«Технология проблемного обучения – как средство реализации ФГОС НОО».
Оценка 5

«Технология проблемного обучения – как средство реализации ФГОС НОО».

Оценка 5
Педсоветы
doc
классное руководство
Взрослым
01.07.2017
«Технология проблемного обучения – как средство реализации ФГОС НОО».
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, эмоции, создаётся обстановка увлечённости, раздумий, поиска. Дети сами планируют свои действия, отбирают материал для достижения цели, контролируют свою деятельность и оценивают её результаты. Это положительно сказывается на отношении школьника к учению.Открывать новые знания надо совместно с детьми, и надо воплощать это на своих уроках. Я считаю, что проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, поэтому овладевать этой технологией необходимо каждому педагогу.
texnologiya problemnogo_obucheniya.doc
«Технология проблемного обучения – как средство реализации ФГОС НОО». Ухтинская Елена Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа» городского округа Саранск РМ. Не пытайтесь объяснить ребёнку то,  до чего он может додуматься сам.  Давайте возможность каждому ребёнку  сделать своё маленькое открытие.  Э.И. Александрова            Основная цель обучения в начальной школе ­ научить каждого ребенка  за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать  в практической  деятельности огромные объёмы информации.                  Я   работаю в системе традиционного обучения.   Признавая урок в качестве   основной   формы   обучения,   я     ищу   пути   его   дальнейшего совершенствования.   Как сделать процесс обучения интересным, значимым для ребёнка?  Приоритетным направлением в новых стандартах образования (ФГОС) лежит системно ­ деятельностный подход.   Развить   обучающихся   ­ это задача моей работы. Поэтому в обучении я стала применять технологию проблемного  обучения,  которая, по моему мнению, помогает растить именно творческого человека.  Под   технологией  проблемного   обучения  понимается   такая   организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по   их   разрешению,   в   результате   чего   и   происходит   творческое   овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.       Далеко не всё в учебном процессе может быть для учащихся интересным. Чтобы   возбудить   желание   учиться,   нужно   развивать   потребность   ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе получения   знаний   школьник   должен   находить   привлекательные   стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Проблемное   обучение   вызывает   со   стороны   учащихся   живые   споры, обсуждения, эмоции, создаётся обстановка увлечённости, раздумий, поиска. Дети   сами   планируют   свои   действия,   отбирают   материал   для   достижения цели,   контролируют   свою   деятельность   и   оценивают   её   результаты.   Это положительно сказывается на отношении школьника к учению. При   проблемном   обучении   ученики   становятся   активными   участниками процесса поиска решения, а не просто заучивают этапы получения результата. В начальной школе проблемные ситуации можно использовать практически на всех предметах, на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Проблемная ситуация, действительно  возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво   почесывают   затылки   и   недоуменно   смотрят   на   учителя.   И   по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с затруднением». удивлением» «с   и     Я расскажу о некоторых приемах создания проблемной ситуации, которые я использовала на уроках.     МЕТОДИЧЕСКИЕ   ПРИЕМЫ   СОЗДАНИЯ   ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ 1. Одновременное   предъявление   противоречивых   фактов,   теорий   или точек зрений. Урок обучения грамоте «Заглавная буква в кличках животных» На доске записаны слова: Шарик, шарик.   Посмотрите, одно и тоже слово написано по­разному. Какой у вас возникает вопрос?  Ситуация, возникшая с “удивлением”. Постановка проблемы. Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по­ разному: с маленькой и большой буквы. От чего же зависит выбор буквы? Далее   разбираются   предложения,   в   которых   употреблены   эти   слова.   Дети делают открытие: написание буквы зависит от значения слова. 2. Столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим  заданием. Русский язык. Тема: «Предложение. Главные члены предложения»    2 класс. Задание: Найти предложения.  воробышки по прыгают дорожке молодые Старый воробей зорко во все стороны воробьи весело чирикают Возникают различные мнения. ­ Какие знания нам необходимы, чтобы дать точный ответ на вопрос?  ­ Что такое предложение, какими признаками оно обладает? Дети составляют первое предложение. Определяется первый признак  предложения о взаимосвязи слов в предложении. На основании оставшихся  предложений разбирается второй признак предложения: предложение  выражает законченную мысль. ­ О ком говорится в предложении? ­ Что об этом говорится? Вводится понятие о главных членах предложения. 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление  обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на  ошибку». Затем предъявляет научный факт в виде сообщения,  эксперимента или наглядной информации.  Окружающий мир, 4 класс.  Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.)  Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно­популярной статьи.  (Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле (Шаг  2). Обучающиеся испытывают удивление. Что вы сначала сказали? Как мы  привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из  текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как  растения приспосабливаются (выживают) в пустыне? Это проблемный вопрос, в котором надо разобраться. Этот прием приводит к активизации  мыслительной деятельности. 4. Предлагается  детям заведомо невыполнимое задание. Применив  теоретические знания, дети понимают, что задание выполнить нельзя в том  виде, в котором оно предложено и нужно либо изменить его, либо дополнить  новыми данными. Ситуация  « с затруднением». Математика, 2 класс.  