрос, следует выдержать паузу и потом дать возможность ответить.
Поддержка обучения заключается в предоставлении ученикам ресурсов (справочная литература, грамматический справочник, словари, аудио и видео ресурсы, ресурсы Интернета), заданий, соответствующих уровню, (разноуровневые задания с критериями оценки), различные примеры, образцы, инструкции и руководства.
Учителю важно уметь применять скаффолдинг на практике. Рассмотрим это на некоторых примерах.
Примеры практического применения стратегии скаффолдинга на уроках английского языка:
1. Схема/диаграмма. Например, при объяснении порядка слов в предложении
2. Алгоритм /инструкция. Например, организуя высказывания по тексту, учитель задает учащимся алгоритм с помощью вопросительных слов: Who? When? What? How? Result? Your opinion?
3. Карточки-подсказки. Это могут быть, например, разнообразные флэш-карты при изучении лексики.
4. Mind map.
5. Кластеры.
6. План или карта.
7. Карточки типа “flow chart” (При чтении текста разместить картинки в нужном порядке или подобрать части текста к ряду картинок).
8. Визуальные образы (картина, фото, плакат, символика, таблица).
9. Чек-лист (как план действия по освоению темы или заданий урока).
Существует два вида скаффолдинга:
-строгий скаффолдинг (предопределение сопровождения обучения);
-умеренный/условный скаффолдинг (поддержка относительно индивидуальных потребностей обучающихся).
Однако учителю важно понимать, что СКАФФОЛДИНГ - это временная поддержка, которая постепенно уменьшается, как только ученик становится способным самостоятельно обучаться и выполнять задания.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.