Технологический пакет представляет собой описание опыта работы по теме:" Технология использования электронных образовательных ресурсов на дистанционных уроках русского языка на ступени среднего и общего образования". В данной работе подробно описана технология использования ЭОР (авторских тренажёров в программе "Логомиры", авторских интерактивных заданий на сайте "https://learningapps.org/myapps.php", коллекции ЭОР сайта "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов"). Представлены модели уроков.
Технологический пакет .doc
Технологический пакет модельной образовательной практики
Общая информация о представляемом технологическом пакете модельной образовательной
практики
1. Автор
Наименование
2.
образовательной
организации
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы ГОУ «Забайкальский центр
специального образования и развития «Открытый мир» «Почетный
работник общего образования Российской Федерации» Приказ
Министерства образования и науки России № 713 от 11.08. 2010 г.
Почётная грамота Министерства образования и науки Российской
Федерации Приказ от 29. 08. 2007 г.
Победитель Конкурса лучших учителей России приоритетного
национального проекта «Образование» Приказ № 236 от 1 июля
2009 г.
ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития
«Открытый мир»
3. Адрес, телефон, email Чита, Дошкольная, 2, 89243810730 galina_boriskina@mail.ru
Адрес сайта в
4.
Интернете
http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=19632
1. Наименование модельной образовательной практики.
Технология использования электронных образовательных ресурсов
на дистанционных уроках русского языка на ступени среднего и
общего образования.
2. Тип технологического пакета модельной образовательной
практики — локальный
3. Актуальность модельной образовательной практики
учебным,
информационно-коммуникационных
Современное образование связано с широким использованием
технологий.
инновационных
Технология - совокупность методов и инструментов для достижения
желаемого результата. Электронные образовательные ресурсы являются
эффективным средством обучения,
методическим,
дидактическим материалом,
инструментом для организации и
проведения дистанционного урока обучающихся с ОВЗ. Такие ЭОР можно
использовать и в общеобразовательной школе при организации
индивидуальной, групповой, парной и фронтальной работы. Повышение
качества образования возможно лишь при условии, что ЭОР будут
обладать некоторыми инновационными качествами: эффективное
использование ЭОР на разных этапах урока (получение информации;
практические
интерактивность,
коммуникативность, мультимедийность, универсальность, доступность.
Для дистанционного обучения учащихся Забайкальского края
использование ЭОР — большие возможности и перспективы для
аттестация),
занятия; самостоятельной творческой и исследовательской деятельности
обучающихся.
Противоречие:
1) каждый человек от природы талантлив, любознателен, обладает
желанием исследовать окружающий мир. Но у детей среднего и
старшего школьного возраста все чаще происходит снижение мотивации
и интереса к обучению, к исследовательским и творческим заданиям.
Одной из технологий обучения в нашем "Центре специального
образования" является дистанционное обучение. Среда, в которой
общаются ученики,- это дистанционный урок,
публичность и
самореализация ребенка зачастую ограничивается этой сферой общения.
2) Обучение орфографии и пунктуации в школе имеет давнюю
традицию, и тем не менее его результаты часто разочаровывают и
учителей, и учащихся, и родителей, и общество в целом. Среди причин
недостаточной эффективности традиционного преподавания –
однообразие упражнений, выполняемых на протяжении нескольких лет
(перепишите, вставьте, подчеркните) и невозможность постоянного
контроля за качеством их выполнения.
Проблемные вопросы:
Как пробудить интерес школьника к русскому языку и помочь ему
реализовать свой внутренний творческий потенциал? Как достичь
наибольших результатов по русскому языку и повысить качество
обученности?
Внедрение новых информационных технологий в образовательную
деятельность позволит активизировать процесс обучения, повысить темп
урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся.
Использование на уроках русского языка ЭОР ориентировано на
достижение многих целей: передача учебной информации учителем с
привлечением разного типа ресурсов; осуществление обратной связи с
обучающимися при интерактивном взаимодействии; контроль над
результатами обучения; автоматизация процессов информационно-
методического обеспечения.
Использование мною электронных ресурсов на дистанционных
уроках русского языка – это попытка предложить один из путей,
способствующих повышению результативности в обучении и развитию
учебной мотивации на уроках русского языка.
Актуальность использования электронных образовательных
ресурсов(ЭОР) на дистанционных уроках русского языка при обучении
детей - инвалидов очевидна:
-позволяют эффективно организовать самостоятельную работу на уроке;
-способствуют совершенствованию практических умений и навыков
учащихся;
-повышают интерес к урокам русского языка;
-активизируют познавательную деятельность учащихся;
-развивают творческий потенциал учащихся;
-способствуют развитию памяти, внимания, мышления,
-позволяют сделать уроки более яркими и увлекательными. Новизна модельной образовательной практики выражена в
создании:
-собственных электронных образовательных ресурсов — тренажёров
(программа «Логомиры 30»);
-интерактивных заданий https://learningapps.org/myapps.php
в процессе
дистанционного обучения орфографии, морфологии, синтаксису на
уроках русского языка;
-коллекции уроков и учебных заданий на виртуальной доске «Линоит» с
использованием ресурсов на сайте «Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов» (ЕКЦОР)
Практическая значимость модельной образовательной
практики
состоит в том, что предложенные электронные
образовательные ресурсы могут быть использованы учителями русского
языка как в дистанционной, так и в общеобразовательной школе в
процессе
информационно-коммуникационной
компетентности,
развития у детей познавательного интереса,
повышения результативности обучения.
ЭОР может использоваться на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала;
- закреплении;
- повторении;
-контроле знаний, умений и навыков;
-при подготовке к выпускному экзамену.
Активное внедрение и использование ЭОР нового поколения в
образовательной деятельности в значительной мере повысит качество
заинтересованность
школьного
обучающихся, а значит – повышение их успеваемости; поднимет уровень
профессионализма учителя.
4. Научное обоснование модельной образовательной практики.
образовательного
формирования
процесса;
В последнее время изменилась информационно-образовательная
среда, изменились и требования к учителю. Современный учитель
должен не только знать свой предмет, владеть методикой его
преподавания, но и уметь ориентироваться в информационном
пространстве, находить рациональные решения поставленных задач.
Прежде чем создавать и использовать ЭОР на своих уроках, я изучила
опыт учителей на сайтах «Про Школу.Ру»,
«УчПортфолио»,
проанализировала и составила перечень ресурсов на сайте «Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов»,
прочитала
методическую литературу по данной теме.
В пособии для учителей общеобразовательных школ «Современные
образовательные технологии» (Москва, Бизнес Меридиан 2011 год.)
авторы Е. А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова анализируют педагогические
технологии, основанные на комплексном применении современных мультимедийных средств
обучения.
«В режиме словесных методов обучения использование компьютерных средств позволяет
осуществлять как подачу текстовой информации с экрана ( текст, речь диктора ), так и
возможность многократно повторить такое же содержание в различных режимах.
В режиме наглядных методов появляется возможность демонстрации не только статичной
информации ( натуральные объекты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации и т.д.), но и виртуального преобразования предметов в пространстве и на плоскости, а также
визуализации процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях.
С точки зрения методов, ориентированных на практические действия учащихся
(упражнения, практические и лабораторные работы ), становится
возможным предлагать не только учебные задания, упражнения и
практические работы, но и все перечисленное в режиме виртуального
практического действия
пошаговым объяснением и
автоматизированной демонстрацией отдельных операций»
с
»,
В дистанционной школе при организации уроков в режиме онлайн комплексное применение
ЭОР: тренажёров, созданных мною в программе «Логомиры», интерактивные упражнения на
сайте «https://learningapps.org/myapps.php
использование ресурсов ЕКЦОР и
систематизация их на виртуальной доске Линоит позволят учителю оптимизировать учебно
воспитательный процесс. Задача учителя — найти такие средства обучения ЭОР, которые
обеспечат оптимальные формы передачи знаний, формирования навыков, умений с учетом
возрастных и психологических особенностей и возможностей обучающихся дистанционной
школы. При этом учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы
обучения, учит детеи работать по правилу и творчески.
В научно-методических материалах «Использование электронных
образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе» (Санкт-
Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена 2007 год) автор Г.А.
Бордовский показывает роль ЭОР при организации
самостоятельной работы учащихся. ЭОР могут использоваться
«• для выбора необходимой информации;
• для изучения нового учебного материала;
• для выполнения практических работ;
• для анализа и построение моделей в виртуальных лабораториях;
• для создания «собственных» продуктов учебной деятельности:
конспекты, рефераты, проекты и т. п.;
• для отработки умений и навыков;
• для подготовки выступлений и презентаций;
• для подготовки к конкурсам, олимпиадам,
• для проведения тестирования как формы контроля и самоконтроля.
