МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 62» ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
ПРИЛОЖЕНИЕ К АООП ООО
ФГОС (ФКГОС)
Рабочая программа
По курсу «Логопедия»
Для обучающихся 7 класса с ОВЗ (ЗПР)
Срок реализации 1 год
Составитель: Оганесян С.Г., учитель-логопед
г.Магнитогорск
2022-2023г.
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедия»
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа индивидуальных логопедических занятий разработана на основе следующих документов:
1. Примерных программ по учебным предметам. Русский язык. 5-7 классы: проект.-2-е издание. М.: – Просвещение, 2016г.
2. Авторской программы: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. —12-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011г.
3. Предметная линия учебников. Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др. 5-7 классы М.: Просвещение, 2016 г.
Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч./ [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2016г.
Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч./ [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016г.
Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2016г.
Настоящая рабочая программа индивидуальных логопедических занятий ориентирована на обучающихся 5- 9 классов.
Уровень изучения предмета – базовый.
Тематическое планирование предмета рассчитано на 303 часов. В 5 классе – 102 часа, в 6 классе –102 часа, в 7 классе – 102 часа. Учебных часа в неделю: в 5 классе – 1 час, в 6 классе – 1 час, в 7 классе –1 час.
1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
1.1 Личностные планируемые результаты
Критерии сформированности |
Личностные результаты |
Предметные результаты |
Самоопреде-ление (личностное, профессиона-льное, жизненное) |
1.1. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России |
Приобщение к российскому литературному наследию и через него – к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений Владение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка |
1.2. Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества |
Соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи Богатый активный и потенциальный словарный запас, расширенный объем используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения |
|
1.4. Сформированность чувства ответственности и долга перед Родиной |
Стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие |
|
1.6. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
Расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики |
|
Смыслообразование |
2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования: осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи; стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие Умение использовать словари (в том числе – мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов Расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики |
2.2. Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
Умение создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге Владение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) Умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления Осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей Соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи Богатый активный и потенциальный словарный запас, расширенный объем используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения |
|
2.3. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
Умение создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге Умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления |
|
Нравственно-этическая ориентация |
3.1. Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира |
Включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России |
3.3. Сформированность морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
Осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом |
1.2. Метапредметные планируемые результаты
Универсальные учебные действия |
Метапредметные результаты |
Типовые задачи применения УУД[1] |
Регулятивные универсальные учебные действия |
||
Р1 Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание) |
Р1.1 Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты Р1.2 Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему Р1.3 Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат Р1.4 Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей Р1.5 Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности Р1.6 Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов |
Постановка и решение учебных задач Учебное сотрудничество Технология формирующего (безотметочного) оценивания Эколого-образовательная деятельность Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Кейс-метод |
Р2 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование) |
Р2.1 Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения Р2.2 Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач Р2.3 Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи Р2.4 Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов) Р2.5 Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели Р2.6 Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования) Р 2.7 Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения Р2.8 Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса Р2.9 Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию |
Постановка и решение учебных задач Организация учебного сотрудничества Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Кейс-метод |
Р3 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция) |
Р3.1 Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности Р3.2 Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности Р3.3 Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований Р3.4 Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата Р3.5 Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата Р3.6 Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата Р3.7 Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта Р3.8 Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно |
Постановка и решение учебных задач Поэтапное формирование умственных действий Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Р4 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (оценка) |
Р4.1 Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи Р4.2 Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи Р4.3 Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий Р4.4 Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности Р4.5 Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов Р4.6 Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов |
Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Р5 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) |
Р5.1 Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки Р5.2 Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы Р5.3 Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность Р5.4 Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха Р5.5 Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности Р5.6 Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности) |
Постановка и решение учебных задач Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Эколого-образовательная деятельность Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на формирование рефлексии Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Познавательные универсальные учебные действия |
||
П6 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД) |
П6.1 Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства П6.2 Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов П6.3 Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство П6.4 Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления П6.5 Выделять явление из общего ряда других явлений П6.6 Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений П6.7 Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям П6.8 Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки П6.9 Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи П6.10 Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации П6.11 Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником П6.12 Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения) П6.13 Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ П6.14 Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными |
Учебные задания, обеспечивающие формирование логических универсальных учебных действий Стратегии смыслового чтения Дискуссия Метод ментальных карт Эколого-образовательная деятельность Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Дебаты Кейс-метод |
П7 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование) |
П7.1 Обозначать символом и знаком предмет и/или явление П7.2 Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме П7.3 Создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления П7.4 Строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения П7.5 Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией П7.6 Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область П7.7 Переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот П7.8 Строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм П7.9 Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного П7.10 Анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата |
Постановка и решение учебных задач, включающая моделирование Поэтапное формирование умственных действий Метод ментальных карт Кейс-метод Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
