Технология 5-8 класс, разработка уроков и рабочие программы.
Оценка 4.6

Технология 5-8 класс, разработка уроков и рабочие программы.

Оценка 4.6
Образовательные программы +2
doc
технология
Взрослым
06.01.2017
Технология 5-8 класс, разработка уроков и рабочие программы.
Публикация является частью публикации:
статья Бабанова О.В..doc

Из опыта работы учителя

технологии МАОУ СОШ № 88

Бабановой Ольги Владимировны

 

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

 «Чем дальше от традиционных методов,

 тем ближе к Нобелевской премии»

Ф. Жолио-Кюри.

 

В связи с внедрением в систему образования новых федеральных государственных стандартов,  реализация развивающего потенциала учащихся приобретает особую   задачу.   Актуальной  проблемой  «становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин".

«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей».

Процесс обучения в современной школе должен отличаться  релевантностью, полнотой, доступностью; быть адекватным, объективным, своевременным  и непрерывным.

 В данной связи формирование универсальных учебных действий  способствует развитию у  школьников не только «умения учиться», но и создают пути к их самореализации. Вот уже сто лет методу, а он всё жив, продуктивен и любим и детьми, и учителями, он занимает устойчивые  позиции в рядах «современных технологий».

Что позволяет ветерану оставаться на плаву в столь быстро изменяющемся мире, мире высоких технологий и информационных пространств? Попытаемся разобраться.

ШАГ 1. Ревизия теоретических знаний

ПРОЕКТ «по  классикам»:

1.    «От души выполняемый замысел» в четырёхфазной развёртке (замысел, планирование, исполнение и оценка), только самостоятельные действия учеников (идеально -  без участия учителя!), абсолютная свобода в выборе «замысла», в решении и воплощении его, универсальный характер метода, принятие не только активной позиции участников… (И это всё от первоисточника - В.Килпатрика)

2.    Проект (по Дж. Дьюи) есть деятельность совместная учителя и ученика, ибо «нельзя в учении идти на поводу только импульсивных замыслов учеников». В противном случае  сложность и незнание может значительно сузить область «брошенного вперёд» замысла. Обучение должно базироваться на «научном знании и педагогическом опыте».  Обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, необходимость стимулировать в детях их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. 

3.    А вот современная трактовка метода проектов (Полат Е.С.):  под методом проектов понимается «совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания». Метод проектов - это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом». «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления».

Итак, понимаем, что проект – это комплексное понятие и мы можем разложить его в виде ПРОЕКТНОЙ ЛЕСТНИЦЫ:

1.       Проект – это деятельность, а, значит, «система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, своё развитие» (А.Н. Леонтьев)

2.       Проект – это целесообразная деятельность, а значит, замысел сообразуется с интересами учеников

3.       Проект – это целесообразная деятельность по решению проблемы, а значит, необходима такая «целесообразная» проблема

4.       Проект – это целесообразная деятельность по решению проблемы и практическая реализация результатов, а, значит, значимый для ученика или социума, продукт.

5.       Проект – это целесообразная деятельность по решению проблемы и практическая реализация результатов, организуемая  в режиме совместной групповой работы (более эффективный вариант)

6.       Проект – это целесообразная деятельность по решению проблемы и практическая реализация результатов, организуемая  в режиме совместной групповой работы (более эффективный вариант) при сопровождении педагога.

7.       Кроме того, в процессе практической и теоретической деятельности происходит приобретение учеником собственного знания, «конструирование» его. Это знание становится ЕГО знанием, а не абстрактной научной мыслью.

Все эти семь ступеней в определении метода проектов (и особенно соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов её решения или рассмотрения) и делают данный метод столь привлекательным для сегодняшней системы образования.

Таким образом, мы видим, что современное звучание метод проектов получает потому, что он прекрасно укладывается в новую парадигму образования, направленную на интеллектуальное и нравственное развитие личности (всё то, о чём сегодня говорится на всех уровнях системы образования: системно – деятельностный подход, формирование УУД, личные, метапредметные, предметные результаты и т.д).

ШАГ 2. Перезагрузка

В чем же идёт переосмысление метода? На мой взгляд, переосмысление всегда происходит через обновление привычных вещей. Известный метод –ветеран остаётся в строю передовых технологий благодаря такому обновлению, которое мы можем наблюдать:

ü В СОДЕРЖАНИИ: проект становится многоуровневой проектной задачей, тем самым  отражая приоритетные тенденции к интеграции предметных дисциплин.

ü В ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ: проект выходит на уровень сетевого взаимодействия участников, в Интернет- пространство.

ü В ФОРМЕ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА: в качестве продукта проектной деятельности выступают новые более современные виды презентаций (Prezi, Second Life, Fly Rocket и др), самостоятельно построенные сайты, блоги и т.д., продуктом может стать кейс для проведения Дебатов.

ü В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТОМ: проект становится самоуправляемым – ребята создают проектную задачу, а затем выступают в роли экспертов при работе над этим проектом другими учащимися, самостоятельно оценивая деятельность одноклассников по критериям, которые сами разработали, то есть изменяются схемы взаимодействия между участниками образовательного пространства.

