Теория решения изобретательских задач) была придумана советским изобретателем и писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.
Главная задача данной методики– научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
4
ТРИЗ - это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще в любой области творчества.
Иначе ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества
Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагогика, - это формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творчества, её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала
Цели ТРИЗ технологии:
развитие творческих способностей
активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности
формирование качеств творческой личности
Компетенции:
Учебные: самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино.
Социально-личностные: видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью.
Коммуникативные: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.
Сотрудничество: принимать решения, сотрудничать и работать в команде.
Личностно-адаптивные: использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.
«ДА-НЕТКА» (метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да – нет»)
Коммуникативные: умение формулировать вопрос; умение слушать и слышать друг друга
Познавательные: умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям,
формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию.
- развивается познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
- формируется системное представление об окружающем мире;
- растет словарный запас, развиваются творческие способности.
Имя сказочного героя | Баба-Яга |
Где живет? | В лесах, в избушке –на – курьих ножках |
Волшебные свойства | Колдовать |
Что умеет делать? | Летать на метле, летать в ступе, превращать |
На кого похож? | На старушку |
С кем дружит? | Леший, Кощей Бессмертный, Кикимора |
В каких сказках встречается? | ? |
МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТ0В
1.Объект - кастрюля (фокальный объект).
Цель - расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию.
2) Случайные объекты: дерево, лампа, кошка.
3) Признаки случайных объектов:
Признаки случайных объектов:Дерево - высокое, зеленое, голое, срубленное, спревшее, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее.Лампа - электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная.Кошка - живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя
Присоединяем к кастрюле признаки дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками; лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля; кошки:нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля;
5) Развиваем полученные идеи: кастрюля с корнями - кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой; разбитая кастрюля – кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд;.
«ЛОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА»
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
Сколько будет 8 и 4: 11 или 12?
Что растет не березе - яблоки или груши?
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?
Столица России - Москва или Минск?
Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?
Сколько в минуте секунд - 10 или 100?
ПИНГ-ПОНГ «ИМЯ – ЗНАЧЕНИЕ»
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов и диапазонах их возможных значений.
Формирует:
для заданного конкретного объекта выделять имена признаков;
определять значения признаков объекта по заданному имени признака.
Синквейн.
Соедините и обобщите свои впечатления, знания, воображение по мастер-классу.
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает понимание темы (целое предложение);
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.