«Технология
продуктивного
чтения».
Лебикова
Александра
Вячеславовна, учитель
русского языка и
литературы
МБОУ «ИСОШ№1им.
Н.П. Наумова»
Я открываю
книгу,
Я листы вдыхаю…
Г.
Главная цель
школьного обучения –
Макаревич.
формирование личности ученика.
Чтение как учебный предмет имеет в
своем распоряжении такое сильное
средство воздействия на личность, как
книга.
Технология
продуктивного чтения –
это образовательная технология,
опирающаяся на законы читательской
деятельности и обеспечивающая с
помощью конкретных приёмов чтения
полноценное восприятие и понимание
текста читателем, активную
читательскую позицию по отношению к
тексту и его автору.
Технология продуктивного
чтения (формирование правильного
типа читательской деятельности)
Учит:
Умению вычитывать все виды текстовой
информации( фактуальную, концептуальную,
подтекстовую);
Самостоятельно осваивать текст до начала
чтения, во время чтения, после чтения.
Главными приемами анализа текста в этой
технологии являются диалог с автором и
комментированное чтение.
Технология формирования
правильного типа читательской
деятельности
Цель – понимание текстов.
Средство – три этапа работы с любым текстом.
1) До чтения текста:
– просмотровое чтение
Результат:
предвосхищение чтения,
создание мотива для
чтения
Тексты
учебников
всех
предметов с
подтекстом,
интригующи
ми
названиями и
т.п.
2) Во время чтения
текста:
– изучающее чтение
(в т.ч. диалог с
автором,
вычитывание
подтекста).
Результат:
интерпретация текста
3) После чтения
текста: –
рефлексивное
чтение, концептуал.
вопросы.
Результат:
понимание
авторского смысла,
корректировка своей
интерпретации
5
I этап. Работа с текстом до чтения
• Антиципация (предвосхищение,
предугадывание предстоящего чтения);
• ученики прогнозируют содержание
текста, предполагают о чем он по его
названию, иллюстрации, портрету
писателя. Возникает мотивация к
чтению.
• Работа в классе начинается с вопросов
учителя: Какими были ваши ожидания?
• Какие вопросы до чтения у вас возникали?
• На что обратили внимание перед чтением и
почему?
II этап. Работа с текстом во время чтения
•Первичное чтение текста.
•Перечитывание текста.
•Беседа по содержанию в
целом.
Первичное чтение текста
•Самостоятельное чтение (дома или в
классе)
•чтение – слушание
• чтение с остановками
• Выявление первичного
восприятия
(с помощью беседы, текста,
фиксации первичных впечатлений,
письменных ответов на вопросы.
III этап. Работа с текстом после чтения
1) Концептуальная (смысловая)
беседа по тексту.
2) Знакомство с писателем.
3) Работа с заглавием,
иллюстрациями.
4) Творческие задания.
.
Концептуальная беседа (Почему?)
• Коллективное обсуждение
прочитанного, дискуссия.
• Соотнесение читательских
интерпретаций (истолкований, оценок)
произведения с авторской позицией.
• Формулирование основной идеи
текста или совокупности его
главных смыслов.
• Беседуем и уточняем позицию
автора.
Знакомство с писателем
•Рассказ о писателе.
•Беседа о личности.
•Работа с материалами
учебника,
дополнительными
источниками.
.
Работа с заглавием, иллюстрациями
•Обсуждение смысла
заглавия.
• Обращение учащихся к
готовым иллюстрациям.
•Соотнесение видения
художника с читательским
представлением.
Творческое задание предполагает
13
самостоятельность ребенка
план
1.Составь
(самостоятельно, в парах,
в группе)
2.« Проиллюстрируй…»
3.« Сочини…»
4.« Придумай…»
5.Структурная
текста.
модель
Познавательные УУД
формируем умения:
• извлекать информацию из схем,
иллюстраций, текстов;
• представлять информацию в виде схемы;
• выявлять сущность, особенности объектов;
• на основе анализа объектов делать выводы;
• обобщать и классифицировать по
признакам;
• ориентироваться в тексте, учебнике;
• находить ответы на вопросы в
иллюстрации…
.
Коммуникативные УУД
формируем умения:
• слушать и понимать других;
• строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами;
• оформлять свои мысли в устной и
письменной форме;
• работать в паре и группе…
.
Регулятивные УУД
формируем умения:
• высказывать своё предположение
на основе работы с текстом, с
материалом учебника;
• оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей;
• прогнозировать предстоящую
работу
(составлять план);
• осуществлять познавательную и
личностную рефлексию…
Методические приемы
организации
чтения
продуктивного
Методические приемы
организации
чтения
продуктивного
Составь
задание
Методические приемы
организации
чтения
продуктивного
Достоинства
технологии:
• применима на уроках любого цикла
и на любой ступени обучения;
• ориентирована на развитие
личности читателя;
• развивает умение прогнозировать
результаты чтения;
• способствует пониманию текста на
уровне смысла.