Технологическая карта пробного урока технологии в начальной школе
Дата: 05.02.2020 г.
Школа: МБОУ СОШ№18
Класс: 2 «Б»
Учитель: Китова Татьяна Зиновьевна
Методист: Терских Галина Аттиковна
Практикант: Зелич Нина Витальевна
Тип урока: открытие нового знания
Тема урока |
«Корзинка-валентинка» |
Цель |
Развитие художественно-конструкторских способностей, познавательного интереса и практических умений детей через освоение техники оригами. |
Задачи
|
Образовательные: 1) познакомить с художественной техникой оригами и с историей появления праздника «Дня влюблённых»; сформировать представления о базовых формах и условных знаках оригами; 2) закрепить навыки анализа конструкции изделия, планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану. 3) совершенствовать навыки выполнения технологических операций: сгибания, складывания и склеивания тонкого листа бумаги при изготовлении изделия «Корзинки-валентинки». Развивающие: способствовать развитию конструкторского, технологического, образного, художественного мышления; слуховой и зрительной памяти; диалогическая речи; мелкой моторики и фантазии. Воспитательные: 1) способствовать воспитанию ответственности за выполнение работы; бережного отношения к природе; интереса к технике оригами. 2) способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия. |
Планируемые результаты |
Предметные: - иметь представление - знать - уметь Формируемые УУД: - личностные - регулятивные - коммуникативные - познавательные |
Основные понятия |
Оригами, базовые формы оригами, условные знаки; 14 февраля |
Межпредметные связи |
математика, изобразительное искусство, русский язык, окружающий мир |
Оборудование
|
Оборудование учителя: образец изделия «Корзинка-валентинка», пошаговая последовательность выполнения изделия – предметная технологическая карта; слайдовая презентация: иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины (для словарной работы); раздаточный материал – шаблоны «Сердца». Оборудование учащихся: Материалы: цветная бумага для оригами, клей; ленточка. Инструменты: кисточка для клея, ножницы, карандаш. Приспособления: клеенка (или газета), макулатурная бумага, салфетки для удаления клея. |
Литература, интернет-ресурсы |
Литература: Лутцева, Е А. Технология. 2 класс [Текст]: учеб. Для общеобразоват. Организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. – 5-е изд. – Москва : Просвещение, 2014. – 184 с. : ил. - (Школа России). Интернет - ресурсы https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-belochka.html |
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) |
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников |
Планируемые результаты
|
Время |
|
Предметные |
УУД |
||||
|
I. Организация класса на работу |
|
|
|
|
Мотивировать учащихся к учебной деятельности.
|
Здравствуйте, второй класс! Я очень рада видеть вас. Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь!
|
Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.
|
|
Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений; |
1 мин
|
|
II. Формулирование темы урока, постановка цели |
|
|
2 мин |
|
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися. |
- Какой праздник у нас приближается? (День Св. Валентина) - Когда он празднуется? (14 февраля) - А что принято дарить на день влюбленных? (валентинки) - Правильно, сегодня на уроке мы будем изготавливать Корзинку-валентинку, а в каком стиле вам предстоит отгадать. - Перед вами расколотое на части сердце, нужно склеить его и получим ответ. (ОРИГАМИ) - Правильно. Сегодня мы будем изготавливать Корзинку-валинтинку в стиле оригами. |
С помощью учителя формулируют тему и цель урока, |
|
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя. |
|
|
III. Вводная беседа |
|
|
3-5 мин |
|
Познакомить с художественной техникой оригами и с историей появления праздника «Дня влюблённых». |
-Как вы думаете, что такое оригами? (ответы детей). - Оригами – искусство складывания из цветной бумаги. Наверняка, все из вас пускали самолетики, лодочки – это и есть оригами. - Прежде чем приступить к практической работе, давайте немного побеседуем. - Знаете ли вы, где появилось это искусство? (в Китае, где впервые появилась бумага) - А теперь поговорим о предстоящем празднике, о его истории. Послушайте легенду. День святого Валентина отмечают 14 февраля День святого Валентина — самый романтичный праздник! Во всем мире его отмечают как день любви: мальчики и девочки, мужчины и женщины обмениваются валентинками— поздравительными открытками в форме сердечек. Эта традиция появилась очень давно, еще в VII веке. А вот как именно она появилась? «В 269 году римский император Клавдий II запретил своим легионерам жениться, чтобы семья не отвлекала их от военных дел. Но нашелся единственный во всем Риме христианский проповедник Валентин, который сочувствовал влюбленным и старался им помочь. Он мирил поссорившихся возлюбленных, сочинял для них письма с признаниями в любви, дарил цветы молодым супругам и тайно венчал легионеров — вопреки закону императора. Клавдий II, узнав об этом, велел схватить священника и бросить его в тюрьму. Но и там Валентин продолжал творить добрые дела. Он влюбился в слепую дочь своего палача и исцелил ее. А произошло это так: перед казнью молодой священник написал девушке прощальную записку с объяснением в любви, подписанную: «От Валентина». Получив эту весточку, дочь тюремщика прозрела. Валентина казнили 14 февраля 269 года. С этих пор люди отмечают этот день как праздник влюбленных. Через двести лет Валентина провозгласили Святым, покровителем всех влюбленных. Всемирный праздник признаний в любви теперь отмечается повсеместно. А в память о письме, написанном Валентином своей возлюбленной, 14 февраля влюбленные дарят друг другу поздравительные открытки — валентинки. Согласно традиции, их не подписывают, или почерк стараются изменить: считается, что человек должен сам догадаться, кто прислал ему валентинку. Кроме валентинок в этот день мужчины дарят своим любимым цветы, чаще всего красные розы». -И сегодня мы с вами выполним изделие в технике оригами. |
Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.