П8 Смысловое чтение |
П8.1 Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); П8.2 Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; П8.3 Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; П8.4 Резюмировать главную идею текста; П8.5 Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); П8.6 Критически оценивать содержание и форму текста. П8.7 Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах П8.8 Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов) П8.9 Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты |
Стратегии смыслового чтения Дискуссия Метод ментальных карт Кейс-метод Дебаты Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
П9 Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации |
П9.1 Определять свое отношение к природной среде П9.2 Анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов П9.3 Проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций П9.4 Прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора П9.5 Распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды П9.6 Выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы |
Эколого-образовательная деятельность |
П10 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем |
П10.1 Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы П10.2 Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями П10.3 Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска П10.4 Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью |
Применение ИКТ Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на, использование Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
||
К11 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество) |
К11.1 Определять возможные роли в совместной деятельности К11.2 Играть определенную роль в совместной деятельности К11.3 Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории К11.4 Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации К11.5 Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности К11.6 Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен) К11.7 Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его К11.8 Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации К11.9 Выделять общую точку зрения в дискуссии К11.10 Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей К11.11 Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.) К11.12 Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога |
Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Дискуссия Эколого-образовательная деятельность Кейс-метод Метод проектов (групповые) Дебаты |
К12 Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация) |
К12.1 Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства К12.2 Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.) К12.3 Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности К12.4 Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей К12.5 Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога К12.6 Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником К12.7 Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств К12.8 Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления К12.9 Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя К12.10 Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его |
Организация учебного сотрудничества Дискуссия Кейс-метод Дебаты Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на коммуникацию Учебно-исследовательская деятельность |
К13 Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) |
К13.1 Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ К13.2 Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации К13.3 Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи К13.4 Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др. К13.5 Использовать информацию с учетом этических и правовых норм К13.6 Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности |
Применение ИКТ Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на использование ИКТ для обучения Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
7 класс
Раздел программы |
Планируемые результаты |
|
Выпускник научится |
Выпускник получит возможность научиться |
|
Русский язык как развивающееся явление. Повторение изученного в 5-6 класса. Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Тексты и стили. Текст. Диалог как текст. Виды диалога. Стили литературного языка. Публицистический стиль |
- соблюдать основные языковые нормы; - различать значимые и незначимые единицы языка; - проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; - классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; - опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; - проводить морфологический анализ слова; - опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; - опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; - опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; - использовать орфографические словари; - владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками; - владеть навыками различных видов чтения и информационной переработки прочитанного материала; - адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; - участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные и монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка; - создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; - анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; - правильно употреблять языковые единицы с учетом изменения языковых норм |
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; - участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта |
Морфологи и орфография. Культура речи Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи Морфологический анализ слова. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий). Применение знаний по морфологии в практике правописания. Орфография. Понятие орфограммы. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в простом и сложном предложениях. Соблюдение основных пунктуационных норм. Функционально-смысловые типы текста (рассуждение, описание). Написание сочинений, писем. текстов иных жанров. Основные жанры научного стиля и устной научной речи. |
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; - проводить морфологический анализ слова; - использовать орфографические словари; - соблюдать основные грамматические нормы русского языка; - правильно употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы, причастия, деепричастия с учётом вариантов грамматической нормы; - владеть навыками различных видов чтения и информационной переработки прочитанного материала; - владеть различными видами аудирования и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; - адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; - редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; - анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; - владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации; - уметь дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами; - уметь соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста; - создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета |
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности |
Повторение. Лексика и фразеология. Фонетика. Графика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор слова. Орфография. Пунктуация. Синтаксис. Текст. Основные особенности функциональных стилей |
- соблюдать основные языковые нормы; - различать значимые и незначимые единицы языка; - проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; - классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; - опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; - проводить морфологический анализ слова; - опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; - опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; - опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; - использовать орфографические словари; - адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; - создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; - анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка |
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности |
2. Содержание коррекционного курса
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Тексты публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений) и тексты делового стиля.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое‚ интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Устные высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов.
Устные и письменные тексты описательного и аргументативного типа. Способы аргументации.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Информационная переработка текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные / дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире. Национальное своеобразие, богатство, выразительность русского родного языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа.
Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы, фразеологизмы и крылатые слова.
Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью.
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Произношение имен существительных‚ прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий; произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твердого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.; постановка ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных; глаголов(в рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах.
