Тема и доклад по самообразованию "Организация системно -деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы в реализации основных направлений ФГОС"
Оценка 5

Тема и доклад по самообразованию "Организация системно -деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы в реализации основных направлений ФГОС"

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
русская литература +1
5 кл
05.02.2019
Тема и доклад по самообразованию "Организация системно -деятельностного  подхода на уроках русского языка и литературы  в реализации основных направлений ФГОС"
В докладе представлен опыт работы учителя русского языка и литературы Сулаймановой Э.К. по теме "Организация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы в реализации основных направлений ФГОС". Раскрыты понятия системно -деятельностного подхода на уроках филологического цикла. Дается сравнение традиционных и современных уроков. Рассмотрены вопросы проблемного обучения.
деятельностный подход.doc
Организация системно – деятельностного подхода на уроках  русского языка и литературы в реализации основных направлений ФГО. Только то обучение является хорошим,  которое забегает вперёд развития.                                       Л.С.Выготский Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная   жизненная   позиция,   установка   на   рациональное   использование своего   времени   и   проектирование   своего   будущего,   активное   финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Реализации данных задач в полной мере способствует системно­ деятельному воспитании.  Понятие системно – деятельностного подхода указывает на то, что результат может   быть   достигнут   только   в   том   случае,   если   есть   обратная   связь. Сформированность   качественно   новых   образовательных   результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно – познавательную деятельность.  обучении подходу и       в     Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход   предполагает,   что   знания   приобретаются   и   проявляются   только   в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда   стоит   действие.   В   образовательной   области   «Филология» приоритетным   является   коммуникативное   развитие   –   формирование способности   и   готовности   свободно   осуществлять   общение   на   русском родном   языке,   овладение   современными   средствами   вербальной   и невербальной   коммуникации.   Системно   –   деятельностный   подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. Особенностью учебного процесса в системе деятельностного подхода является то, что центром деятельности становится ученик, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные   находки, самостоятельность.    стимулирующего   активность,   инициативу, Разработанная   дидактическая   система   не   отвергает   традиционную дидактику,   а   продолжает   и   развивает   ее   в   направлении   реализации современных образовательных целей. В чём же основное отличие традиционного урока от современного, требующего системно – деятельностного подхода в преподавании? Сравнение     традиционного   и   современного уроков. Призн   для аки сравнения Цели и содержание Функц ии учителя Традиционный Современный урок урок    изучение ЗУН;  стихийность учебной деятельности ученика умений, навыков;  усвоение знаний, «изолированное»  учащегося, Развитие   личности      формирование самостоятельной, опыта коммуникативной   деятельности через   применение   знаний   и умений,   т.   е.   формирование умения   учиться,   овладение новыми компетенциями;  целенаправленная   организация создание образовательных траекторий деятельности, индивидуальных    Учитель   выступает в   роли   организатора,   а   не информатора Исследователь,   организатор, консультант, руководитель проектов, навигатор   эффективной   работы со     «коллективный знанием,     Информировани  е учащихся.   Четкое   разграничение учителя и ученика.   Учитель функций   выступает в роли передатчика материала (Учитель формулирует   и   сообщает учащимся,   чему   должны научиться;   учитель   в   ходе выполнения   и   по   итогам   выполненной работы учащимися осуществляет учитель коррекцию,   осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке)     учитель».     Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую   к   образовательным результатам, отвечающим новым запросам общества.           Чётко   и   точно формулирует задания, цели урока задаёт   с   тенденцией   передачи функции от учителя к ученику;  используют разнообразные  формы,  методы и приемы   обучения,   повышающие степень   активности   учащихся   в учебном процессе; Не   даёт   новые знания ученикам в готовом виде Не   повторяет задание 2 раза  Не   комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам Не   повторяет   то, что уже сказали ученики,  владеет технологией   диалога,   обучает учащихся   ставить   и   адресовать вопросы;  Предугадывает затруднения   учеников   и   меняет по ходу урока задание, если дети не   смогли   его   выполнить   с первого раза, т.е.  импровизирует,  подбирает комплексные задания   Иными   ­ словами   разнообразные использует формы,   методы   и   приемы обучения,   повышающие   степень активности   учащихся   в   учебном процессе Сочетание   частично­поискового, объяснительно­иллюстративного, репродуктивного   и   исследовательского  Объяснительно­ иллюстративный,   поисковый  частично­ Преоб ладающие методы обучения  Под   учителя руководством учащиеся   выполняют   ряд практических   задач   (чаще применяется   фронтальный метод организации   деятельности и индивидуальная работа)   Средст ва обучения Традиционная учебник, наглядности)   (карты,   Индивидуальная форма усвоения знаний, редко – групповая. Фронтальная   в   сочетании   с индивидуальной методов   Применяется групповой, индивидуальный   методы   ,   игровые технологии, ,… (Учащиеся   осуществляют   учебные действия   по   намеченному   плану, индивидуальной траектории)   проектный   метод   УМК   по   предмету   и   цифровые средства   обучения:   мультимедийные учебники,   электронные   карты   и презентации,   космические   снимки, интерактивная доска и т.