Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.
Технология проблемного обучения в начальной
школе
1. Описание технологии
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие
высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию
творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть
такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития
мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную
работу по формированию мыслительных способностей и познавательных
потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение
является проблемным.
Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет
формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять
знания в учебном процессе.
Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем
самостоятельных находок и открытий.
Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:
1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.
2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и
воспитательном процессе.
Применять технологию проблемного обучения можно при обучении детей
исследовательской деятельности, так как способствует становлению и развитию
нравственных черт личности, настойчивости и целеустремленности, познавательной
активности и самостоятельности.
Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли
в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в работе нужно стремиться не просто
передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно
развивать познавательную активность и творческую самостоятельность на уроках.
Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми
фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с
последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.2. Приемы создания проблемных ситуаций.
Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его
разрешения;
Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации,
сопоставлять факты.
Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику,
рассуждения.
Определить проблемные теоретические и практические задания;
Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или
противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Задача учителя находить, конструировать полезные для познавательного процесса
противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя
никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.
Для того чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть рост его в процессе
обучения можно использовать такой прием, как стимулирование ребенка к дальнейшей
познавательной деятельности. Для этого использовать качественную оценку, например,
награждение орденами и медалями.
Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и
знаниях.
Структура проблемного урока
1.Организационный момент
включение детей в деятельность;
выделение содержательной области.
2. Актуализация знаний
воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия»
нового знания;
фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.
3. Постановка учебной проблемы
определение затруднения, его место.
определение необходимости нового знания.
4. «Открытие» учащимися нового знания выдвижение гипотезы;
проверка гипотезы.
5. Первичное закрепление
внешнее оформление новых алгоритмов;
фиксирование уже оформленного знания.
включение нового материала в систему знаний
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе, повторение;
самостоятельное решение типовых заданий;
самостоятельная проверка учащимися своей работы.
включение нового материала в систему знаний;
решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.
8. Итог занятия
рефлексия деятельности на уроке;
самооценка учащимися собственной деятельности
На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности
учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной
ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая
новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и
применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается
обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении
школьника к учению.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не
"пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.2. Проектное задание Матрица согласования этапов (технологических звеньев)
технологии и УУД
Технология проблемного обучения
Деятельность педагога и
обучающихся
Деятельность обучающихся в
терминах УУД (ФГОС НОО)
Этап
(технологическое
звено)
Предъявление
проблемной ситуации
Педагог предъявляет
проблемную ситуацию,
осуществляет постановку
наводящих вопросов,
помогающих обучающимся
осознать существо
проблемы.
Обучающийся осознает
проблемную ситуацию,
анализирует исходные
данные и формулирует
проблему
Познавательные УУД:
основам прогнозирования как
предвидения будущих событий и
развития процесса.
формулировать собственное
мнение и позицию, аргументировать
и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в
совместной деятельности;
делать умозаключения
(индуктивное и по аналогии) и
выводы на основе аргументации.
использовать адекватные
языковые средства для
отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
Коммуникативные УУД:
делать умозаключения
(индуктивное и по аналогии) и
выводы на основе аргументации.
(Познавательные, коммуникативные
УУД) И т.д.
Познавательные УУД:
выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий,
процессов, объектов;
делать умозаключения
(индуктивное и по аналогии) и
выводы на основе аргументации.
принимать и сохранять учебную
задачу;
Познавательные УУД:
строить логическое рассуждение,
включающее
установление
Составление гипотез и
отбор оптимальной
гипотезы
Педагог осуществляет
постановку наводящих
вопросов, сообщает
необходимую информацию.
Ученик выдвигает
гипотезу, обосновывает ее.
Решение проблемной
ситуации
Педагог дает
направляющие указания.
Ученик осуществляетпроверку гипотезы, решает
проблему.
Анализ решения
проблемной ситуации
Педагог осуществляет
анализ действий ученика в
ходе решения.
Ученик анализирует ход
причинноследственных связей;
осуществлять
сравнение,
классификацию,
самостоятельно
выбирая основания и критерии для
указанных логических операций;
объяснять явления, процессы,
связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования;
структурировать тексты, включая
умение выделять главное и
второстепенное, главную идею
текста, выстраивать
последовательность описываемых
событий.
Регулятивные УУД:
адекватно самостоятельно
оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как в
конце действия, так и по ходу его
реализации;
Коммуникативные УУД:
договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
Познавательные УУД:
осуществлять познавательную
рефлексию в отношении действий
по решению учебных и
познавательных задач.
Регулятивные УУД:
адекватно самостоятельно
оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как в
конце действия, так и по ходу его
реализации;
основам саморегуляции в учебной
и познавательной деятельности в
форме осознанного управлениясвоим поведением, деятельностью,
направленной на достижение
поставленных целей;
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве;
Заключение.
Проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует
гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить,
находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и
накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к
саморазвитию и самокоррекции.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к
тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем
самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.
Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.