Необходимо отметить особую роль ЭОР в создании условий в
учебном процессе для реализации инновационных технологий обучения,
прежде всего, таких как проектное обучение, дистанционное обучение.»
При дистанционном обучении детей-инвалидов использование в
учебной деятельности тренажёров, созданных в программе «Логомиры»,
дает возможность обеспечить самостоятельность обучающихся при
изучении нового материала, закреплении учебной темы в работе с
текстами разных жанров и стилей. Такие тренажёры используются в 5-11
классах как средство обучения, повторения теоретического материала
при подготовке к ГВЭ. Тренажёры-таблицы, схемы как практико –
ориентированные проекты составляются и учащимися и используются на
уроках.
На проекте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
https://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fschool-
collection.edu.ru%2F размещены разные учебные материалы: тексты, тесты, анимации, интерактивные задания, таблицы, рисунки. Их можно
использовать на разных этапах урока с применением разных методов
обучения: репродуктивных, продуктивных, словесных, наглядных,
частично-поисковых, исследовательских... для выполнения практических
работ, изучения нового материала, самоконтроля и проверки знаний.
Интерактивные учебные задания, созданные мною на сайте
http://learningapps.org,
помогают оценить свой уровень подготовки по конкретной теме на данный момент времени.
Разнообразный учебнометодический комплекс (викторины, тексты, классификация, игры)
используется для отработки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, для
развития устной и письменной речи. Интересные тексты классиков воспитывают
художественный вкус, формируют воображение, эстетическое мышление.
Использование средств ЭОР позволяет проиллюстрировать изучаемый материал,
провести контроль знаний по определенной теме или по курсу, применить особые формы
подачи информации, доступной данному ученику при индивидуальном дистанционном
обучении.
Научная обоснованность использования и применения ЭОР — показатели соответствия
ЭОР современному уровню развития образования примерной образовательной программе :
соответствие возрастным и индивидуальным особенностям и уровню подготовки
обучающихся,
пригодность данного ЭОР к использованию в современных формах обучения, методических
комплексах;
наличие и универсальность заложенной в ЭОР методики работы с учебным материалом;
воспитательный аспект использования данного ресурса или группы ресурсов.
5. Область изменений (предмет деятельности, изменений)
Изменение содержания образования обусловило необходимость введения перспективных
технологий, развивающих интеллектуальные творческие способности. Изменяется содержание
образования в связи с эффективным применением ЭОР. Используемые ЭОР взаимосвязаны с
целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и обучающегося.
Роль учителя и ученика изменяется в соответствии с условиями системно деятельностного
подхода к обучению и внедрения ФГОС. Учитель — координатор активных действий
учащихся, организатор обсуждений проблемных вопросов, поиска информации учащимися,
консультант, помогающий ученику учиться. Ученик — активный участник образовательной
деятельности, который формулирует тему урока, определяет для себя учебные задачи,
анализирует, исследует новый материал, осуществляет самопроверку, большую часть времени
на уроке работает самостоятельно.
Данная технология весьма успешно взаимодействует с другими современными
технологиями. Технология проблемного обучения
может быть реализована через
использование ЭОР. Обучающиеся вовлекаются в процесс познания, где самостоятельно
добывают информацию, анализируют ее, делают выводы. Интерактивные информационные
ресурсы служат для постановки учебной проблемы, интерактивные практические ресурсы –
для выявления способов ее решения. Электронные образовательные ресурсы содержат
различные тексты с заданиями к ним, интерактивные фотографии, рисунки, картинки,
видеофрагменты, тесты. Все это делает современный урок не только познавательным, но и
занимательным. Изменяется процесс обучения.
Технология проектного обучения также реализуется при помощи ЭОР. На
дистанционных уроках русского языка ребята создают краткосрочные минипроекты
(тренажёрытаблицы, алгоритмы, рисунки). Например, изучая тему «Предлог», ученица 7
класса на электронной доске http//piratepad.net/MtTWSQON2l создала памятки алгоритмы, которые использовалась на дистанционных уроках не только этой ученицей, но и другим
учащимся.
Такие практико ориентированные проекты создаются на многих уроках и дома.
Новый учебный материал подаётся не в готовом виде, а в виде анализа, сопоставления
предложений. Ученики, исследуя предложения, составляют пошагово подобный продукт.
На дистанционных уроках русского языка элементы исследования незаменимы при
объяснении новой темы. Учебный материал усваивается учениками осознанно. Например, при
изучении темы урока «Зачем нужны уточняющие члены предложения?» ученик сравнивает
предложения, записанные на электронной доске. Он формулирует тему урока, ставит учебные
задачи. Затем, анализируя предложения, объясняет учебный материал. При составлении
учеником тренажёратаблицы «Уточняющие члены предложения» он учится
систематизировать, обобщать материал, сопоставлять, делать вывод. Сформулированное и
рассказанное правило применяет на практике, дома составляет презентацию по теме. Таким
образом, проведённые миниисследования на уроке были направлены не только на получение
учащимся предметных знаний, но и на развитие его мыслительных, аналитических и
коммуникативных способностей. На одном уроке было несколько подходов: проблемный,
исследовательский, презентационный, рефлексивный.
Развитие интеллектуальных творческих способностей и реализации их происходит за
счёт введения в урок разных педагогических приёмов: ассоциативный ряд, составление
кластера, устное словесное рисование, вопросы Блума с использованием разных ресурсов:
анимации, схем, рисунков, таблиц.... Творчество — основа учебной и внеурочной
деятельности. А технология развития критического мышления развивает творческое,
логическое, самостоятельное мышление, которе выражено в написании сочинений, изложений,
проектов, в создании литературных альманахах, газеты «Современник».
Меняется содержание обучения в сочетании разных методов обучения:
репродуктивного, объяснительноиллюстративного, продуктивного, частичнопоискового,
изобразительного, эвристического, исследовательского. Активные методы обучения: метод
проектов, эвристический, творческий, проблемный, исследовательский, метод развития
критического мышления через чтение и письмо наиболее эффективны и действенны. Принцип
сотрудничества, когда учитель и ученик являются равноправными участниками
образовательной деятельности, создаёт условия для развития личности ребёнка, реализации
её потенциалов.
Изменения в содержании обучения, в использовании ЭОР, применении разных
технологий и методов обучения способствуют совершенствованию практических
умений и навыков обучающихся. На уроке задействованы все все высшие
психические функции: память, речь, внимание, мышление, восприятие, воспроизведение,
сенсорные функции: слуховые, зрительные, речевые, тактильные анализаторы, что особенно
важно в обучении детей с ОВЗ при организации индивидуальной формы урока.
Во ФГОС ООО особая роль отводится формированию личностных образовательных
результатов школьников. ЭОР на уроках русского языка помогают сформировать у учащихся
информационную,
активность,
духовность. Таким образом, ЭОР могут применяться при использовании самых различных
коммуникативную компетенции,
самостоятельность, современных технологий. Следовательно, активное использование ЭОР приводит к изменению
в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками
образовательного процесса.
5.1. Ожидаемые результаты реализации модельной практики
Использование электронных ресурсов позволит:
активизировать познавательную активность учащихся;
разнообразить формы работы на уроке, деятельность учащихся;
повысить уровень наглядности в ходе обучения;
значительно сэкономить время на уроке;
повысить творческий потенциал личности детей;
внести элемент занимательности, оживить учебный процесс;
повысить качество обученности обучающихся;
подготовить детей — инвалидов к выпускному экзамену.
изучаемыми
5.2. Технологическая карта реализации модельной практики
(какие изменения содержания образования, технологии, методов,
средств или форм предусматривает описываемая практика)
Модель урока русского языка в 6 классе
Тема урока: Словообразование имён существительных
Цель урока: деятельностная: формирование способности учащейся к новому способу дей
ствий, связанному с
понятиями и алгоритмами о словообразовании
существительного (способности к мыслительной деятельности; формировать потребности
анализировать, сопоставлять, обобщать)
Цель образовательная: изучение способов образования имён существительных.
Задачи урока: образовательные (предметные): формировать понятие о словообразовании
существительного; учиться определять и отличать 3 способа образования существительного
(приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный), учиться выполнять слово
образовательный анализ.
