Технология. Рабочая программа для учащихся 11 класса
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
труд
11 кл
20.06.2017
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Программа включают в себя разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность». Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Программа включают в себя разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность». Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
file3.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ревенская средняя общеобразовательная школа
Технология
Рабочая программа для учащихся 11 класса
(Срок реализации программы – 2016/2017 учебный год)
Рассмотрена:
Педагогическим советом
Протокол № ____
категория
От «___» ____________ 2016 г.
Составитель:
Шумаков Александр Алексеевич
Высшая квалификационная
Согласовано:
Заместитель директора по УВР Приказ № _____
________ Г.М.Мягкова
Утверждена
От «___» ___________ 2016 г.
Директор _________ В.Д.Чижикова д.Лужецкая 2016
Пояснительная записка
Статус документа
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования по технологии (базовый уровень);
примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень);
учебник «Технология: базовый уровень: 10 – 11 классы. В.Д.Симоненко, О.П.Очинин, Н.В.Матяш. –
М: ВентанаГраф, 2013»
базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 20162017 учебный
год
1. Учебник «Технология: базовый уровень: 10 – 11 классы. В.Д.Симоненко, О.П.Очинин, Н.В.Матяш. –
Учебнометодический комплекс
М: ВентанаГраф, 2013»
2. Презентации по темам курса.
Место предмета в базисном учебном плане
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области отводит 35 учебных
часов для обязательного изучения учебного предмета «Технология» в 11м классе средней школы из
расчета 1 учебный час в неделю.
Цели и задачи курса
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне
является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических
знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности;
уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Программа включают в себя разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии
проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и
карьера», «Проектная деятельность». Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При этом предполагается, что изучение
материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым
минимумом теоретических сведений.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и
использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от
направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по
следующим сквозным образовательным линиям:
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование информации;
основы черчения, графики, дизайна;
творческая, проектная деятельность;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и
общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу
должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и
отражение в них современных научнотехнических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды
технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения
общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения,
наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовнонравственного,
эстетического и физического развития учащихся.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической
деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами
обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторнопрактические
работы, моделирование и конструирование, экскурсии.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При
организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их
познавательными потребностями.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение
образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств
материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных
технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий
традиционных промыслов.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология»
являются:
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих
современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате
труда, спросе на рынке труда;
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для
проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми
функциональными и эстетическими свойствами;
наличие умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные
интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и
профессиональные планы;
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда,
самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для
последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном
развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной
деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на
окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения
профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и
изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и
экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья,
образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к
самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в
сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования
материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе
коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры,
ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда,
товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального
образования.
Четверт
ь
№
п/
п
Учебнотематический план
Раздел курса
Количеств
о часов
Практическа
я работа
Контрольны
й тест
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
1
2
Вводный инструктаж
Производство, труд и технологии.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
2.1 Структура современного производства
2.2 Нормирование и оплата труда
2.3 Научная организация труда.
3
Технология проектирования и
создания материальных объектов или
услуг
3.1 Функционально стоимостной анализ.
3.2 Основные
закономерности развития
искусственных систем
3.3 Защита интеллектуальной собственности
3.4 Презентация результатов проектной
деятельности
4 Профессиональное самоопределение и
карьера
4.1 Изучение рынка труда, профессий и
профессионального образования
4.2 Планирование профессиональной карьеры
5
Творческая, проектная деятельность
Резерв
Всего
1
7
3
2
2
10
2
3
3
2
6
2
4
10
1
35
2
1
1
2
1
1
2
1
1
3
9
1
1
1
1
1
1
1
4
Краткое содержание изучаемого материала.
Производство, труд и технологии. Организация производства (7 часов)
Структура современного производства (3 ч)
Основные теоретические сведения.
Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная
сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения,
комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных
предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные,
кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги. Цели и функции
производственных предприятий и предприятий сервиса. Формы руководства предприятиями. Отрасли
производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона.
Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение
труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в
соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогательных подразделений. Основные
виды работ и профессий. Характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином
тарифноквалификационном справочнике работ и профессий (ЕТКС).
Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная
мобильность. Роль образования в расширении профессиональной мобильности.
Практические работы.
Анализ региональной структуры производственной сферы. Анализ форм разделения труда в
организации. Анализ требований к образовательному уровню и квалификации работников. Описание целей
деятельности, особенности производства и характера продукции предприятий ближайшего окружения.
Составление схемы структуры предприятия и органов управления.
Варианты объектов труда. Средства массовой информации, электронные источники информации,
специальные источники информации.
Нормирование и оплата труда (2 ч)
Основные теоретические сведения
Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью
процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания,
норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и
пересмотра норм.
Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства
производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с
квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельнопремиальная, аккорднопремиальная формы оплаты
труда. Контрактные формы найма и оплаты труда.
Практические работы
Установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения. Сопоставление достоинств
и недостатков различных форм оплаты труда. Определение преимущественных областей применения
различных форм оплаты труда.
Варианты объектов труда
Справочная литература, результаты опросов.
Научная организация труда (2 ч)
Основные теоретические сведения
Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности
организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая
дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде.
Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности
повышения качества товаров и услуг. Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики.
Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.
Практические работы
Проектирование рабочего места учащегося, современного рабочего места.
Варианты объектов труда
Модели организации рабочего места. Специальная и учебная литература. Электронные источники
информации.
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг
Функционально стоимостной анализ (2 ч)
Основные теоретические сведения
(10 ч)
Цели и задачи функционально стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод
технического творчества. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический,
творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.
Практические работы
Применение элементов функциональностоимостного анализа для нахождения различных вариантов
выполняемых школьниками проектов.
Варианты объектов труда
Проектные задания школьников. Учебные проектные задания.
Основные закономерности развития искусственных систем (3 ч)
Основные теоретические сведения
Понятие об искусственной системе. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение
противоречий. Основные закономерности развития искусственных систем. История развития техники с
точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах). Решение крупных научно
технических проблем в современном мире. Выдающиеся открытия и изобретения и их авторы.
Перспективы развития науки и техники.
Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений
технического прогресса.
Практические работы
Выявление противоречий в требованиях к частям искусственных систем. Упражнения по поиску
примеров проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определения
направлений их совершенствования. Прогнозирование направлений развития систем из ближайшего
окружения школьников. Описание свойств нового поколения систем с учетом закономерностей их развития
Варианты объектов труда
Объекты проектирования школьников. Знакомые школьникам системы: устройства бытовой
техники, транспортные машины, технологическое оборудование.
Защита интеллектуальной собственности (3 ч) Основные теоретические сведения
Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Научный и
технический отчеты. Публикации. Депонирование рукописей. Рационализаторское предложение.
Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная
модель. Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.
Практические работы
Разработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения,
заявки на полезную модель или промышленный образец).
Варианты объектов труда
Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий.
Презентация результатов проектной деятельности (2 ч)
Основные теоретические сведения
Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и
визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация
взаимодействия участников презентации.
Практические работы
Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности.
Компьютерная презентация.
Варианты объектов труда
Объекты проектирования школьников. Учебные задания.
Профессиональное самоопределение и карьера (6 ч)
Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования (2 ч)
Основные теоретические сведения
Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и
предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации
о рынке труда и путях профессионального образования.
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных
услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке
образовательных услуг.
Практические работы
Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования. Знакомство с
центрами профконсультационной помощи.
Варианты объектов труда
Источники информации о вакансиях рынка труда.
Планирование профессиональной карьеры (4 ч)
Основные теоретические сведения Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности
квалификационного и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и
профессиональная мобильность.
Формы самопрезентации. Содержание резюме.
Практические работы
Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом,
личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации.
Варианты объектов труда
Резюме, план построения профессиональной карьеры.
Творческая, проектная деятельность (10 ч)
В течение отведённого времени ученики выполняют творческий проект.
Обсуждение идей и исследований. Оценка возможностей, необходимых для выполнения проекта. Сбор
и обработка необходимой информации. Планирование работы.
Практическая деятельность по выполнению проекта. Консультации по выполнению практической части
проекта. Корректировка деятельности. Оформление пакета документации. Оценка качества выполненной
работы. Подготовка к защите и защита проекта.
Резерв времени – 1 ч
Календарнотематическое планирование
По Технологии Класс – 11
Количество часов:
всего 35; в неделю – 1
Плановых контрольных тестов – 4
практических работ 9
Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего
образования по технологии (базовый уровень).
Учебник «Технология: базовый уровень: 10 – 11 классы. В.Д.Симоненко, О.П.Очинин,
Н.В.Матяш. – М: ВентанаГраф, 2013»
Тематическое планирование
№
урока
№
урока
в разделе
Тема урока
Домашнее
задание
Дата
По
проведения урока
Факти
чески
плану
1
2
3
4
5
6
7
8
1
1
2
3
1
2
1
2
1. Вводный инструктаж (1 ч)
Правила внутреннего распорядка при работе в
школьной мастерской
Конспект
урока
1
неделя
2. Производство, труд и технологии.
Организация производства (7 ч)
2.1. Структура современного производства (3 ч)
Сферы профессиональной деятельности
Понятие о разделении и специализации труда
Практическая работа № 1 «Определение цели
и задачи профессиональной деятельности»
Стр.
146158
2.2. Нормирование и оплата труда (2 ч)
Основные направления нормирования труда.
Формы оплаты труда
Практическая работа № 2
«Определение вида оплаты труда»
Стр.158
166
2.3. Научная организация труда (2 ч)
Эффективность деятельности организации.
Научная организация труда.
Профессиональная этика.
Контроль знаний по разделу
«Производство, труд и технологии»
§2
2 неделя
3 неделя
4
неделя
5
неделя
6
неделя
7
неделя
8
неделя
3. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг
(10 ч)
3.1. Функционально стоимостной анализ (2 ч)
9
10
1
2
Функциональностоимостной анализ как ком
плексный метод технического творчества
Практическая работа № 3
«Составление морфологической
матрицы»
Стр.
113116
9
неделя
10
неделя 11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
4.1.
1
2
3
1
2
3
1
2
1
2
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
3.2.Основные закономерности развития искусственных систем (3 ч)
11
Искусственные системы
неделя
Закономерности развития искусственных систем
Конспект
урока
Развитие технических систем и научно
технический прогресс
3.3.Защита интеллектуальной собственности (3 ч)
Интеллектуальная собственность
Патентная защита авторских разработок
Стр.9093
Практическая работа № 4 «Разработка
товарного знака для предприятия»
12
неделя
13
неделя
14
неделя
15
неделя
16
неделя
3.4.Презентация результатов проектной деятельности (2 ч)
Конспект
Повторный инструктаж. Использование
технических средств в процессе презентации.
Контроль знаний по разделу
«Технология проектирования и создания
материальных объектов или услуг»
4. Профессиональное самоопределение и карьера (6 ч)
Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования (2 ч)
неделя
урока
17
18
неделя
Рынок труда. Профессиональное образование
Практическая работа № 5
«Составление рейтинга профессий и
должностей в регионе»
Стр.180
189
4.2.Планирование профессиональной карьеры (4 ч)
Пути получения образования,
профессионального и служебного роста
Виды и уровни профессионального
образования. Содержание резюме.
Практическая работа № 6
«Моё профессиональное резюме»
Контроль знаний по разделу
«Профессиональное самоопределение и
карьера»
Стр.185
195
5. Творческая, проектная деятельность (10 ч)
Обосновани
е проекта
Рисунки
изделия
Этапы выполнения проекта. Обоснование типа
проекта.
Разработка и оформление альтернативных идей
проекта.
Практическая работа № 7 «Составление
технологической документации проекта»
Технологический этап выполнения проекта
Тех. карта и
чертёж
Практическая работа № 8
«Изготовление деталей проекта»
Практическая работа № 9
«Сборка и отделка изделия проекта»
Экономическое обоснование и реклама проекта.
Правила ТБ
Эк. расчёты
19
неделя
20
неделя
21
неделя
22
неделя
23
неделя
24
неделя
25
неделя
26
неделя
27
неделя
28
неделя
29
неделя
30
неделя
31
неделя 8
9
10
32
33
34
35
Оформление и анализ проектной деятельности
Презентация результатов проектной деятельности
Подготовка
к защите
Итоговый контроль знаний по курсу
«Технология»
Резерв времени 1 ч
32
неделя
33
неделя
34
неделя
35
неделя
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ПОЛНОЙ ШКОЛЫ
(базовый уровень)
В результате изучения технологии ученик должен
Знать/понимать
влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или
услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации
труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники
получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.
Уметь
оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и
реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих
задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной
деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические
операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для
проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической
деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических
задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка
образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда,
товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации
Список литературы и учебных пособий
1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения, М.: Московский рабочий, 1973г.
2. Джонс Дж. Методы проектирования. – М.: Мир, 1986г
3. Злотин Б., Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения, Кишинев:
Лумина, 1998 г.
4. Лук А.Н. Психология творчества, М.: Наука, 1978г. 5. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления, М.: Педагогика, 1974г.
6. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие для 811 классов
общеобразовательных учреждений, 1990г.
7.
Твоя профессиональная карьера: Учебник для 811 классов общеобразовательных учреждений/под
ред. С.Н. Чистяковой, М.: Просвещение, 1997г.
Технология. Рабочая программа для учащихся 11 класса
Технология. Рабочая программа для учащихся 11 класса
Технология. Рабочая программа для учащихся 11 класса
Технология. Рабочая программа для учащихся 11 класса
Технология. Рабочая программа для учащихся 11 класса
Технология. Рабочая программа для учащихся 11 класса
Технология. Рабочая программа для учащихся 11 класса
Технология. Рабочая программа для учащихся 11 класса
Технология. Рабочая программа для учащихся 11 класса
Технология. Рабочая программа для учащихся 11 класса
Технология. Рабочая программа для учащихся 11 класса
Технология. Рабочая программа для учащихся 11 класса
Технология. Рабочая программа для учащихся 11 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.