Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла
Оценка 4.7

Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
русская литература
5 кл
26.02.2019
Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла
Преподавание литературы требовало актуализировать деятельность учащихся. Процесс мышления? Интерес к слову? Как дать пример проживания частной жизни в культуре? Это не абстрактное, а очень конкретные вопросы, на которые приходилось искать ответы . Как осуществить сотворчество учащихся и учителя, какими способами и как гармонично развивать знаниевое начало с духовно- нравственным развитием учащихся ?.Каким способом дать возможность учащимся проявить личностное видение текста, используя понятийное и образное мышление? Как закрепить их в схеме, образе.
Технология эйдоса в формировании учебных универсальных действий на уроках гуманитарного цикла.doc
Хмелева Светлана Дмитриевна МАОУ гимназия №26 Качество образования: технология эйдоса в формировании учебных универсальных действий на уроках гуманитарного цикла.                                                                                                                           Школа 21 века предъявляет новые требования. Одно из основных: соединение  личностно – деятельностного  подхода с социально ­ ориентированной  педагогикой. Это необходимо, чтобы гармонично формировать интересы  личности в контексте актуальных задач развития общества. « Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие  культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь  неотъемлемой частью общего процесса духовного развития  нации»(Программа по литературе для 5­ 11 кл. общеобразовательной школы.  Т.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А.Чалмаев 2011, М. « Русское слово») Современный учитель должен не только иметь представление о  педагогических технологиях, но и включать их в собственную педагогическую практику. Целевая установка: « с учеником к предмету». И на этом пути технология эйдоса позволяет вместе с учеником осуществлять сотворчество ученика и учителя, ученика и художественного текста на уроках гуманитарного цикла. Из истории вопроса. В 90­х годах 20 века остро стояла проблема чтения  художественных текстов. Преподавание литературы требовало актуализировать деятельность  учащихся.  Процесс мышления? Интерес к слову? Как дать пример  проживания частной жизни в культуре?  Это не абстрактное, а очень  конкретные вопросы, на которые приходилось искать ответы . Как  осуществить сотворчество учащихся  и учителя, какими способами и как  гармонично развивать знаниевое начало с духовно­ нравственным развитием  учащихся ?.Каким способом дать возможность учащимся проявить личностное видение текста, используя понятийное и образное мышление? Как  закрепить их в схеме, образе Так был придуман сначала оптимальный методический прием эйдоса, работа с которым трансформировалась в эйдичную технологическую цепочку. В начале 90­х годов 20 века интересные иллюстрации старшеклассников к  художественным текстам заставили меня дополнить их ключевыми словами,  словосочетаниями, предложениями и выводом (  так появилась лицевая часть  эйдоса) На следующем этапе появились письменные комментарии к ним на  обратной стороне листа. Само название» эйдос­ конспект»(ЭК) возникло после прочтения основ  программы» Школа диалога культур» В.С.Библера и философской статьи  А.Ф. Лосева»Категориальная структура эйдоса». А слово «конспект» было  связано с большим появлением в методической литературе того времени  опорных конспектов к различным текстам 19 века.i Классификация технологии эйдоса: 1. По уровню применения: общепедагогическая. 2.  По концепции усвоения: развивающая. 3..По организационным формам: классно ­ урочная, групповая,  индивидуальная. 4.По подходу к ребенку: личностно ­ ориентированная 5. По преобладающему методу: творческая, объяснительно ­  иллюстративная, проблемная, развивающее обучение 6. По категории обучающихся: технология работы с одаренными детьми,  массовая технология. Концептуальная основа. В основе термина «эйдос» лежит античное понимание смысла бытия, где идея  эйдоса рассматривалась как значимая форма. Эйдос­ это образ, составляющий основу понимания любого предмета, явления. В обосновании Эйдоса лежат следующие составляющие: с философской точки зрения., «эйдос, есть прежде всего смысл» ( А.Ф. Лосев). С эстетической точки зрения «эйдос­ это особый образ, «не тождественный чисто  эмоциональному эффекту воображения» (Библер В.