Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
русская литература
5 кл
26.02.2019
Преподавание литературы требовало актуализировать деятельность учащихся. Процесс мышления? Интерес к слову? Как дать пример проживания частной жизни в культуре? Это не абстрактное, а очень конкретные вопросы, на которые приходилось искать ответы . Как осуществить сотворчество учащихся и учителя, какими способами и как гармонично развивать знаниевое начало с духовно- нравственным развитием учащихся ?.Каким способом дать возможность учащимся проявить личностное видение текста, используя понятийное и образное мышление? Как закрепить их в схеме, образе.
Технология эйдоса в формировании учебных универсальных действий на уроках гуманитарного цикла.doc
Хмелева Светлана Дмитриевна
МАОУ гимназия №26
Качество образования: технология эйдоса в формировании учебных
универсальных действий на уроках гуманитарного цикла.
Школа 21 века предъявляет новые требования. Одно из основных: соединение
личностно – деятельностного подхода с социально ориентированной
педагогикой. Это необходимо, чтобы гармонично формировать интересы
личности в контексте актуальных задач развития общества.
« Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие
культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь
неотъемлемой частью общего процесса духовного развития
нации»(Программа по литературе для 5 11 кл. общеобразовательной школы.
Т.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А.Чалмаев 2011, М. « Русское слово»)
Современный учитель должен не только иметь представление о
педагогических технологиях, но и включать их в собственную педагогическую
практику.
Целевая установка: « с учеником к предмету».
И на этом пути технология эйдоса позволяет вместе с учеником осуществлять
сотворчество ученика и учителя, ученика и художественного текста на уроках
гуманитарного цикла.
Из истории вопроса. В 90х годах 20 века остро стояла проблема чтения
художественных текстов.
Преподавание литературы требовало актуализировать деятельность
учащихся. Процесс мышления? Интерес к слову? Как дать пример
проживания частной жизни в культуре? Это не абстрактное, а очень
конкретные вопросы, на которые приходилось искать ответы . Как
осуществить сотворчество учащихся и учителя, какими способами и как
гармонично развивать знаниевое начало с духовно нравственным развитием
учащихся ?.Каким способом дать возможность учащимся проявить личностное видение текста, используя понятийное и образное мышление? Как
закрепить их в схеме, образе
Так был придуман сначала оптимальный методический прием эйдоса, работа с
которым трансформировалась в эйдичную технологическую цепочку.
В начале 90х годов 20 века интересные иллюстрации старшеклассников к
художественным текстам заставили меня дополнить их ключевыми словами,
словосочетаниями, предложениями и выводом ( так появилась лицевая часть
эйдоса) На следующем этапе появились письменные комментарии к ним на
обратной стороне листа.
Само название» эйдос конспект»(ЭК) возникло после прочтения основ
программы» Школа диалога культур» В.С.Библера и философской статьи
А.Ф. Лосева»Категориальная структура эйдоса». А слово «конспект» было
связано с большим появлением в методической литературе того времени
опорных конспектов к различным текстам 19 века.i
Классификация технологии эйдоса:
1. По уровню применения: общепедагогическая.
2. По концепции усвоения: развивающая.
3..По организационным формам: классно урочная, групповая,
индивидуальная.
4.По подходу к ребенку: личностно ориентированная
5. По преобладающему методу: творческая, объяснительно
иллюстративная, проблемная, развивающее обучение
6. По категории обучающихся: технология работы с одаренными детьми,
массовая технология.
Концептуальная основа.
В основе термина «эйдос» лежит античное понимание смысла бытия, где идея
эйдоса рассматривалась как значимая форма. Эйдос это образ, составляющий
основу понимания любого предмета, явления.
В обосновании Эйдоса лежат следующие составляющие: с философской точки
зрения., «эйдос, есть прежде всего смысл» ( А.Ф. Лосев). С эстетической точки зрения «эйдос это особый образ, «не тождественный чисто
эмоциональному эффекту воображения» (Библер В.С.) Психологической
составляющей является понимание того, что воображение комбинирует
образы из материалов памяти и чувств; воображение помогает учащимся
создавать образ неизвестного как известного.