Но то, что остаётся и станется неизменным всегда, проект – это продуктивная деятельность! Заинтересованность ученика (мотивация) – целенаправленность – конструирование и пристраивание своей деятельности -  качественный и полезный продукт!

Можно сказать, что проект – это событие, а точнее СО – БЫТИЁ, это нечто значимое, что планируешь и чего добиваешься в со-трудничестве, в со- действии, в со- переживаниях, в со – обществе …

ШАГ 3, ШАГ 4. В процессе …

Теперь встаёт вопрос КАК? Как организовать проектную деятельность, чтобы модель «СОБЫТИЕ» работала, чтобы и теоретический фундамент оставался крепок, и современные надстройки не стали китчем и данью модным веяниям. Процесс создания такого события, я думаю, у каждого учителя свой. И этот шаг мне представляется очень конкретным, а вернее очень конкретными действиями. Я представила поле для создания своего «события – проекта» в нескольких «этажах»:

1.     Уроки (предметные дисциплины)

2.     НПК

3.     Элективные курсы

4.     Интеллектуальные события - проекты

5.     Творческие события – проекты

6.     Фестиваль Развивающего обучения

7.     Интеллектуальный марафон знаний

8.     Школа Дебатов/ коммуникативные бои

 

В современном ритме жизни учащихся  «завоевал» мир 3 экранов, где интенсивно транслируется «поверхностная» информация развлекательного характера. Школьник использует данное информационное поле для удовлетворения своих потребностей. Снижается учебная мотивация, отсутствует устойчивый  круг интересов, падает успеваемость. При проведении исследования причин препятствующих школьникам проявлять свои способности, было выявлено, что  праздность   является ведущим препятствием. Так высказались 60 %  родителей, 42 %  школьников.

Формирование универсальных учебных действий (УУД),  как  следует из Концепции ФГОС, способствует  развитию познавательных интересов, любознательности через пересмотр содержания обучения, использования  инновационных педагогических технологий и раскрытия личностного  смысла процесса социализации в школьных условиях.

Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, обеспечивающая повышение качества обучения  школьников и готовность их к  самореализации за счет развития учебной  инициативности, самостоятельности в принятии решений, мобильности, способности применять полученные знания для решения практических творческих задач.

  В основе проектной деятельности лежит развитие творческой  активности, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. 

Под творческой активностью понимается способность к реализации собственных креативных стремлений школьников  в учебной  деятельности в соответствии с индивидуальными интересами и целями.

Программа формирования  УУД  содержит несколько блоков: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

При анализе каждого блока можно увидеть, как через проектную деятельность происходит гибкое усвоение учащимися знаний,  повышается учебная мотивация, формируется личностное развитие.

Поиск необходимой информации для проекта, работа в расширенном современном информационном поле (учебная и дополнительная литература, ресурсы Интернета) развивает познавательные универсальные действия учащихся. Анализ текстов способствует развитию аналитических действий: подведение итогов, построение суждений и доказательств выдвинутой в проекте гипотезы. Универсальные учебные действия должны способствовать развитие у учащихся умения познавательного направления через проявление любознательности, инициативы.

При подготовке к работе над проектом  учащиеся,  при взаимодействии с преподавателем, определяют тему, цель и вырабатывают план действия.  Они при анализе  темы  проекта  погружаются в информационное поле. Идет активное изучение научно-познавательной литературы, осмысление изученного, отбор необходимого, т.е.  «фильтрация»  материалов. Собственное структурирование  знаний, осмысление проблемы и самостоятельное создание алгоритмов деятельности  позволяют  приобрести навыки самостоятельной работы и исследовательской деятельности.

Проектное исследование связано с развитием научного мышления, а именно: определение объекта исследования, умение выдвигать гипотезу своего исследования, определять задачи для реализации планомерной деятельности. Работа индивидуально или в групповом режиме осуществляется в зависимости от уровня самооценки школьника и его уверенности в собственные возможности. Все эти действия выделены в ФГОС как познавательные.

Согласно целям общего образования, личностные универсальные учебные действия – повышение учебной мотивации, учебной активности, формирование адекватной самооценки, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, целеполагание, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности  -  формируются в проектной деятельности через активное участие школьников.

Личностные результаты проявляются через показатель глубины  участия в деятельности: имеет ли  ученик свою точку зрения, отстаивает ли ее при необходимости, насколько  активно сотрудничает  с социальным окружением, совместно с другими учащимися решает  учебные и не учебные задачи, дает ли оценку своим поступкам и поведению других людей.  И здесь на помощь может придти групповой вариант работы над проектом, когда в  творческом контакте каждый школьник имеет возможность почувствовать  себя способным и уверенным  творцом.

Проявление самостоятельности в реализации поставленных задач, помогает личности школьника формировать самоуважение и эмоционально - положительное отношение к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию.

Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие взаимоотношения и творить в новых видах  деятельности.

Школьник получает не только определенные навыки работы в проекте, но и приобретает  урок самоанализа и рефлексии.  