С.) Психологической  составляющей является понимание того, что воображение комбинирует  образы из материалов памяти и чувств; воображение помогает учащимся  создавать образ неизвестного как известного. Культорологическим обоснованием является осознание того, что» в культуре  с нами живут и давно умершие существа, и рарушенные храмы, и образы  мирового зла и мирового добра»( сб. « Введение в культурологию» 1992) Технология эйдоса направлена на перевод обучения на субъективную основу с установкой на самореализацию личности, выработке учебных универсальных  действий на уроках гуманитарного цикла. Цель эйдоса :создание условий для проявлений познавательной активности  учащихся и формирование УУД.  Достигается это через использование разнообразных методов и форм  организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный  опыт учащихся: работу над ассоциациями, в подборе ключевых слов,  отражающих идею художественного текста, опорных слов, отражающих тему  текста, формулировке микровыводов. Опыт учащихся постоянно согласовывается с содержанием художественного  текста, критической литературой, с материалами интернета, с научным   содержанием задаваемых заданий. Планируемые результаты в работе над эйдосом(личностные, предметные и  метапредметные) связаны с требованием к уровню подготовки выпускников в  стандарте среднего ( полного) общего образования по литературе. Содержание технологии эйдоса. Поскольку педагогическая технология предполагает целостную  педагогическую деятельность, то она имеет свою структуру, ряд этапов. 1­й этап. Подготовительный. 1. Учитель в календарно ­ тематическом планировании определяет тексты или орфограммы по русскому языку, по которым в течение года систематически   будут создаваться эйдос ­ конспекты. 2. Учитель сам определяет, на каком этапе учебного процесса  использовать  ЭК: или как элемент урока объяснения нового материала или в качестве  обобщающего урока по теме, или в качестве урока по развитию устной  или  письменной монологической речи . 3.ЭК может выступать в виде контроля по учебным темам, а также  использоваться во внеурочной деятельности. 4.Каждый исследовательский проект по русскому языку и литературе  обязательно включает в себя создание ЭК 2­й этап. Процессуальный. Предлагается алгоритм создания ЭК: Алгоритм Создания ЭК Лицевая часть ЭК: А) предварительная работа над ассоциациями Б) работа над опорными словами, отражающие тему текста. В) работа над ключевыми словами, словосочетаниями ,предложениями,  отражающими идею текста. Г) работа над формированием выводов, микровыводов. Д) Анализ и синтез возникших образов, опорных слов и ключевых фраз,  выводов; умение расположить их на лицевой части ЭК. е)  выбор одного из видов ЭК, чаще всего учащиеся используют  комбинированный ЭК, реже графический. Обратная часть ЭК: На обратной стороне ЭК пишется письменное объяснение образов, цветовой  гаммы, схемы, ключевых фраз и выводов по теме ЭК в любом жанре  сочинения . Виды  ЭК: ­ художественный ­ символический ­ графический ­ цветовой ­ комбинированный ­ компьютерный 1.Устная защита ЭК. Критерии оценивания: 2.Отдельно ставится оценка за лицевую часть эйдоса. 3. Обратная сторона эйдоса оценивается  двумя оценками как за содержание  сочинения, так и за грамотность. 3­й этап. Образцы ЭК: Образец  заголовка: Эйдос­ конспект по теме: «Проблема веры и безверия в романе Ф.М.  Достоевского» Преступление и наказание» Учащегося 10 класса Б Средней школы №51 Драчевой Марии.   Какова конечная цель всех наших методических усилий на уроках  гуманитарного цикла? Подготовить учащихся к сдаче выпускного экзамена  (ОГЭ, ЕГЭ, устный  экзамен, сочинение), для успешного поступления в вуз? Или развить в них  потребность в чтении хороших книг, в общении с искусством ­ на всю жизнь,  сохраняя» души прекрасные порывы» и «чувства добрые»? Данная  технология помогает в какой­то мере выстроить в частном опыте  ребенка диалог культур, чтоб « не распалась связь времен». Список литературы 1.Лотман Ю.М. Об искусстве.­ СПб.: «Искусство ­ СПБ», 1998г. 2.ВыготскийЛ.С. Психология искусства.­ М.: Лабиринт, 1997г. 3.Маранцман В.Г. Труд читателя.­ М.: Просвещение, 1986г. 4. Ядровская Е.Р. Анализ понятия «интерпретация» в аспекте методики  преподавания литературы // Известия Южного федерального университета.  2009­ №10­ С. 125­ 135 i

Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла

Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла

Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла

Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла

Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла

Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла

Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла

Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла

Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла

Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла

Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла

Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла

Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла

Технология эйдоса в формировании УУД гуманитарного цикла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019