развивающие (метапредметные) регулятивные: высказывать предположения на основе
наблюдений, формулировать тему, учебные задачи урока, соотносить цели и результаты
своей деятельности, определять степень успешности работы;
познавательные: строить логически обоснованные рассуждения, делать выводы, уметь
пользоваться алгоритмом, формировать навык работы со справочными материалами, в том
числе интернетресурсами;
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, уметь высказывать и
обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
воспитательные (личностные) воспитывать интерес к предмету, самостоятельность в
работе; любовь к родине, природе, музыке, стремление к речевому самосовершенствованию
Формы обучения: работа с электронной доской Линоит, с Интерактивной таблицей, с
электронным тренажёром, с текстом, тестом ЕКЦОР
Этап
Актуализация
знаний
Деятельность учителя
Учитель-координатор
По Скайпу отправляет ученице ссылку
на электронную доску « Linoit»
Деятельность обучающихся
принимает
Ученица
ссылку на электронную
доску
Скайпу,
по Формулиров
ка
темы
урока
Постановка
учебной
задачи
ия и
Организац
самоорган
изация
учащегося
в ходе
усвоения
материала.
http://linoit.com/users/galina_borisk/canva
ses/%D0%BE
%D0%B1%D1%80%20%D0%B8%D0%BC
%D1%91%D0%BD
%20%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%
D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8
2%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD
%D1%8B%D1%85
(стикер 1)http://files.school-
collection.edu.ru/dlrstore/7a9a2519-0a01-
0180-003d-a8509fd9fa5b/%5BNS-
RUS_102%5D_%5BMA_011%5D.swf
Просит включить демонстрацию
экрана,
открыть 1 ссылку на
электронной доске «Linoit» и выполнить
1 задание
-Какой частью речи являются
названные слова?
-По каким признакам определяем имя
существительное как часть речи?
Просит назвать способ образования
слов «берёзка»,
«подсолнух» из
анимации
Просит выдвинуть предположение о
теме урока
Учитель-координатор
помогает осуществить план действий
просит открыть ссылку на электронной
доске из сайта «Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов»
и исследовать новый материал по
Интерактивной таблице.
(стикер 3)
Устное
закреплен
ие
по теме
Сохранение интереса к теме.
Первичное устное закрепление:
Просит ученицу открыть ссылку на
доске и выполнить электронный
тренажёр на сайте «Единая коллекция
ЦОР»
(стикер 4)
Музыкальн
ая пауза
с
Организует
прослушивание аудиозаписи
музыкальной композиции Фредерика
открывает её.
Включает демонстрацию
открывает
экрана,
смотрит
ссылку,
анимацию,
называет
существительные
с
вопросом
Называет часть речи
Отвечает на проблемный
вопрос.
способы
Называет
образования слов
Определяет тему урока,
записывает в тетрадь
тему, называет учебные
задачи
Открывает ссылку
http://files.school-
collection.edu.ru/dlrstore/b0
bf40e8-be83-4ea9-81bc-
d7c3702a4c64/%5BIS-
TA_05-11_02%5D_
%5BIA_11-AT%5D.swf
Включает демонстрацию
экрана.
Читает слова, определяет
исходное
слово,
объясняет
способ
образования,
сопоставляет
слова,
делает выводы, делает
записи в тетради
Открывает ссылку
http://files.school-
collection.edu.ru/dlrstore/e9
449849-602b-4839-b410-
0e438b0c298c/
%5BRUS5_047%5D_
%5BIM_383%5D.swf
Объясняет
образования
проверяет,
материал по теме
Прослушивание
аудиозаписи
Включает демонстрацию
способ
слов,
закрепляет творчески
м
заданием
Шопена http://www.youtube.com/watch?
v=3Exl_gGMzpE
(стикер 5)
Просит ученицу написать
сочинение-зарисовку на одну из тем:
«Вальс цветов», «Природа»
Проверяет сочинение-зарисовку
Просит
выполнить
словообразовательный разбор слов из
текста: подснежник, цветок. Проверяет
экрана.
Написание сочинения-
зарисовки под музыку,
чтение сочинения-
зарисовки.
Выполняет
словообразовательный
разбор слова:
подснежник, цветок
http://uchportfolio.ru/materials/show/80537
В этой технологической карте приведена модель урока русского
языка, на котором возрастает степень самостоятельности учащейся при
использовании частично-поисковых, наглядно-иллюстративных методов
для повторения грамматики, формулировки темы и осознанного её
понимания. Ученица с помощью Интерактивной таблицы анализирует
слова, объясняет способ образования, формулирует понятия, строит
схемы в тетради. Таким образом, новый учебный материал изучается
осознанно. Происходит усвоение знаний на уровне понимания,
запоминания, применения на практике, в новой ситуации. Русский язык
изучается как комплексная система (орфография, фонетика, лексика,
словообразование, морфология). ЭОР выступает источником знаний,
информации, источником идей.
Слушая аудиозапись музыкальной
композиции Ф.Шопена, ученица пишет сочинение — зарисовку и успешно
выполняет творческую домашнюю работу «Природа, родник, родина и
Творческие работы учащейся,
просто доброта» (Приложение № 1).
написанные на уроке и дома, стали основой для создания проекта на
тему: «Природа, родина, родник и просто доброта» (Публикация на сайте
«УчПортфолио»
Приёмы
(психологическая пауза, вопросно-ответный ход рассуждения), методы
обучения при эффективном применении ЭОР на разных этапах урока
(анимация, интерактивная таблица, тренажёр) формируют логическое,
аналитическое, творческое мышление учащейся. ЭОР, используемые на
уроке,
соответствовали целям, задачам, теме, планируемым
результатам.
На уроке взаимодействовало несколько технологий: технология
рефлексивного обучения,
личностно-ориентированного обучения и
воспитания, технология на основе информационно-коммуникативных
средств, элементы проблемного и проектного обучения.
Модель урока русского языка в 7 классе
Тема урока: Степени сравнения наречий
Цель урока: изучение степени сравнения наречий
Задачи урока:
образовательные:
формировать понятие о степени сравнения наречий: сравнительная и
превосходная;
формировать практические навыки работы со словосочетанием,
предложением, текстом,
учиться определять и образовывать степени сравнения наречий,
выделять суффиксы;
продолжить работу по формированию навыков исследования
). предложения;
развивающие:
формулировать тему, учебные задачи урока,
формировать познавательный интерес, строить логически обоснованные
рассуждения, уметь пользоваться алгоритмом;
создать условия для развития логического мышления, устной и
письменной речи, памяти, внимания, воображения;
продолжить формирование умения работать с учебной литературой и
другими источниками информации (электронными ресурсами)
воспитательные (личностные)
формировать навыки самостоятельной работы,
воспитывать интерес к чтению, любовь к природе
В этой модели урока представлены следующие этапы урока: закрепление,
подведение итогов урока
Этап
Закрепление
Работа по
интерактивной
таблице
ЕКЦОР
Деятельность учителя
Учителькоординатор
Отправляет ссылку, просит открыть и
работать по таблице, используя образец
(В Скайпе)
красивокрасивееболее красиво красивее
Деятельность обучающихся
Открывает ссылку, работает по
таблице
Образует степени сравнения
наречий,
объясняет,
делает вывод
называет,
всех
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/1f48397648b84be7
b9c7810f85f666cf/%5BRUS6_117%5D_
%5BIM_075%5D.swf
просит сделать вывод
Подведение
итогов урока.
Работа с текстом
электронного
ресурса
ЕКЦОР
Просит открыть ссылку и включить
демонстрацию экрана, выполнить задание
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/b61719888ac14d13
84c20fc3edf759a3/%5BRUS6_117%5D_
%5BIM_071%5D.swf
Открывает ссылку, включает
демонстрацию экрана.
Читает текст, находит степени
наречия, суффиксы, объясняет
В данной модели урока появляется возможность усиления самостоятельнои работы
учащихся при закреплении и подведении итогов урока, самоконтроля и рефлексии с
применением практических, частичнопоисковых методов. Работа с Интерактивной таблицей
учит сопоставлять, сравнивать и обобщать понятия, языковые явления, при этом развиваются
коммуникативные навыки: умение пользоваться полным ответом. Работа с Интерактивным
звуковым текстом способствует формированию орфографической зоркости, выразительному
чтению, развитию слухово — речевой среды. Самостоятельная работа с текстом позволит
определить степень усвоения материала. Электронный ресурс сайта «Единая образовательная
коллекция цифровых образовательных ресурсов» использовался для того, чтобы
активизировать познавательную активность учащейся, увеличить объём самостоятельной
работы, разнообразить формы работы на уроке, повысить уровень наглядности в ходе
обучения, внести элемент занимательности, оживить учебный процесс.
Модель урока русского языка в 8 классе
Тема: Зачем нужно изучать обособленные определения?
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся Актуализация
знаний
Просит рассказать, по каким признакам
находим причастие?