У В.А. Сластенина можно найти такое определение: "Рефлексия включает в себя построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок, а также переживания, припоминания и решение проблем. Она охватывает также обращение к убеждениям в целях интерпретации, анализа, осуществления действий, обсуждение или оценки»

Проект – это личностно важный продукт собственной деятельности, и поэтому будет максимально значимым для школьников.

Философ П.К. Энгельмейер в своей книге «Теория творчества» указал на ряд  этапов творческой деятельности: развивать желание познание нового, поддерживать замысел, разработать четкий план действия, где может показаться зачаток таланта «с прилежанием».   

Эмоционально-волевая сторона личности учащегося, уровень  саморегуляции  - показатели сформирванности  регулятивных учебных действий.

Данный вид деятельности обеспечивает четкое планирование своей деятельности, а именно установление последовательности действий, осуществление самоконтроля на промежуточных  этапах работы и выполнение  необходимой  корректировки способов действий.

В пособии Б.Ф. Сорокина «Философия и психология творчества» отмечено, что чертами творческой личности являются   «упорный и организованный труд: 1 % вдохновения и 99 % труда». Проект можно сравнить с творческим началом созидательной работой. Личная заинтересованность учащего ведет его на открытия, потому,  что «нельзя  научить творить, но надо знать условия, ему способствующие».

          Проектная деятельность  обеспечивает развитию коммуникативных   компетенции учащихся. Известный деятель психологии  Г.А. Цукерман  рассматривает компетентность  как способность, позволяющую человеку самостоятельно выбирать, изобретать средства и способы достижения собственных целей. Школьники в проектной деятельности, участвуя в групповой работе, коллективно обсуждают проблему, учатся принимать мнение другого и отстаивают свою точку зрения.

Сотрудничество  в данной сфере способствует   развитию социального  интеллекта,  необходимого для эффективного межличностного взаимодействия и успешной   социальной  адаптации   личности  в обществе.

В работе   приходится сталкиваться с различными сторонами проблем учащихся.  Неуверенность, низкая самооценка и тревожность, скрываемые под маской демонстративности, мешают учащимся полноценно реализовать свои способности в учебной деятельности. Важно «рассмотреть» детскую проблему и подобрать такую сферу деятельности, где  проявилось и творческое начало, и раскрылись бы  личностные качества.

Мешает развитию творческого проявления в учебной сфере – страх самовыражения, высокая самокритичность, пассивность и, как сказано ранее, праздность  жизни.

Задача  современной школы на этапах внедрения ФГОС – быть демократичными с учащимися, увлекать новыми интересными  учебными  направлениями, больше давать самостоятельности, т.к. вера в себя «окрыляет».

Проектная деятельность способствует развитию «умения учиться» через направление учащихся  к саморазвитию и осознанного усвоения новых возможностей  и умений.

В работах Б.А. Лезина - литературоведа, приверженца учения теоретика искусства А.А. Потебни, отмечено, что творческий процесс – это, прежде всего терпеливый  труд, работа с информацией и вдохновение в  своей работе.

Учащихся необходимо ставить в такие ситуации, где бы они не только получали теоретические знания, но и могли бы  объяснить, «как и каким способом, они получили результат». Через формирование  универсальных учебных действий в  проектной  деятельности идет  формирование у  школьников  способности  рассуждать, проявлять самостоятельность, т.е.  развитие  дивергентного  мышления, что помогает развитию творчества.

 

Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

 

       Все эти технологии способствует развитию у детей нормальной самооценки, а также значительно облегчает работу педагога, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий учащихся, формирует у школьников умение работать с информацией, развивает коммуникативные способности, создает благоприятный психологический климат на уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Из опыта работы учителя технологии

Из опыта работы учителя технологии

В.Килпатрика ) 2. Проект (по

В.Килпатрика ) 2. Проект (по

Таким образом, мы видим, что современное звучание метод проектов получает потому, что он прекрасно укладывается в новую парадигму образования, направленную на интеллектуальное и нравственное развитие…

Таким образом, мы видим, что современное звучание метод проектов получает потому, что он прекрасно укладывается в новую парадигму образования, направленную на интеллектуальное и нравственное развитие…

Теперь встаёт вопрос КАК? Как организовать проектную деятельность, чтобы модель «СОБЫТИЕ» работала, чтобы и теоретический фундамент оставался крепок, и современные надстройки не стали китчем и…

Теперь встаёт вопрос КАК? Как организовать проектную деятельность, чтобы модель «СОБЫТИЕ» работала, чтобы и теоретический фундамент оставался крепок, и современные надстройки не стали китчем и…

Программа формирования УУД содержит несколько блоков: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный

Программа формирования УУД содержит несколько блоков: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный

Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие взаимоотношения и творить в новых видах деятельности

Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие взаимоотношения и творить в новых видах деятельности

Мешает развитию творческого проявления в учебной сфере – страх самовыражения, высокая самокритичность, пассивность и, как сказано ранее, праздность жизни

Мешает развитию творческого проявления в учебной сфере – страх самовыражения, высокая самокритичность, пассивность и, как сказано ранее, праздность жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017