Смыслоразличительная роль ударения. Варианты орфоэпической и акцентологической нормы.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Типичные речевые ошибки
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Варианты грамматической нормы. Типичные грамматические (морфологические) ошибки.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Варианты грамматической нормы. Типичные грамматические (синтаксические) ошибки.
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей в содержании коррекционного курс. Индивидуальные логопедические занятия»
Изучение национальных, региональных и этнокультурных особенностей на материале учебного коррекционного курса осуществляется на основе принципов интеграции, конкретизации, сопоставления фактов и теоретических положений, при этом базовое и региональное содержание дополняют друг друга.
Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей при проведении уроков русского языка осуществляется посредством включения в содержание 2-х модулей «Лингвокраеведение» и «Русский речевой этикет и культура речи».
Содержание модуля «Лингвокраеведение»
1. Лингвокраеведение как научная дисциплина
Лингвистическое краеведение как научная дисциплина. Лингвистическое краеведение и его связь с другими дисциплинами. Направления и формы лингвокраеведческой работы. Лингвистическое краеведение на Южном Урале.
2. Ономастика Южного Урала
Ономастика Южного Урала: топонимика и антропонимика. Топонимика как наука. Основные принципы возникновения названий географических объектов. Классификация топонимов. Топонимические словари.
Антропонимика и ее соотношение с общерусской традицией именования людей. Проблема возникновения, бытования, перспективы антропонимов. Современные тенденции именования людей. Антропонимические словари.
Южноуральские говоры (территориальные диалекты). Основы диалектологии.
Русская языковая история и история русского народа. Русская языковая картина мира.
История заселения Южного Урала и возникновение уникальных по своей сути говоров, специфика которых состоит в разнообразии языковых стихий, взаимодействии и взаимовлиянии говоров выходцев из самых разных уголков России. Южноуральские говоры (территориальные диалекты) в фонетическом, грамматическом, лексическом аспектах.
3. Лингвофольклористическое исследование народно-поэтических текстов, записанных на Южном Урале
Фольклор как искусство слова. Территориальная дифференциация языка русского фольклора.
Языковая специфика фольклорных произведений, записанных на Южном Урале.
Семантика фольклорного слова (на материале текстов, записанных на Южном Урале).
Содержание модуля «Русский речевой этикет и культура речи»
1. Общие сведения о русском речевом этикете.
Понятие о русском речевом этикете. Речевой этикет и культура речи. Основные факторы, определяющие формирование русского речевого этикета и культуры речи. Речевой этикет и культура общения. Русский речевой этикет.
Интернациональные особенности речевого этикета. Национально-культурная специфика русского речевого этикета. Отражение основных правил речевого поведения в произведениях устного народного творчества.
Учёные-языковеды и их вклад в исследование русского речевого этикета.
2. Роль речевого этикета в общении.
Речевой этикет и социально-культурная деятельность человека. Речевой этикет и учебно-научная деятельность человека. Речевой этикет и официально-деловая деятельность человека. Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения
3. Роль речевого этикета в различных ситуациях общения.
Этикетные формулы. Использование этикетных формул в различных речевых ситуациях.
4. Роль речевого этикета в письменном общении.
Особенности письменного общения. Письмо как речевой жанр. Письменные формы приветствия, поздравления, приглашения.
Этикетная вербальная и невербальная манера общения. Этикетные речевые тактики и приёмы‚ помогающие противостоять речевой агрессии.
5. Речевой этикет и дистанционное общение.
Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.). Твоя электронная почта. Правила оформления электронных писем. Особенности общения в социальных сетях. Телефонный этикет. «Мобильный» этикет.
6. Словарное богатство русского речевого этикета.
Тематические группы слов и выражений русского речевого этикета. Эмоционально-экспрессивная окраска формул речевого этикета. Толковые словари русского речевого этикета и их характеристика.
7. Новое в русском речевом этикете.
Речевой этикет как развивающееся явление. Русский речевой этикет начала ХХI века. Состояние речевой культуры общества на современном этапе. Причины неизбежных изменений в языке в новых общественных условиях. Пути повышения речевой культуры говорящих. Способы совершенствования речевой культуры. Прошлое, настоящее и будущее русского речевого этикета.
8. Культура речи.
Понятие о языковой норме. Языковая норма, её функции и типы. Основные нормы русского литературного языка. Основные нормы русского литературного языка. Тенденции развития норм. Варианты норм.
9. Словари современного русского языка.
Нормативные словари современного русского языка. Роль словарей в овладении нормами современного русского литературного языка.
10. Орфоэпические нормы.
Особенности русского ударения: разноместность и подвижность. Смыслоразличительная роль русского ударения. Произношение согласных звуков перед е в заимствованных словах. Произношение звуков на месте буквенного сочетания чн, союзов что, чтобы. Ударение в кратких прилагательных. Произношение форм степеней сравнения имён прилагательных. Ударение в глаголах прошедшего времени.