Новая тема
Предлагает проанализировать Интерактивную
таблицу и объяснить условия обособления
причастного оборота. Сделать вывод схему
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/d13f71a6677547f1
bd0f230ff1dfcb09/%5BRUS8_191192%5D_
%5BIA_044%5D.swf
Закрепление Просит зайти по ссылке, выполнить задание и
проверить
https://learningapps.org/display?v=pvkg1gfcn18
Выступает в роли учителя,
объясняет,
по каким
признакам
определяем
причастие как часть речи по
тренажёрутаблице,
сделанному самим учащимся
(Приложение № 2)
Открывает ссылку, читает,
анализирует, комментирует,
делает выводы и запись
схему в тетрадь
Х, прич. об, ….
Прич. об,
значение причины
Заходит по ссылке, читает
задание,
выполняет,
проверяет, рефлексирует
Л.М,
или
В данной модели на разных этапах урока используются разные ресурсы (тренажёр
таблица «Логомиры», созданный обучающимся, Интерактивная таблица ЕКЦОР,
интерактивный текст из сайта http://learningapps.org с заданиями). Создавались предпосылки
для стимулирования познавательной, мыслительной, самостоятельной работы учащегося на
уровне применения проблемных методов за счет многообразия предъявляемои информации и
использования вариативных ЭОР. Практико — ориентированные проекты, созданные
учеником, способствуют формированию прочной системы знаний, воспитывают личностные
УУД.
важно сохранять
Модель урока в 9 классе
Тема: подготовка к написанию сочинениярассуждения «Почему
память о прошедшей войне?»
Цель: создать условия для осознания учащейся: 1 определение слова «память», 2 понимание
основной мысли для раскрытия темы сочинения, 3 правильного подбора аргументов, 4
композиции сочинения.
Задачи:
обучающие:
1.писать сочинениерассуждение на свободную тему по данному плануалгоритму;
2. определять основную мысль и выражать её в сочинении;
3. вырабатывать умение правильно излагать свои мысли, раскрывать тему, доказывать свою
точку зрения, подбирая нужные аргументы.
4. повторить правописание разных орфограмм и пунктограмм.
развивающие:
1. развивать и совершенствовать навыки речи (устной, письменной, диалогической,
монологической );
2. развивать все виды мышления (ассоциативное, творческое, логическое);
3. развивать внимание, память, творческое воображение;
4.формировать умение формулировки темы, задач урока;
5. формировать умение высказывать и аргументировать собственную точку зрения;
6. формировать умение работать с разными источниками информации; 7. формировать навыки оформления письменных работ.
Воспитательные:
1. воспитывать патриотические чувства: любовь к родине, память о войне, благодарность
участникам Великой Отечественной войны
Жанр урока: урок — стихотворение
На данном уроке были использованы 2 сайта «Система дистанционного обучения
Забайкалья», сайт учителя http://uchportfolio.ru/boriskina1963 на портале «УчПортфолио».
Этап
Работа
над
сочинения
темой
Работа
над
аргументацией
сочинения.
Аргумент 1.
(Музыкальная
пауза)
Работа
над
аргументацией
сочинения.
Работа
читательском
дневнике.
в
с
Работа
сочинениями
учащихся.
Деятельность учителя
Проверяет домашнее задание
(составление кластера со словом «память»)
Просит проверить, дополнить кластер, зайдя на
сайт
«Система дистанционного
обучения Забайкалья»
http://do.zabedu.ru/course/view.php?id=792
Тема 6.
стр.
«Итоговая аттестация» на сайте
«УчПортфолио» раздел «Приёмы обучения при
подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ.
Прослушивание аудиозаписи песни «Журавли».
Система дистанционного обучения Забайкалья
http://do.zabedu.ru/course/view.php?id=792
Тема 6
Песня «М. Бернес Журавли»
Какие твои впечатления от прослушанной
песни?
Записать в читательский дневник название
автора,
стихотворения,
основную мысль
стихотворения «Журавли»
Текст стихотворения и портрет поэта на сайте
«Система
Забайкалья»
http://do.zabedu.ru/course/view.php?id=792
Тема 6. Лекция «Стихи о войне»
Просит ученицу зайти по ссылке на сайт
«Система
Забайкалья»
http://do.zabedu.ru/course/view.php?id=792
Тема 6.
на страницу «Творческие работы учащихся»
Раздел: Сочинениярассуждения на свободную
тему»
Прочитать 2 сочинения, прокомментировать.
дистанционного
дистанционного
обучения
обучения
Деятельность обучающихся
Читает кластер,
составленный дома
Открывает
проверяет по файлу
ссылку,
Прослушивает песню,
смотрит на военные
фотографии
Включает
экрана
демонстрацию
дистанционного
быстро
Записывает
основную
мысль в читательском
дневнике. Читает.
Вырабатывается умение
пользоваться
сайтом
обучения,
ориентироваться в нём
Читает,
комментирует,
объясняет, оценивает, при
этом формируется навык
работы
с текстом и
развивается
умение
работать с сайтами.
На данном уроке как средство обучения были использованы Интернет ресурсы:
1 Сайт “Система дистанционного обучения Забайкалья”http://do.zabedu.ru/course/view.php?
id=792
2 Сайт педагога на портале “УчПортфолио” http://uchportfolio.ru/boriskina1963 3Сайт педагога на портале “УчПортфолио” Блог “Журавли” http://uchportfolio.ru/blogs/read/?
id=1662 (в качестве дополнительного домашнего задания)
4 Сайт педагога на портале
аттестация”
http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=36458 Раздел “Приёмы обучения при подготовке к
ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ”
“УчПортфолио”
страница
“Итоговая
В данной модели урока эффективно сочетаются разные методы обучения:
Методы по типу познавательной деятельности:
1. объяснительноиллюстративные (наглядные средства подачи материала);
2. частично поисковые (самостоятельный поиск учебной информации);
3. репродуктивные (написание сочинения по памятке)
Методы по источнику получения знаний:
наглядные (видеозапись, материалы блога);
словесные (объяснение, беседа, учебный диалог);
Методы по дидактическим целям:
методы, способствующие первичному закреплению материала (беседа);
методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практические
упражнения);
Ученице была представлена возможность усиления учебной самостоятельной
деятельности в работе с двумя сайтами. Ученица плодотворно работала с
учебным материалом, быстро открывая ссылки сайта. Таким образом, при
взаимодействии 2 Интернет — ресурсов -сайтов, разных методов и
приёмов обучения создавались предпосылки для стимулирования самостоятельной,
творческой, активной, познавательной деятельности учащейся на уроке и дома при написании
сочинениярассуждения (Текст сочинения и отзыв в публикации на сайте «УчПортфолио»
4 ). Технология развития критического мышления
http://uchportfolio.ru/materials/show/8293
через чтение и письмо (написание ассоциативного ряда, составление кластера, работа в
читательском дневнике, чтение и комментирование
сочинений учащихся ЦДО)
способствовала
развитию памяти, речи, мышления (творческого, логического,
эстетического), воображения, а также реализации творческого потенциала обучающейся и
успешной подготовки к ГВЭ (результат Государственного выпускного экзамена этой
обучающейся: «5»)
Модель урока в 10 классе
Тема: «Состав слова»
Цель: создать условия для осознания учащейся: 1) зачем
изучается состав слова? 2)для чего нужен морфемный разбор
слова?
Задачи:
обучающие:
1. обобщить и систематизировать материал о составе слова, о типах и
функциях морфем;
2. формировать представление учащихся о тесной взаимосвязи лексики,
морфемики, морфологии, орфографии;
3. совершенствовать навыки правописания.
Развивающие:
1. развивать и совершенствовать навыки речи (устной, письменной,
диалогической, монологической );
2. развивать все виды мышления ( творческое, эстетическое, логическое);
3. развивать внимание, память, творческое воображение;
4.формировать умение формулировки темы, задач урока; 5. формировать умение высказывать и аргументировать собственную
точку зрения;
6. формировать умение работать с разными источниками информации;
7. развивать умение сравнивать и анализировать;
8. формировать умение графически оформлять материал
воспитательные:
1. воспитывать самостоятельность в обучении;
2. воспитывать интерес к зарубежной лирике.
Жанр урока: урок-презентация
На данном уроке использовались тренажёры, созданные учителем в
программе «Логомиры»
и страницы сайта учителя на портале «УчПортфолио»
Деятельность обучающихся
Читает схемы,
называет,
формулирует тему урока и задачи
через постановку проблемных
вопросов
Зачем изучается состав слова?
Почему нужно знать морфемный
разбор слова?
Выступает в роли учителя.
Рассказывает, используя
тренажёры-таблицы
(Приложение № 3)
Этап
Мотивация
Формулировка
темы и задач
урока
Новая тема
Рассказ
ученицы
о
составе слова.