|
Иметь преставление об истории оригами.
|
Познавательные УУД: добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. |
|
|
IV. Подготовка к практической работе
|
|
|
6-10 мин |
|
Научиться складывать и сгибать бумагу.
Сформировать представления о базовых формах и условных знаках оригами.
Закрепить навыки анализа конструкции изделия.
|
Упражнения по сгибанию и складыванию бумаги. - Ребята, пришло время узнать, как нужно складывать и сгибать бумагу. У вас на столе лежит лист белой бумаги. - Бумагу сгибают и складывают только на столе. Согните лист от себя и совместите уголки. - Посмотрите, как я это сделаю, а потом вы повтори за мной. Возьмите его и положите перед собой. Возьмите верхний левый угол левой пальцами левой руки. Соедините его с правой стороной так, чтобы правый угол был сложен пополам. Найдём сгиб ребром ладони. Прогладим сгиб концом ручки или пальцем. Теперь оставшуюся часть от треугольника отрежьте ножницами соблюдая технику безопасности. - Вот мы с вами и сложили бумагу. - Кто может повторить проделанные нами действия? - Проверим с памяткой. Памятка 1. Складываем и сгибаем бумагу на столе. 2. Складываем бумагу от себя. 3. Совмещаем уголки бумаги. 4. Проглаживаем лини сгиба. - Теперь разверните квадрат. - Будем складывать стороны квадрата к центру, то есть к линии сгиба. - Переворачиваем готовую заготовку. - У кого не получилось, поднимите руки? - В оригами существует своя азбука: это базовые формы оригами и условные обозначения. Базовые формы – это предварительно сложенные простые фигуры, которые можно превращать в сложные. Оригамисты всего мира договорились, что их будет 11. Сегодня мы познакомимся с тремя – базовой формой «треугольник», «книжка» «двойной треугольник». -Попробуем их выполнить. -Перед
складыванием квадрат можно расположить «окошечком», когда нижняя и верхняя
линии являются горизонтальными (проходят слева направо), а правая и левая —
вертикальными (проходят сверху вниз). Базовая
форма «Треугольник» -Условные обозначения (символы) – это линии, стрелки и другие знаки. Базовая форма «Книжка» - Расположите квадрат «окошечком». Согните квадрат пополам, совмещая две противоположные стороны. - Базовая форма «Книжка» имеет форму прямоугольника. Она может называться иначе «Открытка. Базовая
форма Двойной треугольник - Перегните квадрат по диагоналям. Переверните. - Перегните пополам, совмещая верхнюю и нижнюю стороны. - Надавите снизу на цент квадрата. Вогните боковые треугольники, складывая их пополам. При этом верхняя часть квадрата согните на другую сторону. - Базовая форма «Двойной квадрат» готова. А) Анализ конструкции изделия - Возвращаемся к нашему изделию. - Какое название у нашего изделия? (Корзинка-валентинка) - В какой технике она выполнена? (Оригами). - Какие базовые формы присутствуют в этом изделие? (треугольник, книжка и двойной квадрат). - Из скольких деталей состоит? (Из четырёх сердец, полученных из базовой формы двойной трегольник) - Какие материалы использованы? (цветная бумага для оригами, ленточка). - Как можно доработать изделие? (Украсить). Б) Составление плана практической работы -Посмотрите на слайд, на нём представлен план нашей работы. Если мы будем ему подчиняться, то в результате мы получим наше изделие - «Корзинку-валентинку» План 1. Подбор цвета для нашего изделия. 2. Приготовить квадрат. 3. Складывание базовой формы «треугольник» 4. Складывание базовой формы «книжка» 5. Складывание базовой формы «двойной квадрат» 6. Обводим шаблон сердца. 7. Вырезаем сердце. 8. Соединяем степлером средние боковые стороны. 9. Делаем дырочку дыраколом сверху, продеваем ленточку, завязываем бантик. 10. Творческое оформление изделия «Корзинки-валентинки». -А теперь, пришло время немного отдохнуть. Встаньте из-за парт. Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной. Физминутка Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу). Лапка, два! (выдвигают другую ногу). Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах). Крылышко, раз! (одну руку в сторону). Крылышко, два! (другую руку в сторону). Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями). Глазик, раз! (закрывают один глаз). Глазик, два! (закрывают другой глаз). Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат. Прилетали птички, Птички - невелички. Весело скакали Зернышки клевали И быстро улетали Зайцы бегали в лесу, (бег на месте) Повстречали там лису (повилять «хвостиком») Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте) Убежали под кусток. (присесть) |
Учащиеся выполняют упражнения по сгибанию и складыванию бумаги.