Произношение сложносокращённых слов. Произношение некоторых употребительных числительных. Ударение в кратких страдательных причастиях. Ударение в деепричастиях. Ударение в наречиях. Произношение русских имён и отчеств. Средства звуковой выразительности речи.
11. Лексические нормы.
Правильность и точность речи. Точность словоупотребления. Выразительность и чистота речи. Речевая недостаточность. Речевая избыточность. Лексическая сочетаемость. Типы лексических ошибок. Ошибки в употреблении паронимов. Использование заимствований в речи. О заимствованных аббревиатурах. Использование неологизмов в речи. Использование синонимов в речи. Использование антонимов в речи. Употребление фразеологизмов.
12. Грамматические (морфологические) нормы.
Имя существительное. Определение рода склоняемых имён существительных. Определение рода несклоняемых имён существительных. Аббревиатуры. Способы образования. Грамматический род аббревиатур. Род сложносоставных существительных. Особенности употребления падежных форм имён существительных ( род.п. ед.ч. и именит.п. мн.ч., падежные формы разносклоняемых существительных). Нормы употребления и изменения некоторых имён собственных. Особенности употребления в речи.
Имя прилагательное. Особенности употребления в речи. Образование и употребление полных и кратких форм. Изобразительно-выразительные возможности прилагательных.
Имя числительное. Изменение количественных и порядковых числительных. Особенности употребления в речи.
Глагол. Образование глагольных форм (личных форм, форм наклонений и др.). Изменение разноспрягаемых глаголов. Особенности употребления в речи.
Предлог. Особенности употребления в речи
13. Грамматические (синтаксические) нормы.
Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего и сказуемого. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Построение предложений с причастным оборотом. Построение предложений с деепричастным оборотом. Построение предложений с несогласованным приложением. Построение предложений с однородными членами. Построение предложений с косвенной речью. Глагольное и именное управление в русском языке. Трудные случаи управления. Нарушение норм управления. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм. Особенности использования в речи сложных предложений. Ошибки в построении сложного предложения. Синтаксические средства художественной выразительности.
7 класс (102 часа)
№ |
Дата |
Тема |
Содержание НРЭО |
|
Обследование устной и письменной речи учащихся (6 ч.)
|
|
|
1 2 3 |
|
Синтаксис и пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения |
|
4 5 6 |
|
Входной контроль |
|
7 8 9 |
|
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. |
|
10 11 12 |
|
РР Описание внешности человека «Мой друг» |
|
13 14 15 |
|
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях |
Лексические средства художественной выразительности в народно-поэтических текстах, записанных на Южном Урале |
16 17 18 |
|
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных
|
|
19 20 21 |
|
Слитное и раздельное написание не с причастиями |
|
22 23 24 |
|
РР Сочинение-описание внешности человека |
|
25 26 27 |
|
Деепричастие как часть речи. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. |
|
28 29 30 |
|
Деепричастный оборот. |
|
31 32 33 |
|
Запятые при деепричастном обороте. |
Стихи В. Машковцева |
34 35 36 |
|
Раздельное написание не с деепричастиями |
|
37 38 39 |
|
Наречие как часть речи. Разряды наречий. |
|
40 41 42 |
|
Степени сравнения наречий. |
|
43 44 45 |
|
РР Сочинение-рассуждение на тему «Моя будущая профессия» |
Профессии моих родителей |
46 47 48 |
|
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е |
|
49 50 51 |
|
Одна и две буквы Н в наречиях на -о и –е. Полугодовой контроль. |
|
52 53 54 |
|
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных |
|
55 56 57 |
|
Мягкий знак после шипящих на конце наречий |
Родословная русского языка. Истоки говоров Южного Урала |
58 59 60 |
|
Категория состояния как часть речи |
|
61 62 63 |
|
Предлог как часть речи. Употребление предлогов. |
|
64 65 66 |
|
Непроизводные и производные предлоги |
|
67 68 69 |
|
Союз как часть речи. Простые и составные союзы
|
|
70 71 72 |
|
Союзы сочинительные и подчинительные |
|
73 74 75 |
|
РР Сочинение-рассуждение на тему «Книга в современном мире» |
Стихи В. Машковцева |
76 77 78 |
|
Слитное написание союзов тоже, также, чтобы. |
|
79 80 81 |
|
Частица как часть речи. Разряды частиц. |
|
82 83 84 |
|
Отрицательные частицы НЕ и НИ |
|
85 86 87 |
|
Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова |
|
88 89 90 |
|
Итоговый контроль (диктант). |
|
|
Обследование устной и письменной речи учащихся (6 ч.) |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.