Беседа по теме
Деятельность учителя
Просит зайти на сайт
учителя портала
«УчПортфолио»
страница
«Презентации», раздел
«Состав слова»
http://uchportfolio.ru/bori
skina1963/?page=20157
Задание: прочитать
схемы на
1 слайде презентации.
Просит
сформулировать тему
урока и проблемные
вопросы по теме урока
Слушает рассказ по
теме урока, проверяет
умение
объяснять,
доказывать,
строить логические
рассуждения,
пользоваться
тренажёрами
таблицами
—
В данной модели урока появляется возможность усиления доли самостоятельнои работы
учащихся с учетом их индивидуальных особенностеи за счет использования ЭОР, что
позволяет создать условия для формирования умении самостоятельного определения темы и
целей урока, постановки проблемных вопросов, самостоятельного поиска необходимои
информации на сайте «УчПортфолио», самостоятельного решения поставленных задач,
самоконтроля и рефлексии. Это проявляется на уровне использования технологии
проблемного обучения. (Постановка проблемных вопросов, пути их решения, аргументы,
выводы). В этом варианте учитель играет роль консультанта. Ученик выступает в роли
учителя при объяснении новой темы. Технология рефлексивного обучения прослеживается на
протяжении всего урока.
Из приведённых моделей уроков в технологических картах видна технология
использования ЭОР. При этом с каждым годом обучения усложняется технология подготовки к экзамену для формирования,
применения ЭОР. В зависимости от темы, идеи урока, учитывая возрастные, индивидуальные
особенности обучающегося, применяются ресурсы как средство обучения, повторения,
закрепления,
совершенствования
орфографической, пунктуационной грамотности учащихся, развития речи. ЭОР применяется
как способ формирования навыков, умений и знаний, личностного роста и творческого
потенциала обучающихся при проведении нетрадиционных форм учебных занятий (урок
презентация,
проблемой;
комбинированные занятия, творческая мастерская и др.). При этом учитель — координатор,
наставник, помощник, обучающийся — активный участник образовательного процесса. В
процентном соотношении 50% на уроке работает ученик.
5. 3. Диагностические средства начального, промежуточного и итогового результата
реализации практики (ФОС)
стихотворение,
урок,
объединенный единой темой,
0
Задание к итоговой диагностической работе в 5 классе — на странице
При составлении фонда оценочных средств также учитывается использование ЭОР.
Например, в итоговой диагностической работе в 5 классе текст и задание расположены на
сайте учителя на портале «УчПорфтолио». Текст работы и иллюстрация к нему — на
странице «Интерактивные задания http://learningapps.org» http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?
page=21472
«Контрольные работы. Фонд оценочных средств» http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?
page=3636
Учитель отправляет ссылки на страницы, ученик открывает файл, читает, выполняет задание.
(Приложение № 4 ).
Для учащихся 8-11 классов ФОС предусматривает подготовку к ГВЭ,
многие обучающиеся выбирают в качестве итогового экзамена написание
сочинения — рассуждения на свободную тему, поэтому контрольные и
промежуточные проверочные работы и составлены в соответствии с этим
выбором. Обучающиеся по ссылке заходят на сайт «Система
дистанционного обучения Забайкалья»,
в теме «Фонд оценочных
средств» открывают файл, выполняют задание, составленное с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей учащихся Центра
дистанционного обучения.
Темы сочинений для учащихся на 1 и 4 четверти.
9 класс http://do.zabedu.ru/course/view.php?id=792
10 класс http://do.zabedu.ru/course/view.php?id=844
11 класс http://do.zabedu.ru/course/view.php?id=959
Инструкция и критерии оценивания одинаковые для всех классов.
(Приложение № 5)
Данные задания проверяют и умение пользоваться ЭОР, и навыки, знания
по орфографии, пунктуации при выполнении письменного задания и
написания сочинения. Критерии к сочинению дают возможность проверки
уровня развития базовых способностей обучающихся.
5.4. Принципы реализации модельной образовательной практики.
1 Разработка комплекта уроков с использованием электронной доски Линоит, объединенных
предметной тематикой или методикой преподавания.
6 класс — 15, 8 класс — 13, 9 класс2.
2 Создание страницы «Электронные доски» на сайте «УчПортфолио»
http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=20770 8
)
,
(http://learningapps.org
3 Создание тренажёров (таблицы, схемы, рисунки, задания по русскому языку (Программа
"Логомиры")
по морфологии 13, по синтаксису — 4, по орфографии — 13, по развитию речи — 4, по
лексике — 4.
4 Создание страницы «Таблицы, схемы, рисунки, задания по русскому языку (Программа
"Логомиры") на сайте «УчПортфолио» http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=2141
5 Создание интерактивных заданий http://learningapps.org
,
по орфографии 10, по морфологии – 7, по синтаксису 5.
6 Создание страницы "Интерактивные задания
http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=21472
7 Проведение открытых уроков с использованием электронных образовательных ресурсов
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Степени сравнения наречий"
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Понятие о сложном предложении"
Технологическая карта урока по русскому языку в 9 классе на тему «Понятие о
сложносочинённом предложении"
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе на тему
«Словообразование имён существительных»
http://uchportfolio.ru/materials/show/77311
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Подготовка к сочинению
рассуждению "Почему важно сохранять память о войне?"
8. Создание курсов на сайте "Система дистанционного обучения Забайкалья" "Литература" 9,
10, 11 классы. "Русский язык" 8, 9, 110, 11 классы.
9. План работы по теме самообразования «Сайт учителя как Интернетресурс для
работы
литературы»
русского
http://uchportfolio.ru/materials/show/83222
10. Написание статей:
Тренажёры на уроках русского языка как способ формирования универсальных
учебных действий»
"Технология использования тренажёров на дистанционных уроках русского языка "
работает электронный ресурс «Единая коллекция ЦОР» на уроках русского языка?"
"Электронная доска Linoit для новых возможностей в обучении"
уроках
языка
и
"Как
на
6. Технологическое описание
практики.
модельной образовательной
Всем известно,
что иллюстративно-наглядный материал,
используемый на уроке, помогает учащимся лучше понять, освоить и
запомнить тему урока, тем более в обучении детей с ОВЗ дистанционно.
Поэтому в 2013 — 2016 г.г. мною была разработана коллекция
тренажёров-таблиц, рисунков по разным темам русского языка.
Тренажёры создавались в программе «Логомиры». Они удобны в
применении на дистанционном уроке русского языка: теоретический и
практический материал располагается на одном слайде. Поэтому они
эффективны, а порой незаменимы на разных этапах дистанционного урока:
при объяснении, закреплении учебного материала.
Тренажёры (Программа «Логомиры») позволяют применить метод исследования на уроке
при изучении тем по лексике «Антонимы» и «Синонимы». Ученик, рассматривая и анализируя
рисунки, сам формулирует правило. Он строит ответ в устной форме в соответствии с заданным
вопросом на тренажёре. Сформулированное правило закрепляется при выполнении задания, расположенного на этом же тренажёре: (составить словосочетания, предложения или текст по
картинам). Удобно применять такие тренажёры при дифференцированном обучении. Тема,
рисунки, записи, даже цвета подобраны таким образом, чтобы школьник осознанно понял тему
урока. Значит, тренажёр — это помощник, который учит ребёнка анализировать факты языка с
выделением их отличительных признаков.
При изучении важной и трудной темы «Правописание чередующихся корней» ученик
сначала анализирует, сопоставляет, исследует предложения, выдвигает гипотезупредположение.
Затем он делает вывод на основе наблюдений, потом проверяет правильность своего ответа по
тренажёру. Таким образом, осуществляется самопроверка и самоконтроль, тем самым мы
развиваем регулятивные учебные действия. Школьники учатся пользоваться знаками, символами,
схемами, которые развивают аналитическое мышление и учат строить логические рассуждения.
Школьники учатся давать определение понятиям. Налицо проявление активности во
взаимодействии для решения учебной задачи на этапе объяснения, изучения нового материала.
Следовательно, развивается познавательный интерес к новым знаниям.
Познавательные и предметные навыки формируются при закреплении нового материала,
когда школьники выполняют разнообразные задания: диктанты (выборочный, объяснительный,
словарный), творческие упражнения (составь текст, допиши, придумай ), письмо по памяти, игра
«Найди лишнее». При этом развивается и орфографическая грамотность, и системное мышление.
Формируется и регулятивный навык: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения
задания.