д. Учебное   сотрудничество   в достижении   целей   обучения:   групповая работа, работа в парах (Взаимопроверка   и взаимоконтроль) Форм ы организации учебной деятел ьности школьников Особен ности и типы уроков  Урок   изучения  Урок   открытия нового материала Урок   совершенствования   знаний, умений   и   навыков   (Урок комплексного   применения ЗУН) Урок обобщения и систематизации Комбинированн  ые уроки  Уроки   контроля и   коррекции   знаний,   умений, навыков Четкое   разграничение   этапов нового знания  Урок   умений и рефлексии  отработки Урок   построения знаний  системы (общеметодологической направленности)   Урок   развивающего  контроля.    Урок   – исследование (урок творчества) Нет   четкого   различения   этапов урока урока Авторитарный   либо Демократический попустительский Стиль общения. Характер   Общение   между   учащимися отсутствует.   Акцент   делается   на соревновательность между учащимися      Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке,   создают атмосферу сотрудничества,   сотворчества, психологического комфорта.   На   уроке взаимо отношений учащихся   на уроке   осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель –   ученик»   (через   отношения, совместную деятельность и т.д.)  Акцент   делается   на   совместную коллективную работу Именно   на   уроках   русского   языка   и   литературы   происходит формирование   таких   базовых   компетенций, информационная,   как   общекультурная,   Отсюда   вытекает   актуальность   коммуникативная. реализации   системно   –   деятельностного   подхода   в   преподавании   русского языка и литературы.  Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая подростком.  Текст   является   самой   крупной   единицей   речи.   Именно   поэтому   текст современным     перед   рассматривается   как   дидактическая   единица   в   методике   преподавания русского языка и литературы.  Текст включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая   раскрывается   через   его   содержание,  ­   а  это   предмет   изучения   на уроках литературы. Поэтому перед учителем стоит задача   интегрирования двух предметов: русского языка и литературы. Впрочем, за нас это сделали чиновники   из   Министерства   образования,   официально   объединив   два предмета в один. Предлагаемый   подход   к   преподаванию   русского   языка   и   литературы имеет ряд преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной   обстановке   микрогруппы,   в   которую   объединяются   учащиеся. Работа   в   микрогруппах   постепенно   раскрепощает   ребят,   создает   условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать   свои   действия,   давать   им   оценку.   Идет   формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему. Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для   учеников,   когда   эта   цель   «присвоена»   учеником,   он   может   понять   и сформулировать задачу. Чтобы у обучащихся возник познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть создать проблемную ситуацию.   Чтобы   решить   её,   нужно   выполнить   ряд   учебных   действий,   а потому   на   данном   этапе   надо   создать   ситуацию   успеха.   Новая   парадигма образования,   образования   21   века,   –   вооружение   обучающихся   умениями самостоятельно учиться: приобретать знания, умения, навыки УУД.  Системно­деятельностный   подход   нацелен   на   развитие   личности,   на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Популярно и актуально на сегодняшний день проблемное обучение, в котором существует особый вид урока – урок­исследование.  Одним   из   возможных   способов   повышения   эффективности   и   выбора проблемы исследования является опорный конспект, который по своей сути представляет вторичный текст, так как в нем в краткой форме передаются основные   сведения   текста   исходного.   При   этом   могут   использоваться сокращения,   различные   знаки,   символы,   графические   выделения.   Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую,   более   наглядную   форму   способствует   лучшему   пониманию   и усвоению   знаний.   Поэтому   важно,   чтобы   у   детей   выработалось   умение составлять   опорные   конспекты   в   различных   формах.   Опорный   конспект составляется учителем для учеников  или детьми  или совместными усилиями учителя   и   детей   в   диалоге.   Таким   образом,   умение   составлять   опорный конспект   ­   одно   из   важных   общеучебных   умений,   которое   подготавливает учеников к презентации своих знаний. Самой   популярной   педагогической   технологией   в   современном преподавании становится  метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет   школьникам   ту   или   иную   проблему   для   самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно   приводящую   к   формированию   необходимых   черт   творческой личности.   Особую   роль   играет   итог   урока,   так   называемый  этап   рефлексии, когда традиционно учитель задаёт вопрос: «Понравился ли вам урок?», «Что вы   узнали   нового?»   Это   в   прошлом,   сейчас   же   мы   используем   различные приёмы рефлексии:  пятиминутное   эссе;     синквейны; метод  незаконченного предложения;     высказывание   в   форуме,   блоге;   свободное   высказывание; цветовой   индекс;   смайлики   и   т.д.   Но   надо   помнить,   что   искусственно созданная рефлексия «как апельсин в супе», поэтому если не владеешь этой методикой,   лучше   закончить   урок   традиционно.   Рефлексия   может   быть рассредоточена   на   различных     этапах   урока,   иногда,   чтобы   не   сбивать эмоциональный накал, можно просто поставить многоточие…                     Системно­деятельностный подход:   вместо простой передачи знаний,   умений   и   навыков   от   учителя   к   ученику   приоритетной   целью школьного   образования   становится   развитие   способности   ученика самостоятельно   ставить   учебные   цели,   проектировать   пути   их   реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться

Тема и доклад по самообразованию "Организация системно -деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы в реализации основных направлений ФГОС"

Тема и доклад по самообразованию "Организация системно -деятельностного  подхода на уроках русского языка и литературы  в реализации основных направлений ФГОС"

Тема и доклад по самообразованию "Организация системно -деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы в реализации основных направлений ФГОС"

Тема и доклад по самообразованию "Организация системно -деятельностного  подхода на уроках русского языка и литературы  в реализации основных направлений ФГОС"

Тема и доклад по самообразованию "Организация системно -деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы в реализации основных направлений ФГОС"

Тема и доклад по самообразованию "Организация системно -деятельностного  подхода на уроках русского языка и литературы  в реализации основных направлений ФГОС"

Тема и доклад по самообразованию "Организация системно -деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы в реализации основных направлений ФГОС"

Тема и доклад по самообразованию "Организация системно -деятельностного  подхода на уроках русского языка и литературы  в реализации основных направлений ФГОС"

Тема и доклад по самообразованию "Организация системно -деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы в реализации основных направлений ФГОС"

Тема и доклад по самообразованию "Организация системно -деятельностного  подхода на уроках русского языка и литературы  в реализации основных направлений ФГОС"

Тема и доклад по самообразованию "Организация системно -деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы в реализации основных направлений ФГОС"

Тема и доклад по самообразованию "Организация системно -деятельностного  подхода на уроках русского языка и литературы  в реализации основных направлений ФГОС"

Тема и доклад по самообразованию "Организация системно -деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы в реализации основных направлений ФГОС"

Тема и доклад по самообразованию "Организация системно -деятельностного  подхода на уроках русского языка и литературы  в реализации основных направлений ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2019