"Технология составления учебных программ" (Методические рекомендации для специальных образовательных учреждений)

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технология составления программ..doc

Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Кафедра управления образованием

 

 

 

 

 

 

М. В. Корнилова

 

 

 

 

Технология

составления учебных программ

 

Методические рекомендации

для специалистов образовательных учреждений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2004

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

 

1.      Структура учебной программы…………………..…………………….5

 

2.      Характеристика основных блоков программы…… ………………….6

 

2.1  Введение…………………………………………………..………..6

2.2  Организация содержания образования………………..………….13

2.3  Содержание программы…………………………………………...15

2.4  Список литературы…………………………………………………16

2.5  Перечень ключевых слов…………………………………………..17

2.6  Контрольные материалы…………………………………………...18

2.7  Приложения…………………………………………………………24

 

3.     Оформление учебных программ………………………………………………………..25

 

Заключение…………………………………………………………26

 

Список литературы………………………………………………………….27

 

Приложения…………………………………………………………28

 

 

                                                                            

 


Введение

 

Учебная программа, представляющая информацию о курсе (дисциплине, факультативе) в концентрированном виде, является одним из источников оценки качества педагогической деятельности специалиста в области образования.

В настоящее время в образовательных учреждениях используются типовые  учебные программы по предметам, которые утверждаются Министерством образования Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами учебных рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.

Учебная рабочая программа - «визитная карточка» дисциплины (курса, факультатива), являющаяся своеобразным путеводителем, в первую очередь, для заказчиков данных образовательных услуг - учащихся и их родителей.

Данные методические рекомендации предполагают рассмотрение технологии составления учебной рабочей программы по дисциплине (курсу, факультативу) с учетом требований, предъявляемых к такому роду учебно-программных материалов.

Позволим напомнить значение слова «программа»:

1. план деятельности, работ;

2. содержание основных положений и целей;

3. документ с основными направлениями работы (5).

Учебная рабочая программа обусловлена образовательными потребностями конкретной категории обучаемых. Это объективная заинтересованность в определенных образовательных услугах, субъективно выраженная в обращенных к системе образования интересах и ожиданиях.

Учебная рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету.

Цель учебной рабочей программы - планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи учебной рабочей программы - конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

Требования к содержанию учебной рабочей программы (можно использовать в качестве основных критериев при экспертизе).

1.  Соответствие современному уровню развития науки.

2. Четкое определение место, роли и задач учебной дисциплины (курса, факультатива).

3. Реализация принципов системного подхода в отборе программного материала.

4. Единство и логическая преемственность элементов содержания программы.

5. Учет межпредметных связей, обеспечивающий «состыковку» программы.

6. Конкретность определения требований к приобретаемым обучающимися знаний и умений.

7. Рациональный выбор форм организации процесса обучения с учетом специфики учебной дисциплины.

8. Мотивированная дозировка разделов и тем программного материала с учетом возраста обучаемых.

 

 

1. Структура учебной программы

Структура программы определяет внутреннюю логику организации учебно-методического материала в виде иерархической системы.

Схема

Структура учебной программы

Овал: 1 блок программы
Аспекты содержания «Введения»
 
Овал: 2 блок программы

Структура организации содержания образования («Учебно – тематический план»)

 
Овал: 3 блок программы

Содержание программы

 

Список литературы для учащихся

 

Список литературы, использованной педагогом

 

2. Характеристика основных блоков программы

2.1 Введение

         

Введение содержит общую характеристику учебной дисциплины (курса, факультатива) и раскрывает основные особенности ее изучения.

Первый блок программы (см. схему) можно назвать введение,

                                                          вводная часть,

                                                          объяснительная записка,

                                                          пояснительная записка,

                                                          концепция (для авторских программ).

Рассмотрим первый блок программы по аспектам (аспект - самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством) с приведением маркеров (устойчивые словесные обороты речи).

 

Таблица 1.

Состав аспектов содержания «Введения»

Аспекты содержания первого блока

 

Маркеры

1

2

1.Актуальность разработки курса

·     Актуальность данной проблемы возрастает в связи с ..., связанными с ...

·     В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования ... относятся ...

·     В связи с ... большое значение приобрела проблема ...

·     Интерес к вопросам обучения ... обусловлен ...