Культорологическим обоснованием является осознание того, что» в культуре
с нами живут и давно умершие существа, и рарушенные храмы, и образы
мирового зла и мирового добра»( сб. « Введение в культурологию» 1992)
Технология эйдоса направлена на перевод обучения на субъективную основу с
установкой на самореализацию личности, выработке учебных универсальных
действий на уроках гуманитарного цикла.
Цель эйдоса :создание условий для проявлений познавательной активности
учащихся и формирование УУД.
Достигается это через использование разнообразных методов и форм
организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный
опыт учащихся: работу над ассоциациями, в подборе ключевых слов,
отражающих идею художественного текста, опорных слов, отражающих тему
текста, формулировке микровыводов.
Опыт учащихся постоянно согласовывается с содержанием художественного
текста, критической литературой, с материалами интернета, с научным
содержанием задаваемых заданий.
Планируемые результаты в работе над эйдосом(личностные, предметные и
метапредметные) связаны с требованием к уровню подготовки выпускников в
стандарте среднего ( полного) общего образования по литературе.
Содержание технологии эйдоса.
Поскольку педагогическая технология предполагает целостную
педагогическую деятельность, то она имеет свою структуру, ряд этапов.
1й этап. Подготовительный.
1. Учитель в календарно тематическом планировании определяет тексты или
орфограммы по русскому языку, по которым в течение года систематически
будут создаваться эйдос конспекты. 2. Учитель сам определяет, на каком этапе учебного процесса использовать
ЭК: или как элемент урока объяснения нового материала или в качестве
обобщающего урока по теме, или в качестве урока по развитию устной или
письменной монологической речи .
3.ЭК может выступать в виде контроля по учебным темам, а также
использоваться во внеурочной деятельности.
4.Каждый исследовательский проект по русскому языку и литературе
обязательно включает в себя создание ЭК
2й этап. Процессуальный.
Предлагается алгоритм создания ЭК:
Алгоритм
Создания ЭК
Лицевая часть ЭК:
А) предварительная работа над ассоциациями
Б) работа над опорными словами, отражающие тему текста.
В) работа над ключевыми словами, словосочетаниями ,предложениями,
отражающими идею текста.
Г) работа над формированием выводов, микровыводов.
Д) Анализ и синтез возникших образов, опорных слов и ключевых фраз,
выводов; умение расположить их на лицевой части ЭК.
е) выбор одного из видов ЭК, чаще всего учащиеся используют
комбинированный ЭК, реже графический.
Обратная часть ЭК:
На обратной стороне ЭК пишется письменное объяснение образов, цветовой
гаммы, схемы, ключевых фраз и выводов по теме ЭК в любом жанре
сочинения
.
Виды ЭК: художественный
символический
графический
цветовой
комбинированный
компьютерный
1.Устная защита ЭК.
Критерии оценивания:
2.Отдельно ставится оценка за лицевую часть эйдоса.
3. Обратная сторона эйдоса оценивается двумя оценками как за содержание
сочинения, так и за грамотность.
3й этап. Образцы ЭК:
Образец заголовка:
Эйдос конспект по теме: «Проблема веры и безверия в романе Ф.М.
Достоевского» Преступление и наказание»
Учащегося 10 класса Б
Средней школы №51
Драчевой Марии.
Какова конечная цель всех наших методических усилий на уроках
гуманитарного цикла?
Подготовить учащихся к сдаче выпускного экзамена (ОГЭ, ЕГЭ, устный
экзамен, сочинение), для успешного поступления в вуз? Или развить в них
потребность в чтении хороших книг, в общении с искусством на всю жизнь,
сохраняя» души прекрасные порывы» и «чувства добрые»?
Данная технология помогает в какойто мере выстроить в частном опыте
ребенка диалог культур, чтоб « не распалась связь времен». Список литературы
1.Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство СПБ», 1998г.
2.ВыготскийЛ.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1997г.
3.Маранцман В.Г. Труд читателя. М.: Просвещение, 1986г.
4. Ядровская Е.Р. Анализ понятия «интерпретация» в аспекте методики
преподавания литературы // Известия Южного федерального университета.
2009 №10 С. 125 135 i
Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла
Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла
Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла
Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла
Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла
Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла
Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.