Технология продуктивного чтения.

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 06.12.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала технология продуктивного чтения.docx
Технология продуктивного чтения 1 слайд Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем.  Он долженне только усваивать содержание, но и находить  нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. 2 слайд Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать « правильно», «  эффективно», продуктивно ­ важная задача учителя и не только на уроках литературы,  хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была  создана технология продуктивного чтения. 3 слайд Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется  ( даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не  стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по  разным предметам. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного  общего образования поставил перед школой задачу освоения  обучающимися умений  полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких  познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и  критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого  контекста, интерпретация, комментирование текста и др. С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание  грамотного читателя требует обеспЕчения полноценного восприятия и  понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства  читателями разных возрастов. Восприятие – активный процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а  внутреннее содействие, сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом  перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в  них, личного присутствия 4 слайд Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная  технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с  помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста  читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. 5 слайдС позиции структуры читательской деятельности разработанная технология  предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя). 6 слайд 1 этап. Работа с текстом до чтения. Цель данного этапа – развитие такого важнейшего читательского умения, как  антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию,  фамилии автора, иллюстрации. Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. На первом этапе учащиеся читают фамилию автора, заглавие произведения,  рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои  предположения о героях, теме, содержании. Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в  классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у  вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п. 2. Затем предлагается прочитать текст, проверить возникшие предположения. Итак, на этапе работы с текстом до чтения учащиеся прогнозируют и предполагают 7 слайд II этап.  Работа с текстом во время чтения. Цель данного этапа – понимание текста и создание его читательской интерпретации Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. 8 слайд Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести  диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания. По ходу чтения проводится словарная работа (объяснение и уточнение значений слов).  В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе  чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово  толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное  чтение. Обсуждение читательских интерпретаций. 9 слайд III этап. Работа с текстом после чтения.Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским  смыслом. 10 слайд Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Учитель ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и  беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла. 11 слайд Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения  произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на  подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности  автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и  до чтения, если это оправдано. Слайд12 Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д.  Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал  художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д. Слайд13 Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные  умения, например умения определять тему произведения, умения находить главную  мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д. Слайд 14 В результате использования данной технологии мы  формируем УУД Познавательные УУД.  Обучающиеся приобретают умения находить нужную информацию  и интерпретировать её 15 слайд Коммуникативные УУД: Обучающиеся учатся формировать свои мысли, самостоятельно  планировать учебное   сотрудничество; сотрудничество с другими учащимися в поиске и сборе информации.  Слайд16Регулятивные УУД: Обучающиеся   учатся высказывать свое предположение на основе  работы с иллюстрацией учебника;  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем и приобретают навыки  работы по алгоритму (плану). Слайд17 Вот несколько методических приемов организации продуктивного чтения: Отсроченная отгадка В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Задай вопрос С чего начинается осмысление учеником учебного материала? ­ Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и  т.п. Слайд 18 Составь задание Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики  “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя  учебные задачи. Кубик Блума О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об  авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких  приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума». На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись» Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному  материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Слайд19 Аналитик Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией,  другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы  работа выполнялась учениками не механически, а творчески.Драмогерменевтика Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а  применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» я назвала бы ещё  «пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися  гораздо быстрее и глубже. Слайд 20 Пометки на полях Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления. Слайд 21 Я считаю, что данная технология способствует повышению эффективности  образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания и  может быть эффективно применена не только на уроках литературы, но и на других  предметах.