В тренажёрах написаны интересные познавательные тексты из художественной,
публицистической литературы. При комплексном анализе текста ученик определяет тему, идею,
стиль, тип речи. Работая над орфографией, морфологией, лексикой, стилистикой, тропами,
поэтическим синтаксисом, ученик анализирует текст в единстве формы и содержания. Таким
образом, русский язык изучается как целостная комплексная система. А межпредметная связь с
литературой воспитывает эстетическое чувство, развивает творческое мышление. Красочные
рисунки вдохновляют ученика на создание своего текста,
сочиненияминиатюры.
загадки,
пословицы,
Познавательный дидактический материал (скороговорки,
стихотворения), используемый в тренажёрах, способствует развитию слухоречевой среды
учащихся. А интересные произведения устного народного творчества, стихотворения русских
поэтов повышают кругозор наших школьников. Занимательный материал нравится многим детям.
Учитель повышает интерес к изучению темы, воспитывает ценностное отношение к русскому
языку как выразительному средству общения. Тренажёры красочны, они способны пробудить
положительные чувства, повысить эмоциональное восприятие учащихся. Используя один
тренажёр, мы развиваем не только предметные, познавательные, но и коммуникативные,
регулятивные, личностные учебные действия. [ ]
На дистанционных уроках русского языка применяется коллекция
ЭОР сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».
Интерактивные задания, таблицы, анимации, тексты, тесты помогают
учителю в планировании и проведении современного урока, на котором
обучающиеся учатся ставить учебные задачи, решать их, анализировать
учебную деятельность, делать выводы.
При актуализации знаний, «вхождении» в тему урока, создании
проблемной ситуации в начале урока, исследовании нового учебного
материала уместно использовать разного вида анимации. Например:
анимация путешествие по теме урока «Образование имён существительных» (6 класс);
-анимация -рисунок к уроку «Степени сравнения наречий» ( 7 класс);
«Сложноподчинённое
-анимация-построение схемы по теме
предложение» (9 класс). Анимации как учебное средство вносят элемент
занимательности в урок русского языка, формируют и совершенствуют
зрительную память. Разные виды анимации помогают учащимся понять,
усвоить учебный материал. Интерактивные таблицы, рисунки применяются при объяснении,
исследовании темы урока. Таблица по теме «Полные и краткие
прилагательные» поможет обучающемуся сопоставить полные и краткие
прилагательные, сделать вывод, самому сформулировать правило.
Таблица по теме «Образование имён существительных» способствует
формированию предметных и метапредметных навыков. Ученик, исследуя
примеры, объясняет способы образования существительных, обобщает,
систематизирует материал, делает вывод. Таблица по теме «Словосочетание»
иллюстрирует способы связи словосочетаний. В таблице приводятся примеры. Работая с
ними, ученик, объясняет, составляет схемы, запоминает по ним виды словосочетаний и
применяет схемы в практической работе. Таким образом, знания, полученные
через анализ примеров, лучше усваиваются.
На уроке по теме "Степени сравнения наречий" приводятся рисунок с примерами, при
помощи которого можно построить объяснение новой темы. Ученица, читая словосочетания,
объясняет, анализирует их при помощи учителя, записывает в тетрадь опорную схему, делает
выводы, формулирует правило. На данном этапе урока развиваются метапредметные навыки:
коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем, регулятивные: высказывать
предположения на основе наблюдений, уметь пользоваться ЭОР, тренажёромрисунком.
Тексты для чтения и звуковые незаменимы при закреплении темы. Коллекция текстов
так богата, что позволяет учителю организовать разнообразные виды работ: творческий,
объяснительный, выборочный диктант, комплексный анализ текста, письмо по памяти,
изложение. Привожу небольшой перечень текстов по разным темам:
Причастие,
Имя прилагательное Восстанови стихотворение Предлог, Уточняющие члены
предложения . Интересные и разнообразные задания по этим текстам: выбрать нужный
предлог и вставить вместо точек, найти причастия, восстановить текст развивают
практические навыки учащихся.
Для активизации мыслительной и познавательной деятельности, для формирования
навыков самостоятельной работы, при подведении итогов темы урока можно использовать
тексты, которые позволяют осуществить самопроверку задания, тем самым формировать
регулятивный учебный навык. Например, найти наречия в сравнительной степени и проверить.
Коллекция интерактивных озвученных текстов многообразна, интересна по своему
содержанию. Тексты, предложения со звуком воспитывают эстетическое восприятие, обучают
детей выразительному чтению. Например: «Стихотворения по теме «Глагол» , «Бессоюзное
сложное предложение» , «Уточняющие члены предложения» , «Чехов».
На уроках ещё используются интерактивные тексты с заданиями: «Восстановить
стихотворение». (Глагол,
Имя прилагательное ) . Такая работа приносит удовольствие,
ведь многим детям нравятся стихи, иллюстрации к ним. Можно организовать разную работу
по интерактивному ресурсу: комплексный анализ текста, написание сочиненияминиатюры по
картине...
Коллекция текстов «Описание картины» по теме «Имя прилагательное»
применима на уроках русского языка как в средних, так и в начальных классах. В
занимательной форме дети постигают сложный русский язык, учатся задавать вопросы к
прилагательным, определять грамматические признаки.
Коллекция интерактивных загадок к теме «Имя существительное»
может
использоваться при повторении или изучении темы «Одушевлённые и неодушевлённые имена
существительные». Дети обучаются на лучших текстах русской литературы. Загадки,
стихотворения классиков И.Бунина, А.С. Пушкина, М.Лермонтова...Это ли не образец для
подражания! Межпредметная связь с литературой, ИЗО не только развивает умственно, но и
духовно, нравственно.
Тесты из этого сайта тоже применяются на уроках русского языка, потому что они готовят детей к сдаче ОГЭ, ЕГЭ. Тесты способствуют закреплению темы урока, их также
можно применять и при подведении итогов урока. Данный тест проверяет знания по теме
«Однородные члены предложения» , «Союзы при однородных членах предложения». Много
тестов по орфографии, например, задание: выделите безударные гласные орфограммы в
окончаниях глаголов.
При помощи электронных ресурсов создаются условия для развития логического
мышления, устной и письменной речи, памяти, внимания, воображения детей. Школьники
учатся работать с электронными ресурсами, которые способствуют формированию
познавательного интереса к предмету и умению пользоваться алгоритмом, схемой.
) и
Создание интерактивных заданий на сайте
https://learningapps.org/myapps.php
.
( викторины, тексты, игры...
применение их на уроках – повторение материала, проверка
знаний. Разные виды интерактивных упражнений в игровой форме помогают учащимся
вспомнить и закрепить знания. Игра «Кто хочет стать миллионером?» может использоваться
при закреплении, обобщении, контроле знаний по теме «Односоставные предложения». Игра
«Скачки» проверит уровень знаний по теме «Правописание букв о и ё после шипящих». По
этому тренажёру можно организовать работу по развитию речи: составить предложения,
текст.
Викторины по орфографии (правописание безударных гласных, согласных в корне
слова) применимы с 5 по 11 класс. Тренажёры используются как средство обучения при
актуализации знаний, закреплении, подготовке к ГВЭ, повторении
учебного материала. По этому тренажёру также можно организовать
разноуровневую работу по развитию речи.
Упражнения «Классификация» позволят проверить знания по
морфологии. Учащийся определяет часть речи по грамматическим
признакам, проверяет свои знания и составляет с ними предложения или
текст.
Задания «Заполни пропуски» по орфографии, морфологии
показывает уровень усвоения материала по конкретным темам.
Интерактивные тексты по морфологии, орфографии, синтаксису
можно использовать на разных этапах урока, применяя разные методы:
практические,
С
помощью текстов можно проверить как предметные, так и
метапредметные навыки. Практические методы обучения как методы
формирования умений и навыков можно использовать при организации
разных видов работ: нахождение изучаемого языкового явления, подбор
примеров,
комментированное письмо,
орфографический и пунктуационный разбор, списывание, различные
виды диктантов, изложение-миниатюра, сочинение. Чтение текста, его
осмысление проверяется при помощи эвристического метода при
проведении лингвистического анализа, наблюдения над языковым
материалом. Развитие творческого потенциала учащихся осуществляется
через создание своего текста, сочинения-зарисовки, этюда, сочинения по
картине. Задания по развитию речи составляются как разноуровневые,
учитывая индивидуальные и возрастные особенности, способности
учащегося. Работа с текстом и по развитию речи ведётся на каждом
уроке русского языка.
наглядно-иллюстративные.
письмо по памяти,
частично-поисковые,
Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов
чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем
более прочно он усваивается. Эта закономерность уже давно нашла свое выражение в
дидактическом принципе наглядности. В дистанционной школе отражаются и другие
принципы обучения: принцип научности, систематичности и последовательности, активности, доступности и посильности, принцип учета возрастных особенностей и принцип
прочности полученных учащимся знаний, умений и навыков через использование ЭОР.