·     Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы ...

2.Причины введения учебной дисциплины (курса, факультатива)

·     Необходимость введения ... обусловлена несоответствием действующих ... и требований ...

·     Причины введения ... заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как ...

·     Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью ... и недостаточной ...

·     Введение ..., как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что ...

3.Особенности программного материала

·     Специфика данной учебной дисциплины обусловлена ...

·     Особенность изучаемого курса состоит в ...

·     Программа ... ориентирована на применение широкого комплекса ...

·     Отличительными чертами данной программы являются ...

·     Особый акцент в программе сделан на использование ..., что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

·     Предлагаемая программа является ... Она построена на основе ...

·     Нами переработаны авторские материалы ... (8), являющиеся основанием данной учебной программы.

·     Базой данного курса являются программы ... (5).

4. Роль и место дисциплины (курса, факультатива)

·     Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план ...

·     Особое место данного курса обусловлено ... в структуре учебного плана ОУ.

·     Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как ...

·     Факультатив тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как ...

5. Адресат

·     Программа адресована ..., а также может быть частично использована в ... классах.

·     Курс рекомендован учащимся ...

·     Программа рассчитана на обучение ...

6. Требования к знаниям и умениям обучающихся.

·     В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:

1. .......................................;

2. .......................................;

знает:

4. .......................................;

5. .......................................;

умеет:

6. .......................................;

7. .......................................;

владеет:

9. ......................................;

10. ....................................;

·     В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия ..., этапы развития ..., принципы организации ...; понимать вопросы ...; уметь использовать ..., применять способы ..., решать ..., проводить ..., пользоваться ..., владеть культурой ...

7.Целевая установка

·     В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является ... (содействие формированию ..., создание условий для ..., ознакомление с ..., формирование целостного представления...).

·     Данный курс преследует цель ...

·     Данная программа имеет цель ...

·     В ходе ее достижения решаются задачи:

1. формировать систему ...;

2. совершенствовать умения ...;

3. развивать творческий подход к ...;

4. создать основу для понимания ... (скоординировать ..., определить ..., упорядочить ..., систематизировать ..., углубить понимание ...).

·     Достижение  поставленной цели связывается с решением следующих задач: ...

·     Основные задачи программы заключаются в следующем:

8.Структура программы

·     Графическая форма представления курса в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных задач.

·     В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1. « ..........»;

2. « ..........»;

3. « ..........».

·     В курсе освещаются следующие темы (разделы, вопросы, проблемы): ...

·     Программа ... включает следующие разделы: ...

9.Формы организации учебного процесса

·     Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).

10. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.

·     Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по ...

·     При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы ...

·     Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий по ...

·     В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах..., занимаются индивидуально ...

11.Итоговый контроль

·     Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает ... вопросов (заданий) по основным проблемам курса.

·     Курс завершается зачетом (экзаменом, тестом, контрольной работой) в ... четверти (полугодии). При этом к зачету обучающийся должен представить ..., продемонстрировать ..., провести ..., показать ...

·     Контрольные (зачетные и др.) требования сводятся к следующему: ...

·     Изучение курса завершается контрольным тестом, который включает ...

·     Обязательным условием допуска ученика к зачету (экзамену и др.) является выполнения ... и представление ...

12. Объем и сроки изучения

·     Программа ... общим объемом ... часов изучается в течение ... четверти (полугодия).

·     Курс рассчитан на ... часа лекционно-практических занятий в ... классе.

 

 

2.2. Организация содержания образования

Рассмотрим второй блок программы (см. схему), который дает представление о последовательности изучения учебной дисциплины (курса, факультатива) с приведением расчетной сетки часов в разрезе форм организации учебного процесса (уроки, лекции, практические, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа и др.).

Таблица 2.

Учебно-тематический план

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Формы

Всего

лекции

практика

контроля

Раздел 1. _______________

1.1. ______________

1.2. ______________

1.3. Резервное время

     Итого по разделу:

 

8

34

2

44

 

4

4

-

8

 

4

30

2

36

 

 

 

контроль-ная работа

Раздел 2. _______________

2.1. ______________

2.2. ______________

     Итого по разделу:

 

10

12

22

 

4

10

14

 

6

2

8

 

 

тест

...............................

