Технология интеграции содержания и особенности построения учебного процесса татарского языка и литературы
Оценка 4.7
Педсоветы
doc
администрации +1
Взрослым
03.05.2018
Интеграция содержания (в обучении) процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка.
Различают три уровня интеграции содержания учебного материала.
1. Внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных предметов.
2. Межпредметная – синтез фактов понятий принципов двух и более дисциплин.
3. Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Технология интеграции содержания и особенности построения УП.doc
Технология интеграции содержания и особенности построения учебного процесса
татарского языка и литературы
Интеграция содержания (в обучении) процесс установления связей между
структурными компонентами содержания в рамках определенной системы
образования с целью формирования целостного представления о мире,
ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка.
Различают три уровня интеграции содержания учебного материала.
1. Внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных
учебных предметов.
2. Межпредметная – синтез фактов понятий принципов двух и более
дисциплин.
3. Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного
содержания образования.
Внутрипредметная – систематизирование знаний внутри определенной
дисциплины – переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия
нового закона, уточнение картины мира. Она направлена на «спресование»
материала в крупные блоки, что в конечном счете ведет к изменению структуры
содержания дисциплины. Если говорить об уроках татарского языка и литературы,
то мы видим, что изучение курса идет по определенным циклам. В 5 классе: «Я
помощник», «Как аукнется, так и откликнется», «Кто не работает, тот не ест»,
«Мой день рождения», «Легко ли хорошо учиться?», «Мы любим спорт», «Родной
край Татарстан». 8 класс: «Кто много читает, тот много знает», «Я и мои
ровесники», «Какого цвета обман?», «Где находится счастье?», «Не забывай
прошлое», «Знаменитые писатели татарского народа», «Сабантуй». В каждом
цикле содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и
зависимостями. Особенность данной формы состоит в том, что ученики, не теряя
из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг, связанных с ней
знаний. На примере циклов мы видим, что одни и те же темы из класса в класс
повторяются, но они углубляются и обогащаются. В 6 классе тема «Татарстан»
состоит из маленьких текстов о символике, о природе, о городах, о Президенте
Татарстана. В 8 классе эта же тема дополняется, углубляется информацией о
музеях, о писателях, о библиотеках и так далее.
Синтез второго уровня – межпредметная интеграция – проявляется в
использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении
другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к
такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в
сознании учащихся. Межпредметная интеграция существенно обогащает
внутрипредметную. Транспредметная интеграция – объединение в единое целое
образование в области татарского языка и литературы, организованное по второму
уровню интеграции, с содержанием дополнительного образования. Особенности:
предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности
которых содержатся в различных учебных основных и дополнительных дисциплинах; в процесс познания включаются все анализаторы (зрительные,
слуховые, осязательные, обонятельные, тактильно – двигательные), что
обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком
окружающей действительности.
Интегрированный урок отличается от традиционного урока использованием
межпредметных связей. При интеграции разных видов искусств, предметной
деятельности все содержание включается в процесс разработки и создания образа
практически на равных основаниях. Включение материала других предметов
предполагает его рассмотрение характерными методическими приемами.
Например, интегрированный урок, в котором синтезируется материал уроков
чтения и изобразительного искусства, требует от учителя использования методики
работы с текстом и методики работы над рисованием отдельных объектов.
Например, урок литературы в 6 классе. Тема: «Родной край Татарстан». Он
проведен как урок защиты проектов. В ходе проведения этого урока используются
межпредметные связи: литература и изобразительное исскуство. На этом уроке
эти 2 предмета объединяет создание образа «Родины». Были использованы
элементы интеграции. Подготовка к уроку начинается заранее. Для создания
картины по теме «Татарстан родной край» предлагаются следующие вопросы:
1.Что нужно нарисовать на переднем плане картины? Почему?
2. Что нужно расположить в центре картины?
3. Как вы представляете задний план рисунка?
4. Подберите 3 цвета, тона для этой картины.
Далее идёт процесс рисования и составления рассказов о родном крае.
Процесс интеграции требует выполнения определённых условий:
объекты исследования совпадают либо достаточно близки;
в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы
исследования;
они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях;
Специфика нашего региона обуславливает важность гармонизации
межнациональных отношений. Внедрение национально регионального компонента,
интегрированный подход к преподаванию русского, татарского языков позволяет
наиболее эффективно решить поставленную задачу. Основной задачей
интегрирования татарского и русского языков является формирование
лингвистической компетентности учащихся.
Интеграция русского и татарского языков возможна при изучении и
литературы и грамматики. На бинарных уроках частично решается проблема
экономии учебного времени, а также быстрее усваивается грамматический
материал, успешнее развивается речь, повышается интерес к языкам, успешнее
формируется толерантная личность.
Технология интеграции содержания и особенности построения учебного процесса татарского языка и литературы
Технология интеграции содержания и особенности построения учебного процесса татарского языка и литературы
Технология интеграции содержания и особенности построения учебного процесса татарского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.