7. Условия, необходимые для создания аналогичной образовательной практики.
Для воспроизведения, создания аналогичной образовательной практики в другой
образовательной организации необходимы следующие условия:
кадры: педагоги, прошедшие курсовую подготовку по информационнокоммуникационным
технологиям;
материальнотехническая база, оборудование: компьютер, Интернет.
Нужно знать основы информационнокоммуникационной технологии, владеть навыками
работы на компьютере, уметь делать скриншоты и пользоваться тем материалом, который
есть на сайте у педагога (http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=21418 ) или самим
создавать тренажёры в программе «Логомиры»,
пользуясь мастерклассом
http://uchportfolio.ru/mc/show/44064sozdanietrenajyorovvprogrammequotlogomiryquot
использовать готовый учебнометодический комплекс упражнений на сайте
http://learningapps.org
создавать
Интерактивные задания http://learningapps.org по образцу.
(http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=21472 ) или
Опыт учителя по данной теме представлен
Профессиональнообщественная экспертиза, институциональное представление
8.
технологического пакета образовательной модельной практики.
на школьном
методическом объединении учителей гуманитарного цикла, мастер-
классе школьного уровня. Созданы 4 мастер-класса и опубликованы на
сайте «УчПортфолио» http://uchportfolio.ru/show/mc/7879
Модельная образовательная практика была представлена на региональный Конкурс
«Инноватика в общем образовании» в номинации «Образование детей с ОВЗ, детей с
инвалидностью» на Забайкальском образовательном форуме в рамках губернаторского
проекта «Успешная школа — успешное будущее». Проект на тему: «Использование
электронных образовательных ресурсов в процессе реализации деятельностного метода
обучения на уроках русского языка» прошёл успешно экспертизу на заочном этапе Конкурса.
Выступление педагога с проектом на секции «Образование детей с ОВЗ, детей с
инвалидностью» оценивали эксперты: Ли С.М., директор ГУ «Дар», Портнова Л.К., зав.
Кафедрой психологии и коррекционной педагогики ИРО, к.пс.н., Швец И.Г., начальник
отдела кадров и контроля управления лицензирования, государственной аккредитации,
контроля и надзора Министерства образования и науки Забайкальского края, Зволейко Е.В.,
зав. Кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики ФГБОУ ВПО ЗабГУ,
д.п.н., Батоболотова А.Д., ст. преподаватель АИПК. Результат участия в Конкурсе:
Диплом за 1 место и Сертификат (60 тыс. руб. для учреждения).
«УчПортфолио»
http://uchportfolio.ru/materials/show/8338
Отзывы педагогов из Новосибирской области, республики Башкортостан,
Забайкальского края (Приложение № 6)
Публикация
5
на
сайте Приложение № 1
Творческая работа учащейся 6 класса
Родина, природа, родник и просто доброта.
Что значит слово родина? Родина - это природа, где бурлит жизнь,где
зарождаются новые жизни, где есть незабываемой красоты места.
Пойдёшь по дальней тропинке, и там, среди кустов, есть маленький
родник, что бьёт с силой из камня. Он пробивает себе дорогу, хочет жить
и радовать нас своим существованием. Он заражает нас своим позитивом
и такой тёплой добротой. Ведь он сам и несёт в себе заряд бодрости,
любви и добра. А еще родник — символ энергии и жаркого лета.
Летом начинается самый разгар жизни. Стояла жаркая погода.
Я
вышла на улицу. О, как же прекрасна летняя пора! Яркое солнце приятно
греет всё живое.
Я слышу, как вспорхнули с куста две прекрасные бабочки. Можно ли
считать этих созданий символами лета?...
Вдали, словно пятна цветной краски, виднеются поля, усеянные
цветами.Где-то неподалеку весело чирикнул воробей. Счастливая пора
для птиц. Счастливая пора для жизни.
Мне также нравится и зима. Зима. Необычное время года. Снег
полностью покрыл землю, словно белый ковёр. И только в одном месте
виднелась дорога, которая, тоже была припорошена снежком. Что же,
царица - Зима постаралась украсить землю в свои цвета. Лапища
могучих, статных елей украшала снежная «шаль», а стволы утопали в
сугробах. Высокие берёзки красовались своими шапками на их ветвистых
головах. А чуть ближе, всё такие же темно-зелёные елочки, лишь слегка
припорошенные снежинками. Их словно не тронула холодная погода,
яркие изумрудные цвета сохранили свою силу. Думаете, природа
заснула? Ах, нет, ведь сейчас только начинается зимний карнавал....
Зимний карнавал, он начался еще осенью!Листья деревьев украшает
золотой саван. А с неба будто вьётся огненный листопад. Листочки, как маленькие огоньки, падают на землю и вдруг неожиданно потухают.
Осень любит украшать природу в свой приход. А наряжает она её
золотыми серёжками, рыжими платьями и кокошниками. Величавая и в то
же время милая и добрая царевна- Осень.
А вот Весна! О, она самая юная из гордых повелителей времен
года.Весело смеясь, бегает она по улицам городов, прикоснётся к веточке
— а там листик распустится! Весна — символ новой жизни, она и сама,
как будто ребёнок, бегает со всеми, смеётся, дарит радость и веселье.
Все повелительницы времен года такие разные, но все они
прекрасны! Каждая по - своему, каждая со своими достоинствами. И
каждая, как придёт в город, украсит его так, что снова заиграют краски,
и жизнь перестанет казаться такой обыденной!
Если бы мы были такими же, как эти славные царицы,
также ценили свою родину, тогда бы повсюду бил родник природы,
родник тепла и просто доброты!
Приложение № 2
Приложение № 3 Приложение № 4
Итоговая диагностическая работа в 5 классе
Пояснительная записка для учителя
Итоговая контрольная работа по русскому языку составлена в соответствии с требования
ФГОСа.
Контрольная работа проверяет не только предметные знания, но и уровень развития
познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий.
Задания итоговой работы охватывают материал курса русского языка 5 класса: орфографию,
морфологию, морфемику, лексику, синтаксис, пунктуацию, текст. Задания даны на основе текста И.
Соколова Микитова, запятые в тексте не проставлены.
Орфографическая и пунктуационная
грамотность, владение различными нормами литературного языка выявляются на уровне осознанно
выполняемых действий с языковым материалом. Задание 10 предусматривает выбор темы творчекой
работы учащимися. Задания 3, 5 предметного уровня и 69 задания метапредметного уровня готовят
учащегося к написанию творческой работы. Задания повышенной сложности отмечено *. Творческая
работа проверяется по критериям, для того чтобы готовить учащихся к написанию и проверки
экзаменационного сочинения.
В соответствии с ФГОСом контрольная работа может проводиться в течение двух уроков.
Инструкция для обучающихся
1 На выполнение работы даётся 90 минут
2 Работа состоит из 10 заданий, которые выполняются в тексте работы.
3 Внимательно прочитай задание, подумай над ответом, проанализируй и выполняй.
4 Пропусти задание, которое не знаешь, как выполнить. Если останется время, можешь ещё раз
попробовать выполнить его.
5 При выполнении творческого задания напиши сочинение на черновике, проверь внимательно, затем
аккуратно перепиши в чистовик.
6 Не разрешается пользоваться учебником, словарём и другой справочной литературой.
Желаем успеха!
Задание № 1
Внимательно прочитай текст. Заполни таблицу, напиши слова из текста на изученные
орфограммы
В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу когда
перед рассветом проходит над макушками ветер когда четко обозначаются на фоне неба черные
вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина.
Видел я восход солнца над родными полями над густыми зарослями кустов возле речки. В
прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды тонкий серп месяца. Под пение
бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной
россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.
(По И. СоколовуМикитову.)
Безударные
Чередующиеся Буквы О и Ё в Буквы З и С на Окончание
Окончание имён гласные,
проверяемые
ударением
(4 слова)
гласные в корне
слова
(3 слова)
корне слова
(3 слова)
конце
приставки
(4 слова)
глагола
1
спряжения ед.
ч.
(3 слова)
существительных
в П. п.
1 и 2 скл
(3 слова)
Задание № 2
Выпиши 2 слова, соответствующие схеме:
________________________________________________________________________________
Задание № 3
Выпиши слова, обозначающие действие предмета. Укажи время. *С какой целью автор
использует их?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
____________________________________________
Задание № 4
Напиши в таблицу 1 сложноподчинённое предложение и 1 простое предложение с однородными
членами предложениями. Докажи, построй схемы. Поставь запятые.