Например: сложить прямоугольник из полосок длиной 4 см, 6 см, 6см, 3 см. (Учащиеся делают вывод на основании знаний о свойствах прямоугольника,  что задание невыполнимо. Необходимо изменить одну из сторон на выбор). Противоречие между теоретическими знаниями и практической  деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к  активизации познавательной деятельности. Русский язык 2 класс. Тема: Число имён существительных.  На доске записаны слова:  окно, парта, картофель, доброта. Задание: поставьте и запишите данные имена существительные в форме  множественного числа. Ребята решают проблемную ситуацию, выдвигают гипотезы, аргументируют  свой выбор. Сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания.   5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего  момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.    Математика, 1 класс.  На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и уменьшите эти числа на 6. (Обучающиеся легко  справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен).  Выпишите в другой столбик двузначные числа и так же уменьшите эти числа  на 6.  (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое  задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от  предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет  тема нашего урока? Чему мы должны научиться? Ситуация  «с затруднением». на уроке математики в 3 классе по теме: «Умножение двузначного числа на  однозначное» подвела класс к постановке проблемы через задания устного  счёта. Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4х6, 20х3, 9х8, 10х6 и т. д. Последним  было выражение 14х6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла  проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог,  который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы. Учитель. – Почему затрудняетесь в нахождении результата? Дети. – Мы такие ещё не решали. Учитель. – В чём затруднение? Дети. – Не умеем умножать двузначное число на однозначное. Учитель. – Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами? Дети. – Научиться умножать двузначное число на однозначное. Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в  усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого  выражения. Возникла ситуация «с затруднением».  Далее приступаем к  поиску решения. 6. Задачи с заведомо допущенными ошибками. Широко использую такой приём: помоги какому­либо сказочному герою или  персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил  он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего  работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную  деятельность учащихся. 7. Выполнение проблемных практических заданий. «Открытие» детьми нового знания строится на основе некоторой  мыслительной операции, поэтому я  включаю задания типа: найди лишнее,  раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития  вариативного мышления, внимания, памяти.  Пример.  Урок обучения грамоте. Тема: «Единственное и множественное  число» Найти лишнее слово. Лошадь   (букв больше, чем звуков; на конце слова парный согласный) Книги      (множественное число) Аист          (слово начинается на гласную) Собака   (ударение на 2­ой слог, 3 слога) Концентрируется внимание на классификации: единственное и множественное число, вводится новая тема. При   работе   с   использованием   проблемного   обучения   происходит развитие: 1.  умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации); 2. самостоятельности (самостоятельное   видение   проблемы,   формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения); 3.  креативного   мышления (самостоятельное   применение   знаний,   способов действий, поиск нестандартных решений). Главная   ценность   таких   уроков   в   том,   что   дети   получают   возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.   Изменения,  происходящие   в  детях,  указывают   на  то,  что   учебные проблемы   создают   благоприятные   условия   для   общего   развития   каждого ребёнка. На проблемном уроке обучающиеся:  Больше   думают,   чаще   говорят   и,   следовательно,   активнее   формируют мышление и речь. Осуществляют творческую деятельность, обретают творческие способности Отстаивают собственную позицию,  проявляют инициативу. Итак, я на собственном опыте  убедилась, что открывать новые знания надо совместно с детьми, и  надо  воплощать это на своих уроках. Я  считаю, что проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, поэтому овладевать этой технологией  необходимо каждому  педагогу. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Власова М.В. О проблемном диалоге // Начальная школа: плюс­минус.  2001.­№12.­с.32­34. 2.  Данюшевская Г.А. Влияние проблемно­диалогического обучения на  творческое и личностное развитие младших школьников //Начальная школа  плюс до и после, ­2008.­№8. с.12­13.  3.  Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.­метод.  пособие. М.: Педагогич. общ­во России, 2001.  4. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100.  6.Мельникова Е.Л. Прблемный урок, или Как открывать знания с учениками:  Пособие для учителя. – М., 2002. 7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. с.60­65.

«Технология проблемного обучения – как средство реализации ФГОС НОО».

«Технология проблемного обучения – как средство реализации ФГОС НОО».

«Технология проблемного обучения – как средство реализации ФГОС НОО».

«Технология проблемного обучения – как средство реализации ФГОС НОО».

«Технология проблемного обучения – как средство реализации ФГОС НОО».

«Технология проблемного обучения – как средство реализации ФГОС НОО».

«Технология проблемного обучения – как средство реализации ФГОС НОО».

«Технология проблемного обучения – как средство реализации ФГОС НОО».

«Технология проблемного обучения – как средство реализации ФГОС НОО».

«Технология проблемного обучения – как средство реализации ФГОС НОО».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2017