Технология развития критического мышления имеет две особенности:
1)структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию;
2)содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.
Такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться и вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить.
Технология развития критического мышления.doc
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности
человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания,
объективности подхода к окружающему его информационному полю. (слайд 1)
В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем
наложения новой информации на жизненный личный опыт. (слайд 2 3)
Исходя из этого критическое мышление, по мнению авторов, может развивать
следующие качества ученика:
1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);
2. гибкость (восприятие идей других);
3. настойчивость (достижение цели);
4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для
продолжения обучения);
5. осознание (отслеживание хода рассуждений);
6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения
воспринимались другими людьми).
СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ
Технология РКМ имеет две особенности (базируется на «двух китах»):
• структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию,
• содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии,
направленные на формирование у учащихся критического мышления. (слайд 4)
Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам
человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе
известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом
подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь
применить.
Функции трёх стадий технологии развития критического мышления (слайд 5)
Технология РКМ предлагает разнообразный набор приёмов и методов для
осуществления этого этапа работы. Стройная система приемов включает в себя
как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и
групповой работой.
Фаза «Вызов»
По пословице, «доброе начало полдела откачало».
Начало урока, построенного на основе традиционного подхода: учитель заявляет
тему, определяет цели изучения предстоящего материала.
Начало урока, построенного в ТРКМ – это стадия « вызова» , во время которой у
учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме.
Приёмы стадии вызова в технологии развития критического мышления — то
1 «доброе начало», которое задаёт тон урока — поисковый, диалоговый, помогает
заинтересовать учеников, сформулировать цели работы.
Специфика технологии – в активной позиции учащихся, которые уже на первом
этапе урока ставят собственные цели изучения, определяют желаемый результат в
освоении темы.
Фаза «Осмысление» (изучение нового материала)
На уроке, построенном на основе традиционного подхода, нередко основным
источником информации становится учитель. При этом он не только ее
транслирует, но в большинстве случаев анализирует и оценивает.
Когда урок построен урока в ТРКМ, содержательная стадия урока —
«осмысление»; в его ходе происходит непосредственная работа ученика с
информацией, причём работа направленная, осмысленная. Ученик получает
возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения
старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет
собственную позицию.
Приёмы, используемые в ТРКМ, направляют работу учащегося на самостоятельное
и осмысленное получение новой информации.
Фаза «Рефлексия»
Завершающая часть урока, построенного на основе традиционного подхода:
учитель подводит итог урока, проверяет, какой материал был усвоен учащимися.
(слайд 6)
Стадия рефлексии в ТРКМ — это стадия размышления. Она необходима, в первую
очередь, для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им
достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым
материалом проблемы и противоречия.
Идет рефлексия своего процесса учения. Рефлексивный анализ направлен на
прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута
обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому
поводу лучше было бы задать вопрос и т. д.). Подобный анализ становится более
полезен, если он обращен в словесную или письменную форму. (слайд 7) Главное
отличие завершающей стадии урока традиционного от рефлексии урока,
построенного в ТРКМ – это то, что сами учащиеся подводят итог, определяют
личные результаты и проводят оценку собственной деятельности. (слайд 8)
Технология РКМ ориентирована на воспитание у ученика социальной
ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с
конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми
дети сталкиваются в реальной жизни. Разрушаются стереотипы традиционного
урока:
Традиционный урок:
Урок, построенный в ТРКМ:
∙ На уроке нужно оценивать ученика
∙ Учащийся сам может оценить свою
2 деятельность
∙ Учащийся не должен делать ошибок
∙ Учащийся имеет право на ошибку
∙ Учитель знает, как и что должен
отвечать школьник
∙ Учитель допускает альтернативные
варианты ответов
∙ Учитель должен знать ответы на все
вопросы, которые возникают на занятии
∙ Учитель может не знать ответа на
заданный учащимся вопрос
∙ На вопрос, поставленный
преподавателем, всегда должен быть
ответ
∙ Вопросы учителя могут быть
началом нового получения знаний
Активность субъектов процесса обучения возрастает; этому способствует:
∙ Групповая работа
∙ Развитие навыков общения
∙ Ценность личности
∙ Различные способы оценки и самооценки
∙ Связь обучения с жизнью
Пришло время познакомиться с несколькими приёмами стадии "Вызова".
Описание приёмов: (слайд 9)
1. Кластер
2. Корзина идей
3. Денотатный граф
4. Дерево предсказаний
5. Верные и неверные утверждения
Описание приёма: (слайд 10)
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма представление
информации в графическом оформлении.
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём
называют «наглядным мозговым штурмом».
Цель приёма:
3 Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации
связанные с какимлибо понятием (например, с темой урока).
Как применяется на уроке:
Кластер универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.
(слайд 11)
Рассмотрим пример применения данного приёма на стадии "Вызов". На
стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в
командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый
материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока.
Информация записывается на доске. При записи предположений и их
систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Учитель
переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на
свои вопросы в новом материале.
Продолжается работа с данным приемом и на стадии "Осмысление": по ходу
работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.
Большой потенциал имеет этот прием на стадии "Рефлексия": это исправления
неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе
новой информации, установление причинноследственных связей между
отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в
группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам).
Приёмы стадии "Осмысление".(слайд 12)
Описание приёмов:
1. Инсерт
2. Чтение с остановками
3. "Рыбий скелет" или "Фишбоун"
4. Приёмы, работающие с таблицами
таблица ПМИ
таблица ЗХУ
таблицасинтез
сводная таблица
концептуальная таблица
таблица "Что? Где? Когда? Почему?"
5. Стратегии и приёмы развития умения задавать вопросы
вопросительные слова
толстый и тонкий вопросы
4
ромашка вопросов (ромашка Блума) (слайд 13)
Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная
известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом,
достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с
его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание,
применение, анализ, синтез и оценка.
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
∙ Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какието факты, вспомнить,
воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных
формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и
т.д.
∙ Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь,
что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, помоему, вы
сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи
человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью
получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на
уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови,
широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».
∙ Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова
«Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут
восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях –
направлены на установление причинноследственных связей. «Почему листья на
деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из
интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип
вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент
самостоятельности.
∙ Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке
есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы
изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?»,
«Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
∙ Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки
5 тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему чтото хорошо, а чтото плохо?»,
«Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
∙ Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление
взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим.
«Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов
(начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут
привести свои примеры).
Приёмы стадии "Рефлексия (слайд 14)
• Эссе
• Рафт
• Диаманта
• Синквейн
• Хокку (хайку)
• Бортовой журнал
• Двухчастный дневник
• Трёхчастный дневник
• Шесть шляп мышления
Синквейн (слайд 15)
6 Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти
строк, которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими
характерные действия объекта.
4. Четвертая строка это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида
стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять
слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части
речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.
При внешней простоте формы, синквейн быстрый, но мощный инструмент для
рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и
представления в нескольких словах не такто просто). Безусловно, интересно
использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.
Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________
Пример синквейна:
Тайга
Хвойная, зеленая, необъятная.
Растет, завораживает, дарит
Щедра сибирская тайга!
Берегите!
Организационные формы работы с синквейнами . (слайд 16)
Самостоятельно при выполнении домашней работы
7 Самостоятельно на уроке
В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн,
составленный по выбранной теме
В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве
ведущего, помогающего группе составить синквейн
При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание
рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.
Слайд 17. Спасибо за внимание!
Ресурсы: Творческая лаборатория. Проект ЭМУ. (принимала участие)
8
"Технология развития критического мышления"
"Технология развития критического мышления"
"Технология развития критического мышления"
"Технология развития критического мышления"
"Технология развития критического мышления"
"Технология развития критического мышления"
"Технология развития критического мышления"
"Технология развития критического мышления"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.