Технология продуктивного чтения
1 слайд
Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда
должен быть читателем. Он долженне только усваивать содержание, но и находить
нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.
2 слайд
Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать « правильно», «
эффективно», продуктивно важная задача учителя и не только на уроках литературы,
хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была
создана технология продуктивного чтения.
3 слайд
Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется
( даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не
стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по
разным предметам.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного
общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений
полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких
познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и
критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого
контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание
грамотного читателя требует обеспЕчения полноценного восприятия и
понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства
читателями разных возрастов.
Восприятие – активный процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а
внутреннее содействие, сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом
перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в
них, личного присутствия
4 слайд
Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная
технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с
помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста
читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
5 слайд С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология
предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).
6 слайд
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Цель данного этапа – развитие такого важнейшего читательского умения, как
антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию,
фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
На первом этапе учащиеся читают фамилию автора, заглавие произведения,
рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои
предположения о героях, теме, содержании.
Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в
классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у
вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.
2. Затем предлагается прочитать текст, проверить возникшие предположения.
Итак, на этапе работы с текстом до чтения учащиеся прогнозируют и предполагают
7 слайд
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель данного этапа – понимание текста и создание его читательской интерпретации
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
8 слайд
Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести
диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
По ходу чтения проводится словарная работа (объяснение и уточнение значений слов).
В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе
чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово
толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное
чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
9 слайд
III этап. Работа с текстом после чтения. Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским
смыслом.
10 слайд
Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Учитель ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и
беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
11 слайд
Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения
произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на
подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности
автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный
рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и
до чтения, если это оправдано.
Слайд12
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа
о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д.
Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал
художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?
Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.
Слайд13
Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные
умения, например умения определять тему произведения, умения находить главную
мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д.
Слайд 14
В результате использования данной технологии мы формируем УУД
Познавательные УУД. Обучающиеся приобретают умения находить нужную информацию
и интерпретировать её
15 слайд
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся учатся формировать свои мысли, самостоятельно планировать учебное
сотрудничество; сотрудничество с другими учащимися в поиске и сборе информации.
Слайд16 Регулятивные УУД: Обучающиеся учатся высказывать свое предположение на основе
работы с иллюстрацией учебника; составлять план решения учебной проблемы совместно с
учителем и приобретают навыки работы по алгоритму (плану).
Слайд17
Вот несколько методических приемов организации продуктивного чтения:
Отсроченная отгадка
В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой
(ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Задай вопрос
С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и
т.п.
Слайд 18
Составь задание
Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики
“приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя
учебные задачи.
Кубик Блума
О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об
авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких
приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов:
«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному
материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Слайд19
Аналитик
Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией,
другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы
работа выполнялась учениками не механически, а творчески. Драмогерменевтика
Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а
применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» я назвала бы ещё
«пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися
гораздо быстрее и глубже.
Слайд 20
Пометки на полях
Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём
является ключевым в известной технологии критического мышления.
Слайд 21
Я считаю, что данная технология способствует повышению эффективности
образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания и
может быть эффективно применена не только на уроках литературы, но и на других
предметах.
Технология продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.