...............................

 

.................

 

..................

 

...................

 

...................

     Всего

108

40

68

 

 

Примечание: количество столбцов в расчетной сетке часов определяет педагог в зависимости от особенностей учебного материала и возраста учащихся.

Например:

Наименова

ние разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Уроки

Экскур

сии

Лабора

торные занятия

Самостоя

тельная работа

1

2

3

4

5

6

7

………………

…………

…………

………..

…………

…………

………..

 

 

2.3. Содержание программы

 

Какие требования предъявляются к третьему блоку программы?

1. Содержание определяется задачами программы (см. блок 1).

2. Содержание структурировано, выделены разделы, темы, подтемы.

3. Строгое соответствие текста содержания программы учебно-тематическому плану (см. блок 2).

4. Названия разделов, тем, подтем должны начинаться с абзаца.

5.Употребляются предложения телеграфного стиля, основой которых являются ключевые словосочетания (слова).

6. Не допускается использование сложных синтаксических конструкций и фраз, имеющих многозначное толкование.

Текст программ должен быть точным, что достигается правильным подбором слов, не допускающих двоякого толкования; ясным, проявляющимся в умении излагать мысли доступно и доходчиво; кратким, выражающимся в умении избегать ненужных повторов и излишней детализации.

Исходя из принципов системного подхода, можно предложить делать ссылки на задачи учебной программы при написании текста содержания.

                                                                                                              Таблица 3

 

Содержание учебной программы ...

 

Раздел 1 _____________________

     Тема 1. ______________________

     ________. ____________. ________

     Тема 2. __________ и т.д.

 

 

 

 

2.4. Список литературы

 

В рабочей учебной программе (см. схему) должны быть представлены два списка литературы: список литературы, используемый педагогом при составлении программы и организации учебного процесса и список литературы для обучающихся, который включает учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии и другие источники по предмету.

Списки строятся по алфавитному ряду.

Записи рекомендуется располагать следующим образом:

- если указано несколько работ одного автора - по году издания;

- при совпадении первых слов в названиях источников - по алфавиту вторых и т.д.;

- указывать количество страниц документа (источника), если он полностью изучен - 336 с.;

- если рассматриваем несколько страниц - С. 30-38.

 

Например:

1. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка: учеб. пособие / М. Н. Кожина. - М.: Просвещение, 1977. - 223 с.

2. Скок, Г. Б. Как спроектировать учебный процесс по курсу: учеб. пособие для преподавателей / Г. Б. Скок, Н. И. Лыгина, Н. И. Колесникова,                          Е. В. Низовских. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. - 83 с.

3. Методологические проблемы современной науки / Сост. А. Г. Москаленко.- М.: Политиздат, 1979. - 295 с.

4. Статьи из журналов и газет.

Усова, А. В. Чтобы учение стало серьезным и успешным / А. В. Усова // Педагогика. - 2000. - №4. - С. 30-33.

Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по изучению курса и показывает тщательную работу составителя программы.

 

 

2.5. Контрольные материалы

Содержание итоговых форм контроля, приведенных в учебно-тематическом плане (см. с. 14), необходимо подробно описать в виде нетестовых и тестовых заданий. Они могут быть представлены контрольными (зачетными, экзаменационными) вопросами (заданиями) по вариантам или тестам.

 

 

Таблица 4

Характеристика контрольных заданий

Нетестовые задания

Тестовые задания

1

2

Вопросительная или отрицательная форма

Тестовое задание в утвердительной форме, например, предложения, которое нужно закончить или вставить пропущенные слова, символы, формулы

Вопрос понимается неоднозначно (есть возможность его уточнять в беседе)

Четко, однозначно сформулированное задание

Вопрос включает в себя несколько более простых вопросов

Задание содержит только одну законченную мысль

Вопрос перегружен синтаксическим конструкциями, содержит двойные отрицание

В здании используется не более одного деепричастного (причастного) оборота. Чаще это простое распространенное предложение

Вопрос содержит вводные фразы, повторы и сведения, мало связанные с основным вопросом

Задание очищено от материала, не связанного или мало связанного с ним.