Учатся сгибать и складывать вместе с учителем.
Составляют памятку «Как нужно сгибать и складывать».
Доделывают заготовку вместе с учителем.
Упражняются в выполнение базовых форм.
Отвечают на вопросы учителя, связанные с поделкой.
Читают план практической работы.
Выполняют физминутку. |
Знать конструкции однодетальные; способы сборки деталей. Уметь: анализировать, планировать предстоящую практическую работу; с помощью учителя решать доступные конструктор-ско – техно- логические задачи. |
Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого. Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, |
|
|
V. Организация рабочего места |
|
|
3 мин |
|
Закрепить навыки организации рабочего места; выявить знания о правилах безопасной работы инструментами и правилах санитарной гигиены |
- Что у нас лежит на парте, перечислите. Материалы: цветная бумага, ленточка, ножницы, клей, карандаш. Приспособления: клеенка, салфетки для удаления клея. - Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним о правилах работы с клеем – карандашом. Правила безопасной работы с клеем
- Вспомним правила безопасной работы с ножницами? Правила безопасной работы с ножницами
- А что нужно сделать после работы? (Когда закончили работу, нужно привести в порядок свое рабочее место.) - Молодцы. |
Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами |
Уметь: организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы.
|
Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. |
|
|
VI. Практическая работа |
|
|
15 мин |
|
Совершенствовать навыки выполнения технологических операций: сгибания, складывания и склеивания тонкого листа бумаги при изготовлении изделия «Корзинки-валентинки». |
- Давайте, проговорим критерия оценивания. Критерии оценивания:
Практическая работа
- Ребята, выберите цвет, который вы будете использовать для изделия.
- Возьмите лист цветной бумаги и положите перед собой. Возьмите верхний левый угол левой пальцами левой руки. Соедините его с правой стороной так, чтобы правый угол был сложен пополам. Найдём сгиб ребром ладони. Прогладим сгиб концом ручки или пальцем. Теперь оставшуюся часть от треугольника отрежьте ножницами соблюдая технику безопасности. - Остальную работу мы с вами доделаем на следующем уроке. |
Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту |
Знать: виды изучаемых материалов, их свойства и названия Уметь: правильно работать ручными инструментами;реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. |
Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану; осуществлять контроль точности выполнения технологических операций, в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки |
|
|
VII. Подведение итога урока. Рефлексия. |
|
|
3 мин |
|
Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения.
|
- Наш урок подходит к концу. Время подвести урок. - Кто скажет, что такое оригами? (искусство складывания из цветной бумаги) - А где зародилось оригами? (В Китае) -Что такое базовые формы? (Это предварительно сложенные простые фигуры, которые можно превращать в сложные) - А что такое условные обозначения? (это линии, стрелки и другие знаки.) - Можно сделать вывод, что урок прошел успешно, так как многие всё успели. |
Подводят итог урока. |
|
Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других,
|
|
|
VIII. Уборка рабочих мест |
|
|
2 мин |
|
Способствовать воспитанию общей культуры труда, умению быстро и организованно убрать рабочее место |
- А сейчас, приведите свои рабочие места в порядок. Аппликацию аккуратно положите в дневник, клей уберите в портфель, оставшеюся бумагу принеси ко мне, протрите стол салфеткой. - Спасибо за урок, я была очень рада с вами работать. - Урок окончен!
|
Наводят порядок на рабочем столе |
|
Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место |
|
Учитель ______________________________________.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.