Сложноподчинённое предложение
Простое с однородными членами предложения
Задание № 5
Напиши словарную статью к слову «Восход» по плану:
1 Морфологические свойства
2 Лексическое значение слова
3 Синонимы
4 Антониы
5 Этимология
Задание № 6
Озаглавь текст Задание № 7
Напиши предложение, в котором выражена авторская позиция
Задание № 8
Какие чувства выражены в предложении? «Прохладная роса на лугах сияет алмазной
россыпью» ?
Задание № 9
Составь кластер к слову «Солнце»
(Итоговая
http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=21472
Задание 10
Напиши творческую работу на выбор:
1 Сочинение — зарисовка «Восход солнца»
2 Сочинение по данному началу «Утро. Подхожу к окну и … не узнаю улицы. Какое
великолепие!»
3.
Сочинение по картине
диагностическая работа в 5 кл)
* 4 Сочинить стихотворение «Восход солнца»
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________ писать
Комментарии
Задание проверяет сформированность ключевых
умений по орофграфии: умение находить орфограмму,
распределять и классифицировать вид орфограммы.
Задание проверяет умения и навыки по морфемике:
умение обнаружить слова, данные схеме, определять
приставку, корень, суффикс и окончание, умение
работать со схемой.
Задание проверяет сформированность умений и
навыков по морфологии: умение находить глаголы по
морфологическим признакам,
определять время
глагола, роль глаголов в тексте.
Задание проверяет сформированность умений и
навыков по синтаксису и пунктуации: отличать
сложные и простые предложения, строить схемы,
подчёркивать грамматические основы,
ставить
запятые.
Задание проверяет сформированность умений и
навыков по лексике:
словарную
статью,определять лексическое значение слова,
указывать
подбирать синонимы и антонимы,
этимологическое
слова,
по
морфологии: указывать морфологические признаки
имени существительного (число, род, склонение...)
Задание проверяет сформированность предметных и
метапредметных навыков: умение правильно и
грамотно читать текст, понимать его, определять тему
и основную мысль текст,
выделять главное в
прочитанном.
Задание проверяет уровень сформированности навыка
грамотного читателя: умение понимать текст, находить
авторскую позицию.
Задание
проверяет навык сформированности
творческого и эстетического мышления, воображения,
умение выражать свои мысли и чувства
Задание проверяет уровень сформированности
ассициативного мышления,
умение сравнивать,
сопоставлять,
подбирать словаконцепты как
необходимые условия для написания творческой
работы, для обучения написанию сочинений.
Задание проверяет уровень сформированности навыка
письменной речи: последовательно и грамотно строить
свои предожения, мыслить логически, образно,
высказывать своё мнение.
происхождение
Оценивание Баллы
Задание 1
Задание 2
За каждый правильный ответ
по 0,5 балла.
Всего: 10 баллов
За каждый правильный ответ
по 1 баллу
Всего: 2 балла
Задание 3
2 балла: 10 ошибок
1 балл: 2 ошибки
0 баллов: 3 и более ошибок
Задание 4
3 балла: 0 ошибок
2 балла: 2 ошибки
1 балл: 1 ошибка
0 баллов: 3 ошибки
Задание 5
За правильный ответ:
5 баллов.
За каждую допущенную
ошибку снижается по баллу.
Задание 6
За правильный ответ 1 балл
Задание 7
За правильный ответ: 1 балл
Задание 8
За ответ: 1 балл
Задание 9
2 балла за 8 10 слов,
1 балл за 7 слов и меньше.
Задание 10
За сочинение:
13 баллов.
За содержание 5 б. + 8 б. за
грамотность.
Содержание оценивается по
следующим критериям:
Тема
содержанию: 1б
Выражена основная мысль: 1
б.
соответствует связность,
Автор сочинения высказывает
своё мнение
1 б.
Есть смысловая цельность,
речевая
и
последовательность
изложения: 2 б.
Допущена одна логическая
ошибка: 1б.
Критерии
грамотности
в
(Приложение № 1)
оценивания
таблице
Критерии оценки грамотности
Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки
Допущено дветри ошибки
Допущено четыре и более ошибок
Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок
Допущено тричетыре ошибки
Допущено пять и более ошибок
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка
Допущено две ошибки
Допущено три и более ошибки
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок
Допущено тричетыре ошибки
Допущено пять и более ошибок
Баллы
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
Итого: 40 баллов
Оценивание работы:
38 40 баллов – «5» (отлично)
37 – 31 баллов – «4» (хорошо)
30 – 20 баллов – «3» (удовлетворительно)
19 и менее баллов – «2» (неудовлетворительно)
Инструкция для обучающихся
Приложение № 5
На выполнение работы даётся 90 минут. Контрольное задание — сочинениерассуждение на
свободную тему. Всего учащимся предлагается 4 темы.
1. Прочитать критерии к сочинению ГВЭ на свободную тему
2. Внимательно прочитать темы
3. Выбрать одну тему из 4х.
4. В выбранной теме найти ключевые слова 5. Записать ключевые (ое) слова (о), подобрать ассоциативный ряд к слову из темы или составить
кластер.
6. Подумать над вступлением (во вступлении должна быть чётко сформулирована основная мысль и
авторские рассуждения вокруг неё).
7. Подумать над аргументацией. Подобрать аргументы чётко по теме сочинения.
В аргументах указать:
название книги,
фамилии и инициалы авторов,
главные герои,
пояснение
8. Привести пример из жизни как аргумент к сочинению.
9. В каждом абзаце сочинения обязательно должно быть своё мнение и вывод.
10. Заключение — общий вывод по теме сочинения.
11. Написать черновик
12. Прочитать внимательно, проверить
орфографию
пунктуацию
грамматические ошибки
речевые ошибки
фактические ошибки
последовательность, логичность изложения, связь абзацев
13. Посчитать слова в сочинении. Объём сочинения не менее 250 слов.
14. Переписать в чистовик
15. Проверить внимательно сочинение.
Желаем успеха!
Критерии оценивания сочинения
ССК1 Раскрытие темы сочинения
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения,
убедительно обосновывает свои тезисы
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения, но
тезисы обосновывает недостаточно убедительно
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно и/или
не обосновывает свои тезисы
Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения
ССК2 Аргументация экзаменуемым собственного мнения
Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме
сочинения, и привёл не менее двух аргументов в подтверждение этого мнения
Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме
сочинения, и привёл только один аргумент в подтверждение этого мнения
Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме
сочинения, но не привёл аргументов, или собственное мнение экзаменуемого не
отражено в работе
ССК 3 Композиционная цельность, логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, логичностью, мысль
последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений
логической последовательности
Части сочинения логически связаны между собой, но имеются нарушения
композиционной цельности: мысль повторяется
есть нарушения в
или
3 б
2 б
1 б
0 б
2 б
1 б
0 б
2 б
1 б последовательности изложения или есть отступления от темы
В сочинении не прослеживается композиционный замысел или
допущены грубые нарушения в последовательности изложения или
нет связи между частями и внутри сочинения
Максимальное количество баллов
0 б
7
По орфографии ГК1
нет ошибок или 1 2 б
23 ош 1 б
4 и более 0 б
По пунктуации ГК2
нет ошибок или не более 2 2 б
3 4 ошибки 1б
5 и более 0б
Грамматические ошибки ГК3
нет или 1 ошибка 2 б
2 ошибки 1б
3 ошибки и более 0б
Речевые ошибки ГК4
нет или 2 ошибки 2 б
34 ошибки 1 б
5 и более 0 б
Фактические ошибки ФК1
нет 2 б
1 ошибка 1 б
2 ошибки 0 б
Шкала перевода баллов в оценки (ГВЭ русский язык)
Диапазон первичных баллов
Отметка по пятибалльной шкале
0–4
2
5–10
11–14
15–17
3
4
5
Приложение № 6
Отзывы о проекте «Использование ЭОР в процессе реализации
деятельностного метода обучения на уроках русского языка»
Галина Георгиевна! Молодец! Такой нужный учебный материал для
учителей русского языка и литературы. Можно что-то взять и другим
учителям. Так много разных призовых мест! Молодцы и Вы, и Ваши
ученики! Дальнейших Вам творческих успехов, Галина Георгиевна!
Залифа Гайсина, дата: 25.10.2017 в 19:07 Отличный материал, наработки и замечательные результаты. Вся
информация хорошо продумана и представлена. Галина Георгиевна,
молодец!
Светлана Жарикова, дата: 26.10.2017 в 16:33
Отличный ,нужный и актуальный материал, Галина Георгиевна! Всё, что
должен отражать и содержать такой проект, весь алгоритм работы, вся
структура выдержана! Готовый материал для участия в каком-нибудь
серьёзном конкурсе!!!
Светлана Трушина, дата: 27.10.2017 в 12:37
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.