Вопрос допускает неоднозначность ответа (это нормально для творческих задач)

Задание имеет один, однозначный, правильный ответ

Короткий вопрос и длинный ответ

Четкий (при необходимости длинный) вопрос и краткий ответ

Ответ на вопрос зависит от ответа на предыдущий вопрос

Задания не связаны друг с другом

Вопрос выясняет мнение ученика по поводу изученного материала

Задание оценивает уровень владения учебным материалом

Вопрос неявно содержит правильный ответ

Задание исключает все вербальные ассоциации, помогающие выбору правильного ответа с помощью догадки

Вопрос с «ловушкой»

Задания с «подвохом» отсутствуют, т.к. они вводят в заблуждение наиболее подготовленных обучаемых (остальные просто могут не увидеть «ловушки» в задании)

Различные способы представления правильных ответов

Одна инструкция для групп однотипных зданий

Время ответа на вопрос колеблется в широких пределах

Ограничение на время выполнения каждого задания (1-2 мин.) и теста в целом

Ответ на вопрос требует дополнительных, сложных вычислений и оформления

Ответы краткие, их форма оговорена в инструкции, они не требуют сложных расчетов («вижу - пишу»)

Ответ требует заученной формулировки, пересказа

Ответ требует умения применять полученные знания в конкретных ситуациях

Ответ может быть оценен как частично правильный

Задание оценивается или как верное, или как неверное. Промежуточных оценок нет

Распространенная форма вопроса: «дано - найти»

Задания предлагают сравнивать, сопоставлять, находить закономерность и т.д.

Обязательное участие преподавателя в оценке правильности ответов

Технологичность процедуры выставления оценок, не требующей участия в ней преподавателя

Вопросы требуют только знания конкретных фактов, определений, законов, правил

Задание имеет «второй» план, требующий определенных общеинтеллектуальных умений

Вопросы случайны, не проверяют задаваемый целями учебной дисциплины уровень подготовки ученика

Задания соответствуют целям учебной дисциплины

 

 

Для разработки теста можно использовать различные типы тестовых заданий (см. табл. 5).                                                                                Таблица 5.

Перечень основных типов тестовых заданий

Типы заданий

Краткая характеристика

1

2

1. Закрытые задания

 

1.1. Альтернативный выбор

Задание содержит вопрос и варианты ответов.

Имеет два варианта ответа (да/нет, верно/неверно и т.д.), недостаток - высокая степень угадывания, которая может быть уменьшена за счет увеличения числа заданий в тесте. Число правильных ответов типа «да» или «нет» должно быть примерно равным, что предупреждает желание ответить одинаково на все вопросы.

1.2.          Множественный выбор

 

1.2.1. Задание с одним (отрицательным или положительным) правильным ответом

 

 

 

 

 

1.2.2. Задание с множественными ответами (верно/неверно)

 

 

 

 

 

 

1.2.3. Задание на определение причинной зависимости

Задание содержит вопрос и несколько вариантов ответов.

За неоконченным утверждением, рисунком, формулой следует несколько (пять - оптимальное число) правдоподобных ответов. Сложность - поиск правдоподобных ответов; лучший вариант, если ответы являются верными, но в других ситуациях.      

 

За утверждением, схемой, формулой следует чаще всего четыре пронумерованных ответа, например, выберете

        А              В              С           D

Если верно     Если верно   Если верно  Если все

    1,2,3            1,3             2,4        верно

 

Проверяется понимание причинной зависимости между двумя явлениями. Вначале тестируемый определяет верно или неверно каждое из утверждений по отдельности, а затем определяет верна или неверна зависимость между ними.

 Ответ   утверждение 1   утверждение   2 связь

   А              1                     0                  1

   В              0                      1                 0

   С              1                      1                 0

   D              0                      0                 0

                1 - верно, 0 - неверно

2. Открытые задания (или задания со свободно конструируемым ответом)

Ответы в произвольной форме

2.1. Задания дополнения

 

 

 

2.2.Задание свободного изложения

Требуется вписать пропущенное слово, символ, знак и т.д. Прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого проверяется.

Как правило, это условие задачи или описание конкретной ситуации, требующие решения.

Сложность составления задания связана со сложностью формализации ответов.

3.Задания соответствия

Дается две колонки слов, фраз, рисунков, формул, требуется определить соответствие. Число вопросов и ответов должно быть неравным

4. Задание на классификацию (могут быть закрытыми или открытыми)

Для классификации необходимо сравнить объекты по общему для них всех признаку, нельзя классифицировать по двум различным признакам, классификация должна быть исчерпывающей, каждый объект попадает только в один класс.

5.Задачи  на установление последовательности

В задании в произвольном порядке приводятся действия или процессы, связанные с определенной задачей. Необходимо установить правильный порядок приведенных действий и указать его с помощью цифр.

6. Задания на исключение лишнего

В задании представлен перечень слов, элементов, событий, законов, процессов, предметов и т.д. по определенному признаку, свойству, области применения, принадлежности к классу, блоку, системе и т.п. необходимо исключить лишний компонент.

Использование различных типов заданий, каждое из которых лучше всего проверяет подготовку по этому конкретному материалу, повышает качество теста.

 

2.7. Приложения

Приложения оформляются по желанию составителя учебной программы. В эту часть программы можно поместить дидактический материал, используемый в учебном процессе; работы обучающихся; конспекты занятий, обобщающих уроков;  аналитические справки по результатам работы по данной учебной рабочей программе и др.

 

 

 

 

Приложения нумеруются и должны иметь название.

Например,

Приложение 1

Рекомендуемые темы рефератов

1. ____________________________.

2. ____________________________ и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 Перечень ключевых слов

Перечень ключевых слов представляет в программе упорядоченный в алфавитном порядке список ключевых слов (словосочетаний), который характеризует содержание учебного курса (дисциплины, факультатива) и формирует компактное представление о курсе в целом.

Толкование основных перечисленных понятий не дается.

Например:

1. Корень слова

2. Окончание слова

3. Основа слова

4. Приставка слова и т.д.

 

                             3. Оформление учебных программ

Программа должна быть напечатана или написана от руки на одной стороне стандартного листа (А4: 210Х297).

Поля:          левое - 30 мм;

                   правое - 15 мм;

верхнее - 20 мм;

нижнее - 20 мм.

Страницы считаются с обложки, но порядковый номер ставят со 2 страницы, на которой помещают содержание. Порядковый номер страницы ставится в середине верхнего поля.

С новой страницы начинается каждый блок программы. Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (программа заканчивается 23 страницей, приложение начинается с 24).

Оформление обложки и титульного листа дано в приложениях.

Ежегодно учебные рабочие программы принимает педагогический совет перед началом учебного года, поэтому титульный лист меняется .

 

 

Заключение

Таким образом, в методических рекомендациях предложена технология составления рабочей учебной программы. Она не зависит от типа образовательного учреждения и от преподаваемого предмета, курса или факультатива.

Хотелось бы посоветовать коллегам не ориентироваться лишь на форму программы, желая в нее поместить старое содержание. Те, кто действительно ставят для себя вечный вопрос «Чему и как учить», как правило, совершенствуют программу в несколько приемов, возвращаясь, осмысливая и корректируя ее. Это непрерывный процесс.

Опыт работы в системе повышения квалификации показывает, что для большинства учителей проектирование учебной программы становится первым этапом настоящего исследования, объектом которого является образовательный процесс.

Нами ставилась основная задача помочь спроектировать и описать свой курс (факультатив, учебную дисциплину) так, чтобы замысел был ясен не только узкому кругу профессионалов, но и родителям и ученикам. Читателям судить о том, насколько это удалось.

Список литературы

 

1.  Гендина, Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе: стандарты высшего учебного заведения / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова. - Кемерово, 1998. - 170 с.

2.  Загвязинский, В. И. Учитель как исследователь / В. И. Загвязинский. - М., 1980. - 86 с.

3.  Ильясов, И. И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине / И. И. Ильясов, Н. А. Галатенко. - М., 1994. - 113 с.

4.  Кларин, Н. В. Инновации в обучении / Н. В. Кларин. - М., 1997. - 67 с.

5.  Краткий словарь современных понятий и терминов. - М., 1995. - С. 342.

6.  Майоров, А. Н. Тесты школьных достижений: конструирование; проведение, использование / А. Н. Майоров. - СПб, 1996. - 46 с.

7.  Орлов, О. С. Как составить образовательную программу / О. С. Орлов. - М., 1997. - 39 с.

8.  


9.