Урок по ФГОС. Тип урока - рефлексия. Технология урока рефлексии с элементами урока русского языка 2 класс. Структура урока рефлексии, цели, задачи. Отличие урока-рефлексии по ФГОС от традиционных уроков-обобщений и повторений. Определение рефлексии. Упражнения на отработку некоторых этапов урока рефлексии.Технология урока рефлексии с элементами урока по русскому языку.
Технология урока рефлексии.docx
Технология урока рефлексии.
Учитель начальных классов
Краморова Е.А.
Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и
проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся,
МОУ СОШ с. Малая Семеновка
но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки.
Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим
предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения
этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен
научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.
Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый
тип урока — урокрефлексия по ФГОС.
Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение
отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать.
В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой".
В чем отличие урокарефлексии по ФГОС от традиционных уроков
обобщений и повторений
Если сравнивать урокрефлексию с традиционной схемой уроков, то первый
будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков
(контроля знаний, урокповторение, урокобобщение, урокзакрепление).
Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить "трудные места",
сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что
необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.
По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели:
содержательную и деятельностную.
Цели для урокарефлексии:
Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного
материала Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и
реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать
собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить
способы их преодоления).
Уроки рефлексии имеют следующую структуру:
1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности (12 мин.)
2. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (58
мин.)
3. Локализация индивидуальных затруднений
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений
5. Реализация построенного проекта
6. Обобщение затруднений во внешней речи (45 мин.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (45 мин.)
8. Включение в систему знаний и повторение (78 мин.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности (12 мин.)
Основная цель этапа
выработка на личностно значимом уровне внутренней
готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности,
однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.
На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик
"включился" в работу. И не просто потому, что ему "надо", а потому что он
"хочет"!
Например: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания
великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную
разминку, привести интересный факт в духе: "А знаете ли вы, что…!"
Русский язык Тема: «Различаем разделительные Ь и Ъ» «Права ли, Маша?» после обсуждения проблемной ситуации делаем вывод,
что Маша права. В случае затруднения обращаемся к учебнику,
подглядываем в ответ Маши.
2. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
(58 мин.)
Основная цель этапа
подготовка мышления учащихся и осознание ими
потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование
основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены.
То есть, учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению
определенного задания. Заданий не должно быть много — 5 6. Но все задания
должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые
изученные правила и способы работы.
Примеры заданий для урокарефлексии, в т.ч. для начальной школы:
Кластер. Многие используют этот прием на этапе рефлексии. В начале урока
составление кластера поможет быстро обобщить и структурировать
теоретический материал.
Сорбонки. Карточки памяти позволяют выявить пробелы. Работу можно
проводить индивидуально или в группах. Во втором случае учащиеся могут
помочь одноклассникам выявить пробелы по теме.
Текст с пропусками. Методика знакома всем. Причем этот прием можно
использовать не только на уроках по гуманитарным предметам.
Блицопрос.
РАФТ. Ученик выбирает роль и рассказывает о себе. Например, на уроке
русского языка: "Представь, что ты — Ъ. Расскажи о себе". Расскажи о себе" и
т.д.
Да/нет. Учитель зачитывает суждения, определение терминов, понятий.
Учащиеся либо соглашаются, либо опровергают. Корзина идей. Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что ему
известно по теме. Далее начинается групповой этап: учащиеся (в группах, по
парам) делятся знаниями, обмениваются информацией. На третьем этапе
(коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме (без повторов!).
Все сведения записываются на доске (в корзину) без комментирования. Cразу
видно, кто активно "наполняет корзину", а кому требуется помощь.
Можно также предложить учащимся фиксировать те сведения, которые он не
смог вспомнить сам и те, которые вообще не знал.
"Лови ошибку". Учащимся предлагается текст / задача / пример, содержащие
энное количество ошибок. Обявил, вълетел, съёжился, въюга, наъезд
"Жокей и лошадь". Класс делится на две группы. Одна группа получает
карточки с вопросами, другая — с ответами. Соотнести слово и звуковую
модель. Затем каждый ищет свою пару.
ищет свою пару.
Завершается данный этап рефлексией, где учитель подводит учащихся к выводу,
что ошибки — это не "криминал", а повод задуматься.
3. Локализация индивидуальных затруднений
Основная цель этапа
выполнении изученных способов действий.
осознание места и причины собственных затруднений в
Т.е. научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему
именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения.
Удобнее всего работать по вопросам:
Какое задание я выполнял?
Какое знание я использовал / каким способом решал задачу?
Что делал сначала? Потом?
Где возникло затруднение?
Почему? Чего мне хватает для правильного решения? В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют
пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для
исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение – нет.
Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой
группе выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет получают
дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно
до этапа самопроверки.
4.Построение проекта коррекции выявленных затруднений
Основная цель этапа
постановка целей коррекционной деятельности и на этой
основе выбор способа и средств их реализации.
На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения
проблемы.
Формулируем цель. Общая цель всегда одна: коррекция знаний, устранение
пробелов. Для каждого ученика (или группы) цель будет конкретной:
научиться различать разделительные Ь и Ъ знаки.
Определяем средства. Что поможет учащимся достичь цели? Может быть,
понадобятся учебник, алгоритм, карточка памяти и т.д.
Определяем способ. То есть, составляем план, как будет решаться проблема
(повторить правило, рассказать соседу по парте, выполнить практическое
задание)
Для начала ученику можно предложить тот план, который вы использовали на
уроке получения новых знаний. В дальнейшем учащиеся должны научиться
самостоятельно планировать свои действия.
5.Реализация построенного проекта
Основная цель этапа
осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в
самостоятельной работе и формирование умения правильно применять
соответствующие способы действий. Это самостоятельная работа по составленному плану. Учитель при
необходимости направляет ученика, задает наводящие вопросы. Учащиеся,
быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий
или выступают в роли консультантов и помогают другим.
Из данных слов составь предложение и исправь ошибки:
подёмный, стройке, кран, подьехал, к
К стройке подъехал подъёмный кран.
6.Обобщение затруднений во внешней речи (45 мин.)
Основная цель этапа
закрепление способов действий, вызвавших затруднение.
Учащиеся фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задания по тем
правилам, применение которых вызвало наибольшее затруднение. При этом
обязательно проговаривается порядок действий. Особое внимание здесь следует
уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, лучше, чтобы именно
они проговорили вслух правильные способы действий.
Работа по учебнику Упр. 2 в…юга, в…езды, б…ём, с…езды, плат…е,
об..зды, мурав…и, под…ём.
Важно! На данном этапе каждое действие сопровождается рефлексией
(обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало
понятным).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (45 мин.)
интериоризация (переход извне внутрь, от лат. interior —
Основная цель этапа
внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения
внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических
функций и развития в целом.) способов действий, вызвавших затруднения,
самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и
создание (по возможности) ситуации успеха. Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по новому,
усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось,
получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.
8. Включение в систему знаний и повторение (78 мин.)
Основная цель этапа
применение способов действий, вызвавших затруднения,
повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих
разделов курса.
На данном этапе учащиеся получают задания, которые связывают новое знание /
умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к
восприятию следующей новой темы.
Лучшего всего подходят задания, содержащие игровые элементы, блицопросы,
викторины.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Основная цель этапа
осознание учащимися метода преодоления затруднений и
самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не
было, самостоятельной) деятельности.
Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания
материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь
приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.
Примеры рефлексии: анкеты, рефлексивная мишень, графики и пр.
Такой видится структура уроков отработки умений и рефлексии. Дети на этих
уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод
коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим
найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в
правильности своих действий. После этого заметно повышается качество
усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного
времени. Русский язык Тема: « Различаем разделительные Ь и Ъ знаки»
2. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
(58 мин.)
Карточки памяти.
поезд подъезд
заявить объявить ВЫВОД:
_______ е
Ъ ё
ю
я
"Лови ошибку"
ошибок.
. Учащимся предлагаются слова, содержащие энное количество
Обявил, вълетел, съёжился, въюга, наъезд
"Жокей и лошадь". Класс делится на две группы. Одна группа получает
карточки со словами – другая со звуковыми моделями. Затем каждый ищет
свою пару.
Вьюга _______________________
Вьют _______________________
Въехал _______________________
Подъезды _______________________
Лисья _______________________
Из данных слов составь предложение и исправь ошибки:
подёмный, стройке, кран, подьехал, к
Работа по учебнику Упр. 2 в…юга, в…езды, б…ём, с…езды, плат…е,
об..езды, мурав…и, под…ём.
Домашняя работа. Карточка Распредели слова в 2 столбика: с…
язвить, с…ест, волч…и, бур..ян, осен…ю, с…ёмка
Муниципальное казенное учреждение «Центр информационнометодического и технического
обеспечения учреждений образования БМР» филиал ГПОУ «Саратовский областной колледж искусств» в г. Балашове
Балашовский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
образования
«Саратовский национальный исследовательский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского»
(БИ СГУ)
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие во Всероссийской научнопрактической
конференции «Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские
чтения», которая состоится 29–30 марта 2017 года в 10.00 в актовом зале БИ СГУ.
Цель конференции:
развитие взаимодействия между образовательными
учреждениями различного уровня, обмен опытом работы по организации учебно
воспитательной деятельности в вузе и школе.
Задача конференции:
обсудить актуальные проблемы в обучении младших
школьников на современном этапе.
Работа конференции планируется по следующим направлениям:
методическое наследие В.А. Кирюшкина;
актуальные вопросы теории и истории обучения и воспитания;
совершенствование процесса обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС;
совершенствование содержания и технологий обучения студентов педагогических
факультетов в системе высшего профессионального образования;
организация взаимодействия органов образования, педагогических издательств,
СМИ и кафедр начального образования вузов с целью повышения качества
профессиональной подготовки студентов;
методика обучения грамоте, русскому языку и литературному чтению в начальной
школе;
актуальные вопросы преподавания математики и информатики в начальной школе;
проблемы преподавания естествознания в начальных классах;
экологическое воспитание и образование младших школьников;
уроки технологии и изобразительного искусства в начальной школе;
эстетическое воспитание младших школьников;
музыкальная культура в системе современного образования;
методика обучения ОРКСЭ в начальной школе;
использование ИКТ в образовательном процессе начальной школы;
основные направления деятельности классного руководителя;
основные направления взаимодействия семьи и школы;
организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации
ФГОС НОО;
формирование духовнонравственного мировоззрения младших школьников в
процессе урочной и внеурочной деятельности; актуальные проблемы частных методик в научноисследовательской работе
студентов;
преемственность между ДОУ и начальной школой в реализации ФГОС.
К началу работы конференции планируется издание сборника материалов
«Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения».
Публикация статей в сборнике платная, 150 рублей за страницу. Авторы, опубликовавшие в
сборнике статью, получают один (1) экземпляр бесплатно, дополнительный экземпляр
сборника стоит 300 рублей.
Для участия в конференции необходимо до 30 января 2017 года представить
следующие документы:
1 заявку на участие в конференции;
2 статью в электронном варианте (файл назвать по фамилии автора).
Участники, выславшие материалы для публикации, оплачивают пересылку
сборника в размере 150 рублей. Статьи и деньги за участие в конференции просим высылать
по адресу:
412315, Саратовская обл., г. Балашов, ул. К. Маркса, д. 69, кв. 27. Колупаевой
Татьяне Игоревне.
Проезд, проживание и питание – за счет командирующей организации.
Требования к оформлению материалов конференции
К публикации принимаются статьи на русском и английском языках.
Сборнику материалов конференции присваиваются международный индекс ISBN,
УДК, ББК. Все статьи, принявшие участие в конференции, будут проиндексированы в
системе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Материалы конференции принимаются в электронном (сверстанном) виде (Word).
Объем работы от 4 страниц печатного текста формата А4, с заполненной последней
страницей не менее чем на три четверти. Материалы публикуются в авторской редакции.
Статьи предоставляются в электронном формате (с использованием Microsoft Word).
Требования к основному тексту: Объем статьи – от 4 страниц (с учетом перевода
необходимых сведений на английский язык). Размер бумаги – А4 (210х297); поля – все по 2
см; шрифт – Times New Roman; Размер шрифта (кегль) – 14; абзацный отступ – 1 см;
междустрочный интервал – полуторный (1,5); межбуквенный интервал – обычный;
межсловный пробел – один знак; переносы – автоматические (не вручную); выравнивание
текста – по ширине; допустимые выделения – курсив, полужирный; дефис должен отличаться
от тире; тире и кавычки должны быть одинакового начертания по всему тексту; при наборе не
допускается смена стилей, не задаются колонки; не допускаются пробелы между абзацами; не
допускается использование буквы ё; рисунки только чернобелые, без полутонов, в векторных
форматах WMF, EMF, CDR; растровые изображения – в формате TIFF, JPG с разрешением не
менее 300 точек/дюйм, в реальном размере. Не допускается использование таблиц с
альбомной ориентацией. Список литературы размещается в конце статьи и обусловливается
наличием цитат или ссылок. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1–
2003, ГОСТ Р 7.0.9–2009. Список литературы нумеруется вручную (не автоматически).
Внутритекстовые ссылки на включенные в список литературы работы приводятся в квадратных скобках. Отсылки, используемые для связи текста с библиографическим списком,
оформляются с указанием страниц [1, с. 15] либо без указания страниц [1]. Использование
автоматических постраничных ссылок не допускается.
Не публикуются материалы, поступившие позже указанного срока, не
соответствующие требованиям к оформлению, запрещенные к открытой печати.
Текст рукописи статьи проверяется в системе «Антиплагиат». К печати
допускаются рукописи, процент оригинальности текста которых не ниже 75.
Составители сборника оставляют за собой право редактирования работ.
Заявка на участие
Фамилия _______________________ Имя __________________ Отчество ____________
Место работы/ учебы_________________________________________________________
Должность______________________________ Ученое звание ______________________
Ученая степень _____________________________________________________________
Почтовый адрес (с индексом)__________________________________________________
___________________________________________________________________________
Телефон для связи_____________________________ Email ________________________
Название статьи _____________________________________________________________
Реквизиты квитанции об оплате средств за публикацию (или ее цифровую
фотографию) выслать отдельным файлом.
Адрес оргкомитета: 412300, Саратовская обл., г. Балашов, ул. К.Маркса, д.29, каб.409
(кафедра педагогики и методик начального образования).
Email: pimno@bfsgu.ru.
Дополнительную информацию можно получить по телефонам:
(84545)42525 (доб.222) – факультет естественнонаучного и педагогического образования
БИ СГУ
89271006739 – зав. кафедрой ПиМНО Мазалова Марина Алексеевна,
89172044844 – доцент кафедры ПиМНО Ахтырская Елена Николаевна,
Образец оформления статьи
И.В. Иванов
ФГАОУ ВПО «Российский государственный
профессиональнопедагогический университет», Екатеринбург
I.V. Ivanov
Russian State Vocational Pedagogical University
Yekaterinburg
Email: ivanov_ivan@yandex.ru ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В XXI ВЕКЕ
(высота шрифта – 14)
ТЕМА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
……………пропуск строки…………….
АННОТАЦИЯ: Русский язык (высота шрифта 12, курсив, не более 5 строк). Цель.
Метод. Результат. Выводы.
ABSTRACT: Английский язык (то же)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Русский язык (высота шрифта 12, курсив, не более 6 слов).
KEYWORDS: Английский язык (то же)
Основной текст (высота шрифта – 14). Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст
статьи. Текст статьи. «Цитата» [1, с. 35]. Текст статьи. Текст статьи [2; 3]. Текст статьи.
«Цитата» [4, с. 88].Текст статьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (высота шрифта 12).
Ключевые слова
Оптимальное количество ключевых слов – от 5 до 7.
Пример неудачного подбора ключевых слов: образование; результаты; метод; подход;
САК.
Пример правильного подбора ключевых слов: качество образования; результаты
обучения; кейсстади; компетентностный подход; структура аналитической компетенции.
Примеры оформления библиографических ссылок
Библиографический список приводится после текста статьи. Все ссылки в списке
последовательно нумеруются и располагаются по порядку упоминания в тексте.
1. Описание книги одного автора. Для книг нужно указать следующие данные: автор
(авторы), название, город и название издательства, год издания, количество страниц. Описание
книги начинается с фамилии автора, если книга имеет не более трех авторов. Перед заглавием
пишется только первый автор.
Борисов И.И. Воронежский государственный университет вступает в XXI век:
размышления о настоящем и будущем. – Воронеж: издво Воронеж. гос. унта, 2001. – 120 с.
Фиалков Н.Я. Физическая химия неводных растворов / Н. Я. Фиалков, А. Н.
Житомирский, Ю. Н. Тарасенко. – Л.: Химия, Ленингр. отдние, 1973. – 376 с.
2. Описание статьи из журнала. Для статьи из журнала нужно указать авторов статьи,
название статьи, название журнала, год, номер выпуска и страницы начала и окончания статьи.
Иванов А.И. Как организовать исследовательскую работу в начальной школе / А.И.
Иванов // Начальная школа. 2008. №3. – С. 4 – 12.
3. Описание электронных научных изданий
Для электронных источников нужно указать практически те же данные, что и для
журналов: автор, название статьи, название сайта (или раздела сайта) и адрес URL. В записи
обязательно должен присутствовать текст [Электронный ресурс]. Логинова Л. Г. Сущность результата дополнительного образования детей [Электронный
ресурс] // Образование: исследовано в мире: междунар. науч. пед. интернетжурн. 21.10.03.
Режим доступа: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer= 366 (дата обращения: 17.04.07).
Технология урока рефлексии
Технология урока рефлексии
Технология урока рефлексии
Технология урока рефлексии
Технология урока рефлексии
Технология урока рефлексии
Технология урока рефлексии
Технология урока рефлексии
Технология урока рефлексии
Технология урока рефлексии
Технология урока рефлексии
Технология урока рефлексии
Технология урока рефлексии
Технология